РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03. Организация работы первичных трудовых коллективов для специальности 23.02.04. Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)
рабочая программа на тему

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

ПМ.03. Организация работы первичных трудовых коллективов

 

 

для специальности

 

23.02.04. Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)

Рабочая  программа профессионального модуля ПМ.03 Организация работы первичных трудовых коллективов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО) 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) (базовая подготовка).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pm_03_mdk_03_01_190629.doc342 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.03. Организация работы первичных трудовых коллективов

для специальности

23.02.04. Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)

(базовая подготовка среднего профессионального образования)

Рабочая  программа профессионального модуля ПМ.03 Организация работы первичных трудовых коллективов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО) 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) (базовая подготовка).

        


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 03

стр.

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

20

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

24


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ 03. Организация работы первичных трудовых коллективов

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 23.02.04. Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования транспортно-дорожной отрасли) (базовая подготовка) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Организация работы первичных трудовых коллективов и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. ПК 3.1. Организовывать работу персонала по эксплуатации подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

2. ПК 3.2. Осуществлять контроль за соблюдением технологической дисциплины при выполнении работ.

3. ПК 3.3. Составлять и оформлять техническую и отчетную документацию о работе ремонтно-механического отделения структурного подразделения.

4. ПК 3.4. Участвовать в подготовке документации для лицензирования производственной деятельности структурного подразделения.

Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке по технической эксплуатации подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования при наличии  среднего (полного) общего образования, профессионального образования по смежным специальностям, а также может быть использована для программ повышения квалификации или  профессиональной подготовки:

        190629.08 Слесарь по ремонту строительных машин

        190629.01 Машинист дорожных и строительных машин

Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

   организации работы коллектива исполнителей в процессе технической эксплуатации подъемно- транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования;

  планирования и организации производственных работ в штатных и нештатных ситуациях;

    оценки экономической эффективности производственной деятельности при выполнении технического обслуживания и ремонта подъемно- транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования, контроля качества выполняемых работ

        оформления технической и отчетной документации о работе производственного участка;

уметь:

организовывать работу персонала по эксплуатации подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования;

осуществлять контроль за соблюдением технологической дисциплины при выполнении работ;

составлять и оформлять техническую и отчетную документацию о работе производственного участка;

разрабатывать и внедрять в производство ресурсо- и энергосберегающие технологии, обеспечивающие необходимую продолжительность и безопасность работы машин;

участвовать в подготовке документации для лицензирования производственной деятельности структурного подразделения;

свободно общаться с представителями отечественных и иностранных фирм-производителей подъемно- транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования

знать:

основы организации и планирования деятельности организации и управления ею;

основные показатели производственно-хозяйственной деятельности организации;

виды и формы технической и отчетной документации;

правила и нормы охраны труда

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 384  часа, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 240 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 160  часов;

самостоятельной работы обучающегося –  80  часов;

          производственной практики –  144 часа.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Организация работы первичных трудовых коллективов, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1

Организовывать работу персонала по эксплуатации подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования

ПК 3.2

Осуществлять контроль за соблюдением технологической дисциплины при выполнении работ

ПК 3.3

Составлять и оформлять техническую и отчетную документацию о работе ремонтно-механического отделения структурного подразделения.

ПК 3.4

Участвовать в подготовке учетной документации для лицензирования производственной деятельности и структурного подразделения.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей специальности, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ 03. Организация работы первичных трудовых коллективов

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятель-ная работа обучающегося

Учебная

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсо-вая работа (проект

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 3.1-3.4

Раздел 1. Организация, планирование деятельности и управление предприятием

162

108

20

20

44

10

0

-

Раздел 2. Менеджмент

60

40

12

20

Раздел 3. Маркетинг

60

40

14

20

Производственная практика по профилю специальности, часов

144

144

Всего:

426

188

46

20

84

10

--

144

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 03 Организация работы первичных трудовых коллективов

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

ПМ 03. Организация работы первичных трудовых коллективов

426

МДК 03.01. Организация работы и управление подразделением организации

426

Раздел 1. Экономика отрасли

108

Тема 1.1. Предприятие в условиях рыночной  экономики

Содержание

20

1

Предприятие как хозяйствующий субъект. Формы предприятий 

Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект. Формы организаций (предприятий). Их производственная и организационная структура. Классификация предприятий по типам производства, их характеристика.

