Методическая разработка урока " ИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИ И ФОТОГРАФИЯ В ИСТОРИИ"
методическая разработка на тему

Данная методическая разработка предназначена для использования преподавателями специальности "Реклама". Также возможно использования на уроках "Истории" и в дополнительном профессиональном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istoriya_fotografii_i_fotografiya_v_istorii.rar2.23 МБ

Предварительный просмотр:

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

ТЕЛЕГИНОЙ ЕЛЕНЫ ЕВГЕНЬЕВНЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание  специальных  дисциплин  в  системе  среднего профессионального обучения имеет важное значение так как,

формирует у обучающихся теоретическую базу, необходимую для освоения  

практических навыков профессии.  

Данная  методическая  разработка  выполнена  по  предмету  «Техника и технологии рекламной фотографии»  по  теме  «История фотографии и фотография в истории».  В  процессе  преподавания специальных дисциплин особое значение имеет наглядность, средства которой  позволяют  обеспечить максимально  яркое  сопровождение  образовательного  процесса.  

В  рамках  данного  урока  использовались презентации, сообщения, подготовленные обучающимися, посещение виртуального музея фотографии.

В  процессе  проведения  урока  прослеживалась связь с дисциплиной «История».


Тема урока

«История фотографии и фотография в истории»

Цель: Познакомить обучающихся с историей возникновения фотографии, показать роль фотографии в истории.

Задачи урока:

  1. Дать определение фотографии, как виду искусства.
  2. Познакомить обучающихся с историей возникновения фотографии.
  3. Познакомить обучающихся с ролью фотографии в истории, на примере Великой отечественной войны.

Межпредметные связи: тема связана с дисциплиной «История»

Методы проведения: словесный (объяснение, беседа), наглядный (показ презентаций, виртуальный музей).

Оборудование на уроке: ИКТ.

 Структурный план урока:

  • Организационный момент. (2,5 мин.)
  • Изучение нового материала (40мин)
  • Домашнее задание. (2,5 мин.)

Содержание урока.

Преподаватель: 

"Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок, посвященный фотографии, ее истории и роли фотографии в истории. На доске написана тема урока, откройте тетради, запишите ее.

Итак, что же такое фотография. Запишите определение в тетрадь: Фотография (от греческих фото – свет, граф – рисую, пишу) – рисование светом.

Светопись – была открыта не сразу и не одним человеком. В это изобретение вложен труд ученых многих поколений разных стран мира.

Люди давно стремились найти способ получения изображений, который не требовал бы долгого и утомительного труда художника.

Давайте проследим историю фотографии вместе с нашим докладчиком.

Докладчик: презентация «История фотографии». (7-10мин) (приложение 1)

Преподаватель:

Сейчас вы узнали о том, как и когда появилась первая фотография. Какие ученые внесли свой вклад в ее возникновение и совершенствование. А теперь я хочу предложить вам, послушать сообщение о том, как происходило развитие фотографии в России.

Преподаватель:

Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства — фотографию. Ее историю многие сравнивают с увлекательным романом, действие которого разворачивается в декорациях различных исторических эпох и национальных культур. В своем стремлении к созданию точных изображений всего того, что нас окружает, человечество прошло долгий путь от примитивных наскальных рисунков до современной цифровой фотографии. История русской фотографии насчитывает более 160 лет. Русские фотографы, ученые и изобретатели своими открытиями внесли неоценимый вклад в развитие как отечественной, так и мировой фотоиндустрии. В небольшом сообщении, которое вы сейчас услышите,  невозможно назвать все имена и события, столь значимые для истории отечественной фотографии. Можно лишь с помощью отдельных штрихов указать путь, по которому шло ее развитие.

Обучающийся: сообщение «Фотография в России» (5-7 мин)(приложение 2)

Преподаватель:

Появление фотографии само по себе изменило мир. Любое событие теперь может оставить свой след в истории.

Великая Отечественная Война…

Чтобы не говорили, ни писали, время не изгладит из памяти народа самую тяжёлую из всех войн в истории человечества, тем более в истории нашей Родины.

В этом году наша страна отмечает семидесятую годовщину Великой Победы. ВОВ заставила перестроиться на военный лад все стороны жизни советских людей. Мирные жители надевали военную  форму и брали в руки оружие. «Война не существует, если о ней ничего не известно». Да, сейчас мы с вами поговорим о людях, которые донесли все тяжести, горести и радости  ВОВ до нас, - военных фотокорреспондентах. Они не думали о том, что совершают подвиг, они просто выполняли свою работу.

