Методическая разработка урока производственного обучения по вождению автомобиля(город)
методическая разработка на тему

Котов Алексей Иванович

В работе дана структура и содержание материала 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_otkrytogo_zanyatiya_kotov_2018.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Арзамасский коммерческо-технический техникум»

Методическая разработка

урока практического занятия по теме:

Обучение практическому вождению в условиях реального дорожного движения.

Проезд перекрестка.

23.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА

23.01.03 Автомеханик

Выполнил: мастер п/о

первой квалификационной категории

Котов А.И.

Арзамас 2018

План

Введение

Проект занятия

Содержание занятия

Список использованной литературы

Введение

           Знание теории правил дорожного движения и правил вождения необходимо как для сдачи главного экзамена в ГИБДД, так и для получения водительского удостоверения. Так как все это являются необходимой базой, для уверенного ориентирования на дорогах, правильного прогнозирования всевозможных ситуаций и нахождения к ним разумных решений. И самое главное уметь профессионально обеспечивать безопасность дорожного движения. В содержание теоретического курса входят все последние поправки и изменения ПДД, поэтому знания, полученные в нашей автошколе, будут всегда актуальны, в любом месте, в любое время.

           Вождение автомобиля -один из главных предметов обучения. Он завершает подготовку водителей, закрепляет и расширяет знания и навыки, полученные курсантами на других предметах обучения, и непосредственно подготавливает их к работе по специальности в условиях, близких к реальным.

        Успешная перевозка грузов и людей во многом зависит от мастерства водителей, которое достигается выработкой твердых навыков в вождении, четким пониманием техники вождения, отличным знанием Правил дорожного движения, умением содержать автомобиль в технически исправном состоянии.

        Обучение вождению подчиняется основному принципу- учить тому, что необходимо водителю в самостоятельной работе.

        Курсантам постоянно прививают чувство уважения к водителям других автомобилей и всех других транспортных средств, чувство уважения к пешеходам, проявление предусмотрительности по отношению к ним, неуклонное признание их прав.

        Наконец, все обучение вождению, от первого до последнего занятия, происходит под знаком неукоснительного выполнения всех требований Правил дорожного движения, что само по себе уже обеспечивает безопасность движения.

Проект открытого занятия производственного обучения по вождению автомобиля категории «В».

Группа:  16-32 АВТ

Специальность:     23.01.03             Автомеханик

Мастер производственного обучения: Котов Алексей Иванович

Дата проведения: 16.10.2018.

Тема: «Проезд перекрёстка»

Вид занятия: урок практического обучения

Тип занятия: формирование первоначальных умений и навыков

Форма проведения занятий: Рассказ, беседа, показ приемов выполнения задания, практическое выполнение заданий

Место проведения: Маршрут №3 города Арзамас.

Цель занятия: Научить кандидата в водители приемам навыка проезда перекрестка.

Задачи:

Образовательные:

-Ознакомление кандидата в водители с техникой безопасности;

-Обучение приемам руления, поведения на перекрестке;

-Закрепление знаний органов управления транспортным средством.

 Развивающие:    

-Развитие внимания, быстроты реакции.

     

 Воспитательные:

- Воспитание исполнительности, дисциплинированности, ответственности, целеустремленности при выполнении заданий мастера производственного обучения;

-Воспитание волевых качеств;

-Воспитание внимания, самостоятельности при выполнении упражнений и самооценки;

-Воспитание потребность в сохранении жизни и здоровья;

Материально-техническое оснащение урока: учебный автомобиль, план урока, журнал п\о, индивидуальная карта кандидата в водители.

Квалификационные требования:

Должен знать: правила проезда перекрестка, способы перехода на низшую передачу, способы торможения, способы наблюдения за дорогой.

Должен уметь: выполнять трогание с места,  разгон, торможение, переключаться, выполнять движение задним ходом.

Межпредметные связи: устройство автомобиля; слесарное дело; ПДД

Ход урока

 I. Организационная часть - 2-3 мин.

 - проверка готовности студентов к уроку - целевая установка к уроку

 II. Вводный инструктаж - 10-15 мин.

1. Сообщение темы урока

2. Опрос - актуализация опорных знаний

 3. Мотивация учащихся

4. Изучение нового материала:

- ознакомление учащихся с содержанием выполняемого упражнения

- ознакомление алгоритмом выполнения работы

- предупреждения о возможных ошибках и недостатках в работе

- показ способов самоконтроля

- техника безопасности при трогании с места, проезда перекрестков, объезда, обгона

- показ приемов трудовых действий

- самостоятельная работа

 

III. Текущий инструктаж и самостоятельная работа студента 70 мин. 

Целевые обходы:

- проверка правильности выполнения упражнения

- техника безопасности (точность выполнения работы в технологической последовательности)

- проверка качества работы

 

IV. Заключительный инструктаж - 3-5 мин. 

- анализ работы студентов

- домашнее задание

- подведение итогов урока и объявление оценок.

