Принципы обеспечения и управления качеством товаров и услуг на современном рынке
статья

Рассоха Елена Васильевна

Управление качеством продукции осуществляется циклически и проходит через определенные этапы, именуемые циклом Деминга. Он включает: планирование; организацию; контроль; управление воздействием.

Управление ассортиментом предприятия представляет собой комплексный процесс, включающий основные классические функции управления: планирование, в процессе которого изучается спрос на товары, проводятся маркетинговые исследования, организацию, которая подразумевает создание коммуникационной системы по формированию ассортимента, координацию, в процессе которой осуществляется разработка ассортиментного портфеля организации, вырабатывается ассортиментная стратегия (выделяются стратегические группы товаров, определяются методы и принципы формирования торговых надбавок) и контроль, который включает анализ ассортимента (его широты и глубины, прибыльности отдельных видов и групп товаров), а также анализ влияния политики управления товарными запасами предприятия, политики поставок на товарный ассортимент.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: Принципы обеспечения и управления качеством товаров и услуг на современном рынке

Автор: Рассоха Е.В., ГАПОУ СО

«Саратовский колледж кулинарного искусства»

Качество продукции – это совокупность особых характеристик и свойств продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности потребителя.

Среди принципов обеспечения качества можно выделить три их основных группы:

1. Принципы технического характера, к которым можно отнести конструктивные, технологические, метрологические и т. д.;

2. Принципы экономического характера, состоящие из финансовых, нормативных, материальных показателей и т. д.;

3. Принципы социального характера, включающие правовые, организационные, кадровые отношения и т. д.

Стабильное обеспечение качества продукции зависит от множества факторов, которые можно разделить на две основные группы: общие и частные. К общим факторам относятся: технические, экономические, социальные, политические и другие факторы, которые учитывают достигнутый уровень развития производства, совершенствующего средства и системы контроля качества, социальную и экономическую целесообразность и эффективность производства, материальную и личную заинтересованность и пр. Среди частных факторов выделяют: профессиональное мастерство работников, конструкцию изделий и качество технических процессов, используемые сырье, материалы, комплектующие, условия хранения, транспортировки, реализации и эксплуатации продукции, упаковку, маркировку и пр.

Устойчивого совершенствования качества продукции нельзя добиться путем проведения отдельных и даже крупных, но разрозненных мероприятий. Только путем системного и комплексного, взаимосвязанного осуществления технических, организационных, экономических и социальных мероприятий на научной основе можно быстро и устойчиво совершенствовать качество продукции.

Факторы, влияющие на качество продукции, могут быть представлены тремя обобщенными направлениями. Качество производимой продукции зависит от внутренних (внутрифирменных) обстоятельств, человеческого фактора и внешних условий.

В соответствии с этими направлениями можно дать характеристику условий формирования факторов качества.

Внутренние условия, обеспечивающие высокое качество продукции, включают:

– дисциплину, оборудование, технологию производства;

– испытательную базу;

– технический контроль;

– организационную и производственную структуру управления предприятием.

Важнейшим из названных условий можно считать человеческий фактор, представленный такими условиями, как:

– квалификация, опыт, профессионализм, обучение, переобучение;

– поощрения, стимулирование, мотивация;

– активность и инициатива;

– обмен передовым опытом.

К внешним условиям формирования факторов качества, не зависящим от хозяйствующих субъектов, можно отнести:

– инвестиции, поддержку государства;

– ритмичность поставок сырья, материалов и комплектующих, их качество;

– оценку и подтверждение качества продукции;

– правовое обеспечение качества, то есть наложение юридической ответственности за дефектную продукцию;

– уровень конструкторских разработок и международный опыт;

– создание новых технологий;

– согласованность требований контроля и надзора.

Часто при определении факторов, которые влияют на какой-либо результативный показатель, характеризующий качество, используют причинно-следственную диаграмму определения качества.

Система управления качеством представляет собой согласованную рабочую структуру, действующую в фирме и включающую эффективные технические и управленческие методы, обеспечивающие наилучшие и наиболее практичные способы взаимодействия людей, машин, а также информации с целью удовлетворения требований потребителей, предъявляемых к качеству продукции, а также экономии расходов на качество.

