Оценочные средства для проведения экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю «Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров»
учебно-методический материал

Толстоброва Вера Викторовна

Одним из направлений оценки качества подготовки студентов техникума является сформированность общих и профессиональных компетенций. Появление этих новых объектов оценивания обуславливает необходимость применения инновационных подходов к оценке качества обучения. Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю является реальной возможностью определения уровня развития компетенций студентов.

Для оценки результата экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю разрабатываются оценочные средства.

Представленные оценочные средства предназначены для проведения «Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров» при обучении специальности среднего профессионального образования «Товароведение и оценка качества потребительских товаров» в ГАПОУ СО «Серовский техникум сферы обслуживания и питания».

Проверить сформированность общих и профессиональных компетенций на экзамене (квалификационном) позволяют разработанные критерии к каждому показателю оценки. При выполнении практического задания и представлении портфолио члены аттестационной комиссии выставляют баллы в оценочной ведомости: «0» баллов – признак отсутствует или признак проявлен частично, на уровне некоторых элементов, «1» балл – признак присутствует в полном объеме. Максимальное количество баллов – 26. Затем баллы переводятся в оценку: при сумме баллов 26-24 - оценка «5» отлично; при сумме баллов 23-21 - оценка «4» хорошо; при сумме баллов 20-18 -оценка «3» удовлетворительно; при сумме баллов менее 18 - оценка «2» неудовлетворительно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otsenochnye_sredstva_pm.02.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«СЕРОВСКИЙ ТЕХНИКУМ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПИТАНИЯ»

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

для проведения промежуточной аттестации

по ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ  ЭКСПЕРТИЗЫ  И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ

специальность 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Форма проведения оценочной процедуры экзамен (квалификационный)


Разработчик:         

Толстоброва В.В., преподаватель Серовского техникума сферы обслуживания и питания

Эксперты от работодателя:

________________________________________________________________________________(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

______________________________________________________________

 (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


I. Паспорт комплекта оценочных средств

Предметами оценивания на экзамене (квалификационном) по профессиональному модулю являются профессиональные и общие компетенции. Объекты оценивания – проведение обучающимися экспертизы и оценки качества товаров, представление портфолио. Показатели оценки определены каждому предмету оценивания.

В таблице 1 представлены предметы оценивания, объект оценивания и показатели оценки для проведения экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю «Организация и проведение  экспертизы  и оценки качества товаров».

Таблица 1

Предмет(ы) оценивания

Объект(ы) оценивания

Показатели

оценки

ПК 2.1. Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности

ПК 2.2. Организовывать и проводить оценку качества товаров.

ПК 2.3. Выполнять задания эксперта более высокой квалификации при проведении товароведной экспертизы

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

Проведение экспертизы и оценки качества товаров

Применение средств идентификации (ГОСТ, ТУ, товаросопроводительные документы, маркировка товаров) для целей идентификации товара

Определение информационных знаков и расшифровка маркировки в соответствии с нормативной документацией на товар (ГОСТ, ТУ и др.)

Обоснованность выбора методов экспертизы в соответствии с видом товара

Отбор проб товаров для определения качества в соответствии с ГОСТом

Оценка качества потребительских товаров в соответствии с требованиями нормативной документации (ГОСТ, ТУ )

Аргументированность заключения о результатах товароведной экспертизы 

Рациональность планирования и организации деятельности по экспертизе качества товаров

Результативность решения стандартных и нестандартных ситуаций при оценке качества товаров

Самоанализ и коррекция результатов собственной работы

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Представление портфолио

Аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии

Активность, инициативность в процессе освоения  профессиональной деятельности

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Результативность использования ИКТ в решении профессиональных задач

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Соблюдение норм профессиональной этики в коллективе и команде

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Результативность самообразования

Осуществление самоанализа в работе

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Использование различных технологий в профессиональной деятельности

Описание правил оформления результатов оценивания

К экзамену (квалификационному) по профессиональному модулю ПМ.02 «Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров» допускаются обучающиеся, прошедшие все предварительные аттестационные испытания по междисциплинарному курсу, учебной и производственной практике.