План-конспект урока

 Вводный инструктаж

 I. Организационная часть:

- проверка готовности учащихся к уроку

- целевая установка к уроку

 

II. Сообщение темы урока

 а) Объявление № упражнения, цель, место и время проведения занятия и какие вопросы рассмотрим;

 б) Обращаю особое внимание на ТБ перед началом выполнения занятия (контрольный осмотр перед выходом из парка, особенности вождения в определенных условиях).

 Мотивация учащихся 

в) Задаю вопросы студенту по повторению пройденного материала, для того чтобы лучше усвоить этот:

 - Какие условия должны быть соблюдены при проезде регулируемого перекрѐстка?;

- Какие действия водитель должен предпринять при проезде перекрѐстка?;

- Как оценить перекрѐсток и выбрать траекторию движения?.

 Изучение нового материала 

г) Объясняю студенту, что перекрѐсток не обозначенный знаками приоритета является равнозначным, а перекрѐсток обозначенный знаками приоритета: «Главная дорога», «Уступите дорогу», «Пересечение с второстепенной дорогой», «Примыкание второстепенной дороги», «Конец главной дороги», «Движение без остановки запрещено» относится к неравнозначным.

Рассказ сопровождаю методическими указаниями что, при проезде равнозначного перекрѐстка необходимо:

- Снизить скорость движения, переключившись на низшую передачу;

 - Убедиться в отсутствии или наличии транспортных средств, приближающихся справа;

- При наличии справа транспортных средств уступить им дорогу;

- Убедится, что транспортные средства, движущиеся с других направлений, уступают нам дорогу;

- Убедится в отсутствии или наличии пешеходных переходов на проезжей части.

- Занять соответствующее положение на проезжей части (при повороте направо или прямо двигаться как можно  ближе к правому краю проезжей части), при повороте налево прижаться к линии разметки разделяющую транспортные потоки встречных направлений, либо к центру дороги при отсутствии разметки;

 - Включить соответствующие указатели поворота, если совершаем поворот; - Совершить движение прямо или повернуть направо, уступая дорогу пешеходам. При повороте налево необходимо дополнительно уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо, а также пешеходам переходящим проезжую часть по линии тротуаров или по пешеходному переходу и велосипедистам, а также убедится в отсутствии обгоняемых транспортных средств.

 При проезде неравнозначного перекрѐстка находясь на второстепенной дороге необходимо:

- Снизить скорость движения, переключившись на низшую передачу.

 - Занять соответствующее крайнее положение на проезжей части.

 - Убедится в отсутствии  или наличии транспортных средств на главной дороге.

- При повороте включить соответствующие указатели  поворота.

-Убедится в  наличии или отсутствии пешеходов на пешеходных переходах или на проезжей части.

- При наличии транспортных средств на главной дороге уступить им дорогу

 - Совершить движение прямо или повернуть, направо уступая дорогу пешеходам переходящим проезжую часть по пешеходному переходу или по линии тротуаров.

- при повороте налево дополнительно уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо, а также пешеходам и велосипедистам.

В случае, когда главная дорога на перекрѐстке меняет направления, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами перекрѐстков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам. То есть преимущество имеет водитель, у которого нет помехи справа.

Для разворота в обратном направлении на перекрѐстке имеющим, достаточную ширину проезжей части, находясь на главной дороге необходимо;

- Снизить скорость движения, переключившись на низшую передачу;

- Занять крайнее левое положение на проезжей части, прижавшись к линии разметки разделяющей транспортные потоки встречных направлений, либо к центру дороги при отсутствии разметки;

- Включить левые указатели поворота;

 - Уступить дорогу встречным транспортным средствам,  движущимся прямо и направо;

- Убедится в отсутствии или наличии пешеходов переходящих проезжую часть по линии тротуаров либо по пешеходному переходу;

 - Выехать на перекрѐсток и повернув рулевое колесо до упора налево, совершить разворот, уступая дорогу пешеходам.

Рассказ сопровождаю показам. Аналогично совершаем разворот, на перекрѐстке находясь на второстепенной дороге дополнительно уступив дорогу всем транспортным средствам, находящимся на главной дороге. Если же ширина проезжей части не позволяет нам развернутся  на перекрѐстке, то разворот совершаем вне перекрѐстка с использованием прилегающих территорий  справа и слева.

