ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
учебно-методический материал

Технологическая карта урока – это педагогическое  планирование занятия, обеспечивающий качество образовательной деятельности в рамках конкретного промежутка времени (учебного занятия), содержащий перечень планируемых результатов и путей их достижения в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Преподаватель

Кушнарева Татьяна Константиновна

Учебная дисциплина/МДК

Анатомия и физиология человека

Группа

611 - 614

Специальность

34.02.01. Сестринское дело

Раздел дисциплины\МДК

Раздел 4. Анатомо – физиологические особенности системы органов дыхания

Тема изучения

Тема лекции

Анатомо – физиологические  особенности дыхательных путей

Номер учебного занятия по КТП

№ 11

Вид занятия и его номер

Теоретическое занятие № 7 (урок)

Тип урока

Усвоение новых знаний

Цель занятия:

образовательная: организовать деятельность обучающихся по изучению темы: Анатомо – физиологические особенности дыхательных путей, в результате чего, к концу занятия обучающийся должен знать:

 - определение понятия спланхнология;

- понятие о полых и паренхиматозных органах;

-обзор органов дыхания;

- полость носа, строение, функции;

- топография, строение и функции гортани,

- трахея, бронхи, топография, строение, функции. Бронхиальное дерево;

развивающая:

- создание условий для развития умений выбирать типовые способы выполнения профессиональных задач;

- создание условий для совершенствования мыслительных операций.

воспитательная:

- способствовать воспитанию морально - этических качеств медработника.

Организация образовательной среды

Педагогические технологии

Методы обучения

Формы организации работы

Проблемное обучение с использованием групповой технологии.

Электронная презентация занятия.

Частично-поисковый

Групповая

Образовательные результаты

Общие компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Профессиональные компетенции

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

 

Практический опыт (действия)

- проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

Умения

Знания

Умения

Знания

- мотивировать себя к учебной деятельности;

- формулировать цель и задачи деятельности;

- уважать чувства достоинства пациента, его прав;

- организовывать поиск информации в соответствии с поставленными целями;

 - уважительно и бережно относиться к  социальным, культурным и религиозным потребностям пациента;

конспектировать самостоятельно учебный материал

- принципы организации собственной деятельности;

- цели и задачи деятельности;

- принципы работы в поисковых системах сети Интернет;

- принципы работы с учебным материалом;

- соблюдать принципы профессиональной этики и деонтологии

- определение понятия спланхнология;

- понятие о полых и паренхиматозных органах;

-обзор органов дыхания;

- полость носа, строение, функции;

- топография, строение и функции гортани,

- трахея, бронхи, топография, строение, функции. Бронхиальное дерево;

Технологический процесс урока

Тип урока: комбинированный

Деятельность преподавателя и объем времени

Деятельность обучающихся

Формируемые образовательные результаты

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

Умения

Знания

Умения

Знания

1

2

3

4

5

6

I. Организационный этап (2 минуты).

Приветствие, отметка отсутствующих; проверка готовности студентов к занятию; инициация и мотивация к обучению.

Приветствуют преподавателя, готовятся к занятию, отключают телефоны, готовят ручки и тетради.

- мотивировать себя к учебной деятельности;

- организовывать работу группы.

- принципы организации собственной деятельности;

- правила поведения в коллективе при выполнении различных функций.

II. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся (5 минут).

Сообщает тему занятия, цели, организовывает деятельность студентов по формулированию целей занятия для себя, мотивирует к изучению темы с использованием ТСО и проблемных вопросов.

Знакомятся с темой занятия и учебными целями, для себя формулируют цели – знания, которые должны усвоить на данном занятии, отвечают на вопросы во время мотивации

- мотивировать себя к изучению темы занятия;

- найти убедительные аргументы по формулированию целей занятия.

- принципы организации собственной деятельности;

- принципы работы с научным и профессиональным текстом.