Предпринимательская деятельность. Капитал и имущество предприятия.

14

2

2

Основные средства предприятий.

Основные фонды предприятия – сущность, назначение, состав и структура. Оценка, износ и амортизация. Показатели эффективности использования основных производственных фондов. Пути повышения эффективности использования и воспроизводства основных фондов.

2

3

Оборотные средства предприятия. 

Оборотные средства – источники их формирования, состав и структура. Показатели оборачиваемости оборотных средств и пути её ускорения.

Практические занятия

6

1

Расчет показателей эффективности использования основных производственных фондов.

2.

Расчет суммы амортизационных отчислений.

3

Расчет показателей оборачиваемости оборотных средств

Тема 1.2.   Организация производства и труда

Содержание

18

1

Производственная мощность предприятия. Производительность труда Основное производство, его состав и организация. Технологическая взаимосвязь цехов и участков основного производства. Поточный метод организации производства. Значение и состав вспомогательного и обслуживающих хозяйств в дорожном хозяйстве. Производственная мощность, её сущность, виды и определяющие факторы. Организация труда на основе карт трудовых процессов. Производительность труда и методы её определения. Планирование производительности труда.

14

2

2

Трудовые ресурсы и организация труда. Формы  оплаты труда 

Классификация затрат рабочего времени работника и оборудования. Бюджет рабочего времени работника. Планирование численности работающих. Формы и системы оплаты труда. Тарифная система оплаты труда: сдельная, повременная, их разновидности. Организация премирования. Коэффициент трудового участия КТУ. Доплаты и удержания. Формирование фонда оплаты труда. Налог с физических лиц и страховые взносы.

2

Практические занятия

4

1

Расчет показателей использования производственной мощности. Расчет показателей производительности труда.

2

Расчет заработной платы рабочих, специалистов и служащих, занятых на ремонтных работах

Тема 1.3. Планирование финансово-хозяйственной деятельности (ФХД)

Содержание

10

1

Основы внутрифирменного планирования.

Принципы и методика планирования. Виды планирования. Бизнес-план, его состав и принципы разработки. Финансовый план как часть бизнес-плана.

8

2

2

Планирование хозяйственной деятельности предприятия.

Технико-экономические показатели и методика их расчета.

2

Практическое занятие

2

1

Расчеты технико-экономических  показателей деятельности предприятия

Тема 1.4.  Себестоимость, прибыль, рентабельность. Маркетинговая деятельность  предприятия

Содержание

16

1

Издержки производства и себестоимость продукции, работ, услуг. Понятие себестоимости продукции, работ, услуг. Классификация затрат себестоимости по элементам и статьям калькуляции. Виды себестоимости: цеховая, производственная, полная. Постоянные затраты и переменные затраты. Планирование себестоимости на ремонтном предприятии. Определение показателя затрат на 1 маш-час работы машины. Резервы снижения себестоимости продукции, работ, услуг.

12

2

2

Ценообразование.

Понятие и функции цены. Виды цен. Спрос и предложение. Рыночная цена равновесия. Методы ценообразования. Тарифы на автомобильном транспорте.

2

3

Доход, Прибыль и рентабельность Понятие и виды дохода. Прибыль предприятия – её сущность, виды и источники формирования. Налог на прибыль. Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Рентабельность, её виды. Расчет уровня рентабельности продукции и общей рентабельности предприятия. Пути повышения прибыльности и рентабельности.

4

Маркетинговая деятельность предприятия  Социально-экономическая сущность и содержание маркетинга. Изучение потребителей и сегментация рынка. Изучение возможностей предприятия. Инструменты маркетинга.

2

Практические занятия

4

1

Расчет калькуляции  себестоимости

2

Расчет прибыли и уровня рентабельности

Тема 1.5.  Экономическая эффективность предприятия и капитальных вложений

Содержание

10

1

Инновационная и  инвестиционная политика 

Инвестиционная политика как фактор повышения эффективности капитальных вложений в реконструкцию, расширение и техническое перевооружение отрасли. Инновационная политика и стратегия. Инновационные решения на предприятиях. Показатели эффективности осуществления инновационных решений.

8

2

2

Оценка экономической эффективности  деятельности предприятия Инновации и организационно-технические мероприятия. Основные и дополнительные показатели, применяемые  при оценке капитальных вложений. Расчет годового экономического эффекта.

2

Практическое занятие

2

1

Расчеты по оценке экономической эффективности капитальных вложений.