Формы промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.02: экзамен по МДК.02.01 «Оценка качества товаров и основы экспертизы», дифференцированный зачет по учебной практике и производственной практике.

Экзамен по МДК.02.01 проводится в форме защиты курсовой работы. Результаты защиты оформляются протоколом.

Форма промежуточной аттестации по учебной практике - дифференцированный зачет. Оценка выставляется по результатам решения ситуационных задач и текущих оценок по учебной практике. Предметом оценки по производственной практике являются умения и компетенции. В аттестационном листе отражаются виды работ, выполненные обучающимися во время практики, их объем, качество выполнения. По производственной практике проводится дифференцированный зачет в виде защиты отчета о производственной практике. Оценка выставляется по результатам защиты отчета и с учетом данных аттестационного листа.

Экзамен (квалификационный) состоит из нескольких этапов:

– выполнение комплексного практического задания (проведение экспертизы и оценки качества товаров);

– представление портфолио.

Задания экзамена (квалификационного) направлены на оценивание профессиональных компетенций в части освоения основного вида профессиональной деятельности «Проведение экспертизы и оценки качества товаров». Кроме выполнения практического задания обучающиеся представляют портфолио. Портфолио обучающихся позволяет оценить сформированность общих компетенций.

В результате проведения экзамена (квалификационного) экспертной (экзаменационной) комиссией по итогам проведения процедуры оценивания будет принято однозначное решение: ПМ.02 «Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров»  освоен/не освоен.

Оценка производится на основании оценочных листов, в которые включены показатели и  критерии оценивания каждого этапа экзамена (квалификационного). Экспертная комиссия вносит в оценочный лист баллы по обозначенным критериям («да», «выполнено» - 1 балл, «нет», «не выполнено» - 0 баллов). Решение экспертной комиссии основано на рейтинговой шкале, которая составляет 26 баллов, далее она переводится в традиционную 5-ти балльную шкалу.  

Шкала перевода оценки:

Количество баллов (правильный ответ)

Количественная оценка индивидуальных образовательных достижений

При сумме баллов 26-24

оценка «5» отлично

при сумме баллов 23-21

оценка «4» хорошо

при сумме баллов 20-18

оценка «3» удовлетворительно

при сумме баллов менее 18

оценка «2» неудовлетворительно

Контрольно-оценочные материалы для экзамена (квалификационного) имеют следующую структуру: паспорт, задание для экзаменующихся, пакет экзаменатора, протокол экзамена (квалификационного), сводный протокол.

Виды и условия проведения экзамена (квалификационного) определяются педагогами методического объединения торговых групп. Оценочные средства для экзамена по профессиональному модулю разрабатываются рабочей группой и рассматриваются на заседании методического объединения торговых групп. Затем оценочные средства проходят согласование с социальными партнерами. Форма и процедура проведения экзамена (квалификационного) доводится до обучающихся в течение первого месяца от начала освоения профессионального модуля.

Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю проводится в день, освобожденный от других видов учебных занятий, в конце установленного срока прохождения производственной практики.

Дата и время проведения экзамена (квалификационного) устанавливается учебной частью техникума расписанием на основании представления заместителя директора по учебно-производственной работе. Продолжительность экзамена (квалификационного) устанавливается в соответствии с количеством обучающихся.

В период подготовки к экзамену (квалификационному) могут проводиться консультации за счет общего бюджета времени, отведенного учебным планом на консультации.

Экзамен (квалификационный) проводится в специально подготовленном помещении: учебном кабинете товароведения и экспертизы качества товаров.

К началу экзамена (квалификационного) должны быть подготовлены следующие документы:

– рабочая программа профессионального модуля;

– контрольно-оценочные средства для проведения экзамена (квалификационного);

–сводный протокол;

– оценочные ведомости по экзамену (квалификационному);

– портфолио обучающихся;

– зачетные книжки обучающихся;

а также:

– нормативные документы, разрешенные к использованию на экзамене (квалификационном);

– образцы непродовольственных и продовольственных товаров;

– необходимое оборудование и инвентарь для проверки качества товаров.

