Методическая разработка открытого урока «Защита прав потребителей»
методическая разработка

Гасанова Гулияр Адамовна

Тема урока: «Защита прав потребителей».

Цель урока: 1.Изучить общие положения законодательства о защите прав потребителей.

                     2.Рассмотреть права потребителей и способы их защиты.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: лекция.

Оборудование: Закон «О защите прав потребителей», Гражданский кодекс Российской Федерации.

Термины: продавец, изготовитель, потребитель, товар, иск, жалоба, штраф, обмен.

Ход урока:

Эпиграф:   « Справедливость есть постоянная и неизменная

                      воля каждому воздавать по его заслугам »

                                                   Античный афоризм

План урока.

  1. Общие положения о защите прав потребителей.
  2. Законодательство о защите прав потребителей и сфера его применения.
  3. Основные права потребителей.

Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zashchita.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

Методическая разработка открытого урока

«Защита прав потребителей»

ОП.01

Экономика организации

для специальности

46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Покачи

2021

Тема урока: «Защита прав потребителей».

Цель урока: 1.Изучить общие положения законодательства о защите прав потребителей.

                     2.Рассмотреть права потребителей и способы их защиты.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: лекция.

Оборудование: Закон «О защите прав потребителей», Гражданский кодекс Российской Федерации.

Термины: продавец, изготовитель, потребитель, товар, иск, жалоба, штраф, обмен.

Ход урока:

Эпиграф:   « Справедливость есть постоянная и неизменная

                      воля каждому воздавать по его заслугам » 

        Античный афоризм

План урока.

  1. Общие положения о защите прав потребителей.
  2. Законодательство о защите прав потребителей и сфера его применения.
  3. Основные права потребителей.
  4. Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителя.

По первому вопросу учитель кратко вводит учащихся в суть проблемы, объясняет необходимость защиты прав потребителей на государственном уровне.

По второму вопросу учащимся сообщается о законодательной защите прав потребителей и сфере его применения.

В соответствии с законодательством о защите прав потребителей потребителем  является:

  • только гражданин (юридическое лицо, приобретающее имущество для своих нужд, не является лицом, права которого защищаются данным законодательством);
  • гражданин, который приобретает товар, работы, услуги для личного, домашнего, семейного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

     Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых, домашних, семейных) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

На другом полюсе отношений находится продавец (исполнитель) либо изготовитель товара, но не всякий, а только

-   тот продавец (исполнитель),  для которого продажа товаров в розницу, оказание услуг потребителям является предметом его предпринимательской деятельности;

  • тот изготовитель, который производит товары, предназначенные  для реализации потребителям.

      Законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по передаче имущества в собственность, по выполнению работ и оказанию услуг потребителю, в которых продавцом (исполнителем) выступает организация либо индивидуальный предприниматель.

По третьему вопросу учитель объясняет основные права потребителей.

  1. Право на безопасность.

Это требование должно выполняться в течение всего срока службы товара, установленного, а если такой срок не установлен, то в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю.

  1. Право на информацию:
  • Об изготовителе и продавце;
  • О самих товарах;
  • О месте изготовления продуктов питания;
  • О режиме работы продавца.

Такая информация должна быть на русском языке.

    Если предоставление ненадлежащей, т.е. недостоверной или недостаточно полной, информации о товаре, а также изготовителе повлекло:

  • Приобретение товара, не обладающего необходимыми потребителю свойствами, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков;
  • Невозможность использования приобретённого товара по назначению, потребитель вправе потребовать предоставления ему в разумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков.
  1. Право на качественный товар.

   Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца либо изготовителя товара:

  • Безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • Соразмерного уменьшения покупной цены;
  • Замены на товар аналогичной марки;
  • Замены на товар другой марки с соответствующим перерасчётом покупной цены;
  • Расторжения договора купли-продажи.
  1. Право потребовать от организации розничной торговли заключения договора купли-продажи. Условия договора должны быть одинаковы для всех потребителей.
  2. Право на обмен товара (в течение 14 дней со дня покупки).

        По четвертому вопросу учащиеся узнают об ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей.

  1. Уплачивает потребителю неустойку за каждый день просрочки в размере одного процента от цены товара. Данная неустойка является штрафной, т.к. убытки, причиненные потребителю нарушением его прав, подлежат возмещению сверх неустойки.
  2. Лицо, нарушившее права потребителя, несет ответственность независимо от вины.
  3. Суд вправе вынести решение о взыскании с нарушителя в федеральный бюджет штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.
  4. Потребителю предоставляется право предъявлять иски, связанные с нарушением их прав по месту жительства истца, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда. Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины.
  5. Потребителю компенсируется моральный ущерб, правда его необходимо доказать в суде.