Тема 1.6. Основы внешнеэкономической деятельности предприятия

Содержание

4

1

Предприятие – основное звено внешнеэкономической деятельности 

Виды ВЭД. Виды внешнеторговых операций. Этапы заключения внешнеторговых сделок.

2

2

2

Организация управления внешнеэкономической деятельности в России Трехуровневая структура управления ВЭД в России. Федеральный уровень ВЭД и законодательные акты, регулирующие управления ВЭД. Организация управления ВЭД на уровне предприятия. Посредники на внешнем рынке и их роль в ВЭД предприятия.

2

Тема 1.7. Учет и анализ внутрихозяйственной  деятельности в отрасли

Содержание

8

1

Основы учета и отчетности Бухгалтерский учет. Учет основных средств (фондов). Учет расхода материалов и порядок их списания на себестоимость продукции. Учет труда и заработной  платы на предприятии. Управленческий учет. Отчетность в строительной организации.

6

2

2

Анализ производственно-хозяйственной  деятельности предприятия Методы и приемы экономического анализа. Анализ основных фондов: состава, движения и состояния. Анализ фондоотдачи. Анализ структуры себестоимости эксплуатации и ремонта дорожных машин по статьям затрат. Факторы, оказывающие влияние на изменение себестоимости. Анализ расходования фонда заработной платы.

2

Практическое занятие

2

1

Решение ситуационных задач

Курсовая работа

Тематика курсовых работ

  1. Расчет затрат на эксплуатацию дорожных машин или транспортных средств.

20

МДК 03.01. Организация работы и управление подразделением организации

Раздел 2. Менеджмент

40

Тема 2.1. Методологические основы менеджмента

Содержание

12

1

Понятие и содержание менеджмента Менеджмент как вид самостоятельной деятельности и система управления. Сущность и характерные черты современного менеджмента: экономический, социально-психологический, правовой и организационно-технический аспекты. Виды менеджмента и задачи, решаемые в рамках каждого из них.

2

2

2

Основные категории менеджмента Понятие категории менеджмента. Основные виды менеджмента, их различие по признаку объекта и по признаку содержания. Функции менеджмента. Методы менеджмента. Принципы менеджмента.

4

2

3

Характеристика организации как системы Понятие организационной системы. Структура организационной системы. Система управления организациями. Проблемы централизации и децентрализации систем управления. Подсистемы управления. Виды организаций, признаки их классификации. Основные элементы организации. Ограничения и условия функционирования организацией: внутренняя и внешняя среда организации

2

2

4

Планирование в работе менеджера. Планирование – основная функция менеджмента. Задачи, виды планирования. Формы планов.

2

2

Практическое занятие.

- составление ежедневного индивидуального плана руководителя.

- тест «Жизненный план»

2

3

Тема 2.2. Организационные отношения

Содержание

10

1

Организационные структуры и организационные процессы в системе менеджмента Понятие организационной структуры. Типы структур. Линейные и штабные структуры. Преимущества и недостатки. Комбинированные организационные структуры (линейно-штабная, матричная, целевая). Содержание организационных процессов. Организационные полномочия. Ответственность и делегирование полномочий.

4

2

2

Принятие   решений   в организации Понятие и классификация решений. Методы разработки решения. Технология и модели принятия решения. Контроль решений. Управление рисками в организации.

2

2

Практическое занятие

- практикум – анализ ситуаций на предмет принятия руководствами фирм оптимальных решений

- моделирование поведения руководителя по предлагаемым задачам, оценка, принимаемых им решений.

2

3

3

Информационные технологии в   сфере   управления Сущность коммуникационных процессов. Понятие «информационные технологии». Структура коммуникационных процессов. Массовые коммуникации. Роль обратной связи. Информационные потоки. Информационные носители и средства обработки информации.

2

2

Тема 2.3. Человек в системе управления

Содержание

18

1

Понятие личности и ее структура. Индивидуально-типологические особенности  личности.

4

2

Практическое занятие

- составление психологической характеристики личности на основании тестов темперамента,  характера.

2

3

2

Менеджеры в организации. Характеристика понятия «менеджер». Типы менеджеров по уровням управления. Задачи и роли менеджеров. Деловые и личностные качества менеджеров. Понятие имиджа менеджера.

2

2

Практическое занятие

- анализ ситуаций на предмет определения лучшего менеджера из предлагаемых, о степени сочетаемости характеристик менеджера и предпринимателя в одной личности.

