Разработка классного часа по теме "Хлеб всему голова"
классный час

Янцер Елена Александровна

Классный час по теме "Хлеб всему голова" рассматривает историю развития сельского хозяйства Назаровского района. Особое внимание уделяется вкладу А.Ф. Вепрева в экономику края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx1.78 МБ
Файл klassnyy_chas.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

Хлеб. Вот он, хлебушек душистый, С хрупкой корочкой витой. Вот он, тёплый, золотистый, Словно солнцем налитой. В нём – здоровье наше, сила, В нем – чудесное тепло. В нём – земли родимой соли, Солнца свет весёлый в нём… Уплетай за обе щёки! Вырастай богатырём! Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! Ведь не сразу стали зёрна Хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно Потрудились на земле!

Слайд 6

1. Ведь не сразу стали зёрна Хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно Потрудились на земле. 2. Вначале хлеб посеяли зерном, Потом ростки лелеял агроном. Затем взял колос в руки комбайнер, В ладонях его бережно потер. Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел, Он убирать его с комбайном в поле вышел. 3. Потом муку смололи из зерна И к пекарю отправилась она. А тот уж постараться смог: Такие булки вкусные испек! Цени, люби и уважай того, Кто сеял хлеб, растил и пек его.

Слайд 8

- Вырастить хлеб очень тяжело. Чтобы хлеб стал хлебом и дошёл до нас с вами, трудятся люди почти 120 специальностей: селекционер, механизатор, химик, машиностроитель, лётчик сельхозавиации, заготовитель, работники хлебозавода. Прежде чем дойти до нас, хлеб проходит через множество рук.

Слайд 11

Память Назаровскому профессиональному училищу № 62 присвоено имя Аркадия Вепрева, первого губернатора Красноярского края, героя Социалистического труда, кавалера ордена трудовой славы 29 октября 2006 года.

Слайд 14

Память Назаровский строительный техникум был переименован в Назаровский аграрный техникум имени А. Ф. Вепрева

Слайд 15

Родился 29 октября 1927 года в с. Вареницы Кировской области . В 1958 году окончил Московскую сельскохозяйственную академию . С 1942 по 1944 года работал в колхозе « Воронцовский » в Кировской области. С 1944 по 1952 года служил в армии: курсант Челябинского военно-авиационного училища штурманов и стрелков-радистов, воздушный стрелок-радист авиации дальнего действия. С 1952 по 1953 год — ученик расточника, расточник машиностроительного завода в Москве. С 1958 по 1990 год — агроном сельхозинспекции , главный агроном, С1959 года — директор совхоза «Назаровский» Назаровского района Красноярского края . Данное хозяйство считалось одним из лучших в СССР. Здесь получали стабильные 30-35 центнеров зерна с гектара, надои молока приближались к четырём с половиной тысячам литров на корову, а себестоимость мяса была самой дешевой в стране. С 1990 по 1991 год — председатель комитета Верховного Совета СССР по аграрным вопросам и продовольствию



Предварительный просмотр:

Классный час  по теме «Хлеб – всему голова»

Цели:

1.Расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба.

2. Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле.

                               Хлеб ржаной. Батоны, булки.
                           Не добудешь на прогулке. 
                           Люди хлеб в полях лелеют ,
                           Сил для хлеба не жалеют .
                                                   Я. Аким. 

   Хлеб – один из удивительных продуктов человеческого труда. Много ли может сделать человек одним пальцем? Пустяк какой-нибудь. Иной разговор, если в работе вся пятерня. Непременных условий для жизни растений пять, как пальцев на руке.

 Раз – тепло (пришла весна – есть тепло).

Два – свет (Солнце на небе – есть свет).

Три – влага (растаял снег, прошел дождь – есть влага).

Четыре - воздух (воздухом окутано все растение от вершков до корешков).

Пять – пища (удобрение  - есть пища).

Взятые отдельно, они ничего не значат. Собранные вместе – всей пятернёй, - они дают растению полную жизнь от всходов до плодов.

1. Ведь не сразу стали зёрна

    Хлебом тем, что на столе.

    Люди долго и упорно

    Потрудились на земле.