Вопросы для контроля.

  1. Почему потребитель является слабой стороной в имущественном обороте?
  2. Кто в соответствии с законодательством является потребителем?
  3. Кто является другой стороной отношений, на которые распространяется действие законодательства о защите прав потребителя?
  4. Какие отношения регулируются законодательством о защите прав потребителей?
  5. Какие нормативно-правовые акты предоставляют дополнительные гарантии защиты прав потребителей?
  6. В чем заключаются основные права потребителей?
  7. Каково содержание права на информацию? Каковы последствия нарушения права потребителя на информацию?
  8. Каково содержание права на качественный товар? Каково значение гарантийных сроков (сроков годности)?
  9. Как потребитель может защитить свой интересы?
  10. В каких случаях потребитель может реализовать своё право на обмен товара?
  11. Какие меры ответственности установлены законодательством за нарушение прав потребителей?
  12. Что такое моральный вред? В каких случаях возмещается моральный вред, причиненный нарушением имущественных прав? Каковы условия его возмещения?

Задание на дом. 1.Выучить материал лекции.

        2. Подготовить штрих - коды, этикетки, упаковки с различных товаров.

Тема урока: «Покупатель всегда прав».

Цель урока: используя различные ситуации научиться защищать свои права, добиваться качества услуг.

Тип урока: применение знаний на практике.

Форма урока: практическое занятие.

Оборудование: закон «О правах потребителя», Гражданский кодекс РФ, штрих – коды, этикетки и упаковки товаров.

Ход урока.

План урока:

  1. Наука покупать.
  2. Как расшифровать штрих – код.
  3. Как узнать, что вы едите.
  4. Как защитить себя.
  5. Как не дать себя обмануть.
  6. Куда пожаловаться?

Задание. Составить памятку потребителя (учитель совместно с учениками).

Отправляясь в магазин, помните:

  1. Вы имеете право задавать продавцу любые вопросы о заинтересовавшем вас товаре. Если продавец не владеет нужной информацией, лучше срезу развернуться и уйти из этого магазина.
  2. Продавец обязан выдать вам товарный чек или другой документ, удостоверяющий факт покупки. Не выбрасывайте чек и не оставляйте его в магазине! Чек это ваша возможность защитить свой права.
  3. Продавец не имеет права без вашего согласия предоставлять дополнительные платные услуги.
  4. Помните, что на каждый товар устанавливается гарантийный срок. Если в сопроводительных документах гарантийный срок не указан, то согласно закону гарантия устанавливается на 6 месяцев.
  5. Если до конца гарантийного срока в приобретенном товаре обнаружились недостатки, вы можете требовать:
  • Бесплатного устранения недостатков;
  • Уменьшения покупной цены;
  • Замены на товар аналогичной марки
  • Расторжения договора купли-продажи.
  1. В случае, когда приобретённый вами товар потребовал ремонта, замены или уценки,                                                                                         продавец (или изготовитель) обязан осуществить транспортировку крупных и тяжёлых товаров своими силами и за свой счёт.

Разделы штрих – кода:

  1. Код страны.
  2. Код изготовителя.
  3. Наименование товара.
  4. Потребительские свойства.
  5. Размер, масса.
  6. Ингредиенты.
  7. Цвет.
  8. Контрольная цифра.

* - знак товара, изготовленного по лицензии.

Например: 4 0 0   0 5 0 8    0 8 2  5 0 4

                 

        1            2       3 4 5  6 7 8  *

Коды некоторых стран:

00-09 США, Канада                                          64 Финляндия

30-37 Франция                                                   690 Китай

40-44 Германия                                                  70 Норвегия

460-461 Россия, СЕН                                         72 Израиль

471 Тайвань                                                        73 Швеция

49 Япония                  789 Бразилия

50 Англия                  80-83 Италия

52 Греция                         84 Испания

54 Бельгия                         86 Югославия

56 Португалия                         869 Турция

57 Дания              90-91 Австрия

590 Польша

599 Финляндия

     Подлинность штриха можно проверить самостоятельно (учащиеся по образцу выполняют данное задание):

  1. Сложить все цифры, стоящие на чётных местах.
  2. Полученную сумму умножить на 3. Результат назовём Х.
  3. Сложить все цифры, стоящие на нечётных местах (без контрольной цифры).
  4. Прибавьте к этой сумме число Х.
  5. От полученной суммы, назовём её YX – оставим только Z.
  6. Выполним простое арифметическое действие: 10-Z.
  7. Если результат соответствует контрольной цифре в штрихе – коде значит, перед вами не подделка.

