Рабочая программа по дисциплине "Основы деловой культуры" для профессии Продавец
учебно-методический материал на тему

Костоусова Елена Юрьевна

Рабочая программа составленна в соответствии с ФГОС для подготовки калифицированных рабочих и служащих профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_osnovy_delovoy_kultury_prod.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

Б Ю Д Ж Е Т Н О Е   У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е

 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

«Ю Г О Р С К И Й   П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й   К О Л Л Е Д Ж»

Рабочая программа

учебной дисциплины «Основы деловой культуры»

основной профессиональной образовательной программы

подготовки квалифицированных рабочих, служащих

профессия 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

                                                                г. Югорск, 2015

ОДОБРЕНА

цикловой комиссией социально-экономических  дисциплин

Председатель                

 ___________________ Е.Ю.Костоусова

Протокол №___ от «___»________2015г.

Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по подготовке квалифицированных рабочих, служащих профессия 38.01.02 Продавец, контролер-кассир и результатов опроса работодателей.

Заместитель директора по учебной работе

___________________ И.А.Крицына

Разработчик:           Е.Ю.Костоусова, преподаватель высшей квалификационной категории

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        8

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ                                   9

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы деловой культуры

1.1.  Область применения программы

Рабочая  программа учебной дисциплины  является частью основной  профессиональной  образовательной  программы  в  соответствии  с  ФГОС по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир.

1.2.  Место  учебной  дисциплины  в  структуре  основной  профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к обще профессиональному циклу.

1.4.  Цели и  задачи  дисциплины –  требования к результатам  освоения  дисциплины:

        В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

 уметь:

  • применять правила делового этикета;
  • поддерживать деловую репутацию;
  • соблюдать требования культуры речи при устном, письменном обращении;
  • пользоваться простейшими приёмами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
  • выполнять нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке;
  • налаживать контакты с партнерами;
  • организовывать рабочее место;

знать: 

  • этику деловых отношений;
  • основы деловой культуры в устной и письменной форме;
  • нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке;
  • основные правила этикета;
  • основы психологии производственных отношений;
  • основы управления и конфликтологии

1.5.  Рекомендуемое  количество  часов  на  освоение  программы учебной

дисциплины:  

максимальной  учебной  нагрузки  обучающегося 48 часов,  в том числе:

       обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

      самостоятельной  работы  обучающегося  16 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

     практические занятия

     контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

     Виды самостоятельной работы: перевод технических текстов, подготовка рефератов, составление схем и таблиц, самостоятельная работа и т.п.

 

Итоговая аттестация в форме      зачета

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы деловой культуры

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов

Объём часов

Уровень усвоения

Раздел 1 Ведение

Тема 1. Этика

  1. Основы деловой культуры. Основные принципы профессиональной этики. Виды профессиональной этики. Кодексы профессиональной этики. Правила поведения продавца.

2

Раздел 2. Деловой этикет.

Тема 2.1 Этикет деловых отношений

  1. Этикет делового человека. Этика в деловых отношениях

Понятие о служебном этикете: поведенческом, речевом. Общие правила поведенческого этикета и речевого этикета.

2

3

Тема 2.2 Имидж делового человека.

  1. Понятие корпоративного имиджа. Составляющие внешнего вида. Требования к деловой одежде и мужчин. Аксессуары  

2

3

Практическая работа №1 Выступление студентов с докладами. Обсуждение вопросов.

2

3

Самостоятельная работа. Подготовка рефератов по темам: Повседневный этикет. Правила поведения на улице. Поведение в транспорте. Поведение в театре и музее. Этикет курящих. Составление кодекса повседневного этикета.

Эстетика и этика подбора и оформления подарков. Отказ от подарка. Подарок служащим и руководителям фирмы. Сервировка стола, правила поведения за столом.

4

Раздел 3 Психологические основы делового общения.

Тема 3.1. Психология

общения.

  1. Общие понятия о науке психологии. Задачи психологии, значение для овладения профессиональными навыками, работающих в сфере услуг.

2

1

Тема 3.2. Психологические аспекты делового общения.

  1. Общение - основа человеческого бытия. Понятие делового общения.

Универсальные и этические правила делового общения. Психологические аспекты делового общения. Этические нормы взаимоотношений.

2

2

  1.  Психические свойства: темперамент, характер; их виды и особенности. Определение темперамента и характера человека по внешнему виду.

Психические состояния человека: бодрость, усталость, удовлетворенность, активность. Их влияние на процесс общения. Способности - важное условие успеха в профессиональной деятельности. Необходимые профессиональные качества.  Выявление профессионально-значимые качества работающих в сфере услуг.

2

3

Самостоятельная  работа. План конспект «Типы темперамента. Влияние темперамента на характер человека»

2

Раздел 4. Культура общения в профессиональной среде.

Тема 4.1. Профессиональная коммуникация

7.Коммуникация и ее особенности. Содержание, сущность и виды  речевого общения. Невербальные средства общения. Жесты, назначение жестов, логика жестов.

2

2

Тема 4.2 Техники общения.

.

8.Основы деловой культуры в устной и письменной форме. Техника активного диалога и  слушания. Публичное выступление. Основные аспекты публичного выступления.

2

3

9. Техника ведения телефонных переговоров. Требования к содержанию телефонных разговоров; основные элементы диалога.

Тема 4.3. Приёмы убеждения и аргументации.

10 Барьеры и ошибки общения. Этическая позиция председательствующего.

Саморегуляция в процессе общения.

2

1

Практическая работа№2 Решение профессиональных задач «Обслуживание различных типов покупателей», «Прием заказа по телефону», «Собеседование»

2

3

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий по разделу 4.

