ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА учебного занятия по ОП 01. Материаловедение
материал

Цыренжапова Галина Шойнхоровна

Технологическая карта учебного занятия по теме " Медь и медные сплавы" согласно тематическому плану рабочей программы входит в раздел "Металловедение"и является продолжением изучения различных видов сплавов, применяемых в машиностроении

Целью урока является задача сформировать знания о меди и медных сплавах, их свойствах и использование их в машиностроении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk_kombinirovannogo_uroka.doc97 КБ
Файл med_i_mednye_splavy.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Преподаватель

Цыренжапова Галина Шойнхоровна

Учебная  дисциплина/МДК

ОП 01. Материаловедение

Группа

СДМ-169

Специальность

23.01.06 Машинист строительных и дорожных машин

Раздел дисциплины\МДК

Цветные металлы и сплавы

Тема урока

Медь и медные сплавы

Номер учебного занятия  по  КТП

13

Вид занятия

Урок

Тип урока

Комбинированный

Вид урока

Беседа, практикум

Цель урока: образовательная

Сформировать знания о меди и медных сплавах, их свойствах и использование в машиностроении

развивающая

В процессе выполнения заданий развивать способность анализировать и осмысливать выполняемую работу, оценивать и корректировать свою деятельность

воспитательная

Формирование интереса и повышение мотивации к выбранной профессии

Образовательные результаты

Общие  компетенции

Профессиональные  компетенции

Практический опыт (действия)

Умения

Знания

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ПК 1.1. Проверять техническое состояние дорожных и строительных машин

определять   основные   свойства   материалов  по   различным маркам медных сплавов

выбирать  материалы  для  профессиональной деятельности;

определять   основные   свойства   материалов  по   маркам  

основные   свойства,    классификацию,   характеристики     применяемых      в  профессиональной   деятельности  материалов

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ПК 1.2. Осуществлять монтаж и демонтаж рабочего оборудования

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Организация образовательной  среды

Педагогические  технологии

Методы  обучения

Образовательные ресурсы

Междисциплинарные и межкурсовые связи

Формы организации работы

Репродуктивный;

перспективно-опережающего обучения

Наглядный, частично поисковый

Ю.Т. Чумаченко «Материаловедение», индивидуальные задания

ПМ01 Устройство автомобиля

Индивидуальная, фронтальная

Технологический  процесс урока

Тип урока Комбинированный урок

Деятельность преподавателя и объем времени

Деятельность обучающихся

Формируемые образовательные результаты

Общая компетенция

Профессиональная  компетенция

Умения

Знания

Умения

Знания

1

2

3

4

5

6

I. Организационный этап.

- Подготовка кабинета к занятию;

-организация учащихся на включение в активную деятельность

1-2 мин

Эмоциональный настрой на новую тему

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Постановка цели и задач занятия (совместно с учащимися). Совместное решение оценивания деятельности учащихся на занятии

3-4 мин

Стремление понять цель и задачи занятия, обсуждение системы оценивания своей деятельности

Проявлять устойчивый интерес к своей профессии через изучение данной дисциплины

Умение объективно оценивать свою работу

III.Проверка домашнего задания, уточнение направления актуализации полученных знаний  и умений

- Проверка выполнения домашнего задания – подготовки сообщения о получении меди;

- актуализация изучаемой темы: использование меди и медных сплавов в машиностроении

10 мин

Выборочный отчет и совместное обсуждение; проявляют внимание к теме

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения задачи

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

IV. Воспроизведение ранее полученных знаний  и их применение в стандартных условиях

Для использования полученных ранее знаний по сплавам на данном занятии проверить знания в виде решения кроссворда с последующим обсуждением и оцениванием результатов

10 мин

Соотносят данные по классификации цветных сплавов

Умение проанализировать данную ситуацию и логически решить данную задание

V. Первичное усвоение новых знаний.

Объяснение нового материала:

- физические данные меди;

- главные достоинства и недостатки  меди;

- легирование меди;

- классификация медных сплавов;

- латуни, маркировка;

- бронзы, маркировка;

-использование меди и медных сплавов в вашей профессии

35 мин

Беседа, дискуссия, составляют схему классификации медных сплавов, пишут конспект, расшифровывают марки латуни и бронзы

Анализировать и корректировать свою деятельность

выбирать  материалы  для  профессиональной деятельности;

определять   основные   свойства   материалов  по   маркам  

Использование медных сплавов в машиностроении

VI. Первичная проверка понимания и закрепление знаний.

Вопросы:

- перечислить физические свойства, достоинства и недостатки меди;

- как улучшают свойства меди;

- классификация медных сплавов;

- как отражаются в маркировке легирующие элементы.

Проверка расшифровки марок сплавов

15 мин

Отвечают на вопросы, совместно обсуждают расшифровку марок медных сплавов и выполнение схемы классификации медных сплавов

Работать и общаться вместе с коллективом

выбирать  материалы  для  профессиональной деятельности;

определять   основные   свойства   материалов  по   маркам  

Использование медных сплавов в машиностроении

VII. Информация  о домашнем задании,  инструктаж по его выполнению

Самостоятельно изучить медно-никелевые сплавы

5 мин 

Поиск информации про медно-никелевые сплавы, проработка материала и конспектирование

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения задачи

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

VIII. Подведение  итогов. Рефлексия

Анализ и оценка успешности достижения цели.

В начале занятия были определены вопросы, на которые надо было дать ответы. Ответили на все вопросы? Что узнали сегодня на уроке?

10 мин

Получение информации о результатах учения

Отвечают на вопросы

Анализировать и корректировать свою деятельность



Предварительный просмотр:

Цель: Сформировать знания о меди и медных сплавах, их свойствах и использование в машиностроении.

Задачи:  В процессе выполнения заданий развивать способность анализировать и осмысливать выполняемую работу, оценивать и корректировать свою деятельность

Медь и медные сплавы

        Медь в чистом виде имеет красный цвет, температура плавления 10830 С, плотность 8,92 г/см3, НВ 40-50, прочность 220-240МПа  (Для сравнения: алюминий имеет температуру плавления 660-6670 С, плотность 2,7 г/см3, НВ 20-40, прочность 80-100 МПа)

        Главные достоинства меди как машиностроительного материала являются высокие тепло- и электропроводность, пластичность, коррозионная стойкость в сочетании с достаточно высокими механическими свойствами. К недостаткам меди относят низкие литейные свойства и плохую обрабатываемость резанием.

        Черновая медь содержит 1-2% примесей железа, цинка, никеля и др. Как и в других сплавах в медных рудах содержатся сернистые соединения, которые максимально удаляют обжигом. Чистую медь применяют для электротехнических целей и поставляют в виде полуфабрикатов – проволоки, прутков, лент, листов, труб. Из-за малой механической прочности чистую медь не используют как конструкционный материал, а применяют ее сплавы с цинком, оловом, алюминием, кремнием, марганцем, свинцом и тд.

        Легирование меди осуществляется с целью придания сплаву требуемых механических, технологических, антифрикционных и других свойств.

        Химические элементы, используемые при легировании, обозначают в марках медных сплавов следующими индексами:

А – алюминий; Ж – железо; Кр – кремний, Мг – магний; Мц – марганец, Н – никель; С – Свинец; Ц – цинк; О – олово; Ф – фосфор; Б – бериллий; К – кобальт и тд.

        Медные сплавы классифицируют:

по химическому составу на:

- латуни;

- бронзы;

- медноникелевые сплавы;

по технологическому назначению на:

- деформируемы;

- литейные;

по изменению прочности после термической обработки на:

-упрочняемые;

- неупрочняемые.

Латуни

        Латунями называют двойные или многокомпонентные сплавы на основе меди, в которых основным легирующим элементом является цинк. При введении других элементов (кроме цинка) латуни называют специальными по наименованию элементов, например железнофосфорномарганцевая латунь.

        В сравнении с чистой медью латуни обладают большей прочностью, коррозионной стойкостью и лучшей обрабатываемостью (резанием, литьем, давлением). Латуни содержат до 40-45% цинка. Содержание легирующих элементов в специальных латунях не превышает 7-9%.

ЛАЖМц66-6-3-2 – алюминиевожелезомарганцовистая латунь, содержащая 66% меди, 6% алюминия, 3% железа, 2% марганца, остальное – цинк.

        Литейные латуни предназначены для изготовления фасонных отливок. Деформируемые латуни выпускают в виде простых латуней, например Л90 (томпак), Л80 (полутомпак), и сложных латуней, например ЛАЖ60-1-1 и др. Латуни поставляют в виде полуфабрикатов – проволоки, прутков, лент, полос, листов, труб и других видов прокатных и прессованных изделий.

        Из ЛМцС58-2-2 изготавливают антифрикционные детали – подшипники, втулки; из ЛА67-2,5 – коррозионностойкие детали; ЛАЖМц-66-6-3-2 – червячные винты, работающие в тяжелых условиях.

Из Л68 – теплообменные аппараты, работающие при температуре 2500.

Бронзы

        Сплавы меди с оловом, алюминием, кремнием, марганцем, свинцом, бериллием называют бронзами. В зависимости от легирующего элемента бронзы называют оловянными, алюминиевыми, свинцовыми и тд.

        Бронзы обладают высокой стойкостью против коррозии, хорошими литейными и антифрикционными свойствами и обрабатываемостью резанием. Для повышения механических характеристик и придания особых свойств бронзы легируют железом, никелем, титаном, цинком, фосфором. Введение марганца способствует повышению коррозионной стойкости;  никеля – пластичности;  железа – прочности;  цинка улучшению литейных свойств;  свинца – улучшению обрабатываемости.

        Бронзы маркируют буквами Бр. Например, марка БрОЦС5-5-5 означает, что бронза содержит олова, свинца и цинка по 5%, остальное – медь (85%).  Эту бронзу используют для изготовления антифрикционных деталей.

        Оловянные бронзы имеют высокие механические свойства, антифрикционные и антикоррозионные свойства; хорошо отливаются и обрабатываются резанием. Для улучшения качества в оловянные бронзы вводят свинец для повышения антифрикционности и обрабатываемости; цинк для улучшения литейных и механических свойств. БрОФ10-1 используют для изготовления подшипников скольжения.

        Различают деформируемые и литейные оловянные бронзы. Деформируемые бронзы поставляются в виде прутков, проволоки, ленты, полосы. Их применяют для вкладышей подшипников, втулок деталей приборов и тд. Литейные бронзы применяют для получения различных фасонных отливок. Высокая стоимость и дефицитность олова – основной недостаток оловянных бронз.

        Безоловянные бронзы содержат алюминий, железо, марганец, бериллий, кремний, свинец. Алюминиевые бронзы  (например,  БрАЖ 9-4) имеют высокую коррозионную стойкость, хорошие механические  и технологические свойства; применяют для изготовления арматуры трубопроводов для различных сред. Свинцовые бронзы (БрС30) отличаются высокими антикоррозионными свойствами и теплопроводностью ( в четыре раза большей, чем у оловянных бронз); применяют для высоконагруженных подшипников. Бериллиевые бронзы (БрБ2) после термической обработки имеют высокие механические свойства (прочность 1250 МПа, НВ 350, хорошую теплостойкость; из них изготавливают пружины, пружинящие контакты приборов, детали особо ответственного назначения. Кремнистые бронзы (БрКН1-3, БрКМц3-1) применяют как заменитель дорогостоящих бериллиевых бронз.


Медь и медные сплавы

  1. Медь в чистом виде имеет красный цвет, температура плавления 10830 С, плотность 8,92 г/см3, НВ 40-50, прочность 220-240МПа  (Для сравнения: алюминий имеет температуру плавления 660-6670 С, плотность 2,7 г/см3, НВ 20-40, прочность 80-100 МПа)

  1. Легирование меди осуществляется с целью придания сплаву требуемых механических, технологических, антифрикционных и других свойств.

        

        Химические элементы, используемые при легировании, обозначают в марках медных сплавов следующими индексами:

А – алюминий; Ж – железо; Кр – кремний, Мг – магний; Мц – марганец, Н – никель; С – Свинец; Ц – цинк; О – олово; Ф – фосфор; Б – бериллий; К – кобальт и тд.

        

  1. Медные сплавы классифицируют:

по химическому составу на:

- латуни;

- бронзы;

- медноникелевые сплавы;

по технологическому назначению на:

- деформируемы;

- литейные;

по изменению прочности после термической обработки на:

-упрочняемые;

- неупрочняемые.

  1. Латуни

        Латунями называют двойные или многокомпонентные сплавы на основе меди, в которых основным легирующим элементом является цинк. При введении других элементов (кроме цинка) латуни называют специальными по наименованию элементов, например железнофосфорномарганцевая латунь.

        В сравнении с чистой медью латуни обладают большей прочностью, коррозионной стойкостью и лучшей обрабатываемостью (резанием, литьем, давлением). Латуни содержат до 40-45% цинка. Содержание легирующих элементов в специальных латунях не превышает 7-9%.

ЛАЖМц66-6-3-2 – алюминиевожелезомарганцовистая латунь, содержащая 66% меди, 6% алюминия, 3% железа, 2% марганца, остальное – цинк.

        Литейные латуни предназначены для изготовления фасонных отливок. Деформируемые латуни выпускают в виде простых латуней, например Л90 (томпак), Л80 (полутомпак), и сложных латуней, например ЛАЖ60-1-1 и др. Латуни поставляют в виде полуфабрикатов – проволоки, прутков, лент, полос, листов, труб и других видов прокатных и прессованных изделий.

        Из ЛМцС58-2-2 изготавливают антифрикционные детали – подшипники, втулки; из ЛА67-2,5 – коррозионностойкие детали; ЛАЖМц-66-6-3-2 – червячные винты, работающие в тяжелых условиях.

Из Л68 – теплообменные аппараты, работающие при температуре 2500.

  1. Бронзы

        Сплавы меди с оловом, алюминием, кремнием, марганцем, свинцом, бериллием называют бронзами. В зависимости от легирующего элемента бронзы называют оловянными, алюминиевыми, свинцовыми и тд.

        Для повышения механических характеристик и придания особых свойств бронзы легируют железом, никелем, титаном, цинком, фосфором. Введение марганца способствует повышению коррозионной стойкости;  никеля – пластичности;  железа – прочности;  цинка улучшению литейных свойств;  свинца – улучшению обрабатываемости.

        Бронзы маркируют буквами Бр. Например, марка БрОЦС5-5-5 означает, что бронза содержит олова, свинца и цинка по 5%, остальное – медь (85%).  Эту бронзу используют для изготовления антифрикционных деталей.

        Оловянные бронзы имеют высокие механические свойства, антифрикционные и антикоррозионные свойства; хорошо отливаются и обрабатываются резанием. Для улучшения качества в оловянные бронзы вводят свинец для повышения антифрикционности и обрабатываемости; цинк для улучшения литейных и механических свойств. БрОФ10-1 используют для изготовления подшипников скольжения.

        Безоловянные бронзы содержат алюминий, железо, марганец, бериллий, кремний, свинец. Алюминиевые бронзы  (например,  БрАЖ 9-4) имеют высокую коррозионную стойкость, хорошие механические  и технологические свойства; применяют для изготовления арматуры трубопроводов для различных сред.

Свинцовые бронзы (БрС30) отличаются высокими антикоррозионными свойствами и теплопроводностью ( в четыре раза большей, чем у оловянных бронз); применяют для высоконагруженных подшипников.

Бериллиевые бронзы (БрБ2) после термической обработки имеют высокие механические свойства (прочность 1250 МПа, НВ 350, хорошую теплостойкость; из них изготавливают пружины, пружинящие контакты приборов, детали особо ответственного назначения.

Кремнистые бронзы (БрКН1-3, БрКМц3-1) применяют как заменитель дорогостоящих бериллиевых бронз.

        

Кроссворд

  1. Сложное вещество, полученное сплавлением (или спеканием) нескольких металлов или металлов с неметаллами.
  2. Способность металла сопротивляться разрушению под действием нагрузок.
  3. Введение специальных добавок  в сплавы для улучшения и получения требуемых свойств.
  4. Способность расплавленного металла (сплава) хорошо заполнять полость литейной формы.
  5. Химическое разрушение металлов под действием на их поверхность внешней агрессивной среды.

        

3

2

4

5

1

Кроссворд

  1. Сложное вещество, полученное сплавлением (или спеканием) нескольких металлов или металлов с неметаллами.
  2. Способность металла сопротивляться разрушению под действием нагрузок.
  3. Введение специальных добавок  в сплавы для улучшения и получения требуемых свойств.
  4. Способность расплавленного металла (сплава) хорошо заполнять полость литейной формы.
  5. Химическое разрушение металлов под действием на их поверхность внешней агрессивной среды.

        

3

2

4

5

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебного занятия. Учебное занятие по английскому языку, разработанное с применением методики построения проблемной задачи

Проблемное обучение на уроках английского языка – способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности,эффективное средство организации самостоятельной деятельности учащи...

Технологическая карта учебного занятия

Цели занятия:Образовательнаязнать: 1.     Ознакомиться с первичной документацией при поступлении и отпуске товара со склада и от поставщиков2.     Приобрести пр...

Технологическая карта учебного занятия

В материале представлена технологическая карта учебного занятия по теме "Электромагнитная индукция" дисциплины "Естествознание" для специальности 38.02.04 "Коммерция (по отраслям)"...

Технологическая карта учебного занятия "Вечный двигатель - мечта или реальность?"

Технологическая карта учебного занятия "Вечный двигатель - мечта или реальность?"...

Методическая разработка «Технологическая карта с методической структурой урока на тему «Обратная связь в электронных усилителях» Номинация «Технологическая карта учебного занятия по МДК.01.01»

В  условиях реализации ФГОС СПО идет активный поиск инновационных педагогических технологий, путей достижения желаемого результата образовательной деятельности-формирования ОК и ПК и повышения их...

Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»

В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...

Технологическая карта учебного занятия по БЖД. Самоанализ занятия

Тема занятия «Первичная профилактика инфекционных заболеваний»Дидактические обучающие цели:  на первом уровне усвоения :  Раскрыть значения первичной профилактики заболеваний. На...