- анализ тестов.

2

3

3

Персонал как трудовой коллектив. Власть и лидерство. Сущность лидерства. Соотношение власти и влияния. Власть и партнерство. Авторитет менеджера, его виды.

2

2

Практическое занятие.

- психологический практикум (анализ ситуаций по вариантам).

2

3

4

Управление конфликтами в организации Определение и классификация конфликтов. Психологические аспекты конфликта. Уровень конфликтов в организации. Стратегия руководителя при разрешении конфликтов. Стрессы и их влияние на личность, на трудовой коллектив. Методы управления конфликтом.

2

2

Практическое занятие.

- психологический практикум (анализ конфликтных ситуаций).

2

3

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ

  • Проработка и изучении лекционного материала по конспектам занятий с использованием учебной  литературы.
  • Оформление рефератов, докладов, отчетов и подготовка к их защите.
  • Психологические тренинги, тренинги по выработке навыков.

20

Раздел 3. Маркетинг

40

Тема 3.1. Маркетинг как концепция рыночного управления

Содержание

22

1

Концепция современного маркетинга Рынок, компоненты рынка: товар, продавец, покупатель. «Рынок продавца» и «рынок покупателя». Определение маркетинга. Концепция современного маркетинга. Основные понятия, связанные с определением маркетинга: нужды, потребность, спрос, обмен, сделка. Четыре основных составляющих комплекса маркетинга: товар (продукт), методы распространения товара, цена и продвижение товара. Принципы маркетинга. Типы маркетинга в зависимости от вида продукта и спроса. Функциональные задачи службы маркетинга на предприятии. Виды организации службы маркетинга: функциональная, товарная, товарно-функциональная, рыночная, товарно-рыночная: их преимущества и недостатки. Правила выбора организации службы маркетинга. Внутренняя среда маркетинга (микросреда) и внешняя среда маркетинга (макросреда).

14

2

2

Товар как элемент комплекса маркетинга Маркетинговое понятие товара. Классификация товаров. Концепция жизненного цикла товара. Маркетинговая деятельность для различных стадий жизненного цикла. Конкурентоспособность товара. Требования потребителя к товару: качество, надежность, дизайн, доступность и т.д.Рыночная атрибутика товара: товарный знак, марочные товары. Закон РФ о товарных знаках. Упаковка и сервис (поддержка) товара. Классификация товарных рынков. Позиционирование товара на рынке. Виды и стратегии конкуренции. Сегментация рынка, признаки и критерии сегмента рынка. Схема сегментации потребительских рынков. Поиск рыночной ниши.

2

3

Цена как элемент комплекса маркетинга Ценообразование на различных типах рынков. Постановка задач ценообразования. Определение спроса на товар. Методы оценки кривых спроса, эластичность спроса по ценам. Ценообразование. Внешние факторы процесса ценообразования. Методы ценообразования. Оптовая и розничная цены. Структура цены.

2

4

Методы распространения товара Распространение товара (сбыт) - важнейшая система мероприятий, направленная на доставку товара на рынок. Составные элементы сбыта - товародвижение и продажа. Элементы товародвижения, его каналы. Выбор оптимального канала товародвижения. Логистика как основной метод товародвижения. Оптовая и розничная торговля, виды торговых организаций

2

5

Продвижение товара на рынок Цели продвижения товара на рынок. Виды продвижения; реклама, личная продажа, пропаганда (паблик рилейшнз), стимулирование сбыта. Пути продвижения товара. Целевая аудитория и направленность продвижения. Выбор наиболее эффективного вида продвижения. Виды рекламы.. Выбор формы рекламы: в прессе, на телевидении, на радио, на щитах, на транспорте, в информационных материалах, в печати, на товарах, на шарах и аэростатах, устно.

Информационно-рекламные материалы: рекламный листок, буклет, проспект, каталог, пресс-релиз. Рекламный девиз (слоган). Потребительское восприятие рекламы. Методы оценки эффективности рекламы. Международный кодекс рекламной практики. Закон РФ о рекламе. Планирование личной продажи. Законы и правила личной продажи. Работа торговых агентов. Паблик рилейшнз (связь с общественностью) - способ создания хорошего представления о компании перед общественностью и государственными структурами. Меценатство, благотворительные акции. Специфические приемы маркетинговой коммуникации: выставки, ярмарки, семинары. Роль и значение стимулирования сбыта. Способы стимулирования сбыта: покупателей, торговый персонал, посредников.

