ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ пробы для детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Поварское и кондитерское дело»
методическая разработка

Целью программы профессиональных проб является: формирование у детей дошкольного возраста интереса к профессии, опыта до профессиональной деятельности в области общественного питания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profproby_buzyunova.docx42.11 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Алексеевский агротехнический техникум»

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ

для детей дошкольного возраста (5-6 лет)

«Поварское и кондитерское дело»

формат проведения: очный

Разработчик программы:

Бузюнова Валентина Алексеевна

Преподаватель спецдисциплин

Алексеевка, 2022


1. Информационная карта

1.

Информация об организаторе профпроб

1.1

Наименование организации

ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум»

 

1.2

Адрес проведения профпробы

г. Алексеевка, ул. Победы, 119

 

1.3

Информация о контактном лице: ФИО, должность, телефон, электронная почта

Бузюнова Валентина Алексеевна

Преподавательо обучения

тел. 8-904-097-74 -24

адрес эл. почты kshpaleks@mail.ru

2.

Информация о профессиональной пробе

2.1

Сфера профессиональной деятельности

Услуги общественного питания

 

2.2

Наименование профессии или компетенции, по которой проводится профпроба

43.02.15

Поварское и кондитерское дело

2.3

Категория профессии (специальности, компетенции)

- традиционная специальность;

- специальность, востребованные в регионе.

2.4

Возраст обучающихся

дети дошкольного возраста (5-6 лет)

2.5

Продолжительность профпробы

- 25-30 минут

 

2.6

Цель профпробы

- практическое знакомство со специальностью (ознакомительная мини-проба или ориентировочная профпроба)

2.7

Количество обучающихся в группе

12 человек

2.8.

Возможные сроки

 

2.9.

Возможность прохождения профпробы для детей с ОВЗ

- да (слабовидящие, НОД, слабослышащие, интеллектуальные нарушения)

2.10

Особые условия (при наличии)

Отсутствуют

2.11

Особые требования (при наличии)

 Специальная одежда (фартук, колпак)

2.12

Форма проведения Профпробы

- мастер-класс;

- выполнение технического задания

 

2.13

Продукт профпробы

Алгоритм: готовые изделия в виде декоративных украшений из соленого теста

2. Пояснительная записка

Специальность «поварское и кондитерское дело» имеет перспективы карьерного роста. Выпускники нашего техникума пользуются спросом на рынке труда. После окончания работают в престижных ресторанах, пользуясь заслуженным признанием и уважением клиентов.

Целью программы профессиональных проб является: формирование у детей дошкольного возраста интереса к профессии, опыта до профессиональной деятельности в области общественного питания.

Задачи пробы:

  • Ознакомить малышей со сферой профессиональной деятельности повара, кондитера;
  • Моделирование различных элементов профессиональной деятельности повара;
  • Создание условий для качественного выполнения профессиональной пробы с использованием ресурсов профессиональной образовательной организации;
  • Определение уровня готовности дошкольников к выполнению проб.

Профессиональная проба является средством актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности дошкольников. В процессе профессиональных проб малыши получают опыт конкретной профессиональной деятельности и пытаются определить, соответствует ли ее характер их предпочтениям, способностям и умениям.

Профессиональная проба предусматривает три аспекта   технологический, ситуативный и функциональный. Их интеграция позволяет воссоздать целостный образ профессии.

Профессиональная проба направлена на формирование и развитие следующих компетенций:

  • планировать собственную деятельность;
  • работать с  инвентарем, инструментами и посудой;
  • декоративно оформлять простейшие блюда, десерты;
  • определять уровень своей готовности к выбору профессии.

Теоретические сведения, сообщаемые дошкольникам в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, сырья, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Дошкольники получают информацию о психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения профессией. Знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены. Каждый этап практического выполнения заданий профессиональной пробы предполагает получение законченного продукта деятельности дошкольника, выполнения  задания и оценку практических заданий данного этапа.


        3.Место программы профпробы: в дошкольной образовательной программе: внеурочная деятельность профориентационной направленности.

