Рабочая программа, КОС, ФОС 43.01.09 Повар, кондитер. ОПЦ.04 Экономические и правовые основы предпринимательской деятельности
рабочая программа
43.01.09 Повар, кондитер.
ОПЦ.04 Экономические и правовые основы предпринимательской деятельности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 54.4 КБ | |
| 76.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Саха (Якутия) «Сунтарский технологический колледж»
Приложение _____
Программе СПО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЦ.04 Экономические и правовые основы профессиональной деятельности
2024 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 09 декабря 2016 г. N 1569) по профессии СПО Повар, кондитер.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сунтарский технологический колледж».
Разработчик: Трофимова Дария Викторовна, преподаватель ГБПОУ «Сунтарский технологический колледж».
Рецензенты:
- Федорова Татьяна Петровна, методист ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский технологический колледж»
- Сосина Ньургуяна Иннокентьевна, Начальник экономически-планового отдела, МБУ Районная централизованная бухгалтерия
Рекомендована методическим советом ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский технологический колледж», протокол № от 20 г.
Председатель __________________ /Федорова Т.П./
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
| 3 |
| 4 8 |
| 10 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЦ.12 Основы финансовой грамотности
- Учебная дисциплина ОПЦ.04 Экономические и правовые основы профессиональной деятельности является обязательной частью социально-гуманитарного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО Повар, кондитер.
Учебная дисциплина ОПЦ.04 Экономические и правовые основы профессиональной деятельности обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по профессии СПО Повар, кондитер
- Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код | Умения | Знания |
ОК 01 | распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) | актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. |
ОК 02 | определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска | номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации |
ОК 03 | определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования | содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования |
ОК 04 | организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности. | психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности |
ОК 05 | грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе | особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений. |
ОК 06 | описывать значимость своей профессии; применять стандарты антикоррупционного поведения | сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения |
ОК 07 | соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии. | правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения. |
ОК 08 | использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной профессии. | роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии; средства профилактики перенапряжения. |
ОК 09 | применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение | современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. |
ОК 10 | понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы | правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 36 |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Объем образовательной программы | 36 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 28 |
лабораторные работы (если предусмотрено) | - |
Тематика практических занятий (если предусмотрено) | 8 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета с оценкой | |
Тематическийпланисодержаниеучебнойдисциплины ОПЦ.04 Экономические и правовые основы профессиональной деятельности
Наименованиеразделовитем | Содержаниеучебногоматериалаиформыорганизациидеятельностиобучающихся | Объемчасов | Кодыкомпетенций |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел1.ЭКОНОМИЧЕСКИЕОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||
Тема Характеристика отрасли предприятия | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-ОК 10 |
1. Предприятие в условиях рыночной экономики. Основные принципы рыночной системы хозяйствования. Предприятие как хозяйствующий субъект. Движущие мотивы развития экономики предприятия. | |||
2. Понятие отрасли и предприятия общественного питания. Развитие и задачи предприятий общественного питания в условиях рыночных отношений. Классификация предприятий общественного питания. | 2 | ||
Тема Рыночный механизм | Содержание учебного материала | 3 1 | ОК 1-ОК 10 |
Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Закон предложения. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. Рыночные структуры | |||
Практическое занятие: Решение графических задач на изменение спроса и предложения Определение равновесного объема и равновесной цены | |||
Тема Основные фонды и оборотные средства предприятий общественного питания. | Содержание учебного материала | 3 | ОК 1-ОК 10 |
Сущность и назначение основных фондов предприятий общественного питания, их структура. | |||
Практическое занятие: Расчѐт показателей эффективности использования основных средств. Расчѐт показателей эффективности использования оборотных средств. | 1 | ||
Тема Трудовые ресурсы в общественном питании, эффективность их использования | Содержание учебного материала | 1 2 | ОК 1-ОК 10 |
Кадры предприятия, их классификация. | |||
Производительность труда в общественном питании: понятие, показатели, функции. | |||
Практическое занятие: Расчет показателей использования трудовых ресурсов. Расчет производительности труда | 1 | ||
Тема Оплата труда в общественном питании | Содержание учебного материала | 3 | ОК 1-ОК 10 |
Понятие оплаты труда, сущность и функции заработной платы. Формы оплаты труда. | |||
Практическое занятие: Начисление заработной платы. Начисление пособий по временной нетрудоспособности | 1 | ||
Тема Показатели деятельности Предприятий общественногопитания | Содержание учебного материала | 3 | ОК 1-ОК 10 |
Продукция и товарооборот предприятий общественного питания. Издержки производства и обращения в общественном питании. |
Практическое занятие: Расчет себестоимости кулинарной продукции. Ценообразование в общественном питании. Определение издержек производства | 1 | ||
Раздел2. ПРАВОВЫЕОСНОВЫПРяОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||
Тема#1055;равовое регулирование трудовых отношений | Содержаниеучебногоматериала | 2 | ОК 1-ОК 10 |
1. Трудовое законодательство: понятие, источники. Трудовой кодекс, подзаконные нормативные акты о труде. | |||
2. Локальные нормативные акты, принимаемые трудовыми коллективами, администрацией и выборным профсоюзным органом. | 1 | ||
Практическое занятие: Составление трудового договора. | 1 | ||
Тема Трудовой договор | Содержание учебного материала | 3 | ОК 1-ОК 10 |
Порядок приѐма на работу. Трудовой договор: содержание и порядок заключения. Расторжение договора по инициативе работника. Основания и порядок расторжения трудового договора по инициативе администрации | |||
Практическое занятие: Порядок оформления увольнения. Выходное пособие. Ответственность администрации за задержку трудовой книжки. | 1 | ||
Тема Правовые Вопросы оплаты труда | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-ОК 10 |
1. Основные государственные гарантии по оплате труда. Установление заработной платы. | |||
2. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы. Стимулирующие выплаты. | |||
3. Правовые основы производственной деятельности». | 1 | ||
Практическое занятие: Определение законности. Привлечения работников к дисциплинарной ответственности | 1 | ||
Всего: | 36 | ||
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Реализация программы учебной дисциплины осуществляется в кабинете «Повар, кондитер».