Для успешного руководства организацией и условиями ее функционирования необходимо выбрать направление развития организации и обеспечить управление. В современных условиях управление организацией включает менеджмент качества наряду с другими аспектами менеджмента. Для этого при разработке стандартов ИСО 9000 (стандарты качества) были определены восемь принципов управления качеством. Эти восемь принципов менеджмента качества направлены на то, чтобы высшее руководство могло применять их с целью улучшения деятельности организации:

1. Ориентация на потребителя. Организации должны понимать текущие и будущие потребности потребителей, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания, так как достижение собственных целей организации зависит от качества удовлетворения потребностей потребителей.

2. Лидерство руководителя. Руководители контролируют всю деятельность предприятия и обеспечивают единство направлений и цели ее деятельности. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

3. Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации, то есть создание стабильного трудового коллектива и его полное вовлечение в деятельность организации дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

4. Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

5. Системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.

6. Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

7. Принятие решений, основанных на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации, поэтому информационная обеспеченность предприятия является важным условием успешной деятельности организации.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Применительно к управлению качеством целесообразно выделять еще и специфические принципы, к которым относятся:

  1. Формирование управленческих решений с учетом производственно-экономических, социальных, рыночных факторов.

2. Взаимосвязь целей и ресурсов, их сбалансированность.

3. Полнота учета потребностей в ресурсах.

4. Сочетание внутреннего и внешнего контроля качества.

5. Непрерывность и этапность осуществления контроля качества, развитие системы управления качеством и др.

Непосредственными объектами управления качеством являются потребительские характеристики продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла.

Субъектами управления являются различные органы управления и отдельные лица, функционирующие на различных иерархических уровнях и реализующие функции управления качеством в соответствии с общепринятыми принципами и методами управления.

Управление качеством продукции на предприятии является одним из звеньев общего цикла управления и выполняет ряд функций, аналогичных функциям общего управления предприятием:

1. Планирование процесса управления качеством. Установление обоснованных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени.

2. Организация, координация и регулирование процесса управления качеством. Организационная работа по управлению качеством на предприятии заключается в выполнении всего комплекса работ, связанных с планированием, осуществлением и контролем деятельности, направленной на совершенствование качества продукции и всех процессов производственно-хозяйственной деятельности.

3. Мотивация – это побуждение к деятельности совокупностью различных мотивов, создание конкретного состояния личности, которое определяет, насколько активно и с какой направленностью человек действует в определенной ситуации.

4. Контроль, учет и анализ процессов управления качеством – это процесс определения и оценки информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа.

Объектами управления качеством продукции являются все элементы, образующие петлю качества, включающие следующие основные этапы:

– маркетинг;

– проектирование и разработку технических требований, разработку продукции;

– материально-техническое снабжение (МТС);

– подготовку производства и разработку технологии для всех производственных процессов;

– производство;

– контроль, испытания и обследования;

– упаковку и хранение;

– реализацию и распределение продукцию;

– монтаж;

– эксплуатацию;

– техническую помощь и обслуживание;

– утилизацию.

В практической деятельности в целях планирования, контроля, анализа и пр. эти этапы можно разбивать на составляющие.

Управление качеством продукции осуществляется циклически и проходит через определенные этапы, именуемые циклом Деминга. Он включает: планирование; организацию; контроль; управление воздействием.

Управление ассортиментом предприятия представляет собой комплексный процесс, включающий основные классические функции управления: планирование, в процессе которого изучается спрос на товары, проводятся маркетинговые исследования, организацию, которая подразумевает создание коммуникационной системы по формированию ассортимента, координацию, в процессе которой осуществляется разработка ассортиментного портфеля организации, вырабатывается ассортиментная стратегия (выделяются стратегические группы товаров, определяются методы и принципы формирования торговых надбавок) и контроль, который включает анализ ассортимента (его широты и глубины, прибыльности отдельных видов и групп товаров), а также анализ влияния политики управления товарными запасами предприятия, политики поставок на товарный ассортимент.

В ходе исследовательской работы были выполнены все поставленные задачи:

- изучить основные принципы обеспечения качества продукции;

- изучить принципы управления качеством продукции;

- изучить принципы управления ассортиментом;

- изучить управление ассортиментом магазина.

Над данной исследовательской работой было интересно работать. Благодаря ей мы узнали много всего нового в области управления ассортиментом и качеством товаров и услуг.

Список используемых источников

  1. ГОСТ Р 1.4-92 Государственная система Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vsegost.com/Catalog/46/46913.shtml, свободный.
  2. ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система Российской Федерации. Общее требование к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://files.stroyinf.ru/Data1/4/4790/, свободный.
  3.  Тюкова С. Ю . Управление ассортиментом коммерческого предприятия сферы услуг : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 : СПб., 2003. – 193 c. РГБ ОД, 61:04-8/4348. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dslib.net/economika-xoziajstva/upravlenieassortimentom-kommercheskogo-predprijatija-sfery-uslug.html, свободный.
  4. Управление ассортиментом. Глава 4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.redov.ru/delovaja_literatura/lenivyi_marketing_principy_passivnyh_prodazh/p4.php, свободный.
  5. Управление ассортиментом. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lekcion.ru/tovarovedeniye/upravlenie_assortimentom.html, свободный.
  6. Управление ассортиментом и качеством товаров на современном предприятии. Реферат. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://myreferat.net/referats/18/15310, свободный.
  7. Управление ассортиментом магазина. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.arbconsulting.ru/solution/uslugi/assortment/, свободный.
  8. Управление ассортиментом товаров. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.znaytovar.ru/new805.html, свободный.
  9. Управление ассортиментом торгового предприятия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/ marketing/00203993_0.html, свободный.
  10. Управление качеством. Учебник. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/iso9000/qmanbook3.shtml, свободный.
  11. Формирование и управление ассортиментом. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ref.by/refs/47/9706/1.html, свободный.
  12. Управление ассортиментом и качеством продукции на предприятии (на примере ОАО "Нефтекамскшина"). [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://knowledge.allbest.ru/marketing/3c0b65625a3bc68b4c43b88421216d37_0.html, свободный
  13. Дипломная работа: Управление ассортиментом торгового предприятия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bestreferat.ru/referat-284118.html#_Toc268908790, свободный.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по профессиональным модулям ПМ 01 «УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ» МДК 01.01 «Управление ассортиментом товаров» ПМ 02 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ МДК 02.01«Оценка качества и основы э

Тема: «Формирование ассортимента кисломолочных товаров на основе оценки конкурентоспособности товара» Тип занятия: формирования умений и навыковВид занятия: практическое, с элементами деловой игр...

Фрагмент КОС по МДК 02.04 Продвижение товаров и услуг по специальности Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Материал содержит тестовое задание по теме "Личная продажа"  - компоненты первого впечатления при применении технологии ффективных продаж....

КОС ПМ.04 Оценка конкурентоспособности товаров и услуг специальности 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (углубленной подготовки)

КОС ПМ.04 Оценка конкурентоспособности товаров и услуг специальности 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (углубленной подготовки) ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для проведени...

Технологическая карта урока по дисциплине "Маркетинг товаров и услуг" для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Технологическая карта урока по дисциплине "Маркетинг товаров и услуг" для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» (углубленная подготовка) ПМ.04 Оценка конкурентоспособности товаров и услуг

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»(углубленная подготовка)  ПМ.04 Оценка конкурентоспособности товаров...

Рабочая программа ПМ.04 и ФОС "Оценка конкурентоспособности товаров и услуг " для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Рабочая  программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – разработана  в соответствии с ФГОС по  специальности СПО 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потре...

Презентация к уроку по дисциплине "Сервисная деятельность" на тему "Состояние современного рынка парикмахерских услуг"

Презентация к уроку по дисциплине "Сервисная деятельность" на тему "Состояние современного рынка парикмахерских услуг" может быть использованы на занятиях в колледжах индустрии кра...