III. Проверка домашнего задания, уточнение направления актуализации полученных знаний и умений (10 минут)

Актуализация знаний (повторение материала предыдущего учебного занятия);

отработка ранее изученной терминологии, проверка домашнего задания в рабочей тетради; студентам предлагается вставить пропущенные термины в предложения на слайде по предыдущей теме « Общие вопросы миологии. Мышцы головы и шеи. Мышцы туловища. Мышцы плечевого пояса и свободной верхней конечности. Мышцы тазового пояса и свободной нижней конечности». Далее студентам предлагается ответить на вопросы тестового контроля. (2 варианта тестовых заданий по 10 вопросов с эталонами ответов)

Студенты вставляют пропущенные термины в рабочей тетради, выполняют тестовые задания, затем проводят взаимопроверку.

 -выбирать способ достижения цели в соответствии с заданными критериями.

-оценивать эффективность выполненных действий

-проводить взаимопроверку результатов профессиональной деятельности;

- оценивать свою работу, работу других обучающихся и вклад каждого в совместную деятельность.

- находить источники информации;

-работать в поисковых системах сети Интернет;

- общепринятую терминологию и аббревиатуры;

- требования к выполнению задания.

IV Воспроизведение ранее полученных знаний и их применение в стандартных условиях (5 минут)

Предлагает обучающимся выбрать темы или вопросы из предыдущих тем  курса анатомии и физиологии, которые связаны с сегодняшней темой занятия.

Сообщают темы или вопросы темы предыдущих занятий, связанных с темой «Анатомо – физиологические  особенности дыхательных путей»

- вести продуктивную дискуссию;

- активно и последовательно отстаивать свою точку зрения;

- обосновывать собственные высказывания и воспринимать критику;

- приемы организации работы в группе;

- приемы ведения дискуссии;

- принципы делового общения;

-

V. Первичное усвоение новых знаний (55 минут)

Изложение нового материала с использованием  мультимедийного сопровождения, опорных схем и элементов беседы

 

 

 

Знакомятся с новой темой, используя опорные схемы, отвечают на вопросы беседы, составляют конспекты.

- мотивировать себя к учебной деятельности;

- формулировать цель и задачи деятельности;

- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

- самостоятельно делать выводы, соотносить свои выводы с выводами других студентов.

- принципы работы в поисковых системах сети Интернет;

- принципы работы с учебным материалом;

- сформулировать определение понятия спланхнология;

 - характеризовать понятие о полых и паренхиматозных органах;

-обзор органов дыхания;

- перечислить   органы дыхательной системы;

- рассказать  полость носа, строение, функции;

- топография, строение и функции гортани,

- трахея, бронхи, топография, строение, функции. Бронхиальное дерево;

 

- проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения.

- проводить мероприятия по сохранению и укреплению  органов дыхания пациента и его окружения.

     

VI. Первичная проверка понимания и закрепления знаний (5 минут)

Преподаватель предлагает схематично изобразить изученный материал и решить кроссворд по теме «Анатомо – физиологические  особенности дыхательных путей».

Выполняют задание: в тетради схематично записывают изученный материал, решают предложенный кроссворд.

 - правильно и осознанно воспроизводить основного содержания изученного материала репродуктивного (минимального) и конструктивного (общего) уровней;

- дополнять и корректировать ответы обучающихся.

 

- альтернативные подходы к решению задач;

- требования к выполнению задания;

- правила поведения в коллективе при выполнении различных функций.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (3 минуты)

Формулирует домашнее задание и задание для внеаудиторной самостоятельной работы. Составить сообщения на темы:

1. Анатомо – физиологические особенности дыхательной системы в разные возрастные периоды;

2. Лабораторные методы исследования: исследование мазков- отпечатков, бактериальных посевов, секрета носа, ротовой полости, мазков глотки, мокроты)  

Записывают домашнее задание, темы внеаудиторной самостоятельной работы

- организовывать поиск информации в соответствии с поставленными целями;

- конспектировать самостоятельно учебный материал

- принципы работы в поисковых системах сети Интернет;

- принципы работы с учебным материалом;

 

 

VIII. Подведение итогов. Рефлексия (5 минут)

Подводит итоги занятия, (определяет уровень усвоения), выставляет  оценки в оценочный лист, комментируя их. Инициирует рефлексию, используя готовые шаблоны.

Формулируют

результат работы

на уроке, называют

основные тезисы

усвоенного

материала, рефлексируют.

-оценивать эффективность своей деятельности (самоанализ);

- мотивировать себя на саморазвитие;

- системно применять полученные знания на практике.

- принципы организации деятельности;

- типовые методы и способы решения профессиональных задач;

-способ достижения цели в соответствии с заданными критериями.

-определять понятие спланхнология, называть системы, относящиеся к этой группе

- характеризовать  полые и паренхиматозные органы;

- перечислить органы дыхания, деление органов по выполняемой функции;

- рассказать топографию, строение и функцию воздухопроводящих органов дыхательной системы.

-проводить мероприятия по сохранению и укреплению органов дыхания населения и  пациентов.

     

 

        Внутридисциплинарные связи: Анатомо – физиологические особенности опорно – двигательного аппарата, анатомо – физиологические особенности органов дыхательной системы, анатомо – физиологические особенности органов пищеварительной системы, анатомо – физиологические особенности органов мочеполовой системы, гомеостаз, состав, свойства и функции крови, анатомо – физиологические особенности органов системы кровообращения и лимфообращения, анатомо – физиологические особенности эндокринной системы.

Междисциплинарные связи: ОГСЭ.04. Физкультура, ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, ОП. 03. Основы патологии, ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики, ОП.05. Гигиена и экология человека, ОП.06. Основы микробиологии и иммунологии, ОП.07. Фармакология;

 МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение; МДК.01.02. Основы профилактики; МДК.01.03. Сестринское дело в системе первичной медико – санитарной помощи населению; МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях; МДК. 02.02. Основы реабилитации; МДК. 03.01. Основы реаниматологии; МДК. 03.02. Медицина катастроф;

Литература для студента

1. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.

2. Самусев Р., Липченко В. .Атлас анатомии человека. – М.: ОНИКС 21 век – Мир и образование 2016.

Литература для преподавателя:

1. И.В. Гайворонский «Анатомия и физиология человека».

2. А.А. Швырев «Анатомия и физиология человека с основами общей патологии.

3. В.Я. Липченко «Атлас нормальной анатомии.

4. Анатомия человека: атлас [Электронный ресурс] : учеб. пособие для медицинских училищ и колледже / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина, С.В. Чава - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970432570.html

5. Анатомия человека [Электронный ресурс] : учебник для медицинских училищ и колледжей / З.Г. Брыксина, М.Р. Сапин, С.В. Чава - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970437742.html

6. Анатомия и физиология [Электронный ресурс] : учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. – http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970424780.htm

ТСО: ноутбук, мультимедиа (интерактивная доска)

Время проведения: 90 минут

Место проведения: лекционная аудитория

Оснащение: 1. Стандартные таблицы;

2.

3.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Преподаватель

Кушнарева Татьяна Константиновна

Учебная дисциплина/МДК

Анатомия и физиология человека

Группа

611 - 614

Специальность

34.02.01. Сестринское дело

Раздел дисциплины\МДК

Раздел 4. Анатомо – физиологические особенности системы органов дыхания

Тема изучения

Тема лекции

Анатомо – физиологические особенности легких. Плевра. Средостение. Физиология дыхания.

Номер учебного занятия по КТП

12

Вид занятия и его номер

Теоретическое занятие № 8 (урок)

Тип урока

Усвоение новых знаний

Цель занятия:

образовательная: организовать деятельность обучающихся по изучению темы: Анатомо – физиологические особенности дыхательных путей, в результате чего, к концу занятия обучающийся должен знать:

- легкие, топография, строение (макро и микроскопическое строение), и функции.

- основные принципы газообмена;

- факторы, способствующие старению легких;

- дыхательный цикл. Показатели  внешнего дыхания, легочные объемы;

- топография, строение и функции плевры. Пневмоторакс, гемоторакс;

- строение, границы, отделы средостения.

развивающая:

- создание условий для развития умений выбирать типовые способы выполнения профессиональных задач;

- создание условий для совершенствования мыслительных операций.

воспитательная:

- способствовать воспитанию морально - этических качеств медработника.

Организация образовательной среды

Педагогические технологии

Методы обучения

Формы организации работы

Проблемное обучение с использованием групповой технологии.

Электронная презентация занятия.

Частично-поисковый

Групповая

Образовательные результаты

Общие компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Профессиональные компетенции

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

 

Практический опыт (действия)

- проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

Умения

Знания

Умения

Знания

- мотивировать себя к учебной деятельности;

- формулировать цель и задачи деятельности;

- уважать чувства достоинства пациента, его прав;

- организовывать поиск информации в соответствии с поставленными целями;

 - уважительно и бережно относиться к  социальным, культурным и религиозным потребностям пациента;

конспектировать самостоятельно учебный материал

- принципы организации собственной деятельности;

- цели и задачи деятельности;

- принципы работы в поисковых системах сети Интернет;

- принципы работы с учебным материалом;

- соблюдать принципы профессиональной этики и деонтологии

 - легкие, топография, строение (макро и микроскопическое строение), и функции.

- основные принципы газообмена;

- факторы, способствующие старению легких;

- дыхательный цикл. Показатели  внешнего дыхания, легочные объемы;

- топография, строение и функции плевры. Пневмоторакс, гемоторакс;

- строение, границы, отделы средостения.

Технологический процесс урока

Тип урока: комбинированный

Деятельность преподавателя и объем времени

Деятельность обучающихся

Формируемые образовательные результаты

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

Умения

Знания

Умения

Знания

1

2

3

4

5

6

I. Организационный этап (2 минуты).

Приветствие, отметка отсутствующих; проверка готовности студентов к занятию; инициация и мотивация к обучению.

Приветствуют преподавателя, готовятся к занятию, отключают телефоны, готовят ручки и тетради.

- мотивировать себя к учебной деятельности;

- организовывать работу группы.

- принципы организации собственной деятельности;

- правила поведения в коллективе при выполнении различных функций.

II. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся (5 минут).

Сообщает тему занятия, цели, организовывает деятельность студентов по формулированию целей занятия для себя, мотивирует к изучению темы с использованием ТСО и проблемных вопросов.

Знакомятся с темой занятия и учебными целями, для себя формулируют цели – знания, которые должны усвоить на данном занятии, отвечают на вопросы во время мотивации

- мотивировать себя к изучению темы занятия;

- найти убедительные аргументы по формулированию целей занятия.

- принципы организации собственной деятельности;

- принципы работы с научным и профессиональным текстом.

III. Проверка домашнего задания, уточнение направления актуализации полученных знаний и умений (10 минут)

Актуализация знаний (повторение материала предыдущего учебного занятия);

отработка ранее изученной терминологии, проверка домашнего задания в рабочей тетради; студентам предлагается вставить пропущенные термины в предложения на слайде по предыдущей теме «Анатомо – физиологические  особенности легких. Плевра. Средостение. Физиология дыхания». Далее студентам предлагается ответить на вопросы тестового контроля. (2 варианта тестовых заданий по 10 вопросов с эталонами ответов)

Студенты вставляют пропущенные термины в рабочей тетради, выполняют тестовые задания, затем проводят взаимопроверку.

 -выбирать способ достижения цели в соответствии с заданными критериями.

-оценивать эффективность выполненных действий

-проводить взаимопроверку результатов профессиональной деятельности;

- оценивать свою работу, работу других обучающихся и вклад каждого в совместную деятельность.

- находить источники информации;

-работать в поисковых системах сети Интернет;

- общепринятую терминологию и аббревиатуры;

- требования к выполнению задания.

IV Воспроизведение ранее полученных знаний и их применение в стандартных условиях (5 минут)

Предлагает обучающимся выбрать темы или вопросы из предыдущих тем  курса анатомии и физиологии, которые связаны с сегодняшней темой занятия.

Сообщают темы или вопросы темы предыдущих занятий, связанных с темой «Анатомо – физиологические  особенности легких. Плевра. Средостение. Физиология дыхания»

- вести продуктивную дискуссию;

- активно и последовательно отстаивать свою точку зрения;

- обосновывать собственные высказывания и воспринимать критику;

- приемы организации работы в группе;

- приемы ведения дискуссии;

- принципы делового общения;

-

V. Первичное усвоение новых знаний (55 минут)

Изложение нового материала с использованием  мультимедийного сопровождения, опорных схем и элементов беседы.

 

 

Знакомятся с новой темой, используя опорные схемы, отвечают на вопросы беседы, составляют конспекты.

- мотивировать себя к учебной деятельности;

- формулировать цель и задачи деятельности;

- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

- самостоятельно делать выводы, соотносить свои выводы с выводами других студентов.

- принципы работы в поисковых системах сети Интернет;

- принципы работы с учебным материалом;

- сформулировать основные принципы газообмена и факторы, способствующие старению легких;

 - характеризовать топография, строение (макро и микроскопическое строение), и функции легких;  

- перечислить показатели  внешнего дыхания, легочные объемы и характеристику дыхательного цикла;

- рассказать  топографию, строение и функции плевры;

 - дать характеристику процесса пневмоторакса, гемоторакса;

- строение, границы, отделы средостения.

- проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения.

- проводить мероприятия по сохранению и укреплению  органов дыхания пациента и его окружения.

     

VI. Первичная проверка понимания и закрепления знаний (5 минут)

Преподаватель предлагает схематично изобразить изученный материал и решить кроссворд по теме «Анатомо – физиологические  особенности  легких. Плевра. Средостение. Физиология дыхания», составление глоссария.

Выполняют задание: в тетради схематично записывают изученный материал, решают предложенный кроссворд, составляют глоссарий.

 - правильно и осознанно воспроизводить основного содержания изученного материала репродуктивного (минимального) и конструктивного (общего) уровней;

- дополнять и корректировать ответы обучающихся.

 

- альтернативные подходы к решению задач;

- требования к выполнению задания;

- правила поведения в коллективе при выполнении различных функций.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (3 минуты)

Формулирует домашнее задание и задание для внеаудиторной самостоятельной работы - заполнение «немых» рисунков легких, плевральных полостей, средостения с указанием латинских и русских названий;    

Записывают домашнее задание и задание для внеаудиторной самостоятельной работы

- организовывать поиск информации в соответствии с поставленными целями;

- конспектировать самостоятельно учебный материал

- принципы работы в поисковых системах сети Интернет;

- принципы работы с учебным материалом;

 

 

VIII. Подведение итогов. Рефлексия (5 минут)

Подводит итоги занятия, (определяет уровень усвоения), выставляет  оценки в оценочный лист, комментируя их. Инициирует рефлексию, используя готовые шаблоны.

Формулируют

результат работы

на уроке, называют

основные тезисы

усвоенного

материала, рефлексируют.

-оценивать эффективность своей деятельности (самоанализ);

- мотивировать себя на саморазвитие;

- системно применять полученные знания на практике.

- принципы организации деятельности;

- типовые методы и способы решения профессиональных задач;

-способ достижения цели в соответствии с заданными критериями.

-определять - основные принципы газообмена и  факторы, способствующие старению легких;

 - называть показатели  внешнего дыхания, легочные объемы, дыхательный цикл;

- характеризовать легкие, топография, строение (макро и микроскопическое строение)  и функции;

- перечислить органы дыхания, деление органов по выполняемой функции;

- рассказать топография, строение и функции плевры. Пневмоторакс, гемоторакс;

- строение, границы, отделы средостения;

-проводить мероприятия по сохранению и укреплению органов дыхания населения и  пациентов.

     

 

        Внутридисциплинарные связи: Анатомо – физиологические особенности опорно – двигательного аппарата, анатомо – физиологические особенности органов дыхательной системы, анатомо – физиологические особенности органов пищеварительной системы, анатомо – физиологические особенности органов мочеполовой системы, гомеостаз, состав, свойства и функции крови, анатомо – физиологические особенности органов системы кровообращения и лимфообращения, анатомо – физиологические особенности эндокринной системы.

Междисциплинарные связи: ОГСЭ.04. Физкультура, ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, ОП. 03. Основы патологии, ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики, ОП.05. Гигиена и экология человека, ОП.06. Основы микробиологии и иммунологии, ОП.07. Фармакология;

 МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение; МДК.01.02. Основы профилактики; МДК.01.03. Сестринское дело в системе первичной медико – санитарной помощи населению; МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях; МДК. 02.02. Основы реабилитации; МДК. 03.01. Основы реаниматологии; МДК. 03.02. Медицина катастроф;

Литература для студента

1. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

2. Самусев Р., Липченко В. .Атлас анатомии человека. – М.: ОНИКС 21 век – Мир и образование 2009

Литература для преподавателя:

1. И.В. Гайворонский «Анатомия и физиология человека»

2. А.А. Швырев «Анатомия и физиология человека с основами общей патологии»

3. В.Я. Липченко «Атлас нормальной анатомии

4. Анатомия человека: атлас [Электронный ресурс] : учеб. пособие для медицинских училищ и колледже / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина, С.В. Чава - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970432570.html

5. Анатомия человека [Электронный ресурс] : учебник для медицинских училищ и колледжей / З.Г. Брыксина, М.Р. Сапин, С.В. Чава - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970437742.html

6. Анатомия и физиология [Электронный ресурс] : учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. – http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970424780.htm

ТСО: ноутбук, мультимедиа (интерактивная доска)

Время проведения: 90 минут

Место проведения: лекционная аудитория

Оснащение:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Преподаватель

Кушнарева Татьяна Константиновна

Учебная дисциплина/МДК

Анатомия и физиология человека

Группа

611 - 614

Специальность

34.02.01. Сестринское дело

Раздел дисциплины\МДК

Раздел 4. Анатомо – физиологические особенности системы органов дыхания

Тема изучения

Тема лекции

Анатомо – физиологические особенности органов дыхательной системы

Номер учебного занятия по КТП

13

Вид занятия и его номер

Практическое занятие № 5

Цель занятия:

образовательная: организовать деятельность обучающихся по изучению темы: Анатомо – физиологические особенности органов дыхательной системы, в результате чего, к концу занятия обучающийся должен знать:

 - определение понятия спланхнология;

-обзор органов дыхания;

- полость носа, строение, функции;

- топография, строение и функции гортани,

- трахея, бронхи, топография, строение, функции. Бронхиальное дерево;

- легкие, топография, строение (макро и микроскопическое строение), и функции.

- основные принципы газообмена. Факторы, способствующие старению легких;

- дыхательный цикл. Показатели внешнего дыхания, легочные объемы;

- топография, строение и функции плевры. Пневмоторакс, гемоторакс;

- строение, границы, отделы средостения.

развивающая:

- содействовать развитию умений выбирать типовые способы выполнения профессиональных задач;

- создание условий для совершенствования мыслительных операций.

воспитательная:

- способствовать воспитанию морально - этических качеств медработника.

Организация образовательной среды

Педагогические технологии

Методы обучения

Формы организации работы

Проблемное обучение с использованием групповой технологии.

Частично-поисковый

Групповая, индивидуальная

Образовательные результаты

Общие компетенции

ОК 3. Принимать решение в стандартной и нестандартной ситуациях, нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

 

Профессиональные компетенции

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

 Практический опыт (действия)

- осуществление бесконфликтного взаимодействия в группе и эффективной работе в команде

Практический опыт (действия)

- проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

Умения

Знания

Умения

Знания

- мотивировать себя к учебной деятельности;

- формулировать цель и задачи деятельности;

- уважать чувства достоинства пациента, его прав;

- организовывать поиск информации в соответствии с поставленными целями;

 - конспектировать самостоятельно учебный материал

- стандартные способы и правила решения профессиональных задач;

- методы коррекции своей деятельности и последствия риска;

- принципы работы в поисковых системах сети Интернет;

- принципы работы с учебным материалом;

- соблюдать принципы профессиональной этики и деонтологии.

- проводить профилактику профессионального заражения.

- определение спланхнологии;

-обзор органов дыхания;

- полость носа, строение, функции;

- топография, строение и функции гортани,

- трахея, бронхи, топография, строение, функции. Бронхиальное дерево;

легкие, топография, строение (макро и микроскопическое строение), и функции.

- основные принципы газообмена. Факторы, способствующие старению легких;

- дыхательный цикл. Показатели внешнего дыхания, легочные объемы;

- топография, строение и функции плевры. Пневмоторакс, гемоторакс;

- строение, границы, отделы средостения.

Технологический процесс практического занятия

Деятельность преподавателя и объем времени

Деятельность обучающихся

Формируемые образовательные результаты

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

Умения

Знания

Умения

Знания

1

2

3

4

5

6

I. Организационный этап (2 минуты).

Приветствие, отметка отсутствующих; проверка готовности студентов к занятию; инициация и мотивация к обучению.

Приветствуют преподавателя, готовятся к занятию, отключают телефоны, готовят ручки и тетради.

- мотивировать себя к учебной деятельности;

- организовывать работу группы.

- принципы организации собственной деятельности;

- правила поведения в коллективе при выполнении различных функций.

II. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся (5 минут).

Сообщает тему занятия, цели, организовывает деятельность студентов по формулированию целей занятия для себя, мотивирует к изучению темы с использованием ТСО и проблемных вопросов.

Знакомятся с темой занятия и учебными целями, для себя формулируют цели – знания, которые должны усвоить на данном занятии, отвечают на вопросы во время мотивации.

- мотивировать себя к изучению темы занятия;

- найти убедительные аргументы по формулированию целей занятия.

- принципы организации собственной деятельности;

- принципы работы с научным и профессиональным текстом.

III Воспроизведение ранее полученных знаний ()

Предлагает обучающимся ответить на вопросы тестового контроля занятия.

Сообщают темы или вопросы темы предыдущих занятий, связанных с темой «Анатомо – физиологические  особенности дыхательных путей»

- вести продуктивную дискуссию;

- активно и последовательно отстаивать свою точку зрения;

- обосновывать собственные высказывания и воспринимать критику;

- приемы организации работы в группе;

- приемы ведения дискуссии;

- принципы делового общения;

-

IV. Применение знаний в учебно – производственных ситуация ()

Изложение нового материала с использованием  мультимедийного сопровождения, опорных схем и элементов беседы

 

 

 

Знакомятся с новой темой, используя опорные схемы, отвечают на вопросы беседы, составляют конспекты.

- мотивировать себя к учебной деятельности;

- формулировать цель и задачи деятельности;

- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

- самостоятельно делать выводы, соотносить свои выводы с выводами других студентов.

- принципы работы в поисковых системах сети Интернет;

- принципы работы с учебным материалом;

- сформулировать определение понятия спланхнология;

 - характеризовать понятие о полых и паренхиматозных органах;

-обзор органов дыхания;

- перечислить   органы дыхательной системы;

- рассказать  полость носа, строение, функции;

- топография, строение и функции гортани,

- трахея, бронхи, топография, строение, функции. Бронхиальное дерево;

- проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения.

- проводить мероприятия по сохранению и укреплению  органов дыхания пациента и его окружения.

     

V. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (3 минуты)

Формулирует домашнее задание и задание для внеаудиторной самостоятельной работы. Составить сообщения на темы:

1. Анатомо – физиологические особенности дыхательной системы в разные возрастные периоды;

2. Лабораторные методы исследования: исследование мазков- отпечатков, бактериальных посевов, секрета носа, ротовой полости, мазков глотки, мокроты)  

Записывают домашнее задание, темы внеаудиторной самостоятельной работы

- организовывать поиск информации в соответствии с поставленными целями;

- конспектировать самостоятельно учебный материал

- принципы работы в поисковых системах сети Интернет;

- принципы работы с учебным материалом;

 

 

VIII. Подведение итогов. Рефлексия (8 минут)

Подводит итоги занятия, (определяет уровень усвоения), выставляет  оценки в оценочный лист, комментируя их. Инициирует рефлексию, используя готовые шаблоны.

Формулируют

результат работы

на уроке, называют

основные тезисы

усвоенного

материала, рефлексируют.

-оценивать эффективность своей деятельности (самоанализ);

- мотивировать себя на саморазвитие;

- системно применять полученные знания на практике.

- принципы организации деятельности;

- типовые методы и способы решения профессиональных задач;

-способ достижения цели в соответствии с заданными критериями.

-определять понятие спланхнология, называть системы, относящиеся к этой группе

- характеризовать  полые и паренхиматозные органы;

- перечислить органы дыхания, деление органов по выполняемой функции;

- рассказать топографию, строение и функцию воздухопроводящих органов дыхательной системы.

-проводить мероприятия по сохранению и укреплению органов дыхания населения и  пациентов.

     

 

        Внутридисциплинарные связи: Анатомо – физиологические особенности опорно – двигательного аппарата, анатомо – физиологические особенности органов дыхательной системы, анатомо – физиологические особенности органов пищеварительной системы, анатомо – физиологические особенности органов мочеполовой системы, гомеостаз, состав, свойства и функции крови, анатомо – физиологические особенности органов системы кровообращения и лимфообращения, анатомо – физиологические особенности эндокринной системы.

Междисциплинарные связи: ОГСЭ.04. Физкультура, ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, ОП. 03. Основы патологии, ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики, ОП.05. Гигиена и экология человека, ОП.06. Основы микробиологии и иммунологии, ОП.07. Фармакология;

 МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение; МДК.01.02. Основы профилактики; МДК.01.03. Сестринское дело в системе первичной медико – санитарной помощи населению; МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях; МДК. 02.02. Основы реабилитации; МДК. 03.01. Основы реаниматологии; МДК. 03.02. Медицина катастроф;

Литература для студента

1. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

2. Самусев Р., Липченко В. .Атлас анатомии человека. – М.: ОНИКС 21 век – Мир и образование 2009

Литература для преподавателя:

1. И.В. Гайворонский «Анатомия и физиология человека»

2. А.А. Швырев «Анатомия и физиология человека с основами общей патологии»

3. В.Я. Липченко «Атлас нормальной анатомии

4. Анатомия человека: атлас [Электронный ресурс] : учеб. пособие для медицинских училищ и колледже / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина, С.В. Чава - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970432570.html

5. Анатомия человека [Электронный ресурс] : учебник для медицинских училищ и колледжей / З.Г. Брыксина, М.Р. Сапин, С.В. Чава - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970437742.html

6. Анатомия и физиология [Электронный ресурс] : учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. – http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970424780.htm

ТСО: ноутбук, мультимедиа (интерактивная доска)

Время проведения: 240 минут

Место проведения: лекционная аудитория

Оснащение: стандартные таблицы, планшеты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебного занятия. Учебное занятие по английскому языку, разработанное с применением методики построения проблемной задачи

Проблемное обучение на уроках английского языка – способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности,эффективное средство организации самостоятельной деятельности учащи...

Технологическая карта учебного занятия

Цели занятия:Образовательнаязнать: 1.     Ознакомиться с первичной документацией при поступлении и отпуске товара со склада и от поставщиков2.     Приобрести пр...

Технологическая карта учебного занятия

В материале представлена технологическая карта учебного занятия по теме "Электромагнитная индукция" дисциплины "Естествознание" для специальности 38.02.04 "Коммерция (по отраслям)"...

Технологическая карта учебного занятия "Вечный двигатель - мечта или реальность?"

Технологическая карта учебного занятия "Вечный двигатель - мечта или реальность?"...

Технологическая карта учебного занятия

Технологическая карта учебного занятия по дисциплине "Программное обеспечение электронного набора и правки текста"...

Методическая разработка «Технологическая карта с методической структурой урока на тему «Обратная связь в электронных усилителях» Номинация «Технологическая карта учебного занятия по МДК.01.01»

В  условиях реализации ФГОС СПО идет активный поиск инновационных педагогических технологий, путей достижения желаемого результата образовательной деятельности-формирования ОК и ПК и повышения их...

Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»

В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...