Пример. Проверим штрих – код кофе «Якобс»: 4000508082504 (контрольная цифра 4):

0+0+0+0+2+0=2

2х3=6

4+0+5+8+8+5=30

30+6=36

От 30 оставляем 6.

10-6=4

Результат соответствует контрольной цифре.

     Во многих продуктах содержатся пищевые добавки. Они обозначаются буквой Е с индексом трёхзначным числом.

     Что обозначают индексы пищевых добавок:

Е100-Е182 – красители.

Е200 и далее – консерванты.

Е300 и далее – антиокислители (предохраняют продукты от порчи).

Е400 и далее – стабилизаторы (сохраняют заданную консистенцию).

Е500 и далее – эмульгаторы (поддерживают определённую структуру).

Е600 и далее – усилители вкуса и аромата.

Е700-800 – запасные индексы.

Е900 и далее – антифламинги, противопенные вещества (понижают пенообразование например, при разливе соков).

Е1000 и далее – газирующие авенты, подсластители, крахмалы.

     Пищевые добавки, запрещенные на территории России:

Е121 – краситель цитрусовый красный.

Е123 – краситель Амарант.

Е240 – краситель Формальдегид

Е924а – улучшитель муки и хлеба.

Е924б – улучшитель муки и хлеба.

Как защитить свои права.

     Если в течение гарантийного срока вам отказывают в бесплатном ремонте, замене или уценке товаров, подавайте в обидевшее вас предприятие письменную претензию.

     Претензию надо составлять правильно.

  1. Составляйте претензию в двух экземплярах: копия потребуется, если затем вам придётся обращаться в суд или прокуратуру.
  2. Сформулируйте свои требования полно и точно.
  3. Претензию надо подавать руководителю предприятия (или администратору) под подпись. Если у вас отказываются принять претензию, отправляйте её по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если реакции не последовало, обращайтесь в суд.

Исковое заявление можно подавать по месту нахождения ответчика, по месту вашего проживания или по месту причинённого вреда.

Правила составления и форма искового заявления вывешены в зданиях судов.

Помните: иск о защите прав потребителя освобождён от уплаты государственной пошлины.

К исковому заявлению приложите: копии искового заявления по числу ответчиков; копии всех документов, на которые сделана ссылка в исковом заявлении.

Исковое заявление с приложениями необходимо послать в суд заказным письмом с уведомлении о вручении.

Если в течение 7 дней суд не вынес мотивированное определение об отказе в возбуждении дела значит, дело находится в производстве и должно быть в течение 20-30 дней рассмотрено судом.

РЕШЕНИЕ  СИТУАЦИЙ.

Скидки.

     Довольно часто покупателей вводят в заблуждение рекламными объявлениями. Указываются заниженная цена, завышенные скидки. Вы приходите в магазин, а там совсем другие цены. На ваш недоумённый вопрос продавец пожимает плечами: мол, были скидки, да все закончились, т.к. их срок действия истёк.

Ответ.

     Это серьёзное нарушение закона «О защите прав потребителя». Пока висит рекламное объявление, пока «крутится» ролик на телевидении или радио, продавец обязан буквально соблюдать все оговоренные рекламные условия.

Обувь.

     Вы купили ботинки, а они вам «жмут». Можете ли вы обменять их в подобном случае?

Ответ.

     Обувь входит в число тех товаров, которые согласно закону «О защите прав потребителя», могут быть заменены даже в том случае, если у покупателей нет претензий к её качеству.  «Жмут» - вполне достаточная причина для обмена. Замены можно потребовать не позднее 14 дней после дня покупки, и в случае, если вы не успели прогуляться в новых туфлях по улице.

     Если на обувь установлен гарантийный срок в 1-2 месяца, значит вам предлагают обувь низкого качества, или у продавца нет прямой связи с производителем.

Помните: гарантийный срок ношения сезонной обуви начинается не с момента покупки, а с начала сезона.

Недвижимость.

     Вы решили купить жильё в новом доме, для чего хотите заключить договор с фирмой - строительницей. Но фирма предлагает вам только инвестирование на условиях совместного финансирования. Ваши действия?

Ответ.