Оборудование учебного кабинета:
- Рабочие места обучающихся - 25.
- Персональные компьютеры - 12
- Рабочее место преподавателя - 1.
- Компьютер с комплектом лицензионного программного обеспечения - 1.
- Мультимедийный проектор - 1.
- Учебно-наглядные пособия
Информационное обеспечение реализации программы
Печатные издания
1. Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля:учебник/А.И.Гомола,В.Е.Кириллов,П.А.Жаннин–М.:Изд.центр «Академия»,;336с.
Дополнительные источники
- КонституцияРоссийскойФедерации –М.:1993
2. ТрудовойкодексРФот#1075;.№197-ФЗ
- ГражданскийкодексРФч.1от#1075;. №51-ФЗ.
- ГражданскийкодексРФч. 2от#1075;.№14-ФЗ.
- ГражданскийкодексРФч. 3от#1075;.№146-ФЗ.
- .ГражданскийкодексРФч. 4от#1075;.№230-ФЗ.
- ГражданскийпроцессуальныйкодексРФот#1075;.№138-ФЗ.#1050;одексобадминистративных правонарушениях РФ от #1075;. № 195-ФЗ. 10
- Справочник кадровика: журнал руководителя кадровой службы. Учрежден Издательским домом "МедіаПро".
- ЧеловекиЗакон:правовойжурнал.УчрежденМинистерствомюстицииРоссийской Федерации и ООО «Журнал «Человек и Закон».
Электронные издания (электронные ресурсы)
1. «Электроннаябиблиотека.ПравоРоссии»Формадоступаhttp://
2. Справочнаясистема«Консультант-плюс.Формадоступа.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенныеумения,усвоенныезнания) | Формыиметодыконтроляиоценки результатовобучения |
Умения: | |
Ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции; | Экспертная оценка выполнения практического занятия |
Применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях; | Экспертная оценка выполнения практического занятия |
Защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства; | Экспертная оценка выполнения практического занятия |
Знания: | |
Принципы рыночной экономики: | Устный опрос, оценка выполнения самостоятельной работы |
Основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения | Устный опрос, оценка выполнения самостоятельной работы |
Механизмы формирования заработной платы; | Устный опрос, оценка выполнения самостоятельной работы |
Формы оплаты труда | Устный опрос, оценка выполнения самостоятельной работы |
[1] Могут быть приведены коды личностных результатов реализации программы воспитания с учетом особенностей профессии в соответствии с Приложением 3 ПООП.
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Саха (Якутия)
ГБПОУ РС(Я) «Сунтарский технологический колледж»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБПОУ РС(Я) «_________»
_________/________________/
«___»________20___ год
Контрольно-оценочные средства
по учебной дисциплине*
ОПЦ.04 Экономические и правовые основы профессиональной деятельности
Профессии Повар, кондитер
Рассмотрено
на заседании ЦМК
протокол №___ от «__»_______202_г.
председатель________/____________/
2024г.
Пояснительная записка
КОС предназначены для контроля и оценки образовательных достижений студентов, осваивающих учебную дисциплину ОПЦ.04 Экономические и правовые основы профессиональной деятельности.
- КОС разработаны в соответствии требованиями ОПОП СПО по профессии Повар, кондитенр
- Учебная дисциплина осваивается в течение 1 семестра в объеме 36 часов.
КОС включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме: дифференцированного зачета.
При изучении дисциплины студент должен знать:
Код | Умения | Знания |
ОК 01 | распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) | актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. |
ОК 02 | определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска | номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации |
ОК 03 | определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования | содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования |
ОК 04 | организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности. | психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности |
ОК 05 | грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе | особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений. |
ОК 06 | описывать значимость своей профессии; применять стандарты антикоррупционного поведения | сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения |
ОК 07 | соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии. | правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения. |
ОК 08 | использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной профессии. | роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии; средства профилактики перенапряжения. |
ОК 09 | применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение | современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. |
ОК 10 | понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы | правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности |
Паспорт оценочных средств
Всего часов учебной дисциплины 36ч., в т.ч. лабораторно-практические занятия – 8 ч.
№ | Наименование раздела, темы учебной дисциплины | Тип контроля | Формы контроля* | Средства контроля |
1. | Тема Характеристика отрасли предприятия | Текущий | Тестирование | комплект контрольных заданий |
2. | Тема #1056;ыночный механизм | Текущий | Тестирование | комплект контрольных заданий |
3. | Тема Основные фонды оборотные средства предприятий общественного питания. | Текущий | Тестирование | комплект задач |
4 | Тема #1058;рудовые ресурсы в общественном питании, эффективность их использования | Текущий | Задачи | комплект контрольных заданий |
5 | Тема #1054;плата труда в общественном питании | Текущий | контрольная работа | комплект контрольных заданий |
6 | Тема #1055;оказатели деятельности предприятий общественного питания | Текущий | контрольная работа | комплект контрольных заданий |
7 | Тема #1055;равовое регулирование трудовых отношений | Текущий | контрольная работа | комплект контрольных заданий |
8 | Тема #1058;рудовой договор | Текущий | контрольная работа | комплект контрольных заданий |
9 | Тема #1055;равовые вопросы оплаты труда | Текущий | контрольная работа | комплект контрольных заданий |
Итоговая работа | Промежуточный контроль | Зачет с оценкой | вопросы к зачету, тест |
Перечень вопросов по теме Основные фонды и оборотные средства предприятий общественного питания
Проверяемые результаты обучения: З1,З3,
- Основные фонды: понятие, состав, структура.