2. Вначале хлеб посеяли зерном,

    Потом ростки лелеял агроном.

    Затем взял колос в руки комбайнер,

    В ладонях его бережно потер.

    Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,

    Он убирать его с комбайном в поле вышел.

3. Потом муку смололи из зерна

    И к пекарю отправилась она.

    А тот уж постараться смог:

    Такие булки вкусные испек!

    Цени, люби и уважай того,

    Кто сеял хлеб, растил и пек его.


 

  Не мало сил требуется, чтобы вспахать землю, вложить в нее драгоценное семя, спасти молодые всходы от сорняков и вредителей, вовремя убрать спелое зерно. Уборка урожая - это грандиозный парад сельхозтехники . Огромные комбайны , как исполины . идут по золотому морю , опрокидывая волны тяжелых колосьев и наполняя кузова нетерпеливых машин зерном , которое дороже россыпи драгоценных камней и золота .

                           А в полях - посмотри, что творится вокруг!
                           Здесь еще далеко до покоя. 
                           Хлебороб завершает торжественный круг, 
                           Круг Почета, и льется зерно золотое.

    Вся  эта отлаженная четкая работа, шум моторов и колес, смешивающийся в унисон со звуками живой и властной природы, приводят в восхищение. Все кажется простым , но это мнение ошибочно .
    Люди , не жалея себя , трудятся - трудятся, постепенно превращаясь в «роботов» поля. Отсюда, наверное, и появилось слово - « ХЛЕ-БО-РОБ » . Слились в нем и «раб», и «робот» , и «работа» , и … «хлеб» . Не дается он легко - ХЛЕБУШКО . Да , добывать хлеб непросто , и каждый человек принимает бой по-своему .

Хлеборобу 


Солнце - шаром за горизонт ,
Над полями из пыли завеса .
Застилает глаза жгучий пот -
Еще двадцать гектаров за лесом .

И рубаха прилипла к спине ,
Сводит руки - устали в запарке .
На оставленной рыжей стерне -
Столько сил в этой битве жаркой !

Передали на завтра дожди ,
А колосья к земле приклонились ,
Если дождь - намолота не жди .
Значит зря целый год потрудились .

С поля жатвы они не уйдут ,
И до встречи незваного гостя 
Все до зернышка уберут ,
Обмолотят тугие колосья .

Гость придет , на столешнице - чисто .
Хлебороб знает толк в гостях !
Управляется ловко и быстро ,
Когда туча расселась в сенях .

Караваи на стол - чуть попозже -
Отмолотная будет в селе .
Лей теперь , сколько хочешь , дождик !
Ты так нужен уставшей земле .


    Мало собрать зерно. Над ним  еще поколдуют сотни рук, чтобы просушить, провеять, смолоть в муку. 
    Раньше в каждом доме пекли хлеб. Для горожан хлеб пекли в пекарнях . Теперь булки , бублики , буханки получают с хлебозаводов . Там ни к муке , ни к тесту не прикасаются руки - все делают машины .
    Непрост печеный хлеб. Он никогда не приедается и быстрее, чем любая другая пища утоляет голод . Но он еще более окутан тайной совершенства , если испекут его в домашних условиях теплые руки мамы или бабушки .
    Я вспоминаю, как впервые в деревне попробовала домашний хлеб, воздушный и белоснежный, с золотистой хрустящей корочкой. От него тянуло теплым аппетитным запахом , который наполнял бабушкину избу с русской печкой , из которой только что вынули высокие круглые булки . И этот аромат делал жилище обжитым и уютным . 
    Мне сразу вспомнился труд агрономов, комбайнеров, трактористов - всех тех, кому я бесконечно благодарна за хлеб. Все они выполняют свое нелегкое святое дело ...

                          ... во имя жизни на Земле 
                          «Хвала рукам, что пахнут хлебом» !
                          Слава миру на Земле !
                          Слава хлебу на столе !
                          Слава тем , кто хлеб растил ,  
                          Не жалел трудов и сил !

Студент читает стихотворения С. Погореловского: 


Хлеб. 

Вот он, хлебушек душистый, 

С хрупкой корочкой витой. 

