Портфолио педагога, как способ и средства профессионального развития.
статья на тему

Король Майя Владимировна

Говоря о портфолио педагога рассмотрим сначала, что же означает это слово.

Портфолио в переводе означает «папка с документами», «папка специалиста».

В узком смысле портфолио значит ряд высококачественных фотографий, которые делает профессиональный фотограф в рамках персональной фотосессии, воспользоваться которыми может в деловых и рекламных целях актер или модельное агентство.

В широком смысле портфолио - это упорядоченный, грамотно оформленный набор достижений деловой личности, занятой в любой сфере деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korol_mv.docx45.3 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АРМАВИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ 

Статья

заведующая многопрофильным отделением, преподаватель  М.В. Король

Портфолио педагога, как способ и средства профессионального развития.

Говоря о портфолио педагога рассмотрим сначала, что же означает это слово.

Портфолио в переводе означает "папка с документами", "папка специалиста".

В узком смысле портфолио значит ряд высококачественных фотографий, которые делает профессиональный фотограф в рамках персональной фотосессии, воспользоваться которыми может в деловых и рекламных целях актер или модельное агентство.

В широком смысле портфолио - это упорядоченный, грамотно оформленный набор достижений деловой личности, занятой в любой сфере деятельности.

Создать профессиональное портфолио - это одно из важнейших действий, которое необходимо совершить соискателю работы в любой сфере деятельности для достижения успеха. Наряду с резюме, рекомендательными письмами и сертификатами, портфолио участвует в процессе формирования Вашего имиджа в глазах работодателя. Роль портфолио в этом процессе велика: по тому, как сделано портфолио соискателя, работодатель судит не только о профессиональной деятельности кандидата, но также видит принципы, личные акценты и логику кандидата.

Педагогу, чтобы быть по достоинству оцененным, необходимо проделать большую работу по систематизации и обобщению наработанного опыта. И, как показывает практика, эта задача решается с помощью портфолио, которое очень четко характеризует деятельность педагога с точки зрения информационной и профессиональной культуры.

Портфолио педагога связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину, позволяет фиксировать, накапливать и оценивать индивидуальные достижения личности в определенный период его деятельности.

Оно содержит материалы, которые:

  • дают информацию об авторе;
  • представляют результаты его деятельности;
  • отображают особенности личности автора портфолио;
  • отражают основные направления и виды деятельности;
  • демонстрируют ориентированность на выбранную педагогическую концепцию.

Применение портфолио в педагогической деятельности позволяет:

  • педагогу реально представить результаты своего труда, увидеть свои резервы, в том числе при аттестации;
  • администрации осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагога, систематизировать деятельность педагога; широко и полно предоставлять материалы при лицензировании, аттестации, аккредитации образовательного учреждения.

В то же время, портфолио педагога позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и динамику по сравнению с предыдущими результатами.

Но необходимо заметить, что портфолио педагога ни в коем случае не должно является беспорядочной свалкой всех когда-либо разработанных программ, занятий, методических материалов, полученных грамот и дипломов.

Нередко можно встретить ситуацию, когда прошлые достижения преподносятся педагогом как огромная заслуга в настоящем. Но ведь ценность педагогического труда именно в стабильности образовательных результатов. Именно эта стабильность, как текущая (от занятия к занятию), так и перспективная (из года в год), характеризует педагога как профессионала.

При этом важно, чтобы портфолио выстраивалось относительно требований к имеющейся или заявленной на аттестацию педагогом квалификационной категории. Помещение в портфолио не обоснованных педагогом материалов снижает ценность свидетельств профессиональной компетентности педагога.

20 лет назад портфолио существовало лишь в бумажно-папочном варианте. Сегодня к нему добавилось как минимум еще две формы существования. Это:

  • электронное портфолио;
  • электронное on-lain портфолио.

Характеристики технологии «Портфолио».

В зависимости от конкретных целей выбирается тип «Портфолио»:

«Портфолио документов» - необходимые для работы педагога государственные и локальные нормативно-правовые документы, а также документы отражающие его личностно-профессиональный рост - свидетельство о повышении квалификации свидетельство внештатного эксперта сертификат о присвоении квалификации «Эксперт-аудитор» и др.

«Портфолио отзывов» - рецензии на авторские учебные материалы; экспертная оценка образовательного процесса или результатов педагогического труда; другие материалы, характеризующие автора портфолио и уровень его профессионализма.

«Портфолио процесса» - материалы, характеризующие образовательный процесс: авторские материалы - методическая и/или дидактическая системы; образовательные технологии; учебные программы и планы курсов по выбору, спецкурсов, факультативов; образовательные проекты, методические рекомендации; применяемые в учебно-воспитательном процессе технологии, в том числе компьютерно-информационные, методики, методы, средства; дифференциация и индивидуализация образовательного процесса; работа с одаренными детьми и др.

«Портфолио результатов» --качественные и количественные непосредственные и опосредованные показатели результатов работы педагога: уровень профессионально-педагогической подготовки, уровень профессионально-педагогической деятельности, уровень профессионально-педагогических результатов -- личностный рост педагога, уровень развития его учеников; объективность оценки результатов деятельности.

Кроме того, возможны комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели.

В зависимости от вида «Портфолио» различают его функции:

· Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени.

· Целеполагания - поддерживает учебные цели.

· Мотивационная - поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей.

· Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ.

· Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.

· Рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.

По составу портфолио бывают простые и комплексные. 

Простые -- это тематические портфолио: документальные, процессуальные.

Комплексные портфолио отражают несколько позиций: отзывы и результаты; процессы и результаты. Практика работы учреждений образования свидетельствует о том, что педагоги чаще всего используют комплексные портфолио, позволяющие им обеспечивать системность того или иного реализуемого вида деятельности.

Состав портфолио определяется конкретными задачами, которые ставит перед собой либо сам педагог, либо руководитель методического формирования.

Содержание «Портфолио» будет зависеть от его вида и цели, для достижения которой оно создается. Четкого списка материалов, необходимых для включения в «Портфолио», не существует. Каждый из людей, использующих данную технологию, самостоятельно отбирает способы показа своих работ и достижений. Все материалы рекомендуется распределять по четырем разделам:

* «Портрет»

* «Коллектор»

* «Рабочие материалы»

* «Достижения».

Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об авторе портфолио. Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нем других людей, характеристику, сертификаты и т.п. Например, в портфолио достижений в этом разделе может быть краткая история успехов. В этот раздел портфолио обязательно помещается вступительная статья - обоснование, в которой сформирована цель создания данного портфолио, а также аргументируется, почему те или иные материалы включены в портфолио, какие результаты деятельности они отражают. В некоторых видах портфолио в этот раздел помещаются комментарии, отражающие мысли автора по поводу представленных в портфолио работ.

«Коллектор» содержит материалы, авторство которых не принадлежит самому автору. Раздел «Рабочие материалы» должен включать все те материалы, которые созданы и систематизированы самим автором.

В раздел «Достижения» помещаются те материалы, которые, по мнению автора, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи. При этом во вступительной статье или введении к портфолио необходимо дать обоснование того, почему именно эти материалы лучше всего отражают его достижения и какие именно.

Портфолио может иметь следующую структуру:

1. Титульный лист (название учреждения образования, в котором работает педагог; адрес рабочий телефон; фамилия, имя, отчество педагога; специальность и специализация -- преподаваемый предмет).

2. Творческая визитка автора (образование педагога, общий трудовой и педагогический стаж работы, категория, профессиональные интересы, профессионально-педагогическое кредо, цели и задачи профессиональной деятельности, тема по самообразованию и др.).

3. Нормативно-правовая и нормативно-регулирующая база деятельности педагога (государственные и локальные правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность педагога; инструктивно-методические материалы; указания, распоряжения региональных управленческих структур; программа и план по самообразованию критерии и показатели оценки уровня профессиональной деятельности за педагога и личностного развития учащихся и др.).

4. Профессионально-педагогическая деятельность (организация образовательного процесса, внеклассная работа) и ее результативность (материалы данного раздела дают представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный период):

  • авторские материалы, результативность которых апробирована на практике (разноуровневые учебные материалы, наглядно-иллюстративные материалы, рекомендации для учащихся по организации самостоятельной работы, наличие авторской дидактической системы и др.);
  • материалы, характеризующие результаты освоения учащимися образовательных программ и сформированность у них ключевых компетенций по данной учебной дисциплине;
  • сравнительный анализ деятельности педагога на основании итогов контрольных работ, участия учеников в предметных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях;
  • результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
  • данные о поступлении учеников в вузы по предметной направленности;
  • внеурочная деятельность по предмету (ведение курса по выбору, факультатива; подготовка учащихся к конкурсам, олимпиадам; профориентационная работа и др.).

5. Научно-методическая деятельность (в этом разделе помещаются материалы, свидетельствующие об уровне научно-методической подготовки педагога, о результатах его исследовательско-экспериментальной работы, научно-исследовательской работы учащихся, других видах деятельности):

  • используемые образовательные технологии, методики (среди них авторские) с обоснованием их выбора;
  • используемые средства педагогической диагностики для оценки образовательного процесса и его результатов;
  • проведение исследовательско-экспериментальной работы, руководство исследовательской работой учащихся;
  • участие в семинарах, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня;
  • реализация темы по самообразованию;
  • участие в работе методического формирования (творческой группе, школе педагогического мастерства, методобъединении, кафедре и др.) и ее результативность;
  • обобщение либо самообобщение опыта работы;
  • формирование авторской методической системы и др.

Оценка профессиональной деятельности педагога (рефлексивные материалы, материалы, характеризующие уровень и результаты деятельности педагога):

  • документальная оценка (сертификаты, свидетельства, грамоты, дипломы, благодарственные письма, отзывы, рецензии и др.);
  • материалы внутренних и внешних проверок (справки по итогам проверки, приказы, распоряжения);
  • работы педагога, отражающие его профессиональный уровень (проектные, исследовательские, наиболее значимые методические разработки, публикации из опыта работы, фото- и видеоматериалы и др.);
  • творческие работы учащихся, отражающие их предметную подготовку и уровень развития (рефераты, проекты, конкурсные работы и др.);

«Портфолио» может использоваться педагогом для анализа и оценки собственного профессионального развития. В этом случает перечисленные разделы наполняются иным содержанием, в зависимости от цели. Целью может выступать помощь в развитии карьеры, создание методической копилки или подготовка к аттестации. «Портфолио» включает все то, что может документально засвидетельствовать уровень мастерства и творчества педагога, способствовать оценке качества его работы. Процесс разработки и ведения «Портфолио» (как способа и средства профессионального развития, которые рано или поздно подлежат оцениванию) не предполагает принципа обязательности. Данное нововведение, скорее, следует рассматривать как рекомендацию педагогу со стороны администрации, руководителя методического формирования, методиста с целью оптимизации его личностно-профессионального роста.

Роль технологии в обучении.

Опыт работы с «Портфолио» дает возможность к числу достоинств отнести следующие:

· в работе с «Портфолио» важен не только результат, но и процесс создания преподавателем;

· «Портфолио» позволяет сохранить в нем индивидуальность, придает особое значение титульному листу, отражающему авторство портфеля;

· создание названий файлов - компонентов и работа с ними - это процесс творческий, ориентированный на самостоятельность выбора, воображение, открытие, поиск;

· процесс создания портфеля, работа с ним, обмен опытом друг с другом дают возможность авторам осуществлять самооценку своей самостоятельной познавательной деятельности и совершенствовать ее.

Использование этой технологии поможет администрации целенаправленно и системно осуществлять мониторинг индивидуального профессионального совершенствования и развития личности каждого педагога, иметь полную информацию о результатах деятельности специалиста, выявлять ценный опыт с целью его распространения среди коллег, а также эффективно управлять личностно-профессиональным ростом педагога, координировать коллегиальные усилия по повышению результативности работы учреждения образования.

Итак, портфолио - один из мощнейших инструментов самоорганизации и самодиагностики профессионального роста педагога.

В дальнейшем портфолио может стать технологией планирования профессиональной карьеры и эффективным средством развития. Объясняется это тем, что оно содержит больше информации для понимания, чем стандартное резюме, и позволяет увидеть уровень подготовки и весь спектр умений и способностей.

В нашем колледже разработано Положение об портфолио. Это позволит зафиксировать наличие и состояние портфолио у педагогов, сравнивать и оценивать изменения в педагогической деятельности автора через определенные интервалы времени (например, через год).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы по профессиональному развитию педагога

В данном разделе предлагаются материалы и рекомендации по различным направлениям профессионального развития педагога в современных условиях...

Статья "Способы и средства формирования профессиональных компетенций у обучающихся по профессии "Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)" в ГАПОУ "Краснокаменский горно-промышленный техникум"

В настоящее время основой формирования профессиональных компетенций, обуславливающей объективное качество подготовки выпускников образовательных учреждений НПО/СПО, являются федеральные государс...

Балльно - рейтинговая система, как средство профессионального развития молодых педагогов.

В статье рассматривается применение балльно-рейтинговой системы проверки знаний студентов СПО, как средство профессионального развития педагогов....

Стендовый доклад «Способы и средства формирования профессиональных компетенций у обучающихся по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»

В докладе  представлены материалы из опыта работы преподавателя  дисциплин профессионального цикла по теме «Способы и средства формирования профессиональных  компетенций у обучающихся ...

«Профессиональное развитие педагога определяет темп и характер развития образования»

Ключевой фигурой в реформе образования является педагог, поэтому темп и характер модернизации образования зависит в первую очередь от педагогических кадров. В условиях социально-экономических перемен ...

Индивидуальное и групповое наставничество как способ непрерывного профессионального развития начинающих преподавателей

В статье раскрывается опыт индивидуального и группового наставничества как способ непрерывного профессионального развития начинающих преподавателей....