4. Необходимые навыки и знания для овладения специальностью (требования, предъявляемые к профессии)

Требования к знаниям и умениям специалиста:

Специалист должен иметь высшее профессиональное образование или профессиональную подготовку по профессии: технолог.

Квалифицированный технолог должен знать:

Специалист должен знать организационно-технологический процесс приготовление блюд, десертов, кондитерских изделий , подачи          и ассортимент .

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Повар должен быть внимательным, вежливым, находчивым, коммуникабельным, энергичным, эмоционально устойчивым человеком, иметь навыки общения с людьми, уметь определять их потребности, обладать высокой работоспособностью, иметь математические способности.

Медицинские противопоказания:

  • опорно-двигательного аппарата,
  • хроническими инфекционными заболеваниями,
  • кожной аллергией,  экземой кистей рук,
  • эпилепсией, резко выраженными неврозами,
  • снижением слуха на оба уха,
  • являющимися бактерионосителями;
  • болезнями сердечнососудистой системы.

5. Информация о перспективах развития профессии на ближайшие 5-10 лет.

     Возможность заниматься предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельностью.

          Повар  может  взять  в аренду или приобрести в собственность магазин,  кафе,  войти в состав акционерного общества  торгового профиля.

     В рамках профессиональные пробы дошкольник будет выполнять следующие операции:

1) лепка плоскостная: плоские фигурки декоративных украшений для блюд, кулинарных и кондитерских изделий,

2) лепка объемных фигурок для украшения блюд, кулинарных и кондитерских изделий. Данные виды деятельности позволят окунуться в особенности работы повара.

6. Ожидаемые результаты

Знания:

- содержания, характера труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личностным и профессиональным качествам;

-  общих теоретических сведений, связанных с характером выполняемой пробы;

- правил безопасности труда, санитарии, гигиены;

- инструментов, материалов, оборудования и правила их использования на примере практической пробы;

- основ технологии выполнения профессиональной пробы.

Умения:

- выполнять простейшие операции по приготовлению блюд,  соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;

- выполнять простейшие расчеты  продуктов, для приготовления  блюд.

- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии.

В качестве личностных могут выступать следующие результаты:

- формирование уважительного отношения к труду;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

В качестве метапредметных   выступают следующие результаты:

Познавательные:

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные: 

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Результативные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

7. Формы контроля освоения программы.

        В качестве контроля освоения программы профессиональной пробы станет анкетирование участников профессиональной пробы.

8. Содержание программы профессиональной пробы.

 

 Тематический план:

п/п

Темы

Продолжитель-ность (мин)

1.

Введение в профессию

4

2.

Инструктаж по технике безопасности

3

3

Мастер-класс преподавателя или старшекурсника

5

4.

Выполнение практического задания (на выбор):

15

4.1

Работа по изготовлению фигурок

3

4.2

Оформление композиции из отдельных деталей

7

4.3

Отбор фигурок для итоговой выставки

3

5.

Рефлексия (размышления, анализ поделок)

3

Итого:

30

                          Содержание профессиональной пробы

Введение в профессию.

Общие сведения о профессии. История возникновения профессии «Повар»- это человек, который занимается приготовлением  пищи. Повар, не только приготовит блюдо технологически правильно в строгом соответствии с рецептом, он любит свою работу, получает от нее искреннее удовольствие и рад, когда результаты его труда восхищают клиентов.

От поколения  к поколению  передавали люди опыт приготовления пищи. Они бережно хранили все традиции, связанные с едой, понимая,  

           Профессия повар развивалась вместе с цивилизацией, так что можно сказать это древнейшая профессия. Первые блюда выглядели просто как обожжённые на открытом костре полусырые куски мяса или рыбы. Огнём люди пользовались как минимум со среднего палеолита, но это не были повара. Для солдат царя пищу готовили из отборных продуктов специально нанятый мастер кулинарного дела. Можно смело предположить, что в более древних культурах Египта, Финикии и Шумер также были профессиональные кулинары, работающие для семей знатных людей и правителей. Позже появились такие понятия, как санитарные нормы, регулирующие работу таких специалистов.…