Методы стимулирования покупателей: гарантия товара, продажа в кредит, купонная продажа, выплата премиальных, подарки, бесплатная доставка, лотереи, конкурсы, призы, скидки с цены и т.д. Их преимущества и недостатки. Образ (имидж) предприятия.

2

Практические занятия

8

1

Разработка ценовой стратегии предприятия - установление цен на товары.

2

Решение ситуационных задач

3

Организация рекламной кампании

Тема 3.2. Управление маркетингом предприятий дорожно-транспортного комплекса

Содержание

18

1

Маркетинговое исследование рынка дорожно-транспортных услуг Цели и задачи маркетингового исследования, сегментация рынка дорожно-транспортных услуг. Выбор критериев сегментации (профиль клиента, уровень конкуренции и т.д.). Исследование положения дорожно-транспортного предприятия на рынке дорожно-транспортных услуг: перевозка груза, транспортно-экспедиционное обслуживание. Первичная и вторичная информация, внутренние и внешние источники. Первичная информация: наблюдения, опросы, эксперимент. Вторичная информация: отчетная документация предприятия, статистические данные, коммерческая информация, сведения из газет, журналов, справочников, правительственные публикации, планы местных властей и т.д. Схема маркетингового исследования. Специфика проведения маркетинговых исследований в крупных и мелких дорожно-транспортных предприятиях.

12

2

2

Ценовая политика дорожно-транспортных предприятий Цели и методы ценовой политики дорожно-транспортных предприятий. Методы ценовой политики, ориентированные на предприятие: полное возмещение затрат с достижением намеченной прибыли (график безубыточности), частичное возмещение затрат, цены с учетом уровня предельных издержек. Понятие рыночной цены. Виды конкретных цен: фиксированная цена, фиксированная цена с последующей индексацией, свободная цена. Тарифы на перевозку грузов, выполнение транспортно-экспедиционных работ, их роль.

2

3

Реализация дорожно-транспортных услуг Реклама как мощное средство продвижения дорожно-транспортных услуг. Оценка ее эффективности. Реклама в специальных справочниках, почтовая рассылка, использование средств массовой информации, издание печатной продукции (буклеты, брошюры, календари и т.д.). Планирование рекламной кампании предприятиями, выбор видов рекламы. Бюджет на рекламу. Привлечение рекламных агентов. Паблик рилейшнз предприятий. Информационные технологии в маркетинговой деятельности предприятий. Организация сбыта услуг через биржи, систему агентирования, ИНТЕРНЕТ.

2

4

Стратегия конкуренции дорожно-транспортных предприятий Понятие конкурентоспособности товара (услуги) и дорожно-транспортного предприятия. Факторы конкурентоспособности предприятия на рынке. Оценка конкурентоспособности. Типы стратегии конкурентной борьбы. Методы ценовой и неценовой конкуренции. Методы недобросовестной конкуренции. Деятельность государства по регулированию конкурентной борьбы.

3

Практические занятия

6

1

Отработка методики маркетингового исследования рынка услуг.

2

Определение цены на различные виды услуг. Применение тарифов на перевозку грузов. Построение графика безубыточного предприятия.

Самостоятельная работа при изучении раздела 1 ПМ 03

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к  практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических  и лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите.

Написание рефератов.

Работа над курсовым проектом

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Средства производства предприятия, их назначение, состав и структура, пути повышения эффективности использования

2. Классификация затрат себестоимости по элементам и по статьям калькуляции;

3. Структура цен и механизм рыночного ценообразования;

4. Категории прибыли и виды  рентабельности;

5. Показатели эффективности инновационных мероприятий;

6. Конкурсное распределение инвестиций на подрядных торгах.

7. Виды планирования: долгосрочное (стратегическое), краткосрочное и оперативное.

8. Планирование хозяйственной деятельности транспортно-дорожного комплекса.

9. Банковские услуги предприятиям. Виды банковских счетов

10. Виды управленческих структур; взаимосвязь организационной и управленческой структур;

11. Классификация организаций, предприятий, фирм, объединений по организационно-правовым формам.

12. Формирование трудового коллектива, этапы его развития. Морально-психологический климат в коллективе

13. Причины конфликтов и пути их решения.