Вот он, тёплый, золотистый, 

Словно солнцем налитой. 


В нём – здоровье наше, сила, 

В нем – чудесное тепло. 

В нём – земли родимой соли, 

Солнца свет весёлый в нём… 

Уплетай за обе щёки! 

Вырастай богатырём! 


Сколько рук его растило, 

Охраняло, берегло! 

Ведь не сразу стали зёрна 

Хлебом тем, что на столе. 

Люди долго и упорно 

Потрудились на земле! 

- Вырастить хлеб очень тяжело. Чтобы хлеб стал хлебом и дошёл до нас с вами, трудятся люди почти 120 специальностей: селекционер, механизатор, химик, машиностроитель, лётчик сельхозавиации, заготовитель, работники хлебозавода. Прежде чем дойти до нас, хлеб проходит через множество рук.

Лишь в землю убежит сугроб, 

На поле выйдет хлебороб, 

Ему тогда уж не до сна, 

Когда начнётся сев зерна. 

К столу у хлеба долгий путь – 

И ты об этом не забудь! 

. Отношение к хлебу


- Некоторые ребята небрежно относятся к хлебу: бросают на землю кусочки, которые не доели, играют с ним. Дети не задумываются о том, что своим поступком проявляют неуважение к труду тех людей, которые выращивали для нас хлеб. Иногда взрослые выкидывают чёрствый хлеб, не подозревая, что из него можно сделать много вкусностей. 

Например, гренки и сухарики, панировочные сухари.

Я предлагаю вам запомнить несколько рецептов. 

1. Чёрствый хлеб обжарить на растительном масле. Затем посыпать чесноком с солью. 

2. Чёрствый хлеб опустить в сбитые яйца. Затем поджарить на раскалённой сковороде. Посыпать сахарным песком. 

3. Чёрствый хлеб посыпать тёртым сыром, полить сливочным растопленным маслом и запечь в духовке.

4. Положить в целлофановый пакет на батарею, 
5. Приготовить панировочные сухари. 
6. Посушить гренки для супа. 
7. Поджарить гренки к чаю. 
8. Испечь пирог с яблоками, сварить суп.

Но если хлеб испорчен, его можно размочить в молоке или воде и вынести на балкон или во двор на корм птицам. 

Помните о том, что хлеб нужно беречь! 

Вспомните, какие пословицы вы знаете о хлебе? 
1. Хлеб - всей жизни голова 
2. Худ обед, коли хлеба нет. 
3. Хлеб в закромах - счастье в домах. 
4. Не красна изба углами, красна пирогами. 
5. Сердить, бранись за хлебом - солью сходись. 
6. Не тот хлеб, что в полях, а тот, что в закромах 
7. Нашей пшеницей солнце гордится, вечер настанет, не хочет садиться.

А знаете ли вы значение пословицы. Хлеб не ешъ - откуда сила? Потому что хлеб очень сильный. В гостях на столе мы видим различные вкусные блюда, а хлеб стоит в стороне, нарезанный тонкими ломтиками, накрыт салфеткой и хозяин обносит гостей, предлагая хлеб. Хлеб не обижается на то, что его не ставят в центр стола, потому что он очень сильный, а сила не обижается. "С хлебом сила приходит". "Хлеб - всей жизни голова?" 
Не мечтаем мы о чуде.

К нам полей живая речь! 
Берегите хлеб, вы, люди, 
Научитесь хлеб беречь. 
Зерна наших дней светить 
Позолотою резной. 
Говорим мы: берегите, 
Берегите хлеб родной.

Человек - гениальное создание. Он мыслит, сознает, чувствует, творит добро, и все это позволяет ему превращать необжитые земли в благодатные нивы . Решая глобальные проблемы , осуждая историю и политику , мы забываем о людях с обветренными лицами , но с живым огнем в глазах , грубые руки которых по зову человеческого сердца с любовью оберегают черные борозды земли , нежные всходы , налитые зерна в тугих колосьях пшеницы и ржи . И независимо от политических волнений в стране , патриоты хлебных полей выполняют свой благородный труд - начиная с ранней весны и кончая поздней осенью .

