Интеграция методологических основ педагогики и анатомо-физиологических знаний.
статья на тему

Интеграция методологических основ педагогики и анатомо-физиологических знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция методологических основ педагогики и анатомо-физиологических знаний.

Педагогика связана, так или иначе, с множеством  образовательных дисциплин. Эти многочисленные связи проявляются как в методиках преподавания, так и в практическом применении  определенных знаний. Педагогические нормы в процессе применения приводят любую дисциплину к росту социального престижа и ускорению темпов ее развития.

Так как человек существо биосоциальное, представляющее собой сложный сплав идеального и материального, взаимодействие естественных наук в частности анатомии и физиологии  с педагогикой – это необходимость и   приводит к взаимообогащению.

Эти две науки не случайно рассматриваются как единый комплекс, так как анатомо-физиологические знания становятся все более востребованными в современном образовании, потому что они ключ к пониманию особенностей развития  человека на каждом возрастном этапе, его биологической сущности. Подготовка будущих педагогов предполагает изучение человека  с целью образования его и воспитания. Выполнить эту сложную задачу невозможно без сознательного организованного педагогического воздействия на ребенка, без учета сочетания возрастных закономерностей и индивидуальных  физических особенностей развития.

Знание возрастной анатомии и физиологии для педагогов необходимость, так как эффективность воспитания и обучения зависит от того, в какой мере учитываются теоретические аспекты этих дисциплин, для понимания особенностей периодов развития детей. «Первое, что должен знать педагог - писала Н.К. Крупская, это строение и жизнь человеческого тела – анатомию и физиологию человеческого тела, и его развитие. Без этого нельзя быть хорошим педагогом, правильно растить ребенка».

Каждый раздел педагогики опирается на анатомо-физиологические основы. Основателем возрастной анатомии и физиологии  считается  И.И. Мечников. Вклад И.И. Мечникова  в отечественную науку огромный, так как он  положил начало сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии и отечественной микробиологии, иммунологии.  Он же является создателем  учения о фагоцитозе и теории иммунитета. И.И. Мечников был талантливым наставником и педагогом, что способствовало созданию отечественной  школы иммунологов и микробиологов.

Началом интенсивного развития  в нашей стране возрастной анатомии и физиологии можно считать советский период.  Закономерности роста дифференцировки развивающегося организма было открытием И.И. Шмальгаузена в  1926г. Основателем теории системогенеза можно считать П.К. Анохина. Изучением  раннего онтогенеза  и анализаторов у человека занимались Бехтерев и Лесгафт. Наряду с работой по развитию и становлению анатомических знаний, многие известные анатомы и физиологи внесли огромный вклад в разработку понятийного аппарата и методологических основ педагогических дисциплин.

Основатель теоретической анатомии, П.Ф. Лесгафт,  изучая общие закономерности строения двигательного аппарата, установил связи между формой и функцией органов:  в частности он объединил в своем учении костную и мышечную  системы, поскольку они связаны общей функцией.   П.Ф. Лесгафт стал одним   из основоположников лечебной гимнастики  в нашей стране, многие приемы, из этой гимнастики, применявшиеся им для коррекции врожденных  и приобретенных дефектов развития костно-мышечной системы у детей, успешно используются и теперь.  Вместе с Ф.Ф. Эрисманом и А.П. Доброславиным он разработал основы школьной гигиены и участвовал  в практическом  внедрении их в некоторые учебные заведения Петербурга. Написанная Лесгафтом еще в 1870 году «Инструкция для измерения живого человека» была первым отечественным руководством по врачебному контролю, практическое обучение которому он проводил на открытых им учебно-гимнастических курсах. По сути дела Лесгафт сумел создать настоящий институт  по подготовке учителей физкультуры.  В 1885 году П.Ф. Лесгафт получил разрешение на преподавательскую деятельность, был приглашен руководителем занятий гимнастикой. Новый этап преподавательской деятельности – десять  лет  работы в Петербургском университете на физико-математическом факультете, в состав которого входила и кафедра зоологии, анатомии и физиологии.

Помимо лекций он ведет и практические занятия по анатомии, делает многочисленные опыты по изучению строения и функций опорно-двигательного аппарата.  Он впервые в истории отечественного медицинского образования организовал занятия со студентами в механической мастерской  Института  инженеров путей сообщения.

Его  творчество оставило неизгладимый след в истории анатомии, физической культуры в нашей стране. В 1919 году на базе курсов, основанных Лесгафтом,  был открыт Государственный институт физического образования имени П.Ф Лесгафта.

В системе высшего образования дисциплины цикла наук о человеке занимает значительное место. Знание анатомии особую важность приобретает для будущих учителей физической культуры. Для правильной организации тренировочного процесса, обеспечение эффективности и безопасности, занятий физической культурой и спортом студентам факультета физической культуры и спорта  необходим комплекс анатомо-физиологических знаний. В процессе изучения анатомии и физиологии студентами приобретается большое количество понятий  для понимания наряду с биохимией, морфологией, гигиеной, медико-биологических проблем современных школьников, возрастной психологией, психологией аномального развития, педагогики.

В данном курсе дается представление о научных знаниях, благодаря которым раскрываются принципы строения органов и систем в организме человека, в единстве с выполняемыми ими функциями. Формируется понимание о механизме развития патологических процессов и способах их предупреждения для использования в профессиональной деятельности. Это и есть образовательная цель курса анатомии.

     Литература

  1. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
  2. Педагогика профессионального образования: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.]; под ред. В. А. Сластёнина. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  3. Дробинская, А. О. Анатомия и возрастная физиология: учебник для бакалавров / А. О. Дробинская. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 527 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс. ISBN 978-5-9916-1758-


1. Интеллект-карты – новый козырь в процессе обучения [Электронный ресурс] // Персональный сайт Copyright @ 2013-2015 MindMap-Shop.Ru URL: http://mindmap-shop.ru/intellekt-karti-v-obrazovanii/ (дата обращения: 25.05.2015). 
2. Ментальные карты Автор: Колесник В. [Электронный ресурс] // Персональный сайт Виталия Колесникова, 1997—2015 URL: http://kolesnik.ru/methods/mindmaps/ (дата обращения: 26.05.2015). 
3. Применение в учебном процессе ментальных карт Автор: Литвинов В.А., Проскурина Л.Г. [Электронный ресурс] // Персональный сайт gozda.ru URL: http://gozda.ru/litvinov-v-a-proskurina-l-g/ (дата обращения: 27.05.2015). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка"Анатомо- физиологические особенности репродуктивной системы человека"

Данна методическая разработка  для преподавателя к теоретическому курсу по анатомии и физиологии человека по теме: "Анатомо- физиологические особенности репродуктивной системы человека" составлен...

Методические рекомендации для студентов по организации внеаудиторной самостоятельной работы. Рабочая тетрадь. Анатомо – физиологические особенности женских половых органов. Женский таз как объект родов.

Рабочая тетрадь «Анатомо-физиологические особенности  половых органов. Женский таз как объект родов» является составной частью учебно-методического комплекса профессионального модуля Медицинская ...

Презентация к лекционному занятию " Организация сестринского ухода за больным ребенком. Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка и организация ухода за ним" МДК 02.01.03 для специальности 34.02.01 Сестринское дело

В презентации представлено определение недоношенности, причины, характеристика по степени недоношенности, этапы выхаживания, особенности вскармливания, физического и нервно- психиче...

Анатомо-физиологические особенности органов пищеварительной системы в детском возрасте

Анатомо-физиологические особенности органов пищеварительной системы в детском возрасте...

Анатомо-физиологические особенности позвоночника и оценка осанки у подростков

Цель: Обоснование анатомо-физиологических особенностей позвоночного столба средствами  физического воспитания в процессе формирования правильной осанки у подростков....

Медиапособие по дисциплине "Анатомия и физиология человека", тема "Анатомо-физиологические аспекты процесса дыхания".

Медиапособие содержит теоретический, практический материал, презентацию и интерактивное тестирование по теме. Для открытия скачать файл с облака, открыть папку CD_Root и открыть в этой папке файл...

УМК Раздел № 6 «Анатомо–физиологические особенности системы органов мочеобразования и мочевыделения. Физиология органов мочеобразовательной и мочевыделительной системы» ОП.02. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01. Сестринское дело

Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины — стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля для каждой дисциплины...