14 Служба маркетинга на предприятии

15. Сущность, принципы, функции и цели маркетинга.

16.Лизинг. Виды и формы лизинга. Договор лизинга и субъекты лизинговой сделки в дорожном хозяйстве.

Примерная тематика рефератов:

1. Экономическое положение дорожного хозяйства России;

2. Классификация предприятий по виду деятельности, принадлежности капитала, правовому положению

3. Методы планирования в снабжении и логистике. Выбор поставщика.

4. Экономико-математическое моделирование в планировании финансовых показателей.

5. Разработка финансового плана в форме доходов и расходов.

6. Характерные черты современного менеджмента: экономический, социально-психологический, правовой и организационно-технический аспекты. Виды менеджмента и задачи, решаемые в рамках каждого из них.

7. Стили руководства.

8. Психические свойства личности: темперамент, характер, направленность и способности.

9. Экономические методы мотивации труда в условиях рынка. Современные теории мотивации. Критерии мотивации.

10 . Современные концепции маркетинга

80

Производственная практика

Виды работ:

Ознакомление с дорожно-строительной организацией. (Инструктаж по технике безопасности на производственных участках дорожной организации (предприятия), по месту практики студента.

Работа в качестве механика по эксплуатации и ремонту дорожно-строительных машин и оборудования (изучить организацию эксплуатации, ремонта и технического обслуживания дорожно-строительной техники на объектах строительства автомобильных дорог;

- ознакомиться с технико-экономическими показателями работ дорожных машин, годовой выработкой, коэффициентом использования парка машин, затратами на их ремонт и техническое обслуживание;

- усвоить методику разработки производственных заданий комплексным механизированным бригадам на дорожном строительстве, а также осуществления контроля за выполнением ими заданий;

- изучить метод внедрения передовой технологии и организации работ по техническому обслуживанию и ремонту дорожной техники)

144

   

Всего

426


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинетов: Экономики, Менеджмента и Маркетинга.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

- рабочий стол преподавателя;

- учебные места по количеству обучающихся;

- комплект плакатов;

- комплект нормативной и учебно-методической документации;

- комплект мультимедийных программ.

Технические средства обучения: персональный компьютер, средства мультимедиа.

Реализация программы модуля предполагает производственную (преддипломную) практику.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест для выполнения практических заданий: персональные компьютеры.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.  Трудовой кодекс Российской Федерации. (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 21.12.2001)

2. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник.- Ростов н/Д: Феникс, 2012.- 347с.

3. Туревский И.С.  Экономика и управление автотранспортного предприятия: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФА – М, 2005. – 258с.

4. Туревский И.С.  Охрана труда на автомобильном транспорте: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФА – М, 2010. – 240с.

5. О коллективных договорах и соглашениях. Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-I (с изменениями 29 июня 2004 г.)

6. Бачурин А.А.  Анализ производственно – хозяйственной деятельности автотранспортных организаций: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. - М.: Издательство «Академия», 2010. – 352с.

7. Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-

    строительные работы (ЕНИР). Сборник: Е2. Земляные работы. Сборник Е17.    Строительство автомобильных дорог.

8. СНиП 4-3-82. Сборник сметных цен эксплуатации строительных машин.

      СНиП 4-4-82. Местные материалы.

9. Единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом  и   сдельные расценки для оплаты труда водителей (ЕНВ).

10.  Степанов И.С. Экономика строительства.  -  М.: Юрайт, 2004.

11. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия. –  ЮНИТИ. Москва, 2001.

12. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент; учебник – М; «Академия», СПО 2008 с. – 288с.

13. Шилков В.И. Стратегический менеджмент; учебное пособие – М; «Профобразование». СПО – 2009 г. с – 304 с.

14.Драчева Е.Л.; Юликов Л.И. Менеджмент; Практикум, учебное пособие – М; «Академия», СПО, 2010 – 288 с.

15.  Алешина И.В. Маркетинг для менеджеров. М.: Фаир-Пресс, 2003.– 456 с.

16. Котлер  Ф., Келлер К. Маркетинг и менеджмент. 12-е изд. Спб.: Питер, 2007. – 816с.

17. Дробозина Л.А. «Финансы. Денежное обращение. Кредит». -  М.: ЮНИТИ,  2000.

    Еженедельная экономическая газета «Экономика и жизнь».

    Журналы: «Экономика и учет в строительстве», «Дорожные машины»,  

    «Автомобильные дороги».  «Российская газета».      

Дополнительные источники:

1. Кнышова Е.Н. Менеджмент; учебное пособие М; «Профобразование» - СПО, 2008 г. – 304 с.

2. Менеджмент в строительстве: учебное пособие под редакцией И.С. Степанова – М; «Юрайт», 2005 г. – 540 с.

3. Зарецкая И.И. Основы этики и психологии делового общения. – М; «Оникс», 2010 г. – 310 с.

4. Бернадский В.В.  Экологическая безопасность при эксплуатации и ремонте автомобилей: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010. – 384с.

5. Туревский И. С. Дипломное проектирование автотранспортных предприятий: учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. - 240с.

6.

  1. Туревский И. С. Охрана труда на автомобильном транспорте: учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. - 240 с.

7. Бузырев В.В., Панкратов Ю.П., Федосеев И.В. Планирование на строительных предприятиях. Учебное пособие, допущено УМО. М.: «Академия», 2009 г. – 336 с.

Интернет-ресурсы:

1. Охрана труда. Нормативные документы по охране труда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.znakcomplect.ru/doc/, свободный. – Загл. с экрана.

2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/window, свободный. – Загл. с экрана.

3. Российская национальная библиотека [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://nlr.ru/lawcenter, свободный. – Загл. с экрана.

4. Рос Кодекс. Кодексы и Законы РФ 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskodeks.ru, свободный. – Закл. с экрана.  

5. Электронные библиотеки России/pdf учебники студентам [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.gaudeamus.omskcity.com/my_PDF_library.html, свободный. – Загл. с экрана.

6. Экономико-правовая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vuzlib.net, свободный. – Загл. с экрана.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Представленная программа модуля является примерной. В условиях реализации ОПОП ее объем может быть увеличен за счет использования объема времени, отведенного на вариативную часть, что отражается в рабочей программе профессионального модуля.

Модуль «Организация работы первичных трудовых коллективов» является завершающим модулем ОПОП по специальности 190629 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» (по отраслям) и изучается после освоения студентами общепрофессиональных дисциплин и профессионального модуля ПМ 01 и параллельно с ПМ 02.

        Завершается изучение модуля концентрированной преддипломной практикой.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля Организация работы первичных трудовых коллективов и специальности «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» (по отраслям)»

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.

Инженерно-педагогический состав: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Организация работы первичных трудовых коллективов» и специальности «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» (по отраслям)».

Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 5 лет.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 3.1. Организовывать работу персонала по эксплуатации подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования

Проводит определение и подбор необходимого количества трудовых ресурсов, в т.ч. на конкретном предприятии

Текущий контроль в форме:

- защиты практических занятий;

- контрольных работ по темам МДК.

  • наблюдение при выполнении курсовой работы.

экспертная оценка руководителя преддипломной практики

Определяет формы и методы проведения ТО и текущего ремонта в зависимости от состава парка машин, в т.ч. на конкретном предприятии

Наблюдение за процессом выполнения практических работ, проверка продукта на соответствие руководству по эксплуатации подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин

Определяет и производит подбор технологического оборудования и оснастки, запасных частей и расходных и топливо-смазочных материалов, в т.ч. на конкретном предприятии

Наблюдение за процессом выполнения практической работы, проверка продукта на соответствие с технологической картой.

ПК 3.2. Осуществлять контроль за соблюдением технологической дисциплины при выполнении работ

Проводит контроль за соблюдением технологической дисциплины при выполнении работ по ТО, текущем ремонте и при строительстве, содержании и ремонте дорог, в т.ч. на конкретном предприятии

Наблюдение за процессом выполнения практической работы, проверка выводов о техническом состоянии на соответствие с действительным состоянием агрегатов и механизмов подъемно-транспортных строительных, дорожных машин

ПК 3.3. Составлять и оформлять техническую и отчетную документацию о работе ремонтно-механического отделения структурного подразделения.

Оформляет и составляет техническую и отчетную документацию о работе ремонтно-механического отделения, в т.ч. на конкретном предприятии

Сравнение результатов планирования с «рекомендациями по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин»

Сравнение заполненных документов с образцом

Оформляет и составляет техническую и отчетную документацию о работе структурного подразделения, в т.ч. на конкретном предприятии

ПК 3.4. Участвовать в подготовке учетной документации для лицензирования производственной деятельности и структурного подразделения.