- Оборотные средства: понятие, состав, структура.
- Сущность и назначение основных фондов предприятий общественного питания, их структура.
- Оборотные средства, их экономическая сущность, состав. Структура семейного бюджета.
Перечень вопросов по теме Трудовые ресурсы в общественном питании, эффективность их использования
Проверяемые результаты обучения: З1,З2, З3.
- Кадры предприятия, их классификация.
- Производительность труда в общественном питании: понятие, показатели, функции.
Перечень вопросов по теме Оплата труда в общественном питании
Проверяемые результаты обучения: З2.
- Системы оплаты труда
- Задачи системы оплаты труда
- Система окладов (постоянная часть оплаты труда)
Перечень вопросов по теме Показатели деятельности предприятий общественного питания
Проверяемые результаты обучения: З1, З2
- Экономическая деятельность предприятия общественного питания разных форм собственности.
- Показатели деятельности, их экономическая характеристика.
- Сущность инвестирования.
Перечень вопросов по теме Правовое регулирование трудовых отношений
Проверяемые результаты обучения: З3, З9, З10.
- Понятие и субъекты трудовых правоотношений.
- Трудовое законодательство: понятие, источники.
- Трудовой кодекс, подзаконные нормативные акты о труде.
- Локальные нормативные акты, принимаемые трудовыми коллективами, администрацией и выборным профсоюзным органом.
Перечень вопросов по теме Трудовой договор
Проверяемые результаты обучения: З6, З7, З9.
- Порядок приема на работу.
- Трудовой договор: содержание и порядок заключения.
- Документы, предъявляемые при приеме на работу.
- Изменение условий трудового договора.
- Временный перевод работника на другую работу.
Перечень вопросов по теме Рабочее время и время отдыха
Проверяемые результаты обучения: З7.
- Понятие рабочего времени.
- Виды рабочего времени.
- Продолжительность ежедневной работы (смены).
- Работа в ночное время.
- Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.
- Режим рабочего времени.
- Порядок предоставления оплачиваемых отпусков.
- Отпуск без сохранения заработной платы.
- Гарантии работникам, совмещающим работу с обучением.
Перечень вопросов по теме Правовые вопросы оплаты труда
Проверяемые результаты обучения: З2.
- Основные государственные гарантии по оплате труда.
- Установление заработной платы.
- Порядок, место и сроки выплаты заработной платы.
- Стимулирующие выплаты.
- Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы.
- Оплата труда при отклонениях от нормальных условий работы: за работу в ночное время, в дни отдыха и в праздничные дни, при временном переводе работника на другую работу.
Перечень вопросов по теме Правовое регулирование охраны труда
Проверяемые результаты обучения: З8, З10
- Понятие и значение охраны труда.
- Основные направления государственной политики в области охраны труда.
- Система правового регулирования охраны труда.
- Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- Ответственность за нарушение законодательства об охране труда.
Перечень вопросов по теме Трудовая дисциплина
Проверяемые результаты обучения: З3, З10.
- Понятие дисциплины труда.
- Способы обеспечения дисциплины труда.
- Дисциплинарная ответственность.
- Виды дисциплинарных взысканий.
- Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности.
- Обжалование и снятие дисциплинарных взысканий.
- . Материальная ответственность.
- Основания привлечения к материальной ответственности.
- Ограниченная материальная ответственность.
- Полная материальная ответственность.
- Обстоятельства, исключающие материальную ответственность.
- Задания для рубежного контроля по разделу 1 «Экономические основы производственной деятельности»
Задание № 1. Укажите наиболее правильный вариант ответа на вопрос:
Количество баллов за ответ 1
#1063;то называют правом на собственность?
а) это принадлежность объектов определенным людям
б) это право контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и доходы
в) это пассивная сторона отношений собственности
2. Что называют производством?
а) процесс создания материальных и нематериальных благ
б) процесс создания товаров и книг
в) создание потребностей для людей
3. Что называют трудом?
а) совокупность физических и интеллектуальных способностей человека, т.е рабочая сила, которую он использует при производстве продукта
б) деятельность людей
в) деятельность людей за материальное вознаграждение
4. Что называют природными ресурсами?
а) леса и моря мирового масштаба
б) все естественные ресурсы, «даровые» блага природы, используемые человеком в процессе производства
в) все, что нас окружает
5. Что называют предпринимательской способностью?
а) это особый фактор, соединяющий в процессе производства все остальные факторы в систему
б) умение принимать решения и, в случае необходимости, идти на риск
в) умение вести бизнес
6. Что называют экономическим продуктом?
а) продукцию, товар, услуги, нефть, уголь, рабочую силу
б) продукцию, товары, услуги
в) ведущую отрасль промышленности
7. Какие виды собственности вам известны?
а) государственная, кооперативная, колхозная, личная
б) личная частная, собственная
в) государственная, муниципальная, долевая, общественная
8. Что называют приватизацией?
а) процесс разгосударствления предприятий и передачи их в собственность коллективов предприятий и учреждений, частных лиц и общественных организаций
б) передача собственности во владение
в) передача собственности государства, жителям государства
9. Что называют рынком?
а) место встречи покупателей и продавцов, где осуществляется купля-продажа товаров по ценам, отражающим соотношение спроса и предложения
б) место продажи
в) место рекламы и торговли товарами
10. Что называют рыночной ценой?
