ФАРМАКОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА-АЛГОРИТМ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
статья на тему

Самостоятельная внеаудиторная работа является видом учебной деятельности, выполняемой обучающимися без непосредственного контакта с преподавателем. Внеаудиторная работа на сегодняшний день представляет неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее, прежде, всего индивидуальную работу студентов в соответствии с ФГОС СПО для формирования высокопрофессиональных медицинских кадров.

Цель самостоятельной работы – при всей ее многогранности, представляется как средство вовлечения студентов во внеаудиторную познавательную деятельность и освоение методов ее достижения. Самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной, исследовательской деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_svr.docx73.29 КБ

Предварительный просмотр:

А.В. Орлова

ФАРМАКОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА-АЛГОРИТМ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Санкт–Петербургское Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж», г. Санкт-Петербург

Самостоятельная внеаудиторная работа является видом учебной деятельности, выполняемой обучающимися без непосредственного контакта с преподавателем. Внеаудиторная работа на сегодняшний день представляет неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее, прежде, всего индивидуальную работу студентов в соответствии с ФГОС СПО для формирования высокопрофессиональных медицинских кадров.

Цель самостоятельной работы – при всей ее многогранности, представляется как средство вовлечения студентов во внеаудиторную познавательную деятельность и освоение методов ее достижения. Самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной, исследовательской деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей.

В организации самостоятельной работы студентов особенно важно правильно определить объем и структуру содержания учебного материала, выносимого на самостоятельную проработку, а также необходимое методическое обеспечение.

Для повышения эффективности самостоятельной работы обучающихся в медицинском колледже следует ориентировать теоретические занятия на оптимизацию самостоятельной работы, разрабатывать задания, предполагающие нестандартные решения, максимальное использование творческого потенциала и организовывать индивидуальные консультации преподавателей с перерасчетом их учебной нагрузки с учетом самостоятельной работы студентов. 

С этой целью разработано учебно-методическое пособие по составлению в письменном виде фармакологической таблицы-алгоритма по теме занятия, включающего в себя основные сведения о лекарственных препаратах, применяемых при патологических состояниях, их синонимы, принадлежность к фармакологической группе, механизмах их действия, показаниях и противопоказаниях к назначению, побочных эффектах, алгоритм действия фельдшера при неотложных состояниях.

Самостоятельная работа выполняется с использованием опорных дидактических материалов, призванных корректировать работу студентов и совершенствовать ее качество.

Основным условием для успешного выполнения самостоятельной работы является мотивированность студентов, в сочетании с четкой постановкой познавательных задач, наличием алгоритма выполнения работы.

Задания по составлению  фармакологической таблицы-алгоритма направлены на улучшение подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.01 Лечебной дело (углубленная подготовка), в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Лечебная деятельность, и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

  • ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.
  • ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.
  • ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.
  • ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.
  • ПК 2.8. Оформлять медицинскую документацию.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

уметь:

  • определять тактику ведения пациента;
  • назначать немедикаментозное и медикаментозное лечение;
  • определять показания, противопоказания к применению лекарственных средств;
  • применять лекарственные средства пациентам разных возрастных групп;
  • проводить контроль эффективности лечения;

знать:

  • принципы лечения и ухода пациентов терапевтического профиля, в том числе при осложнениях заболеваний;
  • фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных препаратов из различных фармакологических групп;
  • показания и противопоказания к применению лекарственных средств из различных фармакологических групп;
  • побочные действия, характер взаимодействия лекарственных препаратов из однородных и различных лекарственных групп;
  • особенности применения лекарственных средств у разных возрастных групп, с учетом полиморбидности, а также в зависимости от физиологического состояния (при беременности, при грудном вскармливании и др).

Для составления фармакологической таблицы-алгоритма разработаны определенные требования. Составляются фармакологические таблицы-алгоритмы по тексту учебной литературы в соответствии с изучаемой темой.

При составлении фармакологической таблицы-алгоритма необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности, при этом используется разработанная стандартная для всех изучаемых на занятиях тем таблица для заполнения.

Общие требования по заполнению фармакологической таблицы-алгоритма:

  1. Фармакологическая таблица-алгоритм оформляется на отдельных листах формата А4;
  2. Фармакологическая таблица-алгоритм заполняется в строгом соответствии с представленным шаблоном (Приложение №1);
  3. Фармакологическая таблица-алгоритм должна включать не менее 2-х лекарственных препаратов из изучаемой фармакологической группы;
  4.  Не допускается наличие незаполненных ячеек в таблице;
  5. Не допускаются сокращения в названиях лекарственных препаратов;
  6. Не допускаются аббревиатуры (кроме общепринятых для определенных патологических состояний, например, ИБС – ишемическая болезнь сердца, АГ – артериальная гипертензия, ХПН – хроническая почечная недостаточность);
  7. Весь текст должен быть написан разборчиво, возможен печатный вариант работы.
  8. На каждом листе должна быть фамилия автора, номер группы, а также название темы для данной фармакологической таблицы-алгоритма.

Для выполнения самостоятельной работы по оформлению фармакологической таблицы-алгоритма студенту необходимо пройти определенные этапы, в том числе:

1. Сделать анализ учебной литературы и дополнительных материалов по теме занятия.

2. Составить список препаратов из изучаемых фармакологических групп, информация о которых будет отражена в таблице.

3. Заполнить все графы фармакологической таблицы-алгоритма в соответствии с проанализированным учебным материалом.

4. Орфографическая проверка внесенного в таблицы текста.

5. Проанализировать представленную в фармакологической таблице-алгоритме информацию.

6.Оформить работу.

Кроме того, требования к оформлению данной самостоятельной работы учитывают то, что:

1. Фармакологическая таблица-алгоритм должна быть оформлена в соответствии с представленным в Приложении №1 шаблоном, с четко прорисованными графами и выделенными названиями граф и столбцов.

2. Названия препаратов должны быть выделены любым доступным способом (цветом, шрифтом), и представлены как в русском, так и в латинском варианте написания в именительном падеже.

3. Алгоритмы оказания неотложной помощи при различных патологических состояниях должны быть представлены в виде четкой схемы с учетом действующей нормативной документации, предусматривающей действия фельдшера «скорой помощи».

Выполненная самостоятельная работа оценивается в соответствии с определенными критериями:

1. Четкость изложения материала, полнота исследования темы (1,5 балла);

2. Оригинальность в оформлении и заполнении фармакологической таблицы-алгоритма (2 балла);

3. Практическая значимость работы (2 балла);

4. Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок (1,5 балла)

5. Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок (1,5 балла)

6. Количество препаратов в фармакологической таблице-алгоритме, полнота при их описании (1,5 балла).

При этом оценки за выполненную самостоятельную внеаудиторную работу по оформлению фармакологической таблицы-алгоритма выставляются по количеству набранных баллов:

«5» - «отлично» - 9 – 10 баллов

«4» - «хорошо» - 7-8 баллов

«3» - «удовлетворительно» - 5-6 баллов

«2» - «неудовлетворительно» - менее 5 баллов.

Составление таких таблиц-алгоритмов выдвигает для студентов требования к анализу незнакомых ситуаций, генерирования субъективно новой информации, с использованием нестандартного творческого подхода, а также способствует приобретению теоретического опыта для решения практических вопросов, приобретение знаний о современных методах диагностики и лечения, а также тактики фельдшера при оказании неотложной помощи при различных патологических состояниях.

В соответствии с новой образовательной парадигмой независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем медицины. При всей сложности организации, самостоятельная работа студентов становится одним из основных резервов повышения эффективности подготовки молодых специалистов в фельдшерском колледже.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов в Муромском медицинском колледже

Современные подходы к образовательному процессу в среднем специальном учебном заведения системы здравоохранения направлены на формирование профессиональных компетенций. Федеральный государственный обр...

Организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов по разделу «Основы тригонометрии»

Содержит материал к самостоятельной внеаудиторной подготовке студентов начального и среднего профессионального образования по темам раздела "Основы тригонометрии"....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту&ra...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Подготовка резюме́ по трудоустройству студентами выпускных групп»

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...