Производит проверку перечня нормативных документов и имеющихся основных фондов и трудовых ресурсов в соответствии с нормативами по лицензированию, в т.ч. на конкретном предприятии

Наблюдение за процессом выполнения практических работ, проверка продукта на соответствие руководству

Сравнение заполненных документов с образцом

Оформляет учетную документацию, необходимую для лицензирования, в соответствии с нормативами, в т.ч. на конкретном предприятии

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей специальности, проявлять к ней устойчивый интерес

Принимает участие в различных конкурсах и олимпиадах по специальности, в кружках по дисциплинам

Понимает социальную сущность будущей профессии в народном хозяйстве России

Психологическое анкетирование, собеседование, наблюдение, ролевые игры, конкурсы, составить рекламу-презентацию

ОК 2. Организовывать собственную деятельность,. выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Организовывает свою деятельность для выполнения профессиональных задач

Наблюдение за деятельностью в стандартной ситуации,

Оценивать эффективность принятых решений, их качество

Наблюдение за процессами оценки и самооценки, Портфолио,

экспертные оценки, выпускная квалификационная работа

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Предлагает решения в стандартных ситуациях и понимает меру ответственности за них

Наблюдение за организацией деятельности в стандартной ситуации. Экспертная оценка

Предлагает решения в нестандартных ситуациях, понимает меру ответственности за них

Наблюдение за организацией деятельности в нестандартной ситуации, выполнение проекта Экспертная оценка

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Осуществляет поиск необходимой информации и использует полученную информацию для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Наблюдение за организацией работы с информацией, общением с коллегами, клиентами, руководством, выполнение курсовых, рефератов, докладов, выпускная квалификационная работа

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности

Наблюдение за организацией коллективной деятельности, общением с товарищами, клиентами, руководством

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Участвует в работе актива группы, команде (малая группа, бригада), эффективно общается с коллегами, руководством, потребителями.

Наблюдение за организацией коллективной деятельности, общением с коллегами, клиентами, руководством.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

Определяет меру ответственности за результат выполнения задания, в том числе за работу членов команды (подчиненных). Составляет журналы участия подчиненных

Наблюдение за процессами оценки и самооценки, видение путей самосовершенствования,   экспертные оценки, журналы обучающихся, выпускная квалификационная работа

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,  заниматься самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации

Наблюдение за процессами оценки и самооценки,

видение путей самосовершенствования,

стремление к повышению квалификации.

Портфолио, экспертные оценки, выпускная квалификационная работа

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Умеет ориентироваться в новых технологиях при условиях их частой смены или при смене оборудования в профессиональной деятельности

Видение путей самосовершенствования, Стремление к повышению квалификации, экспертные оценки, выпускная квалификационная работа

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Демонстрирует готовность исполнения воинской обязанности, в том числе с применением полученных  профессиональных знаний (для юношей); осуществляет аналитическую деятельность по применению полученных профессиональных знаний для выполнения воинской обязанности

Самосовершенствование, участие в зарницах. Наблюдение за процессом аналитической деятельности



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04. Материаловедение для специальности среднего профессионального образования: 23.02.04. Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) (базовая подготовка)

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04. Материаловедение для специальности среднего профессионального образования разработана на основе Федерального государственного образовательного ста...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Экономика отрасли» для специальности 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (основной профессиональной образовательной программы) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 2...

Рабочая программа ПМ 01. "Эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования при строительстве, содержании и ремонте дорог" для специальности 23.02.04

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы (программы подготовки специалистов среднего звена) в соотвествии с ФГОС по специальности ...

Рабочая программа по "Информатике" для специальности 190629 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)»

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессиональ...

Рабочая программа по "Информатике" для специальности 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)»

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессиональ...

МЕТОДИЧЕСКИИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПМ.03. Организация работы первичных трудовых коллективов для специальности 23.02.04. Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)

Настоящие методические указания устанавливают общие требования,    структуру, содержание и порядок выполнения курсовой работы по профессиональному модулю ПМ.03 Организация работы первич...

Фонд оценочных средств для текущего контроля и промежуточной аттестации при изучении дисциплины ОП.02. Техническая механика по специальности 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отр

Фонд оценочных средств для текущего контроля и промежуточной аттестации при изучении учебной дисциплины ОП.02. Техническая механика разработан на основе Федерального государственного образовательного...