а) фактическую цену, устанавливаемую в соответствии со спросом и предложением товаров и услуг
б) затраты плюс прибыль
в) стоимость товара по возможностям покупателя
11. Что называют конкуренцией?
а) столкновение, состязание
б) борьба между участниками рыночных отношений, за получение максимального эффекта по сделке
в) выгодная продажа товара, с использованием различных маркетинговых и организационных решений в пользу покупателя
12. Перечислите главные факторы конкурентоспособности?
а) качество, цена, спрос
б) цена, посредник, товар, покупатель
в) рынок, цена, конкурент
13. Что называют инфляцией?
а) дисбаланс спроса и предложения, проявляющийся в росте цен
б) рост цен на товары
в) рост заработной платы и цен
14. Что называю производительностью труда?
а) количество товаров и услуг, произведенных на удовлетворение потребительского спроса
б) количество товаров и услуг, полученных за единицу времени при расходе определенного количества ресурсов
в) выполнение работ за единицу времени
15. Что называют предпринимательством?
а) инициативную, самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли и личного дохода, осуществляемую от своего имени, под свою имущественную ответственность
б) деятельность, направленную на получение доходов, и конечных продуктов
в) самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли и личного дохода, осуществляемую от своего имени, под свою имущественную и юридическую ответственность
16. Что называют рентабельностью продукции?
а) выгодность производства
б) уровень прибыльности, и ликвидности предприятия
в) отношение прибыли от продаж к себестоимости продукции
17. Что называют себестоимостью продукции?
а) затраты на производство
б) затраты на производство и реализацию продукции
в) затраты на приобретение сырья, и производство продукции
18. Для чего предпринимателю необходимо создание бизнес-плана?
а) для прогнозирования своей деятельности на ближайшие 3-5 лет
б) на прогнозирование своей деятельности и предоставление льготного кредитования в банках РФ
в) чтобы знать доход и расход в своем предприятии, и прогнозировать прибыль
Задание № 2. Сформулируйте определение понятиям:
1. Банк – это …..
8 баллов
2. Производительность труда – это…
2 балла
3. Трудовыми ресурсами называют ……
2 балла
4. Безработными называют …….
3 балла
5. Для осуществления предпринимательской деятельности необходимо …….
4 балла
Задание № 3. Решите задачу
1. Мистер Х положил в банк 1млн рублей под 20% годовых. Через год он получит от банка за пользование своих денег:
1 балл
а) 1 млн 200 тыс. рублей;
б) 800 тыс. рублей;
в) 200 тыс. рублей;
г) 1 млн 120 тыс. рублей.
Шкала оценивания:
За правильный ответ на вопросы или верное решение задачи выставляется положительная оценка -1 балл.
За не правильный ответ на вопросы или неверное решение задачи выставляется отрицательная оценка - 0 баллов.
Менее 70% (менее 29 баллов) – оценка «2» (неудовлетворительно)
Если набрано от 70% (29-22 балла) до 79 - оценка 3 (удовлетворительно)
Если набрано от 80%(35-30 баллов) до 89% - оценка 4 (хорошо)
Если набрано от 90% (38-36 баллов) до 100% - оценка 5 (отлично)
Лист эталонных ответов к рубежному контролю
Задание № 1. Укажите наиболее правильный вариант ответа на вопрос:
Количество баллов за ответ 1
№ вопроса | ответ |
1 | Б |
2 | А |
3 | А |
4 | Б |
5 | Б |
6 | Б |
7 | А |
8 | А |
9 | А |
10 | А |
11 | Б |
12 | А |
13 | А |
14 | Б |
15 | В |
16 | В |
17 | Б |
18 | Б |
Задание № 2. Сформулируйте определение понятиям:
1. Ответ: финансовое учреждение, которое аккумулирует и хранит денежные средства, производит денежные операции и расчеты, контролирует движение денежных средств, предоставляет кредиты, выпускает в обращение деньги и ценные бумаги. 8 баллов
2. Ответ: количество товаров и услуг, получаемых из единицы затрат ресурсов или производимых в единицу времени.2 балла
3. Ответ: всех трудоспособных граждан страны, в возрасте от 14 до 55 (женщины), 65 (мужчины). 2 балла
4. Ответ: трудоспособных граждан страны находящихся в трудоспособном возрасте, не имеющих работы, но желающих ее иметь и находящихся на учете в службе занятости.3 балла
5. Ответ: 1) Иметь заявление на государственную регистрацию предпринимательской деятельности;
2) Как юридическое лицо составить учредительный договор и разработать устав;
3) Составить бизнес-план своей деятельности
4) Открыть расчетный счет в банке
4 балла
Задание № 3. Решите задачу:
1. 1 балл в) 200 тыс. рублей
Методическая разработка типовой практической работы
Практическое занятие №4. Составление трудового договора.
Формируемые результаты обучения: У6, ОК.11.
Теоретическая часть
Учебная цель: формировать умение составлять документы при устройстве на работу.
Учебные задачи:
1. Научиться оформлять договор при приеме на работу(Изучите теоретическую часть и выполните приведенные задания).
#1059;меть использовать нормативные акты при оформлении документов.
Теоретическая часть
Трудовые правоотношения начинаются с заключения трудового договора между работником и работодателем.
Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, регулирующее их трудовые обязанности.
Главный источник, регулирующий трудовые правоотношения, - Трудовой кодекс РФ. О содержании трудового договора нам рассказывает 57 статья, изучим её.
Статья 57 ТК РФ. Содержание трудового договора:
В трудовом договоре указываются:
фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор;
сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица;
идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;
место и дата заключения трудового договора.
Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).
дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом;
условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);
гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);
условия труда на рабочем месте;
условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, в частности:
об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;
об испытании;
о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);
об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;
о видах и об условиях дополнительного страхования работника;
об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;
об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работника.
Трудовые договоры бывают двух видов:
1) бессрочные трудовые договоры (заключены на неопределенный срок)
2) срочные трудовые договоры (заключены на определенный срок, но не более, чем на пять лет)
Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором.
Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.
Прочитайте статью Трудового кодекса о возрасте, с которого возможно заключить трудовой договор.
Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора
Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Лица, получившие общее образование и достигшие возраста пятнадцати лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. Лица, достигшие возраста пятнадцати лет и в соответствии с федеральным законом оставившие общеобразовательную организацию до получения основного общего образования или отчисленные из указанной организации и продолжающие получать общее образование в иной форме обучения, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.
С письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.
В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.
При заключении трудового договора человек обладает рядом гарантий:
Статья 64. Гарантии при заключении трудового договора
Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.
Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.
По письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования.
Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.
При заключении трудового договора человека требуют предъявить ряд документов. В Трудовом кодексе об этом сказано следующее:
Статья 65. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора
Если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти;
справку о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
Статья 69. Медицинский осмотр при заключении трудового договора
Обязательному предварительному медицинскому осмотру при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Часто при приёме на работу людям назначают испытательный срок. Он нужен, чтобы работодатель проверил правильность своего выбора, а работник - свои возможности. Во время испытательного срока работникам платят меньше, чем после того, как он заканчивается. Некоторым людям испытательный срок не назначается, об этом написано в 70 статье Трудового кодекса:
Статья 70. Испытание при приеме на работу
При заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.
Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания.
В период испытания на работника распространяются положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов.
Испытание при приеме на работу не устанавливается для:
лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;
лиц, не достигших возраста восемнадцати лет;
лиц, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня;
лиц, избранных на выборную должность на оплачиваемую работу;
лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;
лиц, заключающих трудовой договор на срок до двух месяцев.
Люди редко работают на одном месте всю жизнь. Когда они увольняются или их увольняют, то происходит расторжение трудового договора. Для этого есть несколько причин, прочитайте, какие:
Статья 77. Общие основания прекращения трудового договора
Основаниями прекращения трудового договора являются:
1) соглашение сторон;
2) истечение срока трудового договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;
3) расторжение трудового договора по инициативе работника;
4) расторжение трудового договора по инициативе работодателя;
5) перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);
6) отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией, с изменением типа государственного или муниципального учреждения
7) отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора ;
8) отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы;
9) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем
10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон;
11) нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.
Практическая часть
Задание 1. Вставьте пропущенные слова
1. Фамилия, имя, отчество _________________ и наименование работодателя
2. Сведения о _________________ , удостоверяющих личность работника (паспорт, военный билет)
3. Идентификационный номер _________________
4. Сведения о представителе _________________ , подписавшем трудовой договор
5. Место и _________________ заключения трудового договора
Задание 2. Вставьте пропущенные слова в перечень обязательных сведений для включения в трудовой договор.
1. _________________ работы
2. Трудовая _________________ (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы)
3. Дата _________________ работы
4. Условия _________________ труда
5. Режим рабочего _________________ и времени отдыха
6. Гарантии и компенсации за работу с _________________ и (или) опасными условиями труда
7. Условия, определяющие в необходимых случаях _________________ работы
8. Условия _________________ на рабочем месте
9. Условия об обязательном _________________ страховании работника
Задание 3. Вставьте пропущенные слова в перечень дополнительных условий для включения в трудовой договор.
1. Об уточнении _________________ работы
2. Об испытании и о неразглашении охраняемой законом _________________
3. Об обязанности работника _________________ после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя
4. О видах и об условиях дополнительного _________________ работника
5. Об улучшении социально-бытовых _________________ работника и членов его семьи
6. Об уточнении применительно к условиям работы данного работника _________________ и обязанностей работника и работодателя
7. О дополнительном негосударственном _________________ обеспечении работника
Задание 4. Определите, какое из условий, включаемых в трудовой договор, является обязательным, а какое - дополнительным.
об испытании
условия оплаты труда
режим рабочего времени и времени отдыха
о видах и об условиях дополнительного страхования работника
об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи
условие об обязательном социальном страховании работника
об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя
о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работника
место работы
трудовая функция
о неразглашении охраняемой законом тайны
дата начала работы
гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
условия, определяющие в необходимых случаях характер работы
об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя
Задание 5. Найдите и исправьте ошибки в тексте (всего 7 ошибок):
Ирина заключила с компанией, предоставляющей юридические услуги, срочный трудовой договор на 7 лет. Она приступила к выполнению трудовых обязанностей на следующий день после заключения договора, так как в нём не была указана конкретная дата начала трудовых обязанностей. Как только Ирина приступила к работе, так сразу её трудовой договор вступил в силу. В числе обязательных условий в трудовой договор была включена информация об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны и об условиях оплаты труда. В перечень дополнительных условий вошли трудовая функция, условия труда на рабочем месте и режим рабочего времени и отдыха.
Задание 6. Ответьте на вопросы
1. С какого возраста заключается трудовой договор по общему правилу?
2. Верна ли ситуация: Надя закончила 9 класс, она готовится пышно отпраздновать своё 16-летие через полгода. Для этого она решила выйти на работу и устроилась билетёром в ночной кинотеатр.
3. Верна ли ситуация: Артём закончил 9 класс, ему 14 лет. Он категорически не хочет учиться, поэтому бросил школу и пошёл работать официантом, предварительно получив устное согласие своих родителей.