     Если вы решили покупать жильё в новом доме, лучше не заключать с фирмой, в которую вы обратились, договор о совместном финансировании. Такой шаг ведет к тому, что вы, подписав подобный договор, юридически оказываетесь в положении партнера, инвестора. Т.е. предпринимателя. Отсюда следует, что вы как партнер рискуете своими деньгами в той же мере, в какой рискует любой предприниматель.

     Лучше остаться покупателем, т.е. потребителем. При этом вы сохраните все права, данные вам законом «О защите прав потребителя» и Гражданским кодексом РФ. В том числе использовать такую законную норму, как гарантийный срок. Гарантийный срок на ваше новое жилище должен быть оговорен в договоре купли-продажи. Если же в вашем договоре нет такого пункта, обратитесь к законодательству. Гражданский кодекс РФ (ст.447, п.п.1,2) и закон «О защите прав потребителя» (ст.12) устанавливают гарантийный срок при покупке недвижимость 2 года со дня передачи недвижимости владельцу.

Банковские вклады.

     Вы решили стать вкладчикам банка, но боитесь за свои сбережения. Какими правами обладает вкладчик банка?

Ответ.

     Под  действие закона «О защите прав потребителя» также попадают отношения гражданина и банка. Одновременно эти отношения регламентируются главой 44 («Банковский вклад») Гражданского кодекса РФ, а также специальным законодательством. При этом вкладчик, как потребитель банковских услуг, при заключении договора банковского вклада приобретает те же права, как и при заключении договора на любую другую услугу, а именно: право на предоставление полной информации об услуге; право на возмещение морального вреда в случае, если условия договора не соблюдены; право на освобождение от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в суд.

КУДА  ПОЖАЛОВАТЬСЯ?

     Помочь потребителю защитить свои права обязаны Роспотребнадзоре. Адрес: г. Армавир, ул. Ленина, 26

Домашнее задание. Составить исковое заявление (на любой вид некачественного товара).

        Расшифровать любой штрих – код товара.

        Провести экспертизу упаковки любого пищевого товара.

Тема урока: «Потребительская культура граждан».

Цель урока: используя игровые ситуации приучить учащихся к потребительской культуре,

                     к умению защитить свои права.

Тип урока: обобщение знаний.

Форма урока: игра.

Оборудование: закон «о защите прав потребителей», Гражданский кодекс РФ, карточки с

                          заданиями и условиями игровых ситуаций.

Ход урока.

Условия игры.

     В начале урока класс разбивается на три группы. Каждой группе даётся карточка с заданием. В ней – условия игровой ситуации, которую необходимо разыграть. Две другие команды должны ответить на вопросы по этой ситуации. В конце подводятся итоги и объявляются отметки.

Ситуация №1.

     16 ноября Игнатов П.П. купил в универмаге костюм и ботинки, предварительно их примерив и внимательно осмотрев. Придя домой Игнатов П.П. снова стал примерять костюм, но фасон и расцветка костюма ему не понравились. Посоветовавшись с отцом, Игнатов П.П. решил обменять костюм в ближайшую пятницу, 21 ноября. Костюм он больше не надевал. 20 ноября, возвращаясь с работы, Игнатов споткнулся на лестнице, а потом обнаружил, что на одном ботинке у носка отрывается подошва. 21 ноября Игнатов пришёл в универмаг и потребовал обменять костюм, а за ботинки возвратить деньги. Администрация магазина обменять костюм отказалась, ссылаясь на то, что костюм вполне доброкачественный, соответствующего размера и никаких серьёзных причин для обмена нет. Что касается ботинок, то администрация согласилась принять их обратно, но лишь в обмен на другую пару.

Вопросы.

Имеет ли Игнатов право на обмен костюма и возврат ботинок?

Какие права имеет покупатель в случае обнаружения недостатков товара?

Какая ответственность может быть возложена на универмаг в случае неудовлетворения требований Игнатова?

Ситуация №2.

     Универмаг продал Елисеву Н.Н. пианино с обязательством доставить его на квартиру покупателя. При перевозке пианино попало под сильный дождь и было испорчено. Покупатель отказался принять пианино и потребовал возвратить ему деньги или доставить другой, исправленный инструмент. На своё заявление Елисеев Н.Н. получил от администрации ответ, в котором указывалось, что покупатель, выбрав в магазине пианино и уплатив за него деньги, стал его собственником и поэтому сам должен нести последствия порчи инструмента от случайных причин. В поданном в суд исковом заявлении Елисеев просил взыскать с магазина в его пользу стоимость пианино или обязать магазин доставить другое пианино, т.к. свои обязанности по договору магазин мог считать выполненными лишь с момента надлежащей доставки вещи на квартиру. Универмаг со своей стороны просил суд обязать Елисеева принять купленное им пианино.