При развороте вне перекрѐстка  с использованием прилегающей территории справа необходимо:

 1.Снизить скорость, переключившись на низшую передачу;

2.Включить правые указатели поворота;

3.Остановится у правого края проезжей части так, чтобы правый край заднего борта располагался напротив правого края прилегающей территории;

 4.Убедится в отсутствии позади транспортных средств движущихся в попутном направлении (визуально, по зеркалу заднего вида);

5.Повернуть рулевое колесо до упора вправо;

6.Убедится в отсутствии пешеходов на пути нашего движения;

7.Включить заднюю передачу и начать движение, выехав на прилегающую территорию;

8.Включить левые указатели поворота;

9.Убедится в отсутствии транспортных средств, справа и слева, при наличии транспортных средств уступить им дорогу;

10.При наличии пешеходов уступить им дорогу;

11.Повернуть рулевое колесо влево до упора;

 12.Включить вторую передачу и начать движение, выезжая на правую полосу движения.

При развороте с использованием прилегающей территории слева необходимо:

1.Снизить скорость движения, переключившись на низшую передачу;

 2.Включить левые указатели поворота;

 3. Убедится в отсутствии транспортного средства движущегося попутно  и встречных транспортных средств, при наличии уступить им дорогу;

4. Убедится в отсутствии пешеходов, при наличии уступить дорогу;

5. Проверить рулевое колесо влево до упора;

6. Совершить поворот, прижимаясь к правому краю прилегающей территории;

7. Включить правые указатели поворота;

8. Убедится в отсутствии транспортных средств и пешеходов, при наличии уступить им дорогу;

 9. Включить заднюю передачу и выехать на правую полосу движения;

10. Включить вторую передачу и начав движение закончить разворот.

 III. Опрос - актуализация опорных знаний

 Текущий инструктаж

Самостоятельное выполнение упражнения учащимся.

В процессе выполнения упражнения:

 1.Наблюдаем за действием учащегося;

2.Контролируем соблюдение алгоритма действий по типу «делай как я» и порядок выполнения в соответствии с ПДД и ТБ;

 При первом выполнении упражнения учащимся:    

  - Фиксируем нарушения ПДД и корректируем точность его действий;  

   - Объясняю каким образом их исправить;    

  - Наблюдаю за действиями.

 

Заключительный инструктаж

 1. Анализ соблюдения мер безопасности.  

2.  Положительные и отрицательные стороны выполнения упражнения, способы исправления ошибок.

3. Сообщить, какие цели достигнуты.

 4. Обьявить оценку и сделать запись в путевом листе, графике и в индивидуальной книжке студента.

 5. Задать задание на дом (ПДД 13.1-13,3;13,9-13,13;14,1-14,7).

 6. Сообщить тему следующего упражнения.

 

                                       Оценка действий учащегося:

 Ошибками при выполнении данного упражнения являются:

1. Не включил световую сигнализацию (не выключил).

2.При выполнении поворота выехал на встречную полосу.

3.Перед поворотом (разворотом) не занял крайнее положение на проезжей части.

4. При повороте выехал за пределы проезжей части.

5.Не уступил дорогу транспортному средству или пешеходам. 6.пересѐк линию «стоп» по проекции переднего габарита.

7. Остановился на пешеходном переходе.

 8. Неверно оценил ширину проезжей части и габариты транспорта.

9. Выехал за пределы прилегающей территории.

10. Не убедился в безопасности манѐвра.

Список литературы

     1. Федеральный закон о безопасности дорожного движения : – М., 1996.

     2. Программа подготовки водителей транспортных средств. – М., 2008.

     3. Правила дорожного движения. – М., 2017.

     4. Нормативно-правовые документы по обеспечению безопасности дорожного движения. Водитель : сборник. – Т. 1. –

М., 2010.

     5. Волгин, В.В. Учебник по вождению автомобиля / В.В. Волгин. – М., 2009.

     6. Куперман, А.И. Безопасность дорожного движения / А.И. Куперман, Ю.В. Миронов. – М., 2009.

     7. Сычев, А.Я. Вождение автомобиля / А.Я. Сычев, В.А. Мостаков. – М., 2004.

     8. Михайловский, Е.В. Устройство автомобиля / Е.В. Михайловский, К.Б. Серебряков, Е.Я. Тур. – М., 2003.

     9. Молоткова, Н.В. Основы управления транспортным средством и безопасность движения / Н.В. Молоткова, А.О.

Хренников. – Тамбов, 2004.

     10. Нарицын, Н. Психология безопасного вождения / Н. Нарицын. – М., 2006.

     11. Романов, А.Н. Автотранспортная психология / А.Н. Романов. – М., 2002.

     12. Хренников, А.О. Проектирование технологии профессиональной подготовки специалистов в сфере организации и безопасности движения в условиях технического вуза : диссертация / А.О. Хренников. – Тамбов, 2004.