Во время ВОВ очень важно было поднять всю страну, весь многонациональный народ на защиту Родины. Эту задачу можно было решить только с помощью прессы. Дружные, сплочённые коллективы фронтовых газет, где писали свои очерки и публиковали фотографии сыны многонационального советского народа: русские, украинские, грузинские, белорусские, армянские, казахские фотокорреспонденты. Очень часто они оказывались лицом к лицу с огнём и смертью вместе с героями своих фотографий. Например, когда наши войска штурмовали под Севастополем знаменитую Сапун-гору, сквозь яростный ливень огня пехотинец Иван Яцуненко первым достиг каменистой вершины и водрузил красное знамя. Золотая Звезда Героя увенчала подвиг солдата, о нём узнала вся страна, но мало кому известно, что вместе с героем взобрался на гору и молодой фотокорреспондент Николай Воронцов, рассказавший о подвиге Яцуненко в своей дивизионной газете.

Сейчас мы с вами посетим виртуальный музей фотографии и увидим Великую отечественную войну глазами военных корреспондентов.

В год 70-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне РОСФОТО открыл виртуальный музейный проект «Великая Отечественная война глазами военных фотокорреспондентов», состоящий из более чем пятиста изображений и ранее не экспонировавшийся. (http://rosphoto.org/collection/virtual-museum/velikaya-otechestvennaya-vojna-glazami-voenny-h-fotokorrespondentov/ )

Преподаватель:

Мы с вами побывали в виртуальном музее. Увидели работы тех героев, которые, как правило, оставались за кадром, но благодаря которым, мы с вами имеем документальные кадры, бесстрастно повествующие нам обо всех ужасах войны, взятых и оставленных городах, передвижений войск, партизанских вылазках и героизме военных и тыловых будней, освобождении страны.  Таким образом, мы видим, что фотография может донести до людей многие исторические моменты.

Преподаватель:
Фотография наших дней – это и область науки о ней самой и область техники, это методы исследования и документации, это художественное призвание людей, это и различные виды прикладной деятельности.

Я приглашаю следующего нашего докладчика, с презентацией о 13 снимках, перевернувших наше сознание и в той или иной степени изменивших представление о реальности. (приложение 3) (7-10 мин)

Преподаватель:

Наш с вами урок подошел к концу. Я надеюсь, что проведенное на уроке время пошло вам на пользу. Скажите, пожалуйста, понравился вам урок? Узнали ли вы что-то новое? Интересен ли был вам материал урока?

На сегодняшний урок я просила вас принести несколько семейных фотографий. И вы, наверное, смотря на них, сейчас тоже можете сказать, что это частичка истории вашей семьи.

А я вам предлагаю составить по одной из ваших фотографии синквейн. Но, для начала, давайте вспомним структуру синквейна:

Слово “синквейн” французское, обозначающее “пять строк”.

При его написании существуют определенные правила.

1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

2. Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

3. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Итак, ребята, на столе перед вами лежат листочки, которые вы подписываете и начинаете выполнять работу. На это задание вам отводится 5 мин.

Преподаватель:

Итак, ребята, сегодня вы узнали о "Фотографии". Давайте сделаем выводы, что такое фотография? Какие выдающие личности стояли у истоков возникновения фотографии?

Домашнее задание: Ребята, вам нужно будет принести собственную фотографию на любом электронном носителе и написать ее историю.

Приложение 1, 2, 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"

Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....

Методическая разработка урока по истории "Широкая Масленица"

Методическая разработка урока истории. Можно использовать как внеклассное мероприятие....

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия в форме викторины «История в лицах» по дисциплине ОУД.б.04 История

Данная методическая разработка представляет собой опыт проведения внеклассного мероприятия по дисциплине ОУД.б.04 История в форме викторины, которая состоит из 3 разделов различной степени сложности: ...

Методическая разработка урока по истории - «Идут легенды о войне…»- подвиг Жизни» для групп СПО преподавателя истории СПБ ПСК Центра подготовки спасателей Ивановой М.М.

Урок «Идут легенды о войне…»- подвиг Жизни», посвящен 75-летней годовщине полного снятия блокады Ленинграда (Урок Мужества) Он направлен на актуализацию знаний студентов ...

Методическая разработка урока - викторины по истории по теме: "История России с древнейших времён до XVII века"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Методические рекомендации урока по истории на тему «История России с древнейших времён до XVII века» выполнены на основании рабочей программы в соответствии с у...

Методическая разработка викторины по общеобразовательной дисциплине ОУД.07 история «Историей Отечества горжусь!»

Викторина включает в себя вопросы исторического характера, служит для формирования интереса обучающихся к учебной дисциплине и истории Отечества....