Вопросы.

В какой момент у покупателя по договору купли-продажи возникает право собственности на товар?

Можно ли считать магазин исполнившим обязанность по передаче товара покупателю?

Какие требования Елесеев может предъявить универмагу?

Какие меры ответственности могут быть применены к магазину в случае неудовлетворения требований потребителя; в случае несвоевременного удовлетворения требований потребителя?

Ситуация №3.

     Грибанов А.А. в 1986 г. купил в магазине «Электроника» цветной телевизор «Рубин». Как указывалось в техническом паспорте, гарантийный срок на телевизор составлял 2 года. В 1988 г. он продал телевизор своему коллеге по работе Коваленко И.С. Однако Коваленко не смог внести купленный телевизор в квартиру, т.к. тот не пролезал во входную дверь. В итоге он продал телевизор другому своему сослуживцу, Корнееву О.Е. При перевозке телевизора документы на него были утеряны.

     В 1994 г., в то время, когда Корнеев находился на кухне, телевизор, помещённый в комнате, загорелся. В результате самовозгорания телевизора полностью выгорел дом, в котором, помимо Корнеева, проживали еще три семьи.

     Корнеев потребовал от магазина, продавшего телевизор, возместить ему убытки, причиненные некачественным товаром. Магазин отказался удовлетворить требования Корнеева, сославшись на отсутствие договорных отношений между ним и Корнеевым. Кроме того, гарантийный срок на телевизор уже давно истёк. Представители магазина указывали также на отсутствие в случившемся вины магазина.

     Соседи Корнеева потребовали от завода «Рубин», являющегося изготовителем одноимённых телевизоров, возместить им вред, причиненный его продукцией, имеющей недостатки. Завод также отказался удовлетворить их требования. В ответном письме отмечалось, что завод вообще не имеет никакого отношения к случившемуся. По мнению представителей завода, соседям Корнеева следовало предъявить иск о возмещении вреда непосредственному его причинителю, т.е. Корнееву.

     

Вопросы.

Мог ли магазин отказаться от удовлетворения требований Корнеева по указанным основаниям?

По каким причинам магазин мог отказаться от возмещения убытков?

Что делать Корнееву при неудовлетворении магазином его требовании?

Какое значение имеет гарантийный срок?

Могли ли соседи Корнеева предъявить указанное требование заводу-изготовителю?

Какая ответственность может быть применена к продавцу и заводу-изготовителю при неудовлетворении требований Корнеева и его соседей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по дисциплине ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ по теме: «Движение по автомагистралям. Движение в жилой зоне»

Открытый урок по теме: «Движение по автомагистралям. Движение в жилой зоне» представляет собой  комбинированный урок с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео - тран...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА МДК 02.02 раздел 2 Управление проектами на тему: «ЗАЩИТА ПРОЕКТА»

Содержит технологическую поэтапную карту урока  и критерии оценки защиты проектных работ.К критериям оценки относятся следующие пункты:1. Средний балл успеваемости за семестр2. Своевременная сдач...

Методическая разработка открытого урока "Время отдыха" по предмету ОП.05 «Трудовое право» для специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения.»

Методическая разработка открытого урока "Время отдыха" предназначена для преподавателей, работающих по дисциплине ОП.05 "Трудовое право" для специальности 400.02.01 Право и организ...

Открытый урок Защита прав потребителей

Методическая разработка представляет собой конспект урока по учебной дисциплине «Право» по специальностям среднего профессионального образования, где данная дисциплина преподается в цикле общеобразова...

Методическая разработка открытого урока на тему «Защита курсового проекта»

описана  методика проведения защиты курсовых проектов с использованием информационных технологий по МДК01.02 " Электроснабжение"....

Методическая разработка открытого урока "Защита прав человека"

Методическая разработка открытого урока по  теме «Защита прав человека» содержит материал для подготовки занятия по вышеуказанной теме. Данная тема предусмотрена рабочей программой об...

2019 г Методическая разработка открытого урока МДК 02.01 Охрана и защита лесов

2019 г Методическая разработка открытого урока МДК 02.01 Охрана и защита лесов по теме "Лесные пожары, виды лесных пожаров, причины их возникновения и экологические последствия"...