II. Комплект оценочных средств

2.1. Задания

ЗАДАНИЕ № ____

Текст задания: В адрес торгового предприятия ... поступила партия товара ...в количестве....

1. Рассчитать объём выборки для проведения экспертизы в соответствии с ГОСТ ...

2. Составить схему проведения экспертизы данного товара.

3. Провести оценку качества данного товара, сделать заключение о соответствии  требованиям  ГОСТ...

Таблица 2

Предмет(ы)

оценивания

Объект(ы)

оценивания

Показатели оценки

Критерии оценки

ПК 2.1. Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности 

ПК 2.2. Организовывать и проводить оценку качества товаров.

ПК 2.3. Выполнять задания эксперта более высокой квалификации при проведении товароведной экспертизы

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

Проведение экспертизы и оценки качества товаров

Применение средств идентификации (ГОСТ, ТУ, товаросопроводительные документы, маркировка товаров) для целей идентификации товаров

  1. Правильно определяет показатели идентификации товара
  2. Сопоставляет наименование товара с наименованием, указанным на маркировке и/или в нормативных, товаросопроводительных документах, а также с требованиями, установленными НД.

Определение информационных знаков и расшифровка маркировки в соответствии с нормативной документацией

  1. Извлекает информацию о товаре из его  маркировки
  2. Точно и правильно определяет информационные знаки и расшифровывает маркировку

Отбор проб товаров для определения качества в соответствии с ГОСТом

  1. Использует нормативную документацию в соответствии с заданием
  2. Правильно рассчитывает объем выборки данного товара в соответствии с ГОСТ

Обоснованность выбора методов экспертизы

  1. Составляет схему проведения экспертизы данного товара
  2. Обосновывает выбор номенклатуры показателей для оценки качества

Оценка качества потребительских товаров в соответствии с требованиями нормативной документации

  1. Устанавливает соответствие качества товара стандартам
  2. Правильно диагностирует дефекты товара
  3. Определяет причины возникновения дефектов

Аргументированность заключения о результатах товароведной экспертизы

  1. Обосновывает выбор НД, инструментов и инвентаря для проведения товароведной экспертизы
  2. Делает заключение о качестве товара в соответствии с требованиями ГОСТ

Рациональность планирования и организации деятельности по экспертизе качества товаров

  1. Организует рабочее место для проведения экспертизы товаров с соблюдением правил охраны труда и санитарно-гигиенических требований

Самостоятельно выполняет все виды работ

Результативность решения стандартных и нестандартных ситуаций при оценке качества товаров

  1. Контролирует и корректирует собственную деятельность при выполнении задания

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания:

учебный кабинет товароведения и экспертизы качества товаров

2. Максимальное время выполнения задания каждым обучающимся: 30 мин.

3. Можно использовать на экзамене:

- нормативную документацию для каждого вида товара;

- образцы непродовольственных и продовольственных товаров согласно задания;

- необходимое оборудование и инвентарь для определения качества товаров. 

4. Задание максимально приближено к практической деятельности товароведа-эксперта, вариантов заданий – 30.

2.2 Подготовка и представление портфолио

Перечень документов, входящих в портфолио

1. Аттестационный лист по производственной практике

2. Отчет по производственной практике

3. Отзыв руководителя практики от предприятия

4. Образцы оформленных документов

5. Фоторепортаж с практики

6. Грамота  за победу/участие в предметной олимпиаде по МДК.02.01

7. Грамота за победу/участие в олимпиаде профессионального мастерства

8. Выполненные тесты, самостоятельные, практические, контрольные работы по профессиональному модулю

9. Сертификаты, удостоверения дополнительного образования

Требования к оформлению портфолио

Портфолио состоит:

1.        Титульный лист.

2.        Содержание.

3.        Перечень индивидуальных достижений в табличной форме.

4.        Материалы, подтверждающие индивидуальные достижения в следующей последовательности:

а)        научно-методическая деятельность студента,

б)        учебно-производственная деятельность студента,

в)        внеурочная деятельность студента.

2. Портфолио составляется на бумажных носителях.

При оформлении портфолио необходимо соблюдать следующие требования:

Текст печатать в текстовом редакторе Microsoft Word, размещать на одной стороне листа бумаги формата А4. Параметры страниц: верхнее поле – 2 см, правое – 1 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см. Ориентация листа – книжная. Текст набирается через 1,5  междустрочный интервал шрифтом Times New Roman, размером (кеглем) 14, строчными буквами, без выделения, с выравниванием по ширине страницы. Переносы слов не допускаются. Абзацный отступ – 1,25 см.

Предоставлять только достоверную информацию.

Располагать материалы  в портфолио в соответствии с принятой структурой портфолио.

Оформлять в папке с файлами на весь период обучения в техникуме.

Допускаются творческие подходы к оформлению портфолио, однако структура должна быть выдержана.

Наименование разделов выделяются отдельными страницами.

Портфолио представляет лицо студента, оно должно быть оформлено аккуратно, эстетично.

Портфолио может быть представлено в электронном виде.

Оценка портфолио (включая требования к оформлению)

Таблица 3

Предмет(ы)

оценивания

Показатели

оценки

Критерии оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

 Аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии

 

Активность, инициативность в процессе освоения  профессиональной деятельности

  1. Наличие грамот за призовые места и благодарностей за участие в предметных олимпиадах и олимпиадах проф. мастерства
  2. Наличие рефератов, сообщений, эссе, выполненных самостоятельно, проявляя инициативу

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Результативность использования ИКТ в решении профессиональных задач

  1. Оформление портфолио с использованием ИКТ
  2. Участие в подготовке учебных проектов

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Соблюдение норм профессиональной этики в коллективе и команде

  1. Наличие положительного отзыва руководителя практики о работе в коллективе предприятия
  2. Наличие положительного отзыва мастера производственного обучения

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Результативность самообразования

Осуществление самоанализа в работе

  1. Наличие сертификата или удостоверения
  2. Наличие самооценки деятельности

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Использование различных технологий в профессиональной деятельности

  1. Наличие оформленных документов
  2. Наличие фоторепортажа с практики

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по профессиональным модулям ПМ 01 «УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ» МДК 01.01 «Управление ассортиментом товаров» ПМ 02 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ МДК 02.01«Оценка качества и основы э

Тема: «Формирование ассортимента кисломолочных товаров на основе оценки конкурентоспособности товара» Тип занятия: формирования умений и навыковВид занятия: практическое, с элементами деловой игр...

Методические аспекты подготовки и проведения экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю в соответствии с ФГОС СПО

Экзамен (квалификационный) проверяет готовность студента к выполнению указанного вида профессиональной деятельности и сформированности у него компетенций, определенных в разделе «Требования к результа...

Методические указания по выполнению курсовой работы по ПМ. 02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров МДК. 02.01. Оценка качества товаров и основы экспертизы

Предлагаемая разработка содержит основные положения, рекомендуемые темы, порядок оформления и защиты курсовой работы по ПМ. 02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров МДК. 02.01....

Контрольно – оценочные средства для проведения квалификационного экзамена по профессиональному модулю ПМ. 02 ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ специальность 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

КОС предназначены для контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля ПМ. 02 ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ по специальности: 100801 Товароведение и экспертиза качеств...

Методическая разработка проведения урока-олимпиады по ПМ.02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров и УД Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров на тему: "Оценка качества товаров и основы экспертизы"

В основу методической разработки проведения олимпиады легла идея применения игровых технологий. Использование их в учебном процессе позволяет решать практические задачи, развивает профессиональное тво...

Рабочая программа учебного модуля по дисциплине ПМ02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров по специальности СПО 38.05.02 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Рабочая программа учебного модуля по дисциплине ПМ02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров по специальности СПО 38.05.02 Товароведение и экспертиза качества потребительских тов...