Таким человеком был А.Ф.Вепрев

Родился 29 октября 1927 года в с. Вареницы Кировской области.

В 1958 году окончил Московскую сельскохозяйственную академию.

С 1942 по 1944 года работал в колхозе «Воронцовский» в Кировской области.

Ведущий: Вам знакомы росные рассветы,

Когда в поле зябь и стелется заря?

И вместо громких слов суровые поэты

На свой бессмертный труд выходят на поля!

Ведущая: Жестки ладони, а сердца нет теплее,

И от земли исходит ответный теплый пар...

Мой добрый сельский труженик, на свете нет мудрее,

Чем матери-земли тысячелетний дар.

С 1944 по 1952 года служил в армии: курсант Челябинского военно-авиационного училища штурманов и стрелков-радистов, воздушный стрелок-радист авиации дальнего действия.

С 1952 по 1953 год — ученик расточника, расточник машиностроительного завода в Москве.

С 1958 — агроном сельхозинспекции, главный агроном,

И пахнет хлеб

Он пахнет полем,

Горячим зноем и росой,

Прохладным ветром на просторе

И свежей утренней зарей.

Вот он, румяный и душистый,

Лежит и дышит на руке,

За хлеб, огромное спасибо!

Всем хлеборобам на земле.

с 1959 года — директор совхоза «Назаровский» Назаровского района Красноярского края.

 Данное хозяйство считалось одним из лучших в СССР. Здесь получали стабильные 30-35 центнеров зерна с гектара, надои молока приближались к четырём с половиной тысячам литров на корову, а себестоимость мяса была самой дешевой в стране.

:                 В земле наша правда

                  В земле наши корни

                  И сила в плечах от полей и лугов

                  Земля и оденет, земля и накормит

                  Ты только себя для нее не жалей

С 1990 по 1991 год — председатель комитета Верховного Совета СССР по аграрным вопросам и продовольствию.

Колосится нива под бездонным небом,
Налились колосья силою земли.
На полях России верным оберегом
Океан пшеничный мощь свою разлил.

29 декабря 1991 года был назначен главой администрации Красноярского края.

 21 января 1993 года подал в отставку.

С 1993 года находился на пенсии и являлся советником-консультантом ЗАО «Назаровское» (бывший возглавляемый им совхоз).

Золотеет под солнцем пшеница,

Катит ветер волну за волной:

В этой жизни мы будем гордиться

Замечательной нашей землей!

Умер 23 июля 2006 года. Причиной смерти стал обширный инфаркт.[1] Похоронен в родном поселке

Память

  • Назаровскому профессиональному училищу № 62 присвоено имя Аркадия Вепрева, первого губернатора Красноярского края, героя Социалистического труда, кавалера ордена трудовой славы 29 октября 2006 года.
  • Назаровский строительный техникум был переименован в Назаровский аграрный техникум имени А. Ф. Вепрева

Звания и награды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...

Методическая разработка классного часа "Любимых окон негасимый свет"

Данная методическая разработка относится к разделу "Семейное воспитание". Классный час проводился в студенческой группе третьего курса педагогического колледжа. Цель кураторского часа: рассмотрет...

Методическая разработка классного часа "Хлеб - всему голова".

Классный час способствует развитию познавательной активности, уважительного отношения к труду и продуктам питания....

Методическая разработка классного часа "Семья всему начало"

Методическая разработка  внеклассного  мероприятия является актуальной для преподавателей,   работающих над проблемой нравственного воспитания студентов. Семья – самое г...

Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка

Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...

С ДНЁМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ! Методическая разработка классного часа для классных руководителей групп старших курсов

Совершеннолетие непростой этап в жизни каждого студента. Вчерашний ребёнок вдруг становится взрослым и должен принять на свои юные плечи серьёзный груз - взрослую жизнь.Конечно, и до восемнадцатого дн...

Методическая разработка классного часа: тема « Профилактика суицидального поведения в работе классного руководителя»

Актуальность выбранной темы классного часа обусловлена тем, что проблема суицида и суицидальных попыток     приобрела значительный масштаб в наше время. Это обусловлено тем, что мн...