Методика преподавания специальных дисциплин для технических специальностей
статья

Глухов Валерий Станиславович

Методика преподавания специальных дисциплин для технических специальностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

«Методика преподавания специальных дисциплин для технических специальностей»

Методика преподавания — наука прикладная, а это значит, что в самом процессе обучения теория и практика должны сочетаться не произвольно, а в разумных пропорциях. Если изучается сложный материал, то в работе над ним преобладает теория: объяснение, рассуждение, беседа и другие методы изучения теории. Когда изучаемый новый материал закрепляется, формирование у учащихся соответствующих умений и навыков требует его практического освоения, упражнений.

Интенсивное развитие условий в обществе выдвигают повышенные требования к качеству подготовки и профессиональному развитию специалистов в высших учебных заведениях. В основе обучения выделяют три основных элементов, а именно:

  • знание, накопленные изучением технической литературы;
  • умение, способностью правильно излагать свою мысль;
  • профессиональные навыки.

Названные элементы выступают со стороны преподавателя в качестве исконных компонентов содержания, а со стороны обучающихся — в качестве продуктов усвоения. Знание, умение, навыки тесно взаимосвязаны друг с другом, и естественно совершенствуют учебный процесс.

Технические дисциплины отличаются от гуманитарных тем, что при их изложении приходится обращаться к терминологическому и иллюстративному материалу различного уровня, начиная от формул, схем, рисунков до графиков и баз данных.

При формировании знаний у студентов важное значение представляет умение довести необходимое знание, данные до обучающихся.

Каждый обучающимся техническим специальностям должен научиться обращаться с учебной и технической литературами, уметь обрабатывать экспериментальные данные после статической обработки, приводя их к очень высокой точности.

Важнейшей частью образования является обучение студентов самостоятельно мыслить, принимать и усваивать изложенный материал. Будущее потенциальных специалистов нашей страны в основном зависит от самостоятельных занятий студентов и компетентности преподавателей.

Преподавание специальных дисциплин в учебных заведениях включает в себя:

  • изучение возможностей и способов изучения выбранных дисциплин на профессиональном уровне;
  • изучение современных методик обучения;
  • возможность получения доступных навыков их применения;
  • выработка методов итоговых контролей знаний студентов, специальных дисциплин.

Процесс обучения должен стимулировать студентов использовать полученные знания на практике и в решении поставленных перед ними задач. Так же, важно грамотное изложение преподавателем, темы его дисциплин, а также он должен учитывать индивидуальные особенности студентов, их возраст, и степень нагрузки.

Существуют два основных метода, которые мы выделяем и используем в преподавании технических дисциплин:

  • Инертный метод, который используется при обучении студентов всех курсов и специальностей, направленное на аудиторное прослушивание лекции, при этом студенты, занимают пассивную роль слушателей, а преподаватель является действующим лицом и управляет ходом занятия. Данный метод преподавания, по оценкам современных педагогических технологий, является самым неэффективным, но иногда этот метод неплохо работает, у преподавателей с хорошим опытом, и при работе со студентами, у которых четко поставлены цели, направленные на глубокое изучение предполагаемых дисциплин.
  • Интенсивный метод, в котором обучающиеся не пассивные слушатели, а активные участники данного занятия. В данном виде занятии преподаватель и студенты находятся на равных правах. Студенты могут задавать вопросы и вести активный диалог с преподавателем.

Каждый преподаватель с годами для себя выбирает несколько хороших методик преподавания, которые использует для обучения студентов, чтобы студенты после пройденных учебных дисциплин, могли их применять на практике, умели быстро решать поставленные задачи, умели быстро находить правильное решение при необходимом экстремальном решении.

Большинство преподавателей в основном используют инертный метод и метод проектов, хотя многие специалисты считают, что инертный метод является самым неэффективным в преподавании и передачи знаний студентов, но для меня этот метод самый оптимальный, который показал, что эта методика направлена на углубленное изучение дисциплин. Вторая методика метод проектов, студенты здесь работают самостоятельно без непосредственного участия преподавателя, преподаватель только является наладчиком, помогает направить студентов в нужное направление, а всю работу по подготовке темы дисциплин готовят студенты самостоятельно.

Хорошая методика преподавания обеспечивает объединение интересов, как преподавателя, так и студентов, на основе соединения необходимости изучения специальной дисциплины с позитивной мотивацией на освоение данного курса. Эффективность и качество проведения занятия по предмету определяется профессиональным талантом и методическим мастерством преподавателя. Он должен уметь в каждом конкретном случае, из всего многообразия существующих форм, методов и средств обучения, отобрать наиболее рациональные, с учетом специфических особенностей контингента студентов, личного уровня подготовки, своего практического опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА для специальности СПО: 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика»  предназначена  для изучения математики в ГОУ СК № 38 на 1 курсе (на базе 9 классов) для специальности 190631 «Техническое обслуживани...

Компетентностный подход к методике преподавания учебной дисциплины «Электротехника и электроника»

Компетентностный подход к методике преподавания учебной дисциплины «Электротехника и электроника»...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МДК 01.10 Методика преподавания общественных дисциплин в начальной школе»

Разработана программа по дисциплине "Методика преподавания общественных дисциплин в начальной школе" .Курс расчитан на 62 часа....

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09.А.02 Методика преподавания иностранного языка по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (немецкий язык) вариативная часть

Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Препода...

Педагоги обсудили методики преподавания общеобразовательных дисциплин в системе СПО

Серия семинаров, посвященных профессиональному обсуждению проектов методик преподавания общеобразовательных учебных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО, реализуемых на базе...

Совершенствование методики преподавания экономических дисциплин в СПО

Подросток хочет, чтобы с ним говорили. Чтобы его слышали. Важно учитывать потребности каждого ученика....