История развития человечества от древнейших времен до наших дней знавала невиданные взлеты поварского искусства и такие же резкие падения. То еду возносили до небес, считая ее одним из самых лучших удовольствий, то относились к ней чуть ли не с презрением, считая, что даже разговоры о продуктах и блюдах «недостойны истинного джентльмена». Взять древних эллинов. В Спарте относились к питанию сдержанно: в походе и на войне надо было обходиться простой в приготовлении пищей. А совсем рядом, в Афинах, изощрялись в приготовлении неслыханного праздничного блюда: крошечная маслинка запекалась внутри голубя, голубь — в козленке, козленок – в овце, овца — в быке, все это жарилось на вертеле, и самому почетному гостю доставалась та самая маслинка.

Десятки тысяч блюд создала за свою историю мировая кулинария. С кулинарами считались, от них зависел престиж того или иного знатного дома. В Древнем Риме происходили даже восстания поваров, подчинивших себе некоторые города. При императорах Августе и Тиберии (около 400 года н.э.) были организованы первые школы поварского искусства, во главе которых стоял волшебник котла и поварешки — великий повар Апиций. Повара Древнего Рима достигли неслыханной изощренности в приготовлении блюд, некоторые из которых стоили целые состояния.

От поколения к поколению передавали люди опыт приготовления пищи. Они бережно хранили все традиции, связанные с едой, понимая, что пища основа жизни, здоровья и благополучия. Еще в Древней Греции возник культ Акслепия, мифического врача-целителя, получившего в Риме имя Эскулап. Его дочь Гигея считалась покровительницей науки о здоровье, а верной помощницей их была кухарка Кулина. Молва присвоила Кулине имя десятой музы, которых до неё было девять. У римлян десятая муза так и называлась Кулинария. Она стала покровительницей поварского дела, получившего название «кулинария» (от лат. culina кухня). В древнейших письменных памятниках Вавилона, Египта, Китая и арабского Востока уже содержатся записи отдельных кулинарных рецептов.

Затем после длительного застоя, в конце средних веков, благодаря бурному проникновению пряностей из восточных колоний, изысканная кухня получила дальнейшее развитие. Колыбелью изысканной кухни стала Италия, особенно юг и Сицилия. При короле Людовике XIV испытала подъем поварского искусства Франция, и с тех пор эти европейские страны ведут непрестанное соперничество по кулинарной части. В развитии поварского искусства участвовали не только профессиональные кулинары, но и многие ученые, философы, государственные деятели. Известно, что изобретателями новых блюд были Ришелье, Мазарини, Мишель Монтень написал книгу «Наука еды». До сих пор в итальянских ресторанах в ходу блюда, изобретенные композитором Россини. Франция гордится, что вклад в национальную кулинарию внесли Александр Дюма- отец, великий Бальзак.

Могущественная средневековая Европа высоко ценила своих поваров. В Германии с 1291 года шеф- повар был одним из четырех самых важных фигур при дворе. Во Франции поварами высших рангов становились лишь знатные люди. Должность главного винодела Франции была третьей по значимости после должностей камергера и главного конюшего. Затем следовал управляющий выпечкой хлеба, главный виночерпий, шеф-повар, наиболее приближенные ко двору управляющие ресторанов и лишь потом маршалы и адмиралы.

Инструктаж по технике безопасности 

Организация рабочего места. Знакомство с оборудованием, инструментами. Правила подбора оборудования, инвентаря и инструментария, необходимого для работы повара.

Мастер-класс преподавателя или старшекурсника

          Выполнение практического задания (на выбор):

1.Знакомство с правилами техники безопасности при работе с соленым тестом.

Знакомство с рецептурой приготовления соленого теста:

Мука - 2 стакана

Соль мелкая (экстра) - 1 стакан

Вода - 1 стакан

Какао-порошок, пищевые красители

Технология приготовления: в емкость насыпам муку и соль в виде горки, посередине делаем углубление, добавляем воду с разведенным красителем, вымешиваем на столе, предварительно подсыпав муку, чтобы тесто не прилипало и получилось тугое, но эластичное. Формуем крупные шарики и помещаем цветное тесто на хранение в пищевую пленку, чтобы не заветривалось.

