Формирование у студентов медицинского колледжа культуры психической саморегуляции
статья по теме

Иванова Людмила Александровна

Обследование студентов на психическое состояние (агрессия, фрустрация, самооценка) на 1-2 курсах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsledovanie_studentov_na_psikhicheskie_sostoyaniya.docx219.02 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у студентов медицинского колледжа культуры психической саморегуляции.

  Система среднего профессионального образования в России переживает преобразование и адаптируется к новым рыночным условиям. В то же время реформа здравоохранения предъявляет новые требования к специалистам сестринского дела. Реформы, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов  в организации  и структуре медицинской помощи. Поэтому  сегодня лечебным учреждениям нужна не просто медицинская сестра, а специалист, способный творчески подойти к своей деятельности, хорошо образованный профессионал, полноправный член медицинской бригады.  

Предложенная модель выпускника имеет две составляющие. Первая – профессиональная компетентность. Она включает требования к выпускнику, предъявляемым Государственным образовательным стандартом и квалификационной  характеристикой. Вторая – личностные качества будущего специалиста.

В основу оценки этих качеств заложена совокупность ряда психологических тестов, позволяющих отследить и сформировать эталон личности – выпускника.

Искусство общения, знание психических свойств личности применение психологических методов крайне необходимо специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты. Умение строить отношение с людьми, находить подход к ним необходим каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха.

Личность студента является субъектом профессионального становления. Учитывая ее уникальность, своеобразие, необходимо создать условия для саморазвития, самореализаций и самовоспитания каждого студента. Это будет способность развитию профессионального самосознания – основы профессионального становления. Оно напрямую зависит от уровня развития мотивационного компонента.

Мотивы выбора профессии молодых людей могут быть различны: родительские установки, необходимость реализовать собственные способности, т.е. добиться самоактуализацию, интерес к профессии, общественный престиж, паролевые факторы, ориентация на сложившуюся систему социальных ценностей, отражающая сознательностью выбора профессионального пути, экономические ценности, эстетика, социальная ценность, политическая ценность, религиозная ценность.  

Проблема психических состояний человека как в теоретическом, так и в практическом отношений мало изучена.

Функций состояния.

          В состояниях смешаны многие психические функции:

  • они выступают как система организации психических процессов;
  • выражают субъективное отношение к отражаемому явлению;
  • является механизмом оценки отражаемой действительности.

Фрустрация- это проявление целостности личности, в которые вовлечены все стороны психики человека: его интеллектуальные характеристики, его эмоциональные реагирование.

Агрессивность - повышенная психологическая активность, стремление к лидерству тесно связанно с темпераментом, наиболее высоко у холериков.

Конфликт – это всегда столкновение противоречие, борьба, различают межличностные и внутриличностные конфликты.

Тревожность – это состояние повышенного психологического беспокойства, часто незначительным поводам.

Ригидность – инерционность мышления, плохая переключаемость внимания, привязанность не большому кругу старых друзей, тенденция заранее планирует свой действия отрицательная реакция на внезапное изменение планов.

Самооценка – это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды.

Экстраверты – Это лица которые, характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого подобны магниту, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, в известном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира.

Интроверты – это лица для которых характерно все – фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация.

Практическая акцентуация – это предельная величина, крайний вариант проявления нормы.

В основу оценки психических состояний заложена совокупность ряда психологических тестов, опросов, анкет, позволяющих отследить и сформировать личность студентов Байкальского базового  медицинского колледжа. Желание формировать стойкость, выдержку, самообладание  данной работе разобраны основные особенности психических состояний, присущих студентам, обучающимся на 1-ом, 2-ом, 3-ем. курсе по специальности «Сестринское дело». Диагностика проводилась по следующим показателям:

  1. уровень фрустрации;
  2. уровень тревожности;
  3. уровень агрессивности;
  4. уровень конфликтности;
  5. уровень ригидности;
  6. уровень самооценки.

                                                                                                                                                                                                                                                   

  Таблица 1.Уровень фрустраций первого курса

Фрустрация

курс 1

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Всего опрошенных 122

студента

61

39

22

Рис. 1результаты анкетирования фрустрации  студентов  первого курса

В результате анкетирования студентов первого года обучения, диаграммы показали высокий уровень фрустраций 50%, средний уровень фрустраций   32%, низкий уровень фрустраций 18%(рис.1).          

Таблица 2. Уровень фрустраций второго курса

Фрустрация

курс 2

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Всего опрошенных 116

 студентов

52

29

35

Рис. 2. Фрустрация второго курса

По данным проведенного исследования выявлено, что у студентов обучающихся второй год в колледже имеют следующие: высокий уровень 45%, средний уровень 25%, низкий уровень 30%.(рис.2).

Таблица 3.уровень фрустрации третьего курса

Фрустрация

курс 3

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Всего

Опрошенных 106

студента

39

25

42

 

Рис. 3. Фрустрация третьего курса

Анализ полученных показывает изменения показателей фрустраций у студентов третьего года обучения: высокий уровень 37%, средний уровень 23%, низкий уровень 40% таким образом, студенты, обучающиеся третий год в училище, понизили высокий уровень фрустраций, они стали легче переносить нарушения личных планов (рис. 3).

Агрессивность – повышенная психологическая активность, которая тесно связана с темпераментом, объяснение феномена агрессии является Фрустрационная теория Джона Долларда, которая утверждает, что агрессивное поведение возникает как реакция на фрустрацию, и следовательно, фрустрация всегда сопровождается агрессивностью.

Таблица 4. Уровень агрессивности первого курса

Агрессивность

Курс 1

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Всего

Опрошенных 122

студента

62

37

22

Рис. 1.Агресивность первого курса

Результат проведенного исследование показывает, что психологическое состояние студентов первого года обучения имеет высокий уровень агрессивности 51%, средний уровень 31%, низкий уровень 18% (рис.1).

Таблица 5. Уровень агрессивности второго курса

Агрессивность

Курс 2

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Всего

Опрошенных 116

студента

39

35

41

Рис. 2. Агрессивность второго курса

Результат проведенного исследование показывает, что психологическое состояние студентов второго года обучения имеет высокий уровень агрессивности 34%, средний уровень 30%, низкий уровень 36% (рис.2).

Таблица 6. Уровень агрессивности третьего курса

Агрессивность

Курс 3

высокий уровень

средний уровень

Низкий уровень

Всего

Опрошенных 106

студента

21

29

56

Рис. 3.Агресивность третьего курса

Результат проведенного исследование показывает, что психологическое состояние студентов третьего года обучения имеет высокий уровень агрессивности 20%, средний уровень 27%, низкий уровень 53% (рис.3).

Конфликт – это всегда столкновение, противоречие, борьба. Определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций

Таблица 7. Уровень конфликтов первого курса

Конфликт

Курс 1

Высокий уровень

средний уровень

Низкий уровень

Всего опрошенных 122 студента

62

39

21

 

Рис. 1.уровень конфликтов первого курса

Анализ уровня конфликта у студентов первого курса показал, что можно выделить следующие уровни конфликтности:

  • 51% высокий уровень
  • 32% средний уровень
  • 17% низкий уровень

Таблица . 8. Уровень конфликтов второго курса

Конфликт

Курс 2

Высокий уровень

средний уровень

Низкий уровень

Всего опрошенных116

студента

51

34

31

Рис. 2.уровень конфликтов второго курса

Анализ уровня конфликта у студентов второго курса показал, что можно выделить следующие уровни конфликтности:

  • 44% высокий уровень
  • 29% средний уровень
  • 27% низкий уровень

Таблица 9. Уровень конфликтности третьего курса

Конфликт

Курс 3

Высокий уровень

средний уровень

Низкий уровень

Всего опрошенных106

студента

19

27

61

Рис. 3.уровень конфликтов третьего курса

Анализ уровня конфликта у студентов третьего курса показал, что можно выделить следующие уровни конфликтности:

  • 18% высокий уровень
  • 25% средний уровень
  • 57% низкий уровень

Тревожность – это состояние повышенного психологического беспокойства, по незначительным поводам.                                                                                                                                                

Но тревожность не является изначально негативной чертой. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень "полезной тревоги ".

Таблица 10. Уровень тревожности первого курса

Тревожность

Курс 1

Высокий уровень

средний уровень

Низкий уровень

Всего опрошенных122

студента

62

36

23

Рис. 1.уровень тревожности первого курса

Анализ уровня тревожности у студентов первого курса показал, что можно выделить следующие уровни тревожности:

  • 51% высокий уровень
  • 30% средний уровень
  • 19% низкий уровень

Таблица 11. Уровень тревожности второго курса

Тревожность

Курс 2

Высокий уровень

средний уровень

Низкий уровень

Всего опрошенных116

студента

32

35

43

Рис. 2.уровень тревожности второго курса

Анализ уровня тревожности у студентов второго курса показал, что можно выделить следующие уровни тревожности:

  • 29% высокий уровень
  • 32% средний уровень
  • 39% низкий уровень

Таблица 12. Уровень тревожности третьего курса

Тревожность

Курс 3

Высокий уровень

средний уровень

Низкий уровень

Всего опрошенных106

студента

21

27

58

Рис. 3.уровень тревожности третьего курса

Анализ уровня тревожности у студентов третьего курса показал, что можно выделить следующие уровни тревожности:

  • 20% высокий уровень
  • 25% средний уровень
  • 55% низкий уровень

Ригидность – плохая переключаемость внимания, привязанность к старым друзьям

Таблица 13. Уровень ригидности первого курса

Ригидность

Курс 1

Высокий уровень

средний уровень

Низкий уровень

Всего опрошенных122

студента

43

47

29

Рис. 1.уровень ригидности первого курса

Анализ уровня ригидности у студентов первого курса показал, что можно выделить следующие уровни ригидности:

  • 36% высокий уровень
  • 40% средний уровень
  • 24% низкий уровень

Таблица 14. Уровень ригидности второго курса

Ригидность

Курс 2

Высокий уровень

средний уровень

Низкий уровень

Всего опрошенных116

студента

55

38

23

Рис. 2.уровень ригидности второго курса

Анализ уровня ригидности у студентов второго курса показал, что можно выделить следующие уровни ригидности:

  • 47% высокий уровень
  • 33% средний уровень
  • 20% низкий уровень

Таблица 15. Уровень ригидности третьего курса

Ригидность

Курс 3

Высокий уровень

средний уровень

Низкий уровень

Всего опрошенных106

студента

67

21

19

Рис. 3.уровень ригидности третьего курса

Анализ уровня ригидности у студентов третьего курса показал, что можно выделить следующие уровни ригидности:

  • 62% высокий уровень
  • 20% средний уровень
  • 18% низкий уровень

Самооценка – это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды

Таблица 16. Уровень самооценки первого курса

Ригидность

Курс 1

Высокий уровень

средний уровень

Низкий уровень

Всего опрошенных122

студента

22

40

60

Рис. 1.уровень самооценки первого курса

Анализ уровня самооценки у студентов первого курса показал, что можно выделить следующие уровни самооценки:

  • 18% высокий уровень
  • 33% средний уровень
  • 49% низкий уровень

Таблица 17. Уровень самооценки второго курса

Ригидность

Курс 2

Высокий уровень

средний уровень

Низкий уровень

Всего опрошенных116

студента

52

29

35

Рис. 2.уровень самооценки второго курса

Анализ уровня самооценки у студентов второго курса показал, что можно выделить следующие уровни самооценки:

  • 45% высокий уровень
  • 25% средний уровень
  • 30% низкий уровень

Таблица 18. Уровень самооценки третьего курса

Ригидность

Курс 3

Высокий уровень

средний уровень

Низкий уровень

Всего опрошенных106

студента

64

24

18

  • Рис. 3.уровень самооценки третьего курса

Анализ уровня самооценки у студентов третьего курса показал, что можно выделить следующие уровни самооценки:

  • 60% высокий уровень
  • 23% средний уровень
  • 17% низкий уровень

 Описанная работа проводилась в течении нескольких лет. И ее результаты показали, что у студентов заметно повысился уровень регулирования психических состояний, а, следовательно повысился и уровень общей культуры психической саморегуляции. Анализ полученных результатов позволяет говорить о целесообразности и актуальности данной работы в медицинском колледже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о формировании профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа на занятиях по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает значительным потенциалом в формировании общекультурной компетенции у студентов  медицинских образовательных учреждений ср...

Изучение биоэтических проблем медицины как способ формирования профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа

Во второй половине прошлого столетия  произошли грандиозные качественные  изменения в технологическом оснащении современной медицины, которые стали возможными благодаря успехам генной инжене...

Формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа по средствам физического воспитания

Направленность средств физического воспитания на формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа...

Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции студентов медицинских колледжей на основе продуктивного подхода (на материале английского языка)

Доклад на актуальную тему по формированию профессиональных компетенций в медицинской области при изучении иностранного языка....

Применение метода ситуационного анализа как условие формирования профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.

Профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена, формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалистов в стенах учебного заведения. Становится важно не столько то, ч...

"Современные информационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа".

Дпанный методический материал может быть полезен для выступлений на заседаниях цикловой методической комиссии, Школы педагогичесого мастерства или Методического совета....

Статья - "Социализация личности студентов медицинского колледжа через формирование у них культуры психической саморегуляции", г. Иркутск,межрегиональная научно-практическая конференция

Система среднего профессионального образования в России переживает преобразования и адаптируется к новым рыночным условиям. В то же время реформа здравоохранения предъявляет новые требования к специал...