4. В каких сферах деятельности допускается заключать трудовой договор лицам младше 14 лет?
Задание 7. Прокомментируйте ситуации:
1. В конце собеседования с кандидатом на должность менеджера директор сказал: "Извините, вы нам не подходите, с вами мы заключать трудовой договор не будем". После чего отказался отвечать на любые вопросы и вышел из комнаты.
2. Компании требовалось двадцать человек в отдел продаж. На эту должность претендовали пятьдесят женщин и двадцать один мужчина. В итоге в отдел набрали двадцать мужчин.
3. В конце собеседования с кандидаткой на должность программиста директор сказал: "Извините, вы нам не подходите. У вас маленький ребенок, он будет болеть и вы станете постоянно брать больничный, а нашей компании нужен человек, который будет выполнять свои обязанности непрерывно".
4. Андрей работал в ресторане одной известной сети в городе Москве. Он захотел переехать в Петербург и попросил оформить ему перевод в такой же ресторан в Петербурге. Перевод был оформлен 5 июня, однако когда он приехал для оформления договора на новое место работы 10 июля, ему было отказано.
5. Кандидат на должность менеджера, которому директор в конце собеседования сказал: "Извините, вы нам не подходите, с вами мы заключать трудовой договор не будем", а потом быстро вышел из комнаты, написал официальную просьбу объяснить ему причины отказа в заключении трудового договора. Какого развития событий следует ждать кандидату? Как вы думаете, какая польза от этого действия может быть для кандидата?
6. Женщина, которую отказались взять на должность программиста, подала в суд. Может ли суд отклонить её иск? Если нет, то какого решения суда ей следует ждать?
Задание 8. Прокомментируйте ситуации:
1. Артур, мужчина 38 лет, пришел заключать трудовой договора на должность инженера. Он принес паспорт, трудовую книжку и диплом об окончании ВУЗа. Что его попросят принести ещё?
2. Рита, девушка 17 лет, устроилась работать продавцом в обувной магазин. Какую справку потребуют от неё плюс к тем документам, которые обычно просят у взрослых?
Задание 9. Вставьте пропущенные слова в предложения
Испытание при приеме на работу не устанавливается для:
1. лиц, избранных по _________ на замещение соответствующей должности;
2. _________ _________ и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;
3. лиц, не достигших возраста _________ лет;
4. лиц, получивших _________ _________ образование или высшее образование и _________ поступающих на работу (в течение _________ после окончания учебы);
5. лиц, _________ на выборную должность на оплачиваемую работу (например, должности мэра или депутата);
6. лиц, приглашенных на работу в порядке _________ от другого работодателя;
7. лиц, заключающих трудовой договор на срок до _________ месяцев.
Задание 10. Вставьте пропущенные слова в предложения
Основаниями прекращения трудового договора являются:
1) _________ сторон;
2) _________ срока трудового договора;
3) расторжение трудового договора по инициативе _________;
4) расторжение трудового договора по инициативе _________;
5) _________ работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу;
6) _________ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации;
7) отказ работника от продолжения работы в связи с __________ _________ трудового договора;
8) _________ работника от _________ на другую работу;
9) _________, не зависящие от воли сторон;
11) нарушение _________ заключения трудового договора.
Критерии оценивания выполненной работы:
Уровень подготовки обучающегося оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Отметка «Отлично» ставится, если работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающийся работает полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «хорошо» ставится, если работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Обучающийся использует, указанные преподавателем источники знаний. Работа показывает знание обучающимся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «удовлетворительно» ставится, если работа выполняется и оформляется обучающимся при помощи преподавателя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Обучающийся показывает знания теоретического материала, но испытывает затруднение при самостоятельной работе.
Отметка «неудовлетворительно» ставится, если результаты, полученные обучающимся не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны преподавателя оказываются неэффективны в связи плохой подготовкой обучающегося. Работа не выполнена, у обучающегося отсутствуют необходимые для проведения работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Перечень практических работ
Практическое занятие №1. Классификация предприятий.
Практическое занятие №2. Решение практических задач по темам «Кадры предприятия», «Производительность труда»
Практическое занятие №3. Решение практических задач и упражнений по теме «Производственно-хозяйственная деятельность предприятия»
Практическое занятие №4. Составление трудового договора. Заполнение документации по учету бланков трудовых книжек и вкладышей к ним. Заполнение трудовой книжки
Практическое занятие №5. Расчет заработной платы повара
7. Рекомендуемая литература для разработки проектов, создания презентаций и подготовки обучающихся к защите:
Основные источники:
- Трудовой кодекс РФ
- Административный кодекс РФ
- Закон «О защите прав потребителей»
- Жабина С.Б., Бурдюгова О.М., Колесова А.В. Основы экономики, менеджмента и маркетинга в общественном питании: учебник для студентов СПО/ С.Б. Жабина, О.М. Бурдюгова, А.В.Колесова. 3-е изд. Стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 336 с.
- 2. Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник для студентов сред.проф. Учеб. Заведений / В.В. Румынина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017г.
Дополнительные источники:
- Быстров С.А. Экономика и организация ресторанного бизнеса: учебное пособие/
2. С.А. Быстров. – М.: Форум, 2016. - 464с.
3. Ефимова О.П. Экономика общественного питания: учеб. пособие для вузов / О.П.
4. Ефимова; Под ред. Н.И. Кабушкина. - 6-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2017. - 348с.
5. Капустина А.Я. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учеб.пособие/ под общ. Ред. Проф. А.Я. Капустина. – М.:Гардарики, 2019г.
