РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 02 Выполнение мероприятий по воспроизводству лесов и уходу за лесом 35.01.01 «Мастер по лесному хозяйству» (базовая подготовка),
рабочая программа на тему

Рабочая учебная программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности НПО в соответствии с ФГОС по профессии  НПО 35.01.01. Мастер по лесному хозяйству в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Проведение мероприятий по воспроизводству лесов и уходу за лесом   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx81.26 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации Владимирской области

государственное  автономное профессиональное

образовательное учреждение

 Владимирской области

«Никологорский аграрно-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 02

Выполнение мероприятий по воспроизводству

лесов и уходу за лесом

35.01.01 «Мастер по лесному хозяйству»

(базовая подготовка),

2015 год


:  

Организация-разработчик:

ГАПОУ ВО « Никологорскийаграрно – промышленный колледж»

Разработчик:

мастер производственного обучения__________Хохлова Наталья Валентиновна

Рецензент внутренний: Замдиректора по ТОМР________А.А.Печников

Рецензент внешний: директор Вязниковского филиала ГАУ ВО «Влад лесхоз»

________________________С.В.Горбунов


СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ        РАБОЧЕЙ        УЧЕБНОЙ        ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ        6 ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

СТРУКТУРА        И        СОДЕРЖАНИЕ        РАБОЧЕЙ        УЧЕБНОЙ        7 ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4 УСЛОВИЯ        РЕАЛИЗАЦИИ        РАБОЧЕЙ        УЧЕБНОЙ        32

ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

5. КОНТРОЛЬ        И        ОЦЕНКА        РЕЗУЛЬТАТОВ        ОСВОЕНИЯ        

РАБОЧЕЙ   УЧЕБНОЙ   ПРОГРАММЫ   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


1. ПАСПОРТ   РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

02 Проведение мероприятий по воспроизводству лесов и уходу за лесом.

1.1. Область применения рабочей учебной программы

Рабочая учебная программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности НПО в соответствии с ФГОС по профессии  НПО 35.01.01. Мастер по лесному хозяйству в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

  • Проведение мероприятий по воспроизводству лесов и уходу за лесом  

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1.        Выполнять мероприятия по воспроизводству лесов.

2.        Проводить   мероприятия   по   защите   лесов   от   пожаров,   вредителей   иболезней.

3.        Выполнять лесохозяйственные технологические операции.

1.2. Цели и задачи рабочей учебной программы профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- выращивания посадочного материала, создания лесных культур;

- выполнения работ по предупреждению и тушению лесных пожаров;

- выполнения работ по защите лесов от вредителей и болезней;

- проведения рубок ухода за лесом.

уметь:

-выполнять работы по заготовке семян;

-выращивать   посадочный материал и выполнять работы по созданию лесныхкультур;

-определять основные виды хвойных и лиственных пород;

-классифицировать деревья в лесу по лесохозяйственному назначению;

-выполнять лесохозяйственные и лесозаготовительные работы;

-выполнять работы по лесной таксации;

-выполнять работы по заготовке семян;

-выполнять технологические операции по рубкам ухода за лесом;

-выполнять работы по защите лесов от болезней и вредителей,

-предупреждению и тушению лесных пожаров.

знать:

-основные сведения о лесном фонде Российской Федерации;

-формы лесопользования, права и обязанности лесопользователя;

-рубки главного пользования, рубки ухода за лесом;

-мероприятия по воспроизводству лесов (лесное семеноводство, выращиваниесеянцев и саженцев, создание лесных культур);

-понятие лесной таксации, объекты лесной таксации и методику выполнениятаксационных мероприятий;

-основы лесного товароведения (классификацию, стандартизацию, общую

характеристику круглых и пиленых лесоматериалов);

-понятия о лесоустройстве и этапах его проведения;

-общую характеристику систем и орудий, используемых в лесном хозяйстве;

-машины и механизмы для проведения работ в лесном хозяйстве;

-понятие экологии, охраны природы и природопользования;

-причины загрязнения окружающей среды и пути решения проблемызагрязнения;

-лесоохранные    мероприятия:    защиту    лесов    от    пожаров,    методы    борьбы    свредителями и болезнями леса.

1.3. Количество часов на освоение рабочее учебной программы профессионального модуля:

всего –399 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 219 часов, включая:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 146 часов;

- самостоятельной работы обучающегося – 73 часа;

-учебной практики- 108 часов;

- производственной практики – 72 часа;


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения рабочей учебной программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Проведение мероприятий по воспроизводству лесов и уходу за лесом, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.

Выполнять мероприятия по воспроизводству лесов

ПК 2.

Проводить мероприятия по защите лесов от пожаров, вредителей и болезней

ПК 3.