2. Лепка декоративных украшений из соленого теста различных цветов (ручная, с помощью трафарета, скалки или стека):

Кружочки, палочки, змейки, веревочки, треугольнички, корзиночки, трубочки, конусы, валентинки-сердечки, цифры, буквы, грибочки, листики, цветы (ромашка, роза, василек, подсолнух), букетики, жаворонки.

Технологический процесс изготовления декоративных фигурок из соленого теста методом плоскостной лепки:

а) делим тесто на небольшие кусочки и раздаем каждому ребенку

б) делаем лепешки ладошкой или с помощью круглого стека

в) вырезаем плоские детали путем отпечатка различных предметов ( сердечки, листики и т.д.) или вручную при помощи стеков

Технологический процесс изготовления объемных декоративных фигурок из соленого теста:

а) делим тесто на небольшие кусочки и раздаем каждому ребенку

б) производим скатывание, расплющивание,  надрезание

в) лепим объемную фигурку

Отбираем фигурки для итоговой выставки или стенда.

  Материально-техническое

обеспечение программы профессиональной пробы

п/п

Наименование

Кол-во,

ед.

Оборудование, инструменты

1

Скатерть-клеенка

4

2

Силиконовые коврики

8

3

Доска тонкая пластмассовая

6

4

Стеки  из пластмассы детские

24

5

Кисточки акварельные

6

6

Стаканчики для воды

6

7

Скалка детская

4

8

Одноразовые шапочки

24

9

Одноразовые фартуки

24

10

Салфетки влажные

1 уп

11

Одноразовые тарелочки D150-200 мм

24

12

13

14

15


Литература

 1. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» /Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 1998.

 2. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.

3. Климов Е.А. Психология профессионала. Воронеж, МО ДЭУ, 2003г

4. Климов Е. А. Психология: критерии готовности учащихся к профессиональному самоопределению (под ред. Чистяковой С. Н.) ЛМ.: “Филология”, 1998.

 5. Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Akademia, 2000.

 6. Прощицкая Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии //Школа и производство, 1993, №4. – С.20-22

 7. Профессиональная ориентация и профильное обучение: учебно-методические материалы в помощь разработчикам элективных курсов. Под редакцией Г.В. Черниковой. Москва, АПК и ППРО, 2005г.

 8. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения.-М.: МГППИ,1999-108с.

 9. Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения.- М.: МГППИ,2001.

 10. Пряжников Н.С. «Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).» Москва, ВАКО, 2005 – с.228.

 11. Резапкина Г.В. «Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков». Москва,2004г.

 12. Рябцева И.В. Комплект программ профессиональных проб в учебном процессе для школьников 6-8 классов. – Новокузнецк: ИПК, 2004. – 100 с.

 13. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2003 –159 с.

 14. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников. Учебнометодическое пособие. Москва, «Глобус», 2006г.

15. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников / Науч. ред. С.Н. Чистякова. – М.: АПКиПРО, 2003. – 102 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профессионального модуля 05. по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Рабочая программа профессионального модуля является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело по направлению подготовки по укрупнен...

Коррекционно - развивающая программа групповых занятий для детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) "Ребёнок с моторчиком"

Коррекционно - развивающая программа групповых занятий для детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)...

Программа профессиональной пробы Билет в Будущее по компетенции "Поварское-дело"

Программа профессиональной пробы в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации для учащихся 6- 11 классов общеобразовательный организаций "Билет в будущее"...

Рабочие программы по МДК, УП, ПП по професии "Повар, кондитер", специальности "Поварское и кондитерское дело"

программы предназначены для мастеров производственного обучения и преподавателей спец дисциплин...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Молодые профессионалы: воспитатель детей дошкольного возраста"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Молодые профессионалы: воспитатель детей дошкольного возраста"...

Рабочая программа ОУД.01 Русский язык для специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

В рамках программы УД обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС...