Методы и формы оценивания
учебно-методический материал

Нефедьева Ою Цыдыповна

Контрольно-оценочные средства

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon att_skan_sdel_btz_odkr_etal_otd.pdf332.3 КБ
Файл pm03_sit.zadachi_no10.docx57.35 КБ
Microsoft Office document icon odkr_testy_9_razdelov.doc340.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПМ03 Изготовление бюгельных вопросов

 Задания  №№ 1- 10.

Ситуационное задание  № 1.

Кламмерная  система бюгельного протеза.

Методические рекомендации (инструкция):

         1.  Внимательно прочитайте задание.

         2.  С целью выполнения практических манипуляций воспользуйтесь необходимым    

              оснащением  (гипсовые фантомы, инструменты, оборудование, медицинская   документация), имеющейся на специальных столах.

          3.   Время выполнения задания – 30минут.

       Задания: 

  1. Назовите методы фиксации и стабилизации  бюгельных протезов.
  2. Объясните значение кламмерной линии для фиксации  бюгельного протеза,
  1. Определите конструкцию опорно-удерживающих кламмеров для данного вида протеза и условия, определяющие их выбор.
  2. Сконструируйте  из воска на фантомной  модели опорно-удерживающий кламмер.

Эталоны ответов: 

  1. Для  фиксации и стабилизации бюгельного протеза в полости рта применяются системы опорно-удерживающих кламмеров, являющихся частью литого металлического каркаса.   Кламмера  несут  удерживающую и  опорную функции.
  2.  Благодаря металлическому дуговому каркасу  протеза жевательная нагрузка распределена на всю челюсть. Сохранение опорных зубов, предупреждение их функциональной перегрузки при кламмерной фиксации является важной проблемой. Один из способов ее решения – правильное расположение кламмерной линии. Все опорно-удерживающие кламмеры, их элементы должны располагаться строго закономерно по отношению к клиническому экватору – наибольшему периметру зуба с учетом его наклона.
  3. Кламмера позволяют распределить жевательную нагрузку между десной и зубами, на которые опираются кламмера. При этом примерно 1/3 жевательной нагрузки идет на опорные зубы,  , 2/3 – на десну. Выбор опорных зубов: нельзя брать под опоры  ослабленные зубы, имеющие хронические очаги инфекции, плохо вылеченные и неподдающиеся перелечиванию, так как  любое слабое звено в такой сложной конструкции может привести к невозможности использования всего протеза.
  4.  Элементы конструкции опорно-удерживающего кламмера моделируются поэтапно, по  чертежу на модели:
  • Тело кламмера – это основная часть, располагается в верхней части апроксимальной поверхности опорного зуба. Подобрать стандартную заготовку из набора, разогреть на спиртовке. Располагаем разогретую заготовку на боковой поверхности опорного зуба, прижав к стенке зуба для плотного прилегания.
  • Моделируем отросток кламмера не менее 1,5 см – это часть самого тела кламмера, который переходит в базис протеза для фиксации в пластмассе. Отросток должен располагаться по центру альвеолярного гребня.
  • Моделируем плечи кламмера, подобрав заготовки из стандартного набора. Разогреть заготовки на спиртовке, располагаем разогретую заготовку на  оральной и вестибулярной  поверхностях опорного зуба, прижав к стенкам зуба для плотного   прилегания.
  • Моделируем оклюзионную накладку, располагающуюся на жевательной поверхности. Подобрав заготовку из стандартного набора, располагаем разогретую заготовку на опорном зубе по чертежу, плотно прижав к модели.   Оклюзионная накладка предохраняет бюгельный протез от полного погружения в слизистую оболочку рта, а также передает опорному зубу вертикальную нагрузку, восстанавливает высоту низких коронок.

Ситуационное задание  № 2

Оттиски и их оценка. Получение моделей.  Определение границ протезного ложа.

 Методические рекомендации (инструкция):

         1.  Внимательно прочитайте задание.

         2.  С целью выполнения практических манипуляций воспользуйтесь необходимым    

              оснащением  (гипсовые фантомы, оттиски из силикона, инструменты, оттискные массы, гипс, оборудование, медицинская   документация), имеющейся на специальных столах.

          3.   Время выполнения задания – 30 минут.

 Задание

  1. Опишите  требования к оттискам и их оценку при изготовлении   бюгельных протезов.
  2. Дайте характеристику оттискных материалов при изготовлении бюгельных протезов.
  3. Назовите лабораторные этапы изготовления  бюгельного протеза.
  4. Изготовьте рабочую модель по заданному оттиску, определите и очертите границы  бюгельного протеза.

Эталоны ответов.

  1. Качественный оттиск должен точно отображать все элементы протезного ложа и прилегающих к нему тканей для четкого определения границ протезного ложа и формирования адекватного края протеза. Отображение зубного ряда или альвеолярного отростка в оттиске должно располагаться посредине между бортами ложки. Края оттиска должны быть четко оформленными.
  2. Для получения двойных оттисков высокой точности используются силиконовые материалы с применением  метода снятия двухслойного оттиска: базовый оттиск с уточняющим слоем. Отливка моделей по готовым оттискам из гипса, обладающего высокой прочностью (мраморного гипса), чтобы они не разрушались при манипулировании ими.
  3. Лабораторные этапы изготовления  бюгельного протеза:
  • Нанесение рисунка каркаса бюгельной конструкции.
  • Изготовление и моделирование каркаса бюгельного протеза.
  • Литье каркаса конструкции.
  • Припасовка каркаса бюгельного протеза на модели.
  • Моделирование воскового базиса, подбор и установка искусственных зубов.
  • Примерка каркаса конструкции в полости рта пациента.
  • Замена воска пластмассой, окончательная обработка протеза (полировка, шлифовка).
  1. По  заданному оттиску  отливается модель из супергипса. Требования к гипсовым моделям челюстей:
  • Целостность
  • Соответствие границам протезного ложа
  • Границы модели должны находиться кнаружи на 3-4 мм от границ протезного ложа.
  • Отсутствие дефектов на поверхности протезного ложа. 

На подготовленной гипсовой модели намечают карандашом форму и границы  каркаса бюгеля.

Граница базиса протеза для верхней челюсти. С вестибулярной стороны граница доходит до подвижной слизистой оболочки. Спереди верхняя губная уздечка при ее оттягивании не должна касаться краев базиса. На боковых участках граница базиса проходит на уровне переходных складок. Дистально базис перекрывает челюстные бугры. От бугров граница базиса проходит по клапанной зоне (область перехода твердого неба в мягкое, так называемая линия А).
Граница базиса протеза для нижней челюсти. С вестибулярной стороны границей базиса является нижняя губная уздечка, с боков — место прикрепления боковых переходных складок. Дальше граница перекрывает нижнечелюстной бугорок и доходит с язычной стороны до челюстно-подъязычной линии правой и левой стороны, в передней области с язычной стороны — до прикрепления язычной уздечки.

Ситуационное задание  № 3

Конструкция бюгельного протеза.

Задание

  1. Назовите показания для изготовления бюгельных протезов.
  2. Перечислите основные элементы бюгельного протеза.
  3. Объясните функциональное назначение дуги каркаса протеза.
  4. Сконструируйте из воска дугу бюгельного протеза на верхнюю челюсть.

Эталоны ответов.

  1. Показания к применению бюгельных протезов.
  • Двухсторонние концевые дефекты зубного ряда (концевой дефект – отсутствие задних зубов, т.е. нет опоры для изготовления мостовидного протеза.
  • Односторонние концевые дефекты зубного ряда.
  • Дефекты зубного ряда в области задних зубов с отсутствием более 3-х зубов.
  • Дефекты зубного ряда в переднем отделе при отсутствии более 4-х зубов
  • Дефекты зубных рядов в сочетании с заболеваниями пародонта.
  • Множественные дефекты зубных рядов. 
  1. Основные элементы бюгельного протеза — это дуга, седловидная часть конструкции, на которой располагаются искусственные зубы, приспособления для фиксации протеза.
  2. Дуга (бюгель) конструкции служит для соединения всех ее частей в единое целое. Каркас протеза составляют металлические части конструкции. Дуга выполняет опорную, стабилизирующую и соединительную функции. 
  3. Дуга бюгельного протеза на верхнюю челюсть в зависимости от дефекта зубного ряда может иметь различное положение. Она может располагаться в области задней трети неба, передней трети и посредине. Для верхней челюсти существуют три основные разновидности металлических дуг: подковообразные, кольцевые и в виде поперечной небной полоски. Это пластинка толщиной от 0,6 до 1 мм и шириной от 5 до 15 мм, полуовальной формы с закругленными краями. В месте перехода дуги в крепление для пластмассового базиса независимо от вида последнего моделируется специальная ступенька (ограничитель базиса, фальц). Благодаря ей в этом месте достаточно толстый край пластмассового базиса плотно прилегает к металлу и находится с ним на одном уровне

Ситуационное задание  № 4.

Изготовление бюгельного протеза  на нижнюю челюсть.

Задание.

  1. Назовите этапы  изготовления бюгельного протеза  на нижнюю челюсть.
  2. Охарактеризуйте   системы фиксации   бюгельных протезов.
  3. Перечислите основные элементы бюгельных протезов на нижнюю челюсть, их назначение.
  4. Сконструируйте из воска дугу бюгельного протеза на нижнюю челюсть.

             Эталоны ответов.

  1. Лабораторные этапы изготовления  бюгельного протеза:
  • Нанесение рисунка каркаса бюгельной конструкции.
  • Изготовление и моделирование каркаса бюгельного протеза.
  • Литье каркаса конструкции.
  • Припасовка каркаса бюгельного протеза на модели.
  • Моделирование воскового базиса, подбор и установка искусственных зубов.
  • Примерка каркаса конструкции в полости рта пациента.
  • Замена воска пластмассой, окончательная обработка протеза (полировка, шлифовка). 
  1. Бюгельные протезы различают по способу фиксации:
  •   фиксирующиеся с помощью опорно-удерживающих кламеров (крючков);
  •   удерживающиеся с помощью микрозамковых креплений (аттачментов);
  •   с телескопической системой фиксации. 
  1. Основные элементы бюгельного протеза — это дуга, седловидная часть конструкции, на которой располагаются искусственные зубы, приспособления для фиксации протеза
  2. На нижней челюсти бюгель располагают с оральной стороны на середине расстояния от дна полости рта до шеек зубов, для того чтобы во время погружения всего протеза в податливые ткани он не травмировал их. Бюгель не должен препятствовать натяжению уздечки языка, иначе она будет травмироваться об его край. Бюгель должен иметь   полуовальную форму, края его   затуплены, он равномерно на всем протяжении отстоит от слизистой оболочки. Ширина бюгеля не должна быть менее 3 мм, а толщина—1,5 мм. В месте перехода дуги в крепление для пластмассового базиса независимо от вида последнего моделируется специальная ступенька (ограничитель базиса, фальц). Благодаря ей в этом месте достаточно толстый край пластмассового базиса плотно прилегает к металлу и находится с ним на одном уровне

Ситуационное задание  № 5.

Подготовка к литью восковой конструкции бюгельного протеза.

Задание.

  1. Назовите   способы литья бюгельных протезов.
  2. Охарактеризуйте сплавы для отливки каркасов бюгельных протезов.
  3. Дайте определение правилам создания литниковой системы
  4. Создайте одноканальную литниковую систему по заданной ситуации.

Эталоны ответов.  

  1. Способы литья бюгельных протезов:
  • Литье под давлением;
  • Вакуумное литье;
  • Литье с помощью центробежной силы.
  1. Сплавы для отливки каркасов бюгельных протезов:
  • Сплавы благородных металлов на основе золота.
  • Сплавы благородных металлов, содержащих 25-50% золота или платины или других драгоценных металлов.
  • Сплавы неблагородных металлов (кобальтохромовый сплав, нержавеющая сталь, никелехромовый сплав).
  • Сплавы для металлокерамических конструкций.
  1. Для достижения высокого качества литья необходимо соблюдать следующие требования:
    -
    все участки отливки при литье должны находиться в равных условиях;
    -   все толстостенные участки отливки должны иметь дополнительное депо жидкого металла для устранения усадочной раковины, рыхлости и пористости металла;
    -  к тонким участкам отливок должен быть подведен наиболее горячий металл. Направление литьевых каналов и полого пространства должны соответствовать, чтобы расплавленный металл резко не менял направление, а применяемая при литье центробежная сила способствовала уплотнению металла;
    -  расплавленный металл должен течь от толстостенных участков к тонкостенным. Если деталь имеет несколько толстостенных участков, связанных посредством тонкостенных, то каждый толстостенный участок должен иметь свой литьевой канал (литникобразующий штифт).
  2. Литники представляют собой каналы, по которым расплавленный металл поступает в форму. Подобрать из набора «Восколит»  восковой литник диаметром 4-6 мм,  длиной 5-6 мм. Одноканальная литниковая системы  толстым концом прикреплена к конусу. Второй его конец истончают до 3-4 мм, прикрепляют к каркасу протеза с одной стороны. На другом конце каркаса до конуса прикрепляют восковую нить длиной 1 мм - для выхода газов

Ситуационное задание  № 6.

Литьё каркасов бюгельных протезов.

Задание.

  1. Определите правила создания литейной формы.  
  2. Назовите этапы создания литейной формы.
  3. Перечислите формовочные массы для создания литейной формы.
  4. Охарактеризуйте технологические этапы литья каркасов по фантомному стенду.    

Эталоны ответов.

  1. Правила создания литейной формы:
    все толстостенные участки отливки должны иметь дополнительное депо жидкого металла для устранения усадочной раковины, рыхлости и пористости металла;
    к тонким участкам отливок должен быть подведен наиболее горячий металл. Опыты показали, что не только длина и диаметр литьевого канала, но и его направление и расположение имеют огромное значение для получения качественного литья. Направление литьевых каналов и полого пространства должны соответствовать, чтобы расплавленный металл резко не менял направление, а применяемая при литье центробежная сила способствовала уплотнению металла;
    расплавленный металл должен течь от толстостенных участков к тонкостенным. Если деталь имеет несколько толстостенных участков, связанных посредством тонкостенных, то каждый толстостенный участок должен иметь свой литьевой канал (литникобразующий штифт
    ). 
  2. Восковую репродукцию каркаса и литниковую систему покрывают жидкой упаковочной формовочной массой, ее целесообразно замешивать небольшими порциями (10-15 г) и наносить на каркас кисточкой, удерживая его над моделью, а рукой дотрагиваясь до вибростолика. При вибрации масса понемногу стекает с кисти, заполняя щели и отверстия, что позволяет избежать дефектов в литых каркасах. На покрытие одного каркаса бюгельного протеза тратят примерно 40-50 г массы. Модель закрепляют на специальной подставке или конусе и подбирают опоку. С середины ее выстилают пластинками из бюгельного воска или асбеста. Опоку закрепляют на подставке или конусе и приливают воском, чтобы не вытекала формовочная масса. Пользуясь инструкцией, готовят формовочную массу и заливают ее в опоку, размещенную на вибростолике.
  3. В литейных лабораториях применяют гипсовые, фосфатные и силикатные формовочные массы.  
  4. После отверждения формовочной массы опоку нагревают, снимают подставку или конус, вытапливают воск и проводят термическую обработку.  Когда воск полностью выплавится и выгорит , опоку переносят во вторую муфельную печь с программным управлением, нагретую уже до 200 ° С.  Опоку нагревают до 800-900 ° С и выдерживают при этой температуре 20-30 мин.   Расплавленный металл 1000 ° С заполняет стояк и по каналам - всю форму. Через 3-4 мин после заливки металла опоку погружают в холодную воду и постепенно очищают отливки от огнеупорной массы.

Ситуационное задание  № 7.

Фиксирующая система бюгельных протезов.

Задание.

  1. Перечислите способы фиксации бюгельных протезов.   
  2. Определите показания к применению многозвеньевых кламмеров.  
  3. Назовите этапы моделирования многозвеньевых   кламмеров .
  4. Продемонстрируйте на фантомной модели  этапы моделирования многозвеньевых кламмеров.

Эталоны ответов.

  1. Бюгельные протезы могут фиксироваться с помощью:
  • Замков (атачменов). Одна половина замка расположена на бюгельном протезе, а другая – на опорном зубе. Конструкции отличаются высокой фиксацией и высокой эстетичностью.
  • Кламмеров. С их помощью происходит прикрепление к опорным зубам. При таком способе крепления страдает эстетичность, т. к. кламмера из металла в определенных случаях устанавливаются только с выходом на передние зубы и попадают в линию улыбки.
  • Телескопических коронок. Стабилизирующая часть плеча располагается с вестибулярной и оральной сторон зуба. В силу своей жесткости она препятствует смещению зуба при действии сил, направленных под углом или горизонтально, и одновременно препятствует смещению протеза в горизонтальном направлении.
  1. Многозвеньевой кламмер применяют при дефектах зубного ряда в случае отсутствия дистальных опор и наличии подвижных зубов. Действие многозвеньевого кламмера проявляется в том, что он несколько амортизирует вертикальную нагрузку, падающую на протез, препятствует осадке протеза. Оральный кламмер упрочняет протез, поэтому при его применении можно бюгель делать более тонким и более узким. Многозвеньевой кламмер обеспечивает некоторую горизонтальную разгрузку опорных зубов.
  2. Моделирование многозвеньевых  кламмеров проводят путём подбора стандартной заготовки по длине и толщине. Все готовые восковые шаблоны и рельефный воск прекрасно адаптируются к огнеупорной модели, кончики кламмеров не отходят. Для надежной фиксации восковой заготовки во время моделирования следует поддерживать температуру модели на уровне 40 °С.
  3. Перед установлением на огнеупорную модель восковой образец рекомендуется нагреть над пламенем горелки, не допуская его оплавления, сделать его пластичным, т.к. холодная восковая заготовка может растрескаться или сломаться в момент прижатия ее к модели. Заготовка должна повторять форму зубной дуги, плотно прилегая к модели.

Ситуационное задание  № 8.

Моделировочные воски в системе изготовления бюгельных протезов.

Методические рекомендации (инструкция):  

         1.  Внимательно прочитайте задание.

         2.  С целью выполнения практических манипуляций воспользуйтесь необходимым    

              оснащением  (образцы протезов, таблицы по теме, гипсовые фантомы, инструменты, оборудование, медицинская   документация), имеющейся на специальных столах.

          3.   Время выполнения задания – 30минут.

Задание.

  1. Дайте определение классам зуботехнических восков.
  2. Перечислите основные свойства моделировочных восков для бюгелей.  
  3. Выделите и отберите моделировочные  воски для бюгелей из предложенных образцов.    
  4. Продемонстрируйте и охарактеризуйте моделировочные  воски по назначению.  

Эталоны ответов. 

  1. Стоматологические воски классифицируют по их назначению, различают моделировочные, технологические вспомогательные и оттискные воски
  2. К основным свойствам моделировочных восков, обеспечивающих необходимую точность и способность к моделированию  относятся:
  • свойства восков, обеспечивающие их способность к моделированию;
  • хорошую пластичность;
  • достаточную твердость в определенных температурных интервалах;  
  • показателей текучести;
  • показатель зольности данных восков по требованиям стандартов не должен превышать величину 0,1%.
  1. Выделить и отобрать из предложенных десяти образцов  бюгельные воски пяти видов.
  2. Охарактеризуйте по назначению образцы бюгельных восков.

Ситуационное задание  № 9.

Имплантология в системе изготовления бюгельных протезов.

Методические рекомендации (инструкция):  

         1.  Внимательно прочитайте задание.

         2.  С целью выполнения практических манипуляций воспользуйтесь необходимым    оснащением  (образцы протезов на имплантах, таблицы по теме задания), имеющейся на специальных столах.

          3.   Время выполнения задания – 30минут.

Задание.

  1. Дайте определение стоматологическим имплантатам.
  2. Перечислите показания для зубной имплантологии.
  3. Преимущества зубных имплантатов.  
  4. Выделите и отберите протезы на имплантах из предложенных образцов,    охарактеризуйте виды протезов на имплантах.  

Эталоны ответов. 

  1. Зубной имплантат – это небольшой титановый винт, который вживляется в костную ткань в процессе небольшого хирургического вмешательства под любым типом анестезии, исключительно в амбулаторных условиях. Благодаря легкости и биологической совместимости металла с тканями организма, титановые имплантаты очень хорошо приживаются без побочных эффектов. Связываясь с костью, винт формирует надежное основание для устойчивой и прочной фиксации будущего протеза, и на него крепится абатмент – связующее звено между титановой конструкцией и постоянной зубной коронкой. На завершающем этапе устанавливаются зубные коронки, и имплантаты могут полностью функционировать как настоящие зубы, ничуть не уступая последним в функциональности.
  2. Основными условиями для успешного вживления зубных имплантатов являются: удовлетворительное состояние организма пациента;

            хорошие показатели плотности и объема костной ткани;

            отсутствие заболеваний полости рта. 

  1. Преимущества зубных имплантатов.
    Зубные имплантаты подходят практически всем, за исключением случаев индивидуальной непереносимости. Основными условиями для успешного вживления зубных имплантатов являются удовлетворительное состояние организма пациента, хорошие показатели плотности и объема костной ткани и отсутствие заболеваний полости рта.   Вживление титановых имплантатов не требует спиливания или иной обработки здоровых зубов.
     Имплантация проходит в два этапа. Сначала в кости проделывается отверстие, диаметр и длина которого зависит исключительно от особенностей пациента, затем в него ввинчивается имплантат. Затем врач накладывает швы на мягкие ткани десны. Эти швы снимают через 7-10 дней. А через 2-4 месяца можно устанавливать постоянный протез.
  2. В предложенных образцах три протеза на имплантатах: съёмный, несъёмный виды протезов.

Ситуационное задание  № 10.

Гипсовка деталей бюгельного протеза в кювету и замена воска пластмассой

Методические рекомендации (инструкция):  

         1.  Внимательно прочитайте задание.

         2.  С целью выполнения практических манипуляций воспользуйтесь необходимым    оснащением  (образцы восковой конструкции бюгельных протезов на  моделях, кюветы  зуботехнические, инструменты, гипс, таблицы по теме задания), имеющейся на специальных столах.

          3.   Время выполнения задания – 30 минут.

Задание.

Дайте определение  «Восковая композиция протеза»

Опишите  действия по подготовке модели к загипсовке в кювету.

Назовите методы загипсовки восковой композиции в кювету.

Выделите и отберите протезы на имплантах из предложенных образцов,    охарактеризуйте виды протезов на имплантах.  

Эталоны ответов. 

  1. Восковая композиция протеза – это проверенный во рту бюгельный протез с базисом из воска и искусственными зубами,   извлекают изо рта, устанавливают на модель, уточняют восковую моделировку (величину, толщину), удаляют излишки или добавляют воск в истончённых местах. Сглаживают поверхность воска ваткой, смоченной в спирте.
  2. При обнаружении неточностей в изготовленном металлическом каркасе или в расстановке искусственных зубов необходимо   внести поправки по замечаниям врача.
  3. Методы загипсовки восковой композиции в кювету: прямой, обратный и комбинированный.  
  4. Для замены воска пластмассой создают из гипса форму и прессформу. С этой целью с модели снимают бюгельный протез и погружают его в основание кюветы, наполненной жидким гипсом. Затем обрабатывают поверхность гипса так, чтобы он был в уровень с бортами кюветы и покрывал все металлические части каркаса. Поверхность гипса сглаживают, а после затвердения кювету опускают на некоторое время в воду. Затем на основании кюветы устанавливают вершину, наполняют ее жидким гипсом, закрывают крышкой и ставят под пресс для плотного закрытия кюветы и удаления излишков гипса.
    По затвердении гипса кювету опускают в кипящую воду на 5— 10 минут, чтобы расплавился воск. После того как кювета нагреется, ее вынимают из воды и осторожно раскрывают. Остатки воска смывают струей кипятка.
    После удаления воска кювету охлаждают и в гипсе от ложа, оставшегося после удаления воска, к борту кюветы делают несколько отводных каналов для излишков пластмассы, которые образуются во время заполнения и прессования кюветы. Затем приступают к формовке пластмассы по инструкции.

 

 



Предварительный просмотр:

УД Основы деловой культуры и культуры речи

Раздел 1  Теоретические основы культуры речи

1.Укажите признаки, характеризующие литературный язык:

А. неподготовленность, спонтанность высказывания

В. ограниченная сфера употребления

С. нормированность и кодифицированность

2. Научный стиль характерен для:

А. справочников, монографий, лекций

В. объявлений, рекламы, заметок

С. романов, стихотворений, былин

3.Нормы русского литературного языка…

А. динамичны, подвижны

В. категоричны, не знают исключений

С. статичны, неизменны

4.Фразеологизмы – это:

А.свободные словосочетания

В.устойчивые словосочетания

С.диалектные словосочетания

5. Словари изучаются в разделе русского языка:

А.лексикология

В.лексикография

С.графика

6.Диалекты – это…

А.местные разновидности русского языка

В.речь малообразованных людей

С.речь, используемая различными социальными группами людей

7.Слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного каким-либо одним родом трудовой деятельности, называются…

А.просторечием

В.клише и штампами

С.профессионализмами

8.Принятые в языковой практике образованных людей правила произношения, употребления слов, использования грамматических и стилистических средств – это…

А.разговорная речь

В.язык художественной литературы

С.литературная норма

9.Просторечие – это…

А.устная речь

В.условный язык обособленной группы

С.местный народный говор.

10.Высшей формой национального языка является… 

А.территориальный диалект

В.литературный язык

С.общенародный язык

Раздел 2    Речевой этикет и принцип вежливости

1.При ответах на комплимент используются определенные этикетные формулы.

Укажите лишнее.

А.Спасибо за комплимент.

В.Спасибо, но вы мне льстите.

С.Благодарю

D.Спасибо.

2.При разговоре по телефону должны соблюдаться определенные этикетные формулы.

Как первый сигнал к разговору не может употребляться выражение:

А.Вас слушают!

В.Это кто?

С.Да!

D.Алло!

3.Принцип вежливости, состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, не входящую в этот принцип.

А.максима релевалентности

В.максима согласия

С.максима великодушия

D.максима скромности

4.Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил).

Укажите максиму, не входящую в этот принцип.

А.максима такта

В.максима согласия

С.максима симпатии

D.максима качества

5.Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая это максима: Максима границ  личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определенную дистанцию. Не следует затрагивать тем, потенциально опасных (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и пр.).

 А.максима качества

В.максима согласия

С.максима великодушия

D.максима одобрения

6.Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая это максима: Успешный коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения. Не следует связывать партнера обещанием или клятвой.

А.максима согласия

В.максима великодушия

С.максима одобрения

D.максима скромности

7.Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая это максима: Эта максима неприятия похвал в собственный адрес. Одним из условий успешного коммуникативного акта является реалистическая самооценка.

А.максима согласия

В.максима великодушия

С.максима одобрения

D.максима скромности

8.При прощании используются определенные этикетные формулы. Определите, какая из них может быть использована в строгой официальной обстановке.

А.Разрешите попрощаться.

В.Всего хорошего!

С.До встречи.

D.Счастливо!

9.При несогласии с собеседником используются определенные этикетные формулы. Определите, какая из них будет предпочтительней в официальной обстановке, если партнер по общению ваш начальник.

А.Я с вами не согласен.

В.Думаю, что Вы не совсем правы.

С.Вы ошибаетесь

D.Это абсурд.

10.Представьте, что вы являетесь сотрудником компании «Арон». Подняв телефонную трубку (звонят вам), корректнее будет ответить:

А.«Слушаю вас».

В.«Да».

С.«Компания «Арон», добрый день!»

D. «Говорите».

Раздел 3  Функциональные стили литературного языка

1.Определите стиль и тип речи. 

Оказывается, пока критики вели бесконечные споры о творчестве Шукшина, пока одни посылали ему упреки во всех смертных грехах, а другие восхищались художественной щедростью Шукшина, его сложной простотой, его юмором, его любовью к людям, к родной земле, пока писались и публиковались все эти суждения, в это самое время в библиотеках молодежь зачитывалась рассказами Шукшина, зрители смотрели его фильмы, и из всего, взятого вместе, - из прозы, фильмов, облика самого Шукшина и его поразительного артистического дарования – составилось представление об этой своеобразной личности. Этого Шукшина полюбили и в обиду не дают. Вот что произошло. Немыслим этот художник вне нашей жизни, в отрыве от русских характеров, вне социальных процессов, происходящих в нашем обществе. Работа Василия Шукшина примечательна своей целенаправленностью, единством. За любым его рассказом, за каждым фильмом стоит убежденный художник, знающий, почему, зачем он работает, за что выступает, против чего восстает.

А.публицистический стиль, повествование

В.публицистический стиль, рассуждение

С.художественный стиль, описание

D.научный стиль, рассуждение

2.Определите стиль и тип речи. 

Премьерный показ состоится 26 октября в 18.00. Режиссёр - Олег Куртанидзе. Также в постановочную группу вошли: художник-постановщик - Валерий Мелещенков, музыкальное оформление  - Роман Бажилин, хореограф - Людмила Вединяпина. Сам режиссёр назвал своё детище энергичной комедией в двух действиях. Спектакль наполнен шутками, лукавством, мудростью и безграничной добротой героев. Представление на сцене разыграют заслуженные артисты РФ Татьяна Николаева, Юрий Логиновский, Яков Волговской, а также Виталий Мещеряков, Татьяна Рогачёва, Ирина Дубровская, Андрей Присницкий и другие. Подходя к 115-му юбилейному сезону, сотрудники Мичуринского драматического театра подвели итоги прошедших 9-ти месяцев. За это время зрителям показали шесть премьерных спектаклей: «Поиграем в сказку», «Спящая красавица», «Когда спящий проснётся»,  «Приключения Фунтика», «Клинический случай» и «Липунюшка».

А.публицистический стиль, рассуждение

В.публицистический стиль, повествование

С.художественный стиль, повествование

D.научный стиль, описание

3. Определите стиль и тип речи. Директор учреждения вызвал к себе истопника и сделал ему строгое внушение. Истопник, сокрушенно вздыхая, ответил, что у него на шесть печей всего одна кочерга, с которой он и ходит то туда, то сюда. Вот если бы на каждую печку была отдельная кочерга, вот тогда б и можно было придираться. Эта простая мысль – иметь кочергу на каждую печку – понравилась директору. И он тотчас стал диктовать машинистке требование на склад: «Имея шесть печей при наличии одной кочерги, немыслимо предохранить служащих от несчастных случаев. А посему в срочном порядке прошу выдать подателю сего требования пять коче…» Но тут директор осекся. Он перестал диктовать и, почесав затылок, сказал машинистке: – Не помню, как пишется – пять коче… Три кочерги – ясно. Четыре кочерги – понятно А пять? Пять – чего? Пять кочерги… Молоденькая машинистка, пожав плечами, сказала, что в школе ей не приходилось склонять что-либо подобное. Директор позвал своего секретаря и, смущенно улыбаясь, рассказал ему о своем затруднении. Секретарь тотчас стал склонять это слово. Но, дойдя до множественного числа, секретарь запнулся и сказал, что множественное число вертится у него в голове, но он сейчас не может его вспомнить. (М.М. Зощенко)

А.разговорный стиль; рассуждение

В.научно-популярный стиль; повествование

С.художественный стиль; повествование

D.публицистический стиль; описание

4.Определите стиль и тип речи. Волшебная осень парков. Тихо. Чуть-чуть сыровато. Листья нехотя отрываются и словно повисают на невидимых паутинках. Долго-долго падают кленовые листья. Как они хороши! Хотелось сказать садовнику, чтобы не подметал. Пусть бы ходили люди по золотому ковру. Как же снять? Как поймать это дыхание осени? Кажется, листья падают не беззвучно. Кажется, полет сопровождает какая-то музыка. Бом-бом. Один лист, другой, третий. Стройная музыка в парке. Один ли я ее слышу? Нет. Вот девочка подняла голову, блестящими глазами провожает листья. Рядом женщина под зонтиком. Книга. Но она не читает. Она слушает золотой хоровод. Вспоминаю. Скорее, скорее снимать. Поймать хоть отрывок музыки листопада. ( В. Пескову)

А.научный стиль; описание

В.публицистический стиль; рассуждение

С.разговорный стиль; повествование

D.художественный стиль; описание

5.Определите стиль и тип речи. Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода «Титаник», предназначенного для регулярных пассажирских рейсов между Европой и Америкой. В открытом море «Титаник» наскочил на плавающую ледяную гору – айсберг. В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил находившихся на пароходе… И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, ехавшего на «Титанике» и дававшего по вечерам концерты для пассажиров. Они вышли со своими инструментами, расселись в таком же порядке, как всегда сидели на концертах, и заиграли… Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чье творчество были насыщены неустанной, напряженной борьбой против жестоких ударов судьбы, обрушивавшихся на него с первых до последних дней жизни, борьбой с горем, нуждой, унижениями и несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость… Смертельно раненный «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. Сотни людей, обреченных вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от душевных мук, от сумасшествия, от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто находился в эти минуты на тонувшем корабле. Какой могучей силой должна обладать музыка, способная оказать людям поддержку в такую трагическую минуту жизни, помочь им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство. (Д. Кабалевский)

А.художественный стиль; рассуждение

В.публицистический стиль; повествование и рассуждение

С.публицистический стиль; описание

D.научно-популярный стиль; рассуждение и описание

6.Стиль, которому должны соответствовать информационные, аналитические передачи телевещания, называется:

А.разговорный стиль речи

В.публицистический стиль речи

С.официально-деловой стиль речи

D.научный стиль речи

7.Определите стиль и тип речи. Искусство живописи пришло на Русь из Византии вместе с христианской религией. Первые иконы были привезены готовыми. Это бесспорно. В числе их икона «Владимирская Божья матерь», хранящаяся ныне в Третьяковской галерее. Писал ее, по преданию или по легенде, евангелист Лука. Надо полагать, не одну икону привезли из Византии на Русь. Но столько, чтобы хватило оснастить первые храмы. Привезенные иконы можно было размножить для все новых и новых церквей, развозя их из Киева в глубину Руси. Но одних образцов мало. Нужны были живые учителя, тем более они нужны были для писания фресок. Жесткая, суровая, аскетическая манера письма постепенно смягчалась и, можно сказать, очеловечивалась русскими мастерами. Вместо сухого канона и догмы появилось живое чувство непосредственности, первородство восприятия, радость открытия, торжество умения. После Куликовской битвы к этому присоединилось также могучее чувство самосознания. (В. Солоухин)

А.художественный стиль; описание

В.научный стиль; описание и повествование

С.публицистический стиль; повествование

D.официально-деловой стиль; рассуждение

8.Определите стиль и тип речи. Узуальные нормы – это, как представляется, наиболее изменчивый аспект функционирования языковой системы. Так при сравнении современного русского языка с языком пушкинской эпохи становится очевидным, что в то время, как инвентарь грамматических форм остался практически неизменным, нормы словоупотребления претерпели весьма существенные изменения. Описанию некоторых узуальных сдвигов в употреблении слов, связанных с нормами лексической сочетаемости, посвящено это исследование.  

А.научный стиль; описание

В.публицистический стиль; рассуждение

С.художественный стиль; описание

D.официально-деловой стиль; повествование

9.Определите стиль и тип речи. Еще в 90-х годах при помощи магнитно-резонансных исследований было установлено, что мозг мужчин и женщин функционирует по-разному. Правая и левая стороны мозга соединены пучком нервов, который называют «мозолистое тело». Представьте, что у вас на плечах два компьютера, соединенных кабелем. Этот кабель и есть «мозолистое тело». Он позволяет одной стороне мозга сообщаться с другой и дает возможность двум полушариям обмениваться информацией. У женщин «мозолистое тело» больше, чем у мужчин, и женщина имеет на 30% больше соединений между правой и левой сторонами. Так научно доказано, что, работая над одной и той же задачей, мужчины и женщины используют разные полушария. Результатом большого количества соединений является способность женщин вести несколько не связанных друг с другом дел и более беглая речь.  Поскольку женщины используют во всякой деятельности обе стороны мозга, многие из них путают правую и левую стороны. Около 50% женщин не могут мгновенно сказать, какая рука правая, а какая левая, определяют это по кольцу или другой примете. Мужчины оперируют какой-то одной стороной мозга и поэтому безошибочно определяют стороны.

А.официально-деловой стиль; рассуждение

В.художественный стиль; описание

С.научно-популярный стиль; повествование и описание

D.разговорный стиль; повествование и описание

10.Совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы отношений между органами государства, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, юридической деятельности, – это...

А.научный стиль

В.официально-деловой стиль

С.публицистический стиль

 Раздел 4     Словари русского языка

1.Каким словарем можно воспользоваться, чтобы уточнить значения слов: типовой – типичный – типический?

А.этимологическим словарем

В.словарем омонимов

С.словарем синонимов

D.словарем паронимов

2.Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать род существительных: визави, протеже?  

А.словарем омонимов

В.толковым словарем русского языка

С.фразеологическим словарем

D.словарем антонимов

3.Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать значение слов: дилижанс, эксклюзивный?

А.словарем паронимов

В.словарем иностранных слов

С.орфоэпическим словарем

D.орфографическим словарем

4.Каким словарем можно воспользоваться, чтобы выбрать верный вариант: пускать туман в глаза или пустить туман в глаза?

А.толковым словарем русского языка

В.орфоэпическим словарем

С.словарем иностранных слов

D.фразеологическим словарем

5.Каким словарем вы  воспользуетесь при выборе варианта: поступок – проступок, М[о]льер или М[а]льер,  нервничать  волноваться, кАмбала или камбалА

А.словарем синонимов

В.словарем иностранных слов

С.словарем паронимов

D.орфоэпическим словарем

6.Каким словарем вы воспользуетесь при выборе варианта: Фл[о]бер или Фл[а]бер, позвонИт или позвОнит, творог или тврог

А.словарем паронимов

В.орфоэпическим словарем

С.словарем синонимов

D.этимологическим словарем

7.Каким словарем вы воспользуетесь при выборе варианта: ябло[чн]ая или ябло[шн]ая, було[чн]ая или було[шн]ая, диОптрия или диоптрИя

А.словарем антонимов

В.словарем омонимов

С.словарем паронимов

D.орфоэпическим словарем

8.Каким словарем вы воспользуетесь при выборе варианта: позвОнишь или позвонИшь, диспансЕр или диспАнсер, мАркетинг или маркЕтинг

А.словарем синонимов

В.словарем омонимов

С.словарем паронимов

D.орфоэпическим словарем

9.Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать значения слов: атташе, апокриф?

А.словарем паронимов

В.словарем иностранных слов

С.орфографическим словарем

D.орфоэпическим словарем

10.Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать  значение словосочетаний: белая кость, жить своим умом?  

А.словарем иностранных слов

В.орфографическим словарем

С.фразеологическим словарем

D.орфоэпическим словарем

Раздел 5    Грамматические нормы русского языка

1.Укажите существительное, у которого  форма именительного падежа множественного числа образована в соответствии с нормой литературного языка.

А.бухгалтера

В.договора

С.редактора

D.доктора

2.Существительное мужского рода…

А.кенгуру

В.коммюнике

С.кольраби

D.хинди

3.Укажите существительное, у которого  форма родительного падежа множественного числа  образована правильно.

А.чулков

В.носков

С.килограмм

D.апельсин

4.Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка.

А.Колосс сложен из двухсот сорока пяти камней.

В.Депутат встретился с шестьюстами шестьдесят шестью рабочими завода.

С.В кассе нет трехсот шестидесяти девяти рублей.

D.Фонд библиотеки пополнился пятьюстами восемьюдесятью семью книгами.

5.Какая  фамилия склоняется?

А.Сергей Бондарчук

В.Иван Седых

С.Александр Дюма

D.Наталья Бондарчук

6.Какая пара слов является паронимами?

А.представить – предоставить

В.авария – катастрофа

С.кран – кран

D.добро – зло

7.Укажите словосочетание с грамматической ошибкой (неправильно определён род аббревиатуры).

А.НИИ получил

В.МИД заявил

С.ООН постановила

D.ФСБ задержало

8.Укажите, в каком ряду все слова в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание.

А.носки, погоны

В.брюки, сапоги

С.чулки, помидор

D.лимоны, ножницы

9.В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

А.Благодаря Игорю они успели на автобус.

В.Согласно распоряжения администрации города проезд на территорию парка запрещен.

С.Благодаря постановлению мэра город стал чище.

D.Согласно приказу №5 курить на крыльце техникума запрещается.

10.Правильно образована степень сравнения прилагательного…

А.прогрессивный – более прогрессивный

В.точный – самый наиточнейший

С.маленький – более меньше

D.краткий – самый наикратчайший

Раздел 6 Деловое общение (принципы, жанры, речевой этикет)

1.К числу основных единиц речевого общения не относится...

А.речевое событие

В.дискурс

С.речевая ситуация

D.речевое взаимодействие

3.Отметьте высказывание, наиболее предпочтительное в ходе деловой беседы:

А.Это чепуха.

В.Думаю, что мы все от этого выиграем.

С.Я считаю…

D.Это абсурдно.

4.Речевая деятельность субъекта и реакция адресата на речь субъекта – это речевая (-ое)

А.поведение

В.событие

С.взаимодействие

D.ситуация

5.Принцип кооперации состоит из нескольких категорий (максим). Укажите категорию (максиму), не входящую в этот принцип.

А.максима количества

В.максима такта

С.максима качества

D.максима релевалентности

6.Деловая беседа – это…

А.общение двух бизнесменов

В.диалогическое общение людей, связанных отношениями дела

С.монологическое общение в сфере бизнеса

7.В ответ на комплимент будет корректнее ответить…

А.«Спасибо»

В.«Спасибо, но я мог бы и лучше»

С.«Благодарю, но я не заслуживаю таких похвал»

D.«Спасибо, но это неправда»

8.Обращение руководителя к подчиненному на «ты» может быть уместно…

А.если руководитель и подчиненный родственники

В.если руководитель и подчиненный близкие друзья, а ситуация общения не строго деловая

С.если руководитель значительно старше по возрасту

D.если руководитель и подчиненный неблизкие друзья, а ситуация общения строго деловая

9.Какая из максим принципа вежливости гласит: «Не следует затрагивать темы потенциально опасные для собеседника»?

А.максима великодушия

В.максима симпатии

С.максима такта

D.максима скромности

10.Какое обращение к незнакомому человеку в автобусе более универсально и не противоречит рекомендациям исследователей русского речевого этикета?

А.Мужчина, вы выходите?

В.Девушка, вы выходите?

С.Извините, вы выходите?

D.Бабушка, ты выходишь?

Раздел 7 Фразеологизмы

1.Укажите фразеологизм-синоним к словосочетанию очень любить.

А.проще пареной репы

В.как кошка с собакой

С.носить на руках

D.метать перуны

2.Укажите фразеологизм-синоним к словосочетанию очень быстро.

А.не робкого десятка

В.вытягиваться в струнку

С.хоть пруд пруди

D.во весь дух

3.Укажите синоним к фразеологизму закинуть удочку.

А.висеть на плечах

В.концы в воду

С.бросить пробный шар

D.показать, где раки зимуют

4.Укажите синоним к фразеологизму как снег на голову.

А.откуда ни возьмись

В.на скорую руку

С.души не чаять

D.ни в зуб ногой

5.Укажите синоним к фразеологизму море по колено.

А.трын-трава

В.нос не дорос

С.мамаево побоище

D.как кошка с собакой

7.Укажите антоним к фразеологизму засучив рукава

А.с рук валится

В.спустя рукава

С.Горит в руках

D.Опускать руки

8.Укажите синоним к фразеологизму как на дрожжах.

А.ни уха, ни рыла

В.как грибы после дождя

С.звонить во все колокола

D.нос не дорос

9.Фразеологизм идти ва-банк означает...

А.идти быстро, стремительно

В.действовать, рискуя всем

С.идти вперед

D.поступать глупо, неосмотрительно

10.Фразеологизм метать бисер перед свиньями означает...

А.напрасно доказывать что-либо тому, кто не может или не хочет оценить это

В.пытаться угодить кому-либо

С.что-либо делать бесцельно

D.пытаться удивить кого-либо

Раздел 8 Нормы ударения

1.В каком слове ударение не падает на второй слог?

А.феномен

В.позвонишь

С.афера

D.добыча

2.В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

А.средства, феномен, черпать

В.зубчатый, донельзя, закупорить

С.коклюш, запломбировать, красивее

D.позвонит, удобнее, баловать

3.В каком ряду во всех словах ударение падает на третий слог?  

А.занятой, диспансер, заселенный

В.щавель, красивее, квартал

С.забронировать, клала, христианин

D.алкоголь, бюрократия, ходатайство

4.В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

А.засуха, торты, средства

В.йогурт, генезис, асимметрия

С.досуг, добыча, квартал

D.понял, начали, доцент

5.В каком слове ударение не падает на второй слог?

А.созыв

В.отрочество

С.столяр

D.сироты

6.Неправильно выделен ударный гласный в слове...

А.щАвель

В.ходАтайство

С.фОрзац

D.колОсс

7.Неправильно выделен ударный гласный в слове…

А.агронОмия

В.возбужденО (дело)

С.свЕкла

D.катАлог

8.Во всех словах ударение падает на первый слог в следующих рядах...

А.компас, черпать, средства

В.звонишь, догмат, мельком

С.колосс, щавель, договор

D.торты, свекла, генезис

9.Неправильно выделен ударный гласный в слове...

А.плАто

В.дремОта

С.экспЕрт

D.жалюзИ  

10.В каком слове ударение падает на второй слог?

А.хвоя

В.рекрут

С.пихта (дерево)

D.кремень

Раздел 9 Литературный язык

1. Литературный язык – это

А) Естественно сложившаяся знаковая система, служащая для общения людей.

В) Способность говорить и сам процесс говорения.

С) Исторически сложившаяся обработанная форма языка.

D) Искусственно сложившаяся знаковая система, служащая для общения людей.

2. Древнерусский (общевосточнославянский) язык – это разговорный язык

А) древних греков

В) восточных славян

С) западных славян

D) южных славян

3.Основоположником российской филологии является

А) А.С. Пушкин

В) М.В. Ломоносов

С) А.П. Сумароков

D) А.М. Горький

4. Хорошее произношение, дикция, темп речи, её громкость, внятность – это

А) фонетическая выразительность

В) лексическая выразительность

С) стилистическая выразительность

D) фразеологическая выразительность

5. В зависимости от цели высказывания практически в каждой фразе мы можем выделить любое важное для нас слово. Это называется

А) фонетическое ударение

В) грамматическое ударение

С) логическое ударение

D) психологическое ударение

6. Архаизмы – это

А) устаревшие слова

В) новые слова

С) слова актуальной лексики

D) заимствованные слова

7. Умение находить и использовать нужные слова и обороты речи в свойственном им значении – это

А) фонетические нормы

В) морфологические нормы

С) лексические нормы

D) стилистические нормы

8. Имеют 2 и более лексических значений

А) однозначные слова

В) многозначные слова

В) паронимы

D) омонимы

9. Немотивированные повторы однокоренных слов в предложении – это

А) плеоназм

В) тавтология

С) многосоюзие

D) градация

10. Синтаксические нормы – это

А) правила грамматического разбора синтаксических конструкций

В) правила лексико-фразеологического анализа синтаксических конструкций

С) правила коммуникативного анализа слов и словосочетаний

D) правила построения текста.

11. Раздел языкознания, изучающий систему стилей речи, описывающий нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях общения, в разных видах и жанрах письменности, называется

А) стилистикой

В) поэтикой

С) риторикой

D) фразеологией

12. Специальные указания в словарях на стилистическую окраску слова, сферу его употребления – это

А) фонетические пометы

В) стилистические пометы

С) грамматические пометы

D) лексические пометы

13. Данный стиль реализуется в языке средств массовой информации и несет в себе функцию воздействия.

А) публицистический стиль

В) официально-деловой стиль

С) художественный стиль

D) разговорный стиль

14. Данный стиль регулирует различные сферы жизни: общественную, политическую, экономическую, финансовую и другие.

А) художественный стиль

В) официально-деловой стиль

С) научный стиль

D) разговорный стиль

15. Краткое изложение в письменной форме чего-либо (главы учебника, курса лекций и т.д.) – это

А) конспект

В) доклад

С) научное сообщение

D) устное выступление

16. Наука об ораторском искусстве – это

А) риторика

В) поэтика

С) стилистика

D) этика

17. Совокупность словесных форм учтивости, вежливости – это

А) речевой акт

В) речевой этикет

С) речевой такт

D) речевой цинизм

18. Основополагающими принципами современного речевого этикета являются

А) вежливость, тактичность, внимательность

В) эгоцентризм, пунктуальность, находчивость

С) отстраненность, корректность, скромность

D) искусственность, высокомерие, сквернословие

19. Грубое, оскорбительное, обидное общение, словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений – это

А) речевая политика

В) речевая отстраненность

С) речевая толерантность

D) речевая агрессия

20. Фундаментальное основание языковой культуры – это

А) этика речи

В) речевая точность

С) правильность речи

D) напыщенность речи

21. «Лукавое око телевизора – все уверенней превращает читателей в зрителей, а это плохо, очень плохо, ибо поп-культура никогда не заменит истинной культуры, носителем которой является …» Завершите высказывание

А) интернет

В) книга

С) монитор компьютера

D) яндекс

22. «Люблю грозу в начале мая, когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом». Какой фонетический прием использовал Ф.И. Тютчев  данном отрывке?

А) иносказание

В) аллитерация

С) парцелляция

D) градация

23. План – это перечень основных элементов речи, расположенных в соответствии с замыслом выступления и оформленных текстуально. Замысел речи может быть индуктивным (рассуждение от частного к общему) и дедуктивным (рассуждение от общего к частному).

Данный текст относится к ..

А) научному

В) публицистическому

С) официально-деловому

D) разговорному

24. «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и камень. Не столь различны меж собой».

Какие лексические ресурсы используются автором в этом фрагменте?

А) синонимы

В) антонимы

С) паронимы

D) омонимы

25. Ополоумевший дирижер, не отдавая себе отчета в том, что делает, взмахнул палочкой, и оркестр не заиграл, и даже не грянул, и даже не хватил, а именно по омерзительному выражению кота, урезал какой-то невероятный, ни на что не похожий по развязности своей, марш.

Какие лексические ресурсы используются автором в этом фрагменте?

А) синонимы

В) антонимы

С) омонимы

D) паронимы

26. Умение понимать собеседника, избегать неуместные вопросы, спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника – это

А) тактичность, речевая толерантность

В) тактичность, речевая точность

С) речевая толерантность, дискуссионность

D) грубая полемика, перепалка

27. Для разговорного стиля характерны особенности

А) непринужденный характер

В) монологичность речи

С) строгий порядок слов

D) сложный синтаксис.

28. Грамматическая ошибка допущена в словосочетании

А) соединение элементов

В) случившаяся поездка

С) спустя некоторое время

D) отчитаться за проделанную работу

29.К числу речевых клише официально-делового стиля относится следующее словосочетание

А) блестящая победа

В) переступил порог школы

С) по семейным обстоятельствам

D) на «политической арене».

30.В заключительной части выступления следует...

А.говорить фразы: «Это все, что я хотел сказать», «Вот и все».

В.использовать шутку

С.прочесть наизусть стихи

D.закончить призывом к действию, пожеланием


Эталоны ответов.

Раздел 1 Теоретические основы культуры речи

1

D

2

A

3

A

4

B

5

B

6

A

7

C

8

C

9

А

10

B

Раздел 2 Речевой этикет и правила вежливости

1

 В

2

В

3

A

4

D

5

А

6

A

7

D

8

А

9

D

10

C

Раздел 3 Функциональные стили литературного языка

1

B

2

B

3

C

4

D

5

B

6

B

7

C

8

A

9

C

10

B

 

Раздел 4 Словари русского языка

1

D

2

B

3

B

4

D

5

C

6

B

7

D

8

D

9

B

10

C

Раздел 5   Грамматические нормы русского языка

1

D

2

D

3

A

4

B

5

A

6

A

7

D

8

B

9

B

10

A

Раздел 6 Деловое общение

1

B

2

A

3

B

4

D

5

A

6

B

7

A

8

B

9

C

10

C

           

Раздел 7 Фразеологизмы

1

С

2

D

3

C

4

A

5

A

6

C

7

B

8

B

9

B

10

A

Раздел 8 Нормы ударения

1

B

2

B

3

A

4

A

5

B

6

A

7

D

8

A

9

A

10

D

Раздел 9 Литературный язык

 1

 С

 2

 В

 3

 В

 4.

 А

 5.

 С

 6.

 А

 7.

 С

 8.

 В

 9.

 В

 10.

 А

 11.

 А

 12.

 В

 13.

 А

 14.

 В

 15.

 А

 16.

 А

 17.

 В

 18.

 А

 19.

 D

 20.

 С

 21.

 В.

 22.

 D

 23.

 А

 24.

 В

 25.

 А

 26.

 А

 27.

 А

 28.

 В

 29.

 С

 30

 D


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Содержание, методы и формы воспитания в детском объединении дополнительного образования (на примере преподавания в хореографическом коллективе)»

Общая характеристика форм,методов и средств воспитательной работы в хореографическом коллективе....

Использование кейс-метода как формы оценки сформированности профессиональных и общих компетенций студентов педагогического колледжа

Через кейс-технологию студенты входят в плоскость субъект-субъектных отношений, т.к. у каждого из них появляется возможность проявить инициативу, активность, самостоятельность, высказать и отстоять со...

Поиск методов и форм осуществления учебного процесса для формирования мотивации познавательной деятельности курсантов.

Урок- это, систематически применяемая для решения задач обучения, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени...

Портфлио- форма оценивания достижений учащихся.

Портфлио- форма оценивания достижений учащихся....

Методы и формы оценивания. Приложения к технологическим картам теоретических занятий

Опорные конспекты для самостоятельной работы студентов. Тестовый текущий контроль знаний...

Методы и формы оценивания

Методы и формы оценивания профессионального модуля         Текущий контроль знаний обучающихся проводится на текущих занятиях в пределах учебного времени, отвед...