Подготовка сообщений по темам: «Секреты общения в поисках работы»,

«Аргументы и их влияние на эффективность общения», «Язык телодвижений», «Речевой этикет», «Культура общения в коллективе».

4

Раздел 5. Конфликты в деловом общении.

Тема 5.1. Конфликты и его структура.

11. Понятие конфликта. Виды, структура. Психологический и этический аспект конфликта. Решение конфликта конструктивным способом.

2

1

3

Тема 5.2. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.

12. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Правила поведения в конфликтах.

Практикум по конструктивному решению конфликта.

2

2

Практическая работа№3 Способы решения конфликтных ситуаций

2

Самостоятельная работа. Доклад на тему Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Стратегия «черепашки, акулы, совы и медвежонка».

Подобрать конфликтную ситуацию для разбора на  занятии

Выполнение тестовых заданий

6

6

        

13 Зачёт по дисциплине.

2

Всего по учебной дисциплине:

48


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.  Требования  к  минимальному  материально-техническому обеспечению

Реализация  программы  дисциплины  требует  наличия  учебного  кабинета

«Основ деловой культуры».

Оборудование учебного кабинета:  

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

 учебные наглядные пособия по дисциплине.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень  рекомендуемых  учебных  изданий,  Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:  

1. Барышева А.Д. Матюхина Ю.А, Шередер Н.Г Этика и психология делового общения (сфера сервиса). – М.:Альфа М: ИНФРА –М, 2009.

2. Г.М.Шеламова Деловая культура и психология общения. М: г.Москва Академия 2005 г.

3. Кошелева  Т.А. Основы  делового  общения. Учебное  пособие. – М. :  Инфра-М, 1995. – 75 с.

 

Дополнительные источники:  

1. Митрошенков, О.А. Эффективные переговоры / О.А. Митрошенков. –  М. : Инфра-М, 2000. – 280 с.

2. Морозов, А.В. Деловая психология / А.В. Морозов. – Санкт-Петербург : Союз, 2002. – 576

3. Русский язык и культура речи / Под редакцией В.И. Максимова. – М. : Гардарики, 2000. – 413 с.

4. Социальная  психология  и  этика  делового  общения /  Под  редакцией  профессора В.Н. Лавриненко. – М. : Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.  – 160 с.

5.  Холопова,  Т.Н.  Протокол  и  этикет  для  деловых  людей /  Т.Н. Холопова, М.М. Лебедева. – М. : Инфра-М, 1995. – 401 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения,

усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;

 - пользоваться приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

 - передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;

 - принимать решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения в корректной форме;

 - поддерживать деловую репутацию;

 - создавать и соблюдать имидж делового человека;

- организовывать рабочее место деловое общение подчиненных;

-экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий;

 - экспертная оценка выполнения практической работы;

- экспертиза выполнения самостоятельной работы;

Итоговый контроль:

 зачет

Знать/понимать:

- правила делового общения;

 - этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;

 - основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования, инструктирования и др.;

 - формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;

 - составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары и;

 - правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения учебной дисциплины должны позволять, проверять у обучающихся не только сформированность усвоенных знаний, освоенных умений, но и развитие общих компетенций.

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Демонстрация интереса к будущей профессии в процессе освоения образовательной программы, участие в НОУ, олимпиадах профессионального мастерства, фестивалях, конференциях.

Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности.

Организовывать собственную деятельность исходя из целей и способов ее достижения.

Выбор и применение методов и способов решения поставленных задач.

Оценка эффективности и качества выполнения.

Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы.

Организация самостоятельных занятий пи изучении данной дисциплины.

Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Эффективный поиск необходимой информации по данной дисциплине.

Использование различных источников, включая электронные.

Наблюдение и оценка достижений обучающихся на внеаудиторной самостоятельной работе.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Применение информационно-коммуникационных технологий при организации самостоятельной работы по данной дисциплине.

Наблюдение и оценка достижений обучающихся на внеаудиторной самостоятельной работе.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Взаимодействие обучающихся с  преподавателями в ходе обучения. Взаимодействие с однокурсниками при выполнении работ малыми группами

Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности.

Исполнять воинскую обязанность, в т.ч. с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Демонстрация профессиональных знаний и умений необходимых для исполнения воинской обязанности.

Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилированная программа по предмету "Экономика" по профессии "Продавец, контролер, кассир"

Данная программа предназначена для преподавателей экономики социально - гуманитарного профиля по професии "Продавец, контролер, кассир". Программа составлена  с учетом ФГОС 3 поколения....

Рабочая программа по дисциплине "Деловое общение"

Вариативная часть рабочей программы по дисциплине "Деловое общение" для 2 курса специальности "Прикладная информатика" (СПО)...

Рабочая программа учебной дисциплины «Деловая культура» для профессии НПО 034700.02 «Архивариус»

Целью учебной дисциплины «Деловая культура» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и навыков вербального и невербального вз...

Рабочая программа по предмету "Деловая культура"

Программа состоит из пояснительной записки, планирования...

Рабочая программа учебной практики по ПМ 04 Продавец непродовольственных товаров

По специальности 100801 «Товароведение и экспертиза  качества потребительских товаров» (базовый образовательный уровень)...

Рабочая программа профессионального модуля "Деловой немецкий язык" для специальности "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров".

Рабочая программа учебной дисциплины "Немецкий язык" профессионального модуля разработана на основе ФГОС  для специальности среднего профессионального образования  (СПО) 380205 "Товароведени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии  38.01.02 Продавец,  контролер – кассир....