Воспитание и развитие у студентов нравственных ценностей.
статья на тему

Лучковский Родион Николаевич

Описание актуальной в настоящее время проблемы воспитания и развития у студентов нравственных ценностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание у студентов нравственных ценностей.

В настоящее время широко обсуждается проблема формирования нравственной личности. Это связано с социальными запросами предъявляемыми к системе образования, необходимостью приобщения учащихся к системе нравственных ценностей.

Задача современного образовательного учреждения заключается в том, чтобы выпускники обладали не только необходимым уровнем знаний, умений и навыков, но и являлись самостоятельными людьми, обладающими толерантностью, как основой своей жизненной позиции. Ведь современный культурный человек – не только образованный, но и имеющий чувство самоуважения и уважаемый окружающими.

Под ценностными ориентациями понимается направленность человека на определённые ценности в виде установок и предпочтений, определяющих его деятельность. Именно установки и предпочтения выступают центром внутреннего духовного мира.

Нравственные и ценностные ориентации открывают человеку выбор между добром и злом, который тот совершает не в силу необходимости, а в силу своего понимания этой необходимости. Основанием нравственных ценностных ориентаций является именно свобода выбора, выступая внутренним регулятором поведения человека даже тогда, когда за ним никто не следит. Определение ценностных ориентаций происходит в сознании человека, а формирование в ходе обретения личного опыта.

 Рассматривая личность человека как высшую человеческую ценность, его индивидуальность и неповторимость, систему нравственных ценностей необходимо ориентировать на благо человека – на любовь к людям, на добро, мир, свободу, истину, совесть, семью, труд.

Нравственные ценности тесно связаны с множеством моральных качеств, таких как:

- доброжелательность – стремление совершать добрые поступки;

- терпимость к недостаткам и ошибкам других людей;

- умение просить прощение и прощать;

- стремление примерять ссорящихся;

- умение не отвечать злом на зло;

- человеколюбие;

- уважение индивидуальности личности и мнения окружающих;

- ответственность за принятое решение;

- честность и справедливость;

- способность признавать свои ошибки и видеть недостатки;

- заботливость -  чуткость к людям, сострадание;

- трудолюбие и уважение к чужому труду;

- совестливость – способность слушать «внутренний голос совести»;

Решать проблему воспитания связанную с формированием нравственной личности следует в специально созданных педагогических условиях:

  1. Организация учебного процесса построена на основе личностной ориентации;
  2. Наличие достаточных трудностей, позволяющих учащимся приобретать опыт приложения усилий;
  3. Предлагаемая ученикам деятельность должна быть эмоционально насыщена и интересна для них;
  4. Руководя деятельностью учащихся педагогический работник (мастер п/о) использует оценку: оценивает результат, отношение к деятельности, к другим учащимся. Положительная оценка должна радовать и побуждать к продолжению деятельности.
  5. При организации коллективной деятельности должны учитываться: общая цель, распределение обязанностей, общий результат.
  6. Независимо от видов деятельности учащихся педагогический работник (мастер п/о) ориентирует их на базовые ценности.
  7. Выработка согласованных с родителями воспитательных задач и раскрытие особенностей формирования нравственных ценностных ориентаций.

Все эти условия напрямую зависят от личностных и профессиональных качеств педагогического работника (мастера п/о), от того, практикует ли он сам всё то о чём говорит ученикам.

Важно чтобы педагогический работник (мастер п/о) был способен:

  • Признать собственное нравственное несовершенство.
  • Раскаиваться в своих поступках.
  • Быть требовательным и строгим к себе, контролировать свои мысли, не забывать о совести.
  • Не осуждать, не говорить и не думать о других плохо, не завидовать, не унижать личность.
  • Питать себя благими мыслями: читать книги и смотреть фильмы о людях, чья жизнь вдохновляет на добрые дела.
  • Находить в учащихся хорошее, доброе начало, верить, что они могут стать порядочными.

Непременное условие успешности воспитания нравственных ценностей – любовь педагога к детям. Без этого учащиеся не научатся любить окружающих и заботится о них.

Материал подготовил мастер производственного обучения, преподаватель СПБ ГБПОУ «Автомеханический лицей» Лучковский Р.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание в развитии личностных ценностей

Полозова О.А. приводит формы и методы экологической работы в группе....

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат»

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Обр...

Развитие духовно-нравственных ценностей у студентов колледжа

Проблемы духовно-нравственного воспитания в  рамках СПО, вопросы морали, принципы духовно-нравственного воспитания – являются самыми актуальными на сегодняшний день. Актуальность проблемы с...

Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы профессионального воспитания молодежи в условиях социального партнерства в системе СПО» Пути совершенствования духовно - нравственных ценностей у современной молодежи

Содержание гуманитарных и социально-экономических дисциплин дает возможность преодолеть узкопрофессиональное мышление, формирует духовно богатую личность, обладающую высокими нравственными и гражданск...

Роль духовно-нравственных ценностей в воспитании молодежи

Статья посвящена формированию нравственных и духовных ценностей, приобщение  подрастающего поколения к культурному наследию, праздникам, традициям, фольклору, знакомству  с предками,  с...