«Приготовление гарниров из отварных овощей»
план-конспект урока на тему

Потапова Татьяна Михайловна

План

урока учебной практики

группа 1-7

дата проведения  20 октября 2015г. 

 

ПМ 01 «Приготовление блюд и гарниров из овощей и грибов»

 

ПК 1.2. Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов

 

Тема урока: «Приготовление гарниров из отварных овощей»

 

Цель: приготовление картофельного пюре.

Задачи урока:

Обучающая:

- сформировать у обучающихся профессиональные компетенции по приготовлению и оформлению простых блюд из вареных овощей (ПК 1.2);

- сформировать у обучающихся навыки организации рабочего места при выполнении комплексной работы (ОК 2);

- закрепить  трудовые действия и приемы в области профессиональной компетенции по  первичной обработке овощей (ПК1.1).

 

Воспитательная:

- формировать у обучающихся умение работать в команде, эффективно общаться в процессе работы (ОК 6);

- нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3);
- готовить к работе производственное помещение и поддерживать его     санитарное состояние ( ОК 7) .

 

Развивающая:

- Развивать у обучающихся логическое мышление, умение анализировать рабочую ситуацию, самостоятельно осуществлять текущий и итоговый контроль, производить оценку и коррекцию собственной деятельности (ОК 3), умения осуществлять поиск информации, необходимой при подготовке к занятию (ОК 4), устойчивый интерес к выбранной профессии (ОК 1).

 

Тип урока: Урок выполнения комплексных работ

 

Вид урока: урок- практикум

 

 

 

 

 

 

Оснащение:

 

Оборудование кабинета- лаборатории – плита электрическая, стол разделочный, весы.

 

Посуда: миска для п/ф, миски для  молока и сливочного масла, кастрюля, тарелка для вторых горячих блюд, нож столовый, вилка столовая, ложка столовая.

 

Инструменты и приспособления: доски разделочные «ОС»,  кухонные ножи «ОС»; картофелемялка.

 

Сырьё – продукты согласно сборнику рецептур;

 

Документы письменного инструктирования – инструктивно- технологическая карта.

 

Раздаточный материал – сборник рецептур блюд.

 

Оформление:  плакат « Кулинарная обработка картофеля», плакат « Отпуск картофельного пюре», натуральный образец.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План

урока учебной практики

группа 1-7

дата проведения  20 октября 2015г.  

ПМ 01 «Приготовление блюд и гарниров из овощей и грибов»

ПК 1.2. Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов

Тема урока: «Приготовление гарниров из отварных овощей»

Цель: приготовление картофельного пюре.

Задачи урока:

Обучающая:

- сформировать у обучающихся профессиональные компетенции по приготовлению и оформлению простых блюд из вареных овощей (ПК 1.2);

- сформировать у обучающихся навыки организации рабочего места при выполнении комплексной работы (ОК 2);

- закрепить  трудовые действия и приемы в области профессиональной компетенции по  первичной обработке овощей (ПК1.1).

Воспитательная: 

- формировать у обучающихся умение работать в команде, эффективно общаться в процессе работы (ОК 6);

- нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3);
- готовить к работе производственное помещение и поддерживать его     санитарное состояние ( ОК 7) .

Развивающая: 

- Развивать у обучающихся логическое мышление, умение анализировать рабочую ситуацию, самостоятельно осуществлять текущий и итоговый контроль, производить оценку и коррекцию собственной деятельности (ОК 3), умения осуществлять поиск информации, необходимой при подготовке к занятию (ОК 4), устойчивый интерес к выбранной профессии (ОК 1).

Тип урока: Урок выполнения комплексных работ

Вид урока: урок- практикум

Оснащение:

Оборудование кабинета- лаборатории – плита электрическая, стол разделочный, весы.

Посуда: миска для п/ф, миски для  молока и сливочного масла, кастрюля, тарелка для вторых горячих блюд, нож столовый, вилка столовая, ложка столовая.

Инструменты и приспособления: доски разделочные «ОС»,  кухонные ножи «ОС»; картофелемялка.

Сырьё – продукты согласно сборнику рецептур;

Документы письменного инструктирования – инструктивно- технологическая карта.