Интернет – ресурсы:
1. «Правовая Система Гарант» ()
- «Консультант Плюс» ()
- Федеральный портал «Российское образование»
- Электронная библиотека АКАДЕМИЯ
- ЭБС Юрайт – СПО,
8. Варианты КИМ
Вариант №1
При выполнении заданий 1-20 выберите 1 правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Право собственности предполагает…
А) владение, пользование, аренда
Б) владение, распоряжение, аренда
В) владение, пользование, распоряжение
Г) покупка, пользование, распоряжение
2. Для чего предназначено ПОП?
А) предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских изделий и булочных изделий, их реализация и организация их потребления
Б) предприятие, предназначенное для выпуска п\ф из мяса, рыбы, овощей
В) предприятие, обслуживающие только школьников, студентов, рабочих.
3. Какие элементы относят к активной части основных средств:
А) машины и оборудование;
Б) производственные здания и сооружения;
В) измерительные и регулирующие приборы;
Г) вычислительная техника и программные обеспечения.
4. Что понимается под трудовыми ресурсами предприятия –
А) запас трудовых возможностей у людей;
Б) всех тех, кто участвует в трудовом процессе;
В) всех желающих участвовать в трудовом процессе;
Г) работающих в основных цехах;
Д) рабочих сдельщиков
5. Предметом трудового права являются:
А) трудовые отношения
Б) трудовые обязанности
В) трудовой договор
Г) трудовые функции
6. По общему положению трудовую деятельность можно начать:
А) с 18 лет Б) с 14 лет В) с 12 лет Г) с 16 лет.
7. Виды трудового договора по срокам действия:
А) Срочный, бессрочный, на время сезонной работы.
Б) Срочный, бессрочный, краткосрочный.
В) Краткосрочный, среднесрочный, на время определенной работы.
Г) Краткосрочный, сезонный, долгосрочный.
8. Срочный трудовой договор заключается на срок:
А) до 2 лет
Б) до 5 лет
В) до 10 лет
Г) до 15 лет
9. Для сдельной формы оплаты характерна оплата труда в соответствии с:
А) количеством изготовленной (обработанной) продукции
Б) количеством отработанного времени
В) количеством оказанных услуг
Г) должностным окладом
10. Для кого устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени?
А) для работников в возрасте до шестнадцати лет;
Б) для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет;
В) для работников, являющихся инвалидами I или II группы;
Г) для всех выше перечисленных категорий лиц.
11. Учредителем акционерного общества могут быть…
А) только юридические лица
Б) только физические лица
В) юридические и физические лица
Г) любой желающий
12. Какие ПОП делятся на классы:
А) закусочные
Б) рестораны
В) кафе
Г) столовые
13. Объекты предприятия культурно-бытового назначения, медицинские учреждения, столовые.
А) основные непроизводственные фонды;
Б) основные производственный фонды;
В) оборотные средства предприятия;
Г) нематериальные активы.
14. Трудоемкость определяет-
А) затраты труда на производство продукции;
Б) затраты рабочего времени на производство единицы продукции;
В) количество продукции производимой в единицу времени;
Г) количество продукции высшего качества;
Д) затраты рабочего времени на вспомогательные работы
15. Работник должен предупредить администрацию об увольнении:
А) За 1 месяц до увольнения
Б) За три дня до увольнения
В) За 1 неделю до увольнения
Г) За две недели до увольнения
16. Не допускается увольнение по инициативе работодателя:
А) В зимний период
Б) В период временной нетрудоспособности работника или пребывания его в отпуске
В) В период испытательного срока
Г) В период отстранения от работы работника
17. Испытательный срок не распространяется
А) всех работников
Б) лиц старше 18 лет
В) на впервые поступающих на работу
Г) пенсионеров
18. К обязательственным условиям трудового договора не относятся:
А) условия об испытательном сроке
Б) условия об обязательной отработке определённого срока после обучения за счёт работодателя
В) условия оплаты труда
19. Для повременной формы оплаты характерна оплата труда в соответствии с:
А) количеством изготовленной (обработанной) продукции
Б) количеством отработанного времени
В) количеством оказанных услуг
20. Виды рабочего времени:
А) нормальное, сокращенное, неполное;
Б) номинальное, сокращенное, полное;
В) нормальное, неполное, частичное;
Г) рабочее, не рабочее.
Выполните практические задания и 24 письменно.
Задание 21
Дать определение понятия предприятия в соответствии с ГК РФ
Задание 22
Решите задачу.
Рассчитать месячную заработную плату работника при применении сдельно-прогрессивной формы оплаты труда.
Рабочий изготовил за месяц 280 единицы продукции, в том числе 80 единицы – сверх установленного задания. Расценка за единицу продукции, изготовленной в пределах производственного задания, - 97 руб., за дополнительную выработку предусматривается повышение расценки на 8%.
Задание 23
Перечислите признаки классификации предприятий общественного питания по форме собственности.
Задание 24
Решите задачу.
Рассчитать заработную плату работника за месяц при применении простой повременной формы оплаты труда.
Работнику установлен оклад 25 400 руб. В определенном месяце количество по графику – 22 рабочих дня, работник проработал 18 дней.
Вариант №2
При выполнении заданий 1-20 выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. К объектам собственности не относится…
А) автомобиль
Б) ценные бумаги
В) трудовой коллектив
Г) производственные здания и сооружения
2. Назовите основные типы ПОП:
А) пиццерия, вагоны-рестораны,
Б) блинная, буфеты, кафетерий
В) рестораны, бары, столовые, кафе, закусочные
Г) чайная, бистро, чебуречные
3. К основным средствам относятся средства труда со сроком службы более ... месяцев:
А) 8;
Б) 12;
В) 10;
Г) 15.