Выполнять лесохозяйственные технологические операции

ОК 1.

Понимать    сущность    и    социальную    значимость    своей    будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать  собственную деятельность,  исходя из цели и способов еѐ достижения, определѐнных руководителем.

ОК 3.

Анализировать     рабочую     ситуацию,     осуществлять     текущий     и итоговый         контроль,         оценку         и         коррекцию         собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять            поиск            информации,            необходимой            для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать   информационно-коммуникационные   технологии   в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать       в       команде,       эффективно       общаться       с       коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.

Исполнять   воинскую   обязанность,   в   том   числе   с   применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


3. СТРУКТУРА И   СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Тематический план профессионального модуля

Код профессиональных компетенций

Наименование разделов профессионального модуля

Всего часов

(мак.учебная нагрузка и практика)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

часов

Учебная,часов

Производственнаячасов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 1, ПК 3

Раздел 1 Лесоводство и лесоразведение

48

32

12

16

36

36

ПК 1, ПК 3

Раздел 2. Основы древесиноведения и лесного товароведения

48

32

12

16

18

-

ПК 2

Раздел 3. Охрана и защита леса

60

40

14

20

18

36

ПК 1, ПК 3

Раздел 4. Технология и механизация лесохозяйственных работ.

63

42

14

21

36

Учебная практика часов

108

108

Производственная практика часов

72

72

Всего

399

146

52

73

108

72


3.2. Содержание рабочей учебной программы профессионального модуля

ПМ.02 Проведение мероприятий по воспроизводству лесов и уходу за лесом.

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного  материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа  обучающихся, курсовая работа (проект)(если предусмотрен)

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 02.Выполнение мероприятий по воспроизводству лесов и уходу за лесом

МДК 02.01. Лесоводство и лесоведенье

32/16

Тема 1.1.Морфология леса и его элементы

Содержание

4/3

1

1.

Понятие о лесе. Составные растительные элементы леса. Отличительные признаки леса.

1

Практические занятия

3

3

1

Морфологические признаки древостоя

1

2

Определение основных лиственных пород

1

3

Определение основных хвойных пород

1

Самостоятельная работа

3

1

1

Ознакомление с лесоводственной и хозяйственной характеристикой основных представителей лиственных пород

1

2

Ознакомление с лесоводственной и хозяйственной характеристикой основных представителей хвойных пород

1

3

Ознакомление с действием комплекса взаимосвязанных экологических факторов на лес

1

Тема 1.2. Возобновление леса

Содержание

4/5

2

1

Возобновление леса

1

2

Плодоношение древесно- кустарниковых пород. Создание лесосеменной базы.

1

Практические занятия

2

3

1

Метод учета естественного возобновления леса

1

2

Правила посадки и посева леса

1

Самостоятельная работа

5

1

1

Взаимосвязь леса с окружающей средой

1

2

Основные направления искусственного возобновления леса. Выращивание посадочного материала.

1

3

Способы возобновления леса

1

4

Содействие естественному возобновлению леса

1

5

Смена состава лесов

1

Тема 1.3. Рост и развитие

Содержание

3/1

2

1

Понятие о росте и развитии леса

1

2

Классификация деревьев в лесу

1

Практические занятия

1

3

1

Признаки возрастных периодов леса

Самостоятельная работа

1

1

1

Современные проблемы лесоведенья

1

Тема 1.4. Лесная типология.

Содержание

2/1

2

1

Понятие о типах леса. Бонитет.

1

Практические занятия

1

3

1

Определение типов леса

1

Самостоятельная работа

1

2

1

Пути совершенствования лесной типологии

1

Тема 1.5. Рубки главного пользования

Содержание

4/1

2

1

Система и способы рубок главного пользования, их общая классификация

1

2

Организационно-технические элементы рубок главного пользования

1

3

Виды рубок главного пользования.

1

Практические занятия

1

3

1

Проектирование рубок главного пользования, способы очистки мест рубок

1

Самостоятельная работа

1

2

1

Меры совершенствования рубок главного пользования.

1

Тема 1.6. Рубки ухода за лесом

Содержание

4/1

2

1

Цели, задачи и виды рубок ухода

1

2

Методы  и способы рубок ухода

1

3

Классификация деревьев при отборе в рубку, правила назначения.

1

Практические занятия

1

3

1

Проектирование рубок промежуточного пользования (рубки ухода)

1

Самостоятельная работа

1

2

1

Очистка лесосеки как мера естественному возобновлению леса.

1

Тема 1.7. Основы таксации леса

Содержание

8

3

1

Таксационные приборы и инструменты

1

2

Таксация срубленного дерева

1

3

Таксация насаждения

1

4

Инвентаризация леса. Отвод и таксация лесосек

1

5

Разработка лесосеки. Подготовительные работы на лесосеки

1

Практические занятия

3

3

1

Определение возраста и прироста растущего дерева

1

2

Определение главных таксационных показателей древостоя.

1

3

Материально-денежная оценка

1

Самостоятельная работа

4

2

1

Проблемы современного лесного хозяйства

1

2

Этапы развития лесного хозяйства в России

1

3

Развитие лесного опытного дела в России

1

4

Низкоствольное хозяйство и средний лес

1

Дифференцированный зачет

2

Итого

32

МДК 02.02. Основы древесиноведения и лесного товароведения

32/16

Тема 2.1. Основы древесиноведения.

Содержание

11/4

1

Значение древесины в народном хозяйстве

1

2

2

Строение древесины, части растущего дерева. Микроскопическое строение древесины, сердцевины и коры

1

3

Механическое свойство древесины: прочность при сжатии, прочность при растяжении, прочности при статическом изгибе, прочность при сдвиге, деформативность, эксплуатационные и технологические свойства.

1

4

Физические свойства древесины: внешний вид, влажность, плотность, проницаемость, тепловые свойства, электрические свойства, звуковые свойства и свойства, проявляющиеся при воздействии излучений.

1

5

Химические свойства древесины и коры: химический состав древесины и коры, характеристика органических веществ. Древесина, кора и древесная зелень как химическое сырьѐ.

1

6

Изменчивость и взаимосвязи свойств древесины: изменчивость свойств, связь между свойствами, изменение свойств древесины под воздействием физических и химических факторов.

1

7

Пороки древесины: сучки, трещины, пороки формы ствола, пороки древесины, химические окраски, биологические, механические и прочие

1

Практические работы

5

3

1

Исследование поперечного и продольного разреза ствола дерева

1

2

Исследование микроскопического строения древесины

1

3

Исследование физических и механических свойств древесины

1

4

Обмер пороков формы ствола

1

Самостоятельная работа

4

2

1

Стойкость и защита древесины: природная стойкость, способы и средства повышения стойкости древесины

1

2

Ознакомление с ненормальными окрасками древесины, дефектами и инородными включениями

1

3

Защита и способы хранения древесной продукции

1

4

Презентация «Пороки древесины»

1

Тема 2.2. Лесное товароведенье

Содержание

10/2

1

Классификация и стандартизация лесных товаров: классификация лесных товаров, общие сведенья о стандартизации продукции, стандартизация лесных товаров.

1

3

2

Круглые лесоматериалы: общая характеристика хлыстов и круглых лесоматериалов, технические требования к круглым лесоматериалом, методы измерения размеров и объема  круглых лесоматериалов, контроль качества, приемка и маркировка

1

3

Пилопродукция: пиломатериалы, заготовки и пиленные детали, методы испытаний пиломатериалов и заготовок

1

4

Строганные, лущенные и колотые лесоматериалы, измельченная древесина

1

Практические работы

6

3

1

Стандартизацией лесных товаров и пиломатериалов

1

2

Составление схемы классификации лесных материалов.

1

3

Учѐт, определение объѐма и маркировка круглых лесоматериалов

1

4

Составление схемы классификации пиломатериалов.

1

5

Учѐт, определение объѐма и маркировка пиломатериалов.

1

6

Составление схемы классификации заготовок.

1

Самостоятельная работа

2

1

Ознакомление с технологическим процессом изготовления пиломатериалов

1

1

2

Ознакомление с методами испытаний композиционных древесных материалов и кодификационной древесины.

1

Тема 2.3. Виды использование лесов.

Содержание

5/3

1

Виды лесных пользований. Лесопользователи

1

2

2

Порядок предоставления прав на осуществление лесных пользований.

1

3

Приемка лесосечного фонда. Сроки порядок и вывозка древесины. Освидетельствование мест рубок.

1

4

Побочное пользование лесом

Практические работы

1

Отпуск древесины при рубках главного пользования и рубках ухода.

1

3

Самостоятельная работа

5

2

1

Порядок и сроки внесения платежей за древесину

1

2

Технология заготовки и переработки второстепенных лесных материалов

1

3

Пользование лесом в научно-исследовательских целях.

1

4

Пользование лесом в культурно-оздоровительных целях

1

5

Пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства

1

Тема 2.3. Основы лесоустройства

Содержание

3/5

1

1

Основные задачи и материалы лесоустройства

1

2

Организация лесоустроительных работ

Практические работа

1

2

1

Лесоустроителье знаки

1

Самостоятельная работа

5

1

Ознакомление со статьями «Лесного кодекса»

1

2

2

Ознакомление с обязательными нормативно-техническими документами для введения лесного хозяйства и пользования лесным фондом

1

3

Презентация по теме «Основы лесного законодательства»

1

4

Презентация по теме «Развитие лесной отросли на века»

2

Дифференцированный зачет

2

Итого

32

МДК 02.03. Охрана и защита леса

40/20

Тема 3.1. Основы лесной энтомологии (насекомые).

Содержание.

17/

1

1

Место насекомых в системе животного мира. Строение, развитие и размножение  насекомых.

1

2

Классификация и экология насекомых.

1

3

Вредители плодов и семян.

1

4

Вредители посадочного материала, культур и молодняков.

1

5

Вредители культур хвойных пород, листвы и побегов

1

6

Хвое- и листогрызущие вредители

1

7

Стволовые вредители

1

8

Технические вредители древесины

1

Практические работы

9

3

1

Внешнее строение тала насекомого.

1

2

Вутренее строение тела насекомого.

1

3

Типы повреждений растений насекомыми.

1

4

Описание главнейших видов плодов и семян

1

5

Описание главнейших видов вредителей посадочного материала, культур и молодняков.

1

6

Описание главнейших видов вредителей культур хвойных пород, листвы и побегов

1

7

Описание главнейших видов хвое- и листогрызущих вредителей

1

8

Описание главнейших видов стволовых вредителей

1

9

Описание главнейших видов технических вредителей древесины

1

Самостоятельная работа

5

2,3

1

Презентация по теме: «Строение тела насекомого»

1

2

Презентация по теме: «Классификация и экология насекомых»

1

3

Презентация по теме: «Главнейшие вредители вашего края»

1

4

Вспышка массового размножения насекомых и меры борьбы с ними

1

5

Влияние насекомых на состояние и прирост насаждения

1

Тема 3.2. Основы лесной фитопатологии

 (болезни леса)

Содержание

14

2

1

Общие сведенья о болезнях леса. Патологические изменения больного растения, симптомы и типы заболеваний

1

2

Грибы как возбудители болезней древесных пород.

1

3

Питание и образ жизни грибов

1

4

Бактерии, вирусы и цветковые растения как возбудители болезней древесных пород

1

5

Болезни плодов и семян

1

6

Болезни посадочного материала (сеянцев) и молодняков.

1

7

Некрозно-раковые и сосудистые болезни ветвей и стволов.

1

8

Гнилевые болезни корней и стволов

1

9

Поражение древесины на складах, в технических сооружениях и постройках

1

Практические работы

5

3

1

Строение грибов

1

2

Описание болезней плодов и семян

1

3

Описание болезнейпосадочного материала (сеянцев) и молодняков.

1

4

Описание болезней некрозно-раковых и сосудистых болезни ветвей и стволов.

1

5

Описание гнилевых болезней корней и стволов

1

Самостоятельная работа

5

2,3

1

Презентация по теме: «Цветковые растения паразиты»

1

2

Презентация по теме: «Инфекционные болезни растений»

1

3

Презентация по теме: «Неинфекционные болезни древесных пород»

1

4

Пассивный врожденный иммунитет

1

5

Активный врожденный иммунитет

1

Тема 3.3. Методы, техника и организация лесозащиты.

Содержание

7

2,3

1

Классификация лесозащитных мероприятий

1

2

Карантин растений

3

Меры борьбы

4

Защита плодов и семян

1

5

Защита питомников, культур и молодняков

1

6

Защита средневозрастных и спелых насаждений

1

7

Защита древесины на складах, в постройках и сооружениях.

1

Самостоятельная работа

10

2,3

1

Система мероприятий по защите питомников, культур и молодняков от болезней

2

2

Система мероприятий по защите плодов и семян от болезней

2

3

Система мероприятий по защите древесных пород от сосудистых и некрозно-раковых болезней

2

4

Презентация по теме « Меры борьбы с вредителями леса»

2

5

Презентация по теме «Меры борьбы с болезнями леса»

6

Дифференцированный зачет

2

Итого

40

МДК 02.04. Технология и механизация лесохозяйственных работ.

42/21

Тема 4.1. Механизация сбора и обработки лесных семян

Содержание

4/2

1

Приспособления и машины для сбора семян: способы сбора семян, древолазное устройство «Белка», устройство, правила пользования, подъёмник МШТС-2, техническая характеристика.  

1

1

2

Извлечение семян. Устройство стационарной и передвижной шишкосушилки. Технологический процесс извлечения семян.  

1

Практические работы

2

3

1

Ознакомление с приспособлениями и машинами для сбора семян

1

2

Ознакомление с устройством стационарнойшишкосушилки.

1

Самостоятельная работа

2

2

1

Изучение приспособлений для сбора и обработки лесных семян

2

Тема 4.2. Техника и технология выращивания посадочного материала в лесных питомниках

Содержание

12/4

2

1

Общие сведенья: способы очистки лесосек, подготовка земельных участков, корчевка, посадка, выращивание, уход за посадочным материалом

1

2

Машины для внесения удобрений: назначение, устройство машин для внесения удобрений ПТУ-4.0., РТТ -4.2., устройство машин для внесения удобрений НРУ-0,5, РМГ-4.0

1

3

Плуги общего назначения: назначение, устройство 4-х корпусного плуга ПЛН-4-35, техническая характеристика, принцип работы

1

4

Общие сведенья о посеве семян: назначение, способы посева семян, требования к семенам при посеве, конструкция сеялок, рабочие органы сеялок

1

5

Конструкция сеялок (СЛН-5,9, СКБ 5/3, СЛП-1А).Подготовка сеялок к работе. Мльчирование (МСН-1А), агротехнические требования, предъявляемые к сеялкам, устройство, основы регулировки нормы высева семян, работа.

1

6

Машина выкопочная (МВ-1,3А): назначение, устройство, работа.

1

7

Культиваторы (ККП-1,5). Культиватор лесной КЛБ-1,7: назначение, рабочие органы культиваторов. полольные лапы,разрыхлительные лапы.

1

8

Посадочная машина для питомников (Сажалка ССЧ-5/3). Машина посадочная универсальная МЛУ-1. Сажалка лесная двухрядная СЛ-2: назначение, устройство, подготовка машины к работе, технологический процесс, техническая характеристика.

1

Практические работы

4

3

1

Выполнение схемы корчевателя

1

2

Выполнение схемы однокорпусного плуга

1

3

Выполнение схемы высевающего аппарата

1

4

Выполнение схемы технологического процесса при использовании сажалок.

1

Самостоятельные работы

4

2

1

Изучение машин для работы в лесных питомниках

2

2

Изучение машин и оборудования для обработки почвы на склонах

2

Тема 4.3. Машины и орудия для расчистки вырубок

Содержание

2

2

1

Подборщик сучьев ПС -2,4: назначение, устройство, технологический процесс сучьев

1

Практические работы

1

3

1

Выполнение схемы корчевателя - собирателя

1

Самостоятельная работа

2

2

1

Изучение машин для расчистки вырубок

2

Тема 4.4. Машины и орудия для обработки почвы под лесные культуры

Содержание

7

2

1

Плуги для обработки дренированных почв (ПКЛ-70), ПЛ-1: назначение, устройство, технический процесс, правила хранения.

1

2

Плуги для обработки временно переувлажненных почв. Плуг шнековый ПШ-1: назначение, устройство, технологический процесс.

1

3

Плуги для обработки избыточногопереувлажнений почв. Плуг лесной ПЛ-2-50:  назначение, устройство, технологический процесс.

1

4

Фрезы лесные (ФБН-1,5) подготовка фрезерных машин к работе: назначение, устройство, работа, основные регулировки.

1

Практические работы

3

3

1

Выполнение схемы ПКЛ-70

1

2

Выполнение схемы ПЛ-2-50

1

3

Выполнение схемы ПШ-1

1

Самостоятельная работа

2

2

1

Изучение машин для обработки почвы под лесные культуры

2

2

Подготовка к работе почвообрабатывающих машин

2

Тема 4.5. Лесопосадочные машины и лесные сеялки

Содержание

4

2

1

Общие сведенья об узлах машин. Машина лесопасадочная МЛК-1, сажалка лесная СЛ-2: назначение, устройство,

1

2

Лесные сеялки (желудевая СЖН-1,СЛ-2): назначение,  устройство,

1

Практические работы

2

3

1

Выполнение схемы трансмиссии сеялки

1

2

Выполнение схемы движения культиватора

1

Самостоятельная работа

2

2

1

Изучение лесопосадочных машин и лесных сеялок

2

Тема 4.6. Механизмы для рубок ухода за лесом и осветления лесных культур,  основные технологии их выполнения

Содержание

5

1

1

Бензомоторные пилы: назначение, устройство, работа, запуск двигателя

1

2

Мотокусторезы: назначение, устройство, принцип работы

1

3

Тракторные кусторезы.: назначение, устройство, работа.

1

Практические работы

2

3

1

Выполнение схемы бензопилы и мотокустореза

1

2

Выполнение схемы тракторного кустореза

1

Самостоятельная работа

2

1

1

Изучение машин для рубок ухода и осветления лесных культур

2

Тема 4.7.Трелевочные приспособления и захваты для колесных тракторов

Содержание

4

2

1

Трелевочные лебедки и приспособления: подготовка к работе, назначение, устройство, принцип работы

1

2

Машина трелевочная лесохозяйственная ТЛ-60:  назначение, устройство, техническая характеристика

1

Практические работы

2

3

1

Выполнение схемы трелевочной работы.

1

2

Выполнение схемы трелевочной лесохозяйственной машины ТЛ-60

1

Самостоятельная работа

4

2

1

Изучение трелевочных приспособлений и захват на тракторах.

2

Машины для химической защиты леса.

2

Тема 4.8. Машины и аппараты для защиты леса от пожаров.

Содержание

2

2

1

Технические средства для обнаружения лесных пожаров .Классификация опрыскивателей и их рабочие органы

1

2

Машины и оборудование для тушения лесных пожаров: противопожарный вездеход ВПЛ -149, мотопомпа МП-60, пожарные автомобили

1

Самостоятельная работа

2

1

1

Изучение машин и аппаратов для защиты леса от пожаров.

1

Дифференцированный зачет

2

Итого

42


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1.   Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей учебной программы профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов: «Правил дорожного движения» «технологии и механизации лесохозяйственных работ» и лабораторий «тракторы и автомобили», «учебная лесосека».

4.2. Оборудование   учебного   кабинета   и   рабочих   мест   кабинета   «технологии   и механизации лесохозяйственных работ»:

  • буссоли;    
  • мерные вилки;  
  • высотомер,    
  • навигатор,    
  • возрастной бурав рулетки;
  • комплект бланков технологической документации;
  • комплект учебно-методической документации;
  • наглядные пособия (планшеты, карты по лесоустройству).
  • ранцевые опрыскиватели, мотопомпа;
  • мечи Колесова

4.3.Учебно-наглядные пособия и оборудование:

  • Технологические схемы (макеты):
  • Виды лесопользования.
  • Тарифно-квалификационная характеристика.
  • Размеры лесоустроительных знаков.
  • Тушение лесных пожаров.
  • Основные пороки древесины.
  • Охрана труда и техника безопасности на лесосечных работах.
  • Схема разработки пасеки.

4.4.Технологическое оборудование (плакаты):

  • Морфологические     признаки     породы     сосна     -     (цветение,     охвоение, шишки, семена).
  • Морфологические признаки породы ель.
  • Классификация деревьев в лесу   (по Крафту).
  • Возрастные периоды насаждений.
  • Бонитет.
  • Основные условные обозначения принятые в лесном хозяйстве.
  • Карта-схема лесхоза.
  • План лесонасаждений.
  • Планшет.
  • Ленточный перечет.
  • Схемы создания лесных культур в различных типах леса.

4.5. Учебно-наглядные пособия:

  • инструкции по охране труда,
  • технологические карты,
  • схемы,
  • рулетки,
  • мерные вилки,
  • таблицы.

4.6. Оборудование мастерских и рабочих мест мастерских:

1.        Слесарной:

  • рабочие места по количеству обучающихся;
  • станки: настольно-сверлильные, заточные и др.;
  • набор слесарных инструментов;
  • набор измерительных инструментов;
  • приспособления;
  • заготовки для выполнения слесарных работ.

Реализация профессионального модуля        предполагает обязательную производственную и учебную         практику, которую рекомендуется проводить концентрированно.

4.7. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Нормативные документы:

1. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ Принят Государственной Думой 8 ноября 2006 года Одобрен Советом Федерации 24 ноября 2006 года.

2. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 16 июля 2007года № 184 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ЗАГОТОВКИ ДРЕВЕСИНЫ».

Учебники

1.Лесоведение:        учеб.        Пособие        для        студентов учреждение среднегопрофессионального образования/ А. П. Смирнов. – М.:издательский центр «Академия», 2011. – 160 с.

2. Лесоведенье и лесоводство: ученик для студентовучреждение среднегопрофессионального образования/ С.Н.Сеннов. – М.:издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.

3.Дендрология : учебник для студентов образовательных  учреждений среднего Профессионального образования /А.В. Громадин, Д.Л.Матюхин. – 5-е изд.. стер. – М. :Издательский центр «Академия», 2012. – 368 с.  

4.Древесиновведенье и лесное товароведенье:учебник для студентов образовательных  учреждений среднего Профессионального образования /Б.Н.Углев –М. :Издательский центр «Академия», 2012. – 272 с.  

5. Практикум по лесной энтомогогии: учебник для студентов образовательных  учреждений среднего Профессионального образования /Е.Г.Мозолевская, Н.К.Белова, Г.С.Лебедева, Т.В.Шарапа.– М. :Издательский центр «Академия», 2012. – 288 с.  

6. Фитопатология:учебник для студентов образовательных  учреждений среднего Профессионального образования /И.Г.Сенкова, Э.С.Соколова. М. :Издательский центр «Академия», 2012. – 480 с.  

7.Технология и механизация лесохозяйственных работ: учебник для студентов образовательных  учреждений среднего Профессионального образования /В.Ф.Зинин, В.И.Казаков, О.Г.Климов – М. :Издательский центр «Академия», 2012. – 320 с.

8. Система машин в лесном хозяйстве: учебник для студентов образовательных  учреждений среднего Профессионального образования /В.Н.Винокуров, Н.В.еремин. – М. :Издательский центр «Академия», 2014. – 320с.  

9. Лесные культуры и защитное лесоразведение:учебник для студентов образовательных  учреждений среднего Профессионального образования Г.И.Редько, М.Д.Мерзоленко, Н.АБабичМ. :Издательский центр «Академия», 2012. – 464 с.  

10.Лесоэксплуатация: учебник для студентов образовательных  учреждений среднего Профессионального образования/ В.И.Патяикн, Э.О. Салминен, М. :Издательский центр «Академия», 2012. – 320 с.

11. Лесная таксация: Учебник для вузов М.: ВНИИЛМ, 2004 год-552с. (не переиздавался).

12.Организация и технология лесного хозяйства.:Н.АЦуканов М. Экология, 1994год-318с.(не переиздавался).

13.Практикум по лесной таксации и лесоустройству.: Москва, из. «Лесная промышленность», 1979год-180 (не переиздавался).

Справочники:

  1. Лесохозяйственный справочник для лесозаготовителя / Н.Г.Судьев, Б.Н. Новиков, Л.Н.Рожин М: «Лесная промышленность» 1989г.
  2. Справочник по древесине /А.М.Боровников, Б.Н.Уголев М: «Лесная промышленность» 1989г.
  3. Справочник лесничего /В.Д.Новосельцев, Д.Ф.Горбов, Г.И.Зинцов и др.М: «Агропромиздат» 1986г.

Дополнительные источники:

1. Учебники и учебные пособия:

  1. Беспаленко О.Н., А.И.Ревин Лесоводство и таксация, учебное пособие. Воронежская государственная лесотехническая академия 2006г.
  2. В.П.Ливенцев, В.Г.Атрохин Практикум по лесоводству, учебное пособие. М: «Просвещение» 1978г. В.Ф.Ковязин, А.Н.Мартынов и др.
  3. Воронцов, А. И. Лесозащита : учебник для средних специальных учебных заведений по специальности "Лесное хозяйство" / А. И. Воронцов, И. Г. Семенкова. - 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Лесная промышленность, 1980. - 328 с.
  4. Основы лесного хозяйства и таксация леса, учебное пособие- СПб.: Издательство «Лань», 2008г.
  5. Бабич Н.А., Набатов Н.М. Лесные культуры, учебное пособие. АГТУ, Архангельск 2003г.
  6. ЛесоустройствоН.Н.Гусев, В.В.Заварзин, В.А.Солдатов.: ВНИИЛМ, 2004 год-288с.
  7. Практикум по лесным культурам.: И.И.Дроздов, А.А.Коженкова, Н.М.Набатов.: ВНИИЛМ, 2004 год-552с.
  8. Вредители и болезни лесных насаждений.: из.Белгосуниверситетаим.В.И.Ленина Минск -1960год-244с.

2. Отечественные журналы:

« Живой лес»

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Проведение мероприятий по воспроизводству лесов и уходу за лесом» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля «Выполнение работ по профессии рабочего».

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Проведение мероприятий по воспроизводству лесов и уходу за лесом»

Требования кквалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.

Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин: «Основы экономики и организации»; «Охрана труда»; «Почвоведение»; «Тракторы и автомобили»; «Безопасность жизнедеятельности».

Мастера: наличие 5–6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
РАБОЧЕЙ        УЧЕБНОЙ        ПРОГРАММЫ        ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Образовательное        учреждение,        реализующее        подготовку        попрограммепрофессионального модуля, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится преподавателями и мастерами производственного обучения в процессе обучения.

Обучение по профессиональному модулю завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители от работодателей.

Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением.

Результаты

(освоенные

профессиональные

компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Выполнять мероприятия                   по воспроизводству лесов

-выполнять работы по заготовке

семян;

-выращивать   посадочный материал

и выполнять работы по созданию

лесных

культур;

-определять основные виды хвойных

и лиственных пород;

-классифицировать деревья в лесу

по лесохозяйственному назначению;

-выполнять лесохозяйственные и

лесозаготовительные работы;

-выполнять работы по лесной

таксации;

Текущий контроль в форме:

-        защиты
лабораторных и
практических
занятий;

-        контрольных
работ по темам
МДК.

Зачеты по

производственной

практике и по

каждому из

разделов

профессионального

модуля.

Комплексный экзамен по профессиональному модулю

Текущий контроль в форме:

-        защиты
практических
занятий;

-        контрольных
работ по темам

Проводить мероприятия                   по защите          лесов          от пожаров,   вредителей и болезней

-выполнять работы по защите лесов от болезней и вредителей, предупреждению и тушению лесных пожаров;

Выполнять лесохозяйственные технологические операции

- выполнять

технологические операции по рубкам     ухода     за       лесом;

Зачеты по

производственной

практике и по

каждому из

разделов

профессионального

модуля.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие

компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать      сущность      и социальную     значимость своей                                 будущей профессии,    проявлять    к ней устойчивый интерес

- демонстрация интереса к будущей профессии «мастер по лесному хозяйству»

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик

Организовывать

собственную

деятельность, исходя из

цели    и    способов    еѐ

достижения,

определѐнных

руководителем.

- демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач.– выбор и применение методов и способов решения задач; заданных руководителем

Устный экзамен Экспертное наблюдение   и   оценка на       практических       и лабораторных занятиях                            при выполнении  работ  по учебной                                       и производственной практик

Анализировать    рабочую ситуацию,   осуществлять текущий и итоговый контроль,           оценку            и коррекцию    собственной деятельности,                 нести

-        решение       стандартных      инестандартных
профессиональных задач;

-        оценка эффективности икачества выполнения работы;

-        самоанализ      и      коррекция

Экспертное наблюдение   и   оценка на       практических       и лабораторных занятиях                            при выполнении  работ  по

ответственность                     за результаты                         своей работы.

результатов  собственной работы.

учебной       ипроизводственнойпрактик

Осуществлять  поискинформации,необходимой                          дляэффективноговыполненияпрофессиональныхзадач.

-   нахождение    и    использование информации    для   эффективного выполнения    профессиональных задач.

Экспертное наблюдение   и   оценка на       практических       и лабораторных занятиях                            при выполнении  работ  по учебной                                       и производственной практик

Использовать информационно-коммуникационные технологии                                      в профессиональной деятельности

- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Экспертное наблюдение   и   оценка на       практических       и лабораторных занятиях                            при выполнении  работ  по учебной                                       и производственной практик

Работать         в         команде, эффективно    общаться    с коллегами, руководством, клиентами

- взаимодействие                      с обучающимися,

преподавателями и мастерами в ходе обучения

Экспертное наблюдение   и   оценка на       практических       и лабораторных занятиях                            при выполнении  работ  по учебной                                       и производственной практик

Исполнять              воинскую обязанность,         в         том числе        с        применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

-Демонстрация готовности к исполнению                    воинской обязанности

Экспертное наблюдение   и   оценка на       практических       и лабораторных занятиях                            при выполнении  работ  по учебной                                       и производственной практик

Разработчик:

ГАПОУ ВО «Никологорскийаграрано-промышленный колледж»

мастер производственного обучения__________Хохлова Наталья Валентиновна

Эксперт  внутренний:

Замдиректора по ТОМР ГАПОУ ВО НАПК    ________А.А.Печников

Эксперт внешний: директор Вязниковского филиала ГАУ ВО

«Владимирский лесхоз»________________________С.В.Горбунов



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ПМ 01 Выполнение мероприятий по охране и воспроизводству диких животных

Данна рабочая программа является частью программы по подготовце специалистов по профессии Мастер по лесному хозяйству квалификация Егерь...

Рабочая программа учебной дисциплины ЭСТЕТИКА В ОФОРМЛЕНИИ И ДЕКОРИРОВАНИЕ БЛЮД И ЗАКУСОК для специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» базовая подготовка

Рабочая программаучебной дисциплины  ЭСТЕТИКА В ОФОРМЛЕНИИ И ДЕКОРИРОВАНИЕБЛЮД И ЗАКУСОК для специальности19.02.10 «Технология продукции общественного питания»базовая подготовка...

Рабочая программа профессионального модуля "Выполнение работ по рабочей профессии кассира"

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отрасл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОП. 04 Основы электротехники по специальности СПО 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства (базовая подготовка)

Программа учебной дисциплины разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства, утв...

Рабочая программа учебной практики по ПМ. 01 –ПМ.05 специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по программе базовой подготовке (набор 2017 года)

Программа учебной практики является частью  программы подготовки специалистов среднего звена (далее  - ППССЗ) по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в...

Рабочая программа ОП.01 "Менеджмент и управление персоналом в гостиничном деле" для специальности (43.02.14) "Гостиничное дело" по программе базовой подготовки на базе среднего общего образования

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕАВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ«МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ИМЕНИ ВИКТОРА ТАЛАЛИХИН...