 

Раздаточный материал – сборник рецептур блюд.

Оформление:  плакат « Кулинарная обработка картофеля», плакат « Отпуск картофельного пюре», натуральный образец.

Ход урока:

Ι. Организационный момент (1-2 мин)

Взаимное приветствие, отметка отсутствующих и выяснение причин, проверка наличия спецодежды и калькуляторов.

ΙΙ. Вводный инструктаж (35-40 мин)

  1. Сообщение темы и целей урока.
  2. Актуализация внимания обучающихся  на содержании темы урока

(Один из обуч-ся зачитывает историческую справку, материал которой подготовлен им заранее в качестве домашнего задания).

Выступление обуч-ся:

3. Актуализация знаний обучающихся для выполнения учебно-производственных работ урока.

3.1. Индивидуальная работа уч-ся (работа по вопросу о кулинарной обработке картофеля с последующей  взаимопроверкой – уч-ся  проверяют правильность ответа и при необходимости исправляют).

3.2. Индивидуальная работа по карточкам ( 1 уч-ся)

Карточка №1

  1. Какие виды варки применяют при приготовлении блюд и гарниров из вареных овощей?
  2. Какой процесс называют варкой?

Эталон ответа:

  1. Для приготовления горячих блюд и гарниров овощи варят в воде или на пару.
  2. Под варкой понимают нагревание продукта в жидкости или в атмосфере насыщенного водяного пара.

   

     3.3. Фронтальный опрос группы:

- Назовите ассортимент блюд и гарниров из вареных овощей.

Эталон ответа:  Картофель отварной, картофельное пюре, картофель в молоке, капуста отварная с маслом или соусом, зеленый горошек отварной. спаржа отварная.

- Охарактеризуйте кулинарное изделие – картофельное пюре.

Эталон ответа: Картофельное пюре имеет густую, пышную, однородную  консистенцию, без кусочков  непротёртого  картофеля. Цвет – от кремового до белого, без темных  включений.

- Расскажите о правилах отпуска картофельного пюре.

Эталон ответа: При отпуске картофельное пюре кладут на тарелку. На поверхности наносят ложкой узор, поливают сливочным маслом, посыпают измельченной зеленью. Пюре можно отпускать с пассированным репчатым луком или рублеными вареными яйцами, смешанными с растопленным сливочным маслом. Чаще всего картофельное пюре используют в качестве гарнира к мясным и рыбным блюдам.

(Демонстрация  фото и натурального образца блюда «Картофельное пюре»)

4.Интеллектуальная разминка (реализация развивающей цели)

Даны глаголы, обозначающие процессы:

Очищают, нарезают, промывают, варят до готовности, калибруют, заливают горячей подсоленной водой, сливают отвар, варят до готовности, протирают , взбивают до однородной массы, добавляют растопленное сливочное масло,  вливают горячее кипяченое молоко, кладут соль.

 ( глаголы написаны на плакате не по порядку)

Вопросы к группе:

- Какой технологический процесс характеризуют перечисленные глаголы?

Эталон ответа: приготовление картофельного пюре.

- Уберите глагол, лишний для технологического процесса приготовления картофельного пюре.

Эталон ответа: нарезают.

- Найдите недостающий для технологического процесса приготовления глагол.

Эталон ответа: обсушивание.

- Расположите глаголы в последовательности технологического процесса приготовления картофельного пюре.

Эталон ответа: Очищают, промывают, калибруют, заливают горячей  водой, кладут соль, варят до готовности, сливают отвар, обсушивают, протирают , добавляют растопленное сливочное масло,  вливают горячее кипяченое молоко, взбивают до однородной массы.

- Действие какого глагола ведет к нарушению технологического процесса?

Эталон ответа: заливают холодной водой.

5. Вопрос «на засыпку»

- Почему картофель протирают в горячем состоянии?

Эталон ответа: в горячем картофеле клетки, содержащие крахмальный клейстер, эластичные и при протирании  сохраняются. В остывшем картофеле клетки становятся хрупкими, при  протирании разрываются, из них выделяется клейстер, поэтому пюре получается клейким, тягучим, что ухудшает его вкус и внешний вид.