4. Показатели, характеризующие эффективность производительности труда
А) фонд ресурсов труда и оборотные средства;
Б) валовая продукция и рабочая сила;
В) выработка продукции и трудоёмкость;
Г) рентабельность производства
5. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать:
А)40 часов в неделю
Б) 36 часов в неделю
В) 48 часов в неделю
Г) 30 часов в неделю
6. В соответствии с действующим трудовым законодательством, продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на...
А) 3 часа
Б) 1 час
В) 1 день
Г) 2 часа
7. Трудовой договор вступает в силу:
А) с момента вынесения приказа о приеме работника на работу
Б) со дня его подписания работником
В) со дня фактического исполнения работником своих трудовых обязанностей
Г) со дня выхода работника на работу
8. Трудовая книжка выдаётся уволенному работнику:
А) В течение 3-х дней после увольнения
Б) В течение 14 дней после увольнения
В) В последний день работы
Г) В день подачи заявления об увольнении
9. Сдельная расценка — это:
А) сдельный тарифный коэффициент выполняемой работы
Б) показатель увеличения размера заработной платы в зависимости от месторасположения
предприятия
в) оплата труда за единицу продукции (работ, услуг)
г) районный коэффициент к заработной плате
10. Какой промежуток времени согласно Трудовому кодексу РФ считается ночным временем?
А) время с 23 часов до 7 часов;
Б) время с 22 часа до 6 часов;
В) время с 21 часов до 5 часов;
Г) данный вопрос законом не урегулирован.
11. Коммерческое предприятие – это:
А) предприятие торговли;
Б) предприятие, занимающееся посреднической деятельностью;
В) предприятия, целью которых является получение прибыли;
Г) решение социальных задач
12. При классификации предприятий по размерам в качестве основного признака обычно используют:
А) форма собственности;
Б) численность его персонала;
В) объем производства;
Г) стоимость имущества
13. Моральный износ:
А) потеря потребительской стоимости, непригодности их дальнейшего использования;
Б) гибель по причине стихийных бедствий;
В) потеря стоимости, вытеснение современным, экономичным оборудованием;
Г) амортизационные отчисления.
4. Количество продукции, произведенное в единицу рабочего времени или приходящееся на одного среднесписочного работника
А) производительность
Б) объем
В) мощность
Г) выработка
5. Какие виды дисциплинарных взысканий предусмотрены трудовым кодексом:
А) Предупреждение, выговор, строгий выговор, увольнение
Б)Замечание, выговор, увольнение
В) Замечание, штраф, лишение премии
Г) Предупреждение, штраф, дисквалификация
6. Работодатель не обязан
А) создавать условия труда
Б) оплачивать труд
В) обеспечивать жильем
Г) осуществлять повышение квалификации
7. Лицо в возрасте 14 лет может заключить трудовой договор при соблюдении следующего условия:
А) если получено согласие одного из родителей (опекуна, попечителя)
Б) только в случае получения основного общего образования
В) если работник предоставил письменное подтверждение о его согласии одновременно с работой продолжить обучение
#1040;дминистрация предприятия должна учитывать мотивированное мнение профсоюзного органа:
А) В случае призыва или поступления работника на военную службу
Б) При сокращении численности или штата работников
В) При увольнении работника имеющего ребенка в возрасте до 14 лет
Г) При увольнении сезонных, временных работников
9. Заработная плата должна выплачиваться не реже, чем:
А)1 раз в неделю
Б)1 раз в месяц
В) 2 раза в месяц
Г) 3 раза в месяц
10. Дайте определение понятию «время отдыха»
А) время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению;
Б) время, в течение которого работник может работать сам на себя, используя оборудование работодателя;
В) время, в течение которого работник может получать двойной оклад за свою деятельность;
Г) нет правильного варианта ответа.
Выполните практические задания 21, 22, 23 и 24 письменно.
Задание 21
Дать определение понятия предприятия общественного питания в соответствии с ГОСТ Р 50762-95.
Задание 22
Решите задачу.
Рассчитать месячную заработную плату работника при применении сдельно- премиальной формы оплаты труда.
Рабочий изготовил за месяц 350 единиц продукции. Расценка за единицу продукции – 90 руб. При отсутствии брака работнику выплачивается премия в сумме 16% от суммы заработной платы, исчисленной в соответствии с прямой сдельной формой.
Задание 23
Перечислите признаки классификации предприятий общественного питания по организационно-правовым формам.
Задание 24
Решить задачу.
Рассчитать месячную заработную плату работника при применении сдельно- премиальной формы оплаты труда.
Часовая тарифная ставка 24,1 руб. Рабочим отработано за месяц 178 часов. Доплаты и премии составляют 40% от тарифного заработка.
[1] Могут быть приведены коды личностных результатов реализации программы воспитания с учетом особенностей профессии в соответствии с Приложением 3 ПООП.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Экономические и правовые основы профессиональной деятельности"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО "Парикмахер"...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Экономические и правовые основы производственной деятельности
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Экономические и правовые основы производственной деятельности разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ профессия «Повар, кондитер»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования...

Рабочая программа дисциплины "Экономические и правовые основы производственной деятельности"
Рабочая программа предназначена для профессии Повар, кондитер и соответствует требованиям к минимальным знаниям и умениям...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования, входящей в состав укрупненной г...

Рабочая программа 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) ОПЦ.07 Основы предпринимательской деятельности и финансовой грамотности
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)ОПЦ.07 Основы предпринимательской деятельности и финансовой грамотности...

Рабочая программа, КОС, ФОС 43.01.09 Повар, кондитер. ОПЦ.11 Основы предпринимательской деятельности
43.01.09 Повар, кондитер.ОПЦ.11 Основы предпринимательской деятельности...
