Методическая разработка по теме: Рыночные отношения в здравоохранении.
методическая разработка

Байрамов Шеолат Балахан оглы

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по теме "Рыночные отношения в здравоохранении". Методическая разработка содержит технологическую карту, теоретический и контролирующий материал по указанной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 2»

Ш. Б. Байрамов

РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Методическая разработка теоретического занятия

по дисциплине: ОП.08 Общественное здоровье и здравоохранение

для специальности: 34.02.01 Сестринское дело

Москва, 2024

РАССМОТРЕНО                                      

Протокол заседания

Цикловой методической

комиссии    №    

от   «  »         2024 г. №  

УТВЕЖДЕНО

Методическим советом

Протокол заседания

№ ___ от « __ » ______2024 г.  № ___  

 

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Аннотация

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по теме   Рыночные отношения в здравоохранении в соответствии с рабочей программой   по учебной  дисциплине ОП. 08 Общественное здоровье и здравоохранение   для специальности 34.02.01 Сестринское дело. Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в  методической  разработке, позволяют  преподавателю выбрать наиболее  оптимальные  действия  для  эффективного  раскрытия  индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

Методическая разработка предназначена для преподавателей.

Составитель: Байрамов Ш. Б. о., преподаватель первой квалификационной категории  ГБПОУ  ДЗМ «Медицинский колледж №2».                                                                                                