6. Объяснение последовательности выполнения работ, безопасных приемов их выполнения.

6.1. Разбор  схемы технологической последовательности приготовления картофельного пюре (приложение №1).

6.2. Совместный  (мастера и уч-ся) расчет количества сырья (брутто и нетто) для 4 порций картофельного пюре. Запись в первую колонку расчетной карты (приложение №2).

7. Самостоятельная работа уч-ся

Составление инструкционно- технологической карты.

Расчет количества сырья (брутто и нетто) для 50 и 100 порций картофельного пюре. Заполнение расчетной карты.

8. Закрепление правил организации работы и техники безопасности при приготовлении картофельного пюре.

Вопросы группе:

- Выберите из расположенных на столе  посуды, инструментов и приспособлений те, которые Вам понадобятся для приготовления картофельного пюре.

Эталон ответа: ножи, доски «О.С.», кастрюля, картофелемялка, миски для молока и растопленного масла, тарелка, ложка.

- С помощью каких машин и механизмов может быть ускорен и облегчен процесс массового приготовления на производстве картофельного пюре?

Эталон ответа: картофелеочистительная машина, протирочная машина.

- Какие приемы безопасности следует соблюдать при приготовлении картофельного пюре?

Эталон ответа: Правила эксплуатации картофелеочистительной машины, правила эксплуатации электроплиты, правила эксплуатации протирочной машины, правила безопасного труда при выполнении кулинарных работ.

9. «Узелок на память» Игровой прием закрепления знаний по охране труда и техники безопасности.

Проверка домашнего задания: Оформить в стихотворной форме правила охраны труда и техники безопасности при приготовлении картофельного пюре. ( Учащиеся зачитывают)

Хочешь ты с плитой работать,

Заземленье проверяй.

Эту важную работу

 Никому не доверяй.

Если не хочешь паром обжечься,

Крышку с кастрюли снимай на себя.

Это поможет тебе уберечься

От пара горячего и волдыря.

Кольца, ногти накладные

Ты оставь для дискотек.

Украшения любые

Нам испортят весь обед.

Руки мыть ты должен часто,

Чтоб никого не заразить.

Не должно быть в кухне грязно,

За чистотой надо следить.

Ты с ножом учись работать,

В руках правильно  держи.

Чтобы пальцы не порезать,

При нарезке не спеши.

Кастрюлю по объему

С расчетом выбирай.

На десять сантиметров

К краям не доливай.

А чтобы на ладонях

Не вздулись пузыри,

Горячие предметы

Прихватками бери.

Всегда ты осторожность

 В работе соблюдай,

Пролил случайно жидкость  -

Быстрее вытирай.

11. Закрепление материала вводного инструктажа

 Один уч-ся показывает прием выравнивания очищенного картофеля по размерам.

В это время вопросы группе:

- Можно ли  хранить очищенный картофель в воде более 2 часов?

Эталон ответа:

Нет, потому что при длительном хранении в воду из картофеля переходят углеводы, витамин С, минеральные вещества и  пищевая ценность картофеля будет меньше.

- Почему картофель необходимо выравнивать по размерам перед варкой?

Эталон ответа:

Это производится для того, чтобы клубни картофеля сварились одновременно и меньше было потерь пищевых веществ при тепловой         обработке.

- Какие еще правила сохранения пищевых веществ вы знаете?

Эталон ответа:

1. При варке овощи закладывать в кипящую воду.

2. Воды наливать в кастрюлю с овощами с тем расчетом, чтобы она покрывала овощи на 1 -1,5 см.

3. Варить овощи в посуде с закрытой крышкой.

4. Соблюдать сроки тепловой обработки.

5. Не допускать длительного хранения готовых блюд в горячем состоянии.

12. Сообщение критериев оценки (Приложение № 3)

III. Текущий инструктаж  /5 час/

Деятельность учащихся

Деятельность мастера

1. Организация рабочего места, подбор посуды и приспособлений.

1. Обход с целью проверки правильности организации рабочего места

2. Взвешивание продуктов

2. Наблюдение за деятельностью уч-ся

3. Первичная обработка продуктов, самоконтроль % отходов (взвешивание картофеля до обработки и после, сравнение массы брутто и массы нетто с нормативами)

3. Обход  с целью контроля выполнения трудовых приемов и операций. При необходимости индивидуальное инструктирование и показ. Занести данные в карты критериев оценки.

4. Варка картофеля

4. Обход с целью контроля соблюдения правил техники безопасности.

5.Приготовление картофельного пюре

5. Обход с целью соблюдения технологической последовательности. При необходи-

мости индивидуальное инструктирование и показ

6. Порционирование блюда

6. Наблюдение за деятельностью уч-ся. Занести данные в карту критериев оценки выполнения уч-ся учебно-производственной работы

7. Оформление блюда и гарнира

7. Показ элементов оформления при подаче блюд.

8. Подача блюда

8. Принятие работ. Бракераж готовых изделий. Оценка качества.

Заполнение карты критериев оценки выполнения уч-ся учебно- производственной работы (картофельное пюре и картофельное пюре с помидором)

   

IY. Заключительный инструктаж (10-15 мин)

- Сообщение о достижении цели;

- Анализ умения выполнять производственные работы самостоятельно с       использованием технологической карты;

- Разбор типичных ошибок при выполнении учебно-производственной работы (приготовление картофельного пюре)

-  Демонстрация лучших работ.

-  Оценка работы уч-ся, комментарии;

-  Сообщение темы следующего занятия;

- Выдача домашнего задания: повторить тему «Приготовление блюд из припущенных овощей», составить инструкционно- технологическую карту приготовления моркови припущенной (рец.№

-  Уборка учащимися рабочих мест.

Приложение №1

Расчетная карта

Наименование блюда: Картофельное пюре

Рецептура №155 колонка 1

Наименование продуктов

Норма продуктов на 1 порцию (г)

Расчет на количество порций

3

50

100

Количество продуктов (кг)

брутто

нетто

брутто

нетто

брутто

нетто

брутто

нетто

Картофель

293

220

Молоко

38

38

Вес пюре

-

250

Масло сливочное

10

10

Выход :

-

260

Приложение №3

Критерии оценки выполнения учебно-производственной работы:

- Организация рабочего места;

- Соблюдение правил техники безопасности;

          - Соблюдение правил санитарии и личной гигиены;

          - Правильность выполнения трудовых приемов;

          - Соблюдение последовательности технологического процесса;

          - Степень самостоятельности при выполнении практической работы;

          - Соблюдение норм времени.

          - Качество выполненной работы.

Приложение №2

Технологическая схема приготовления картофельного пюре                                                


                                                                                                                 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология приготовления блюд и гарниров из жареных овощей

Методическая разработкаОткрытого занятия по учебной практикепо ПМ.01 Приготовление блюд и гарниров из овощей и грибовна тему: «Технология приготовления блюд и гарниров из жареных овощей»...

Методическая разработка урока производственного обучения по теме:«Блюда и гарниры из тушеных овощей»

Данная работа выполнена в виде методической разработки, рекомендации по приготовлению блюд и гарниров из овощей содержит конкретный материал в приложении и может служить пособием для мастеров производ...

Урока производственного обучения «Приготовление блюд и гарниров из жареных овощей»

Урок  направлен на освоение  технологических приемов и действий,направленных на приготовление оладий из тыквы....

Урок учебной практики по ПМ 01 Повар, кондитер. "Приготовление блюд и гарниров из отварных овощей".

Методическая разработка для проведения урока по ПМ 01 по профессии Повар, кондитер.Приготовление блюд и гарниров из отварных овощей....

Утка – это самостоятельное, высококалорийное блюдо, которое не требует сложного гарнира. Она подается к столу с запеченным или отварным картофелем, капустой, легкими салатами.

Блюда из утки чаще всего можно встретить на праздничных столах. Часто мы вспоминаем про эту птицу, когда на горизонте намечается важное событие или дата. Во многих странах утка и гусь традиционные блю...

Карточка- задание по теме "Приготовление блюд и гарниров из овощей"

карточка может быть использована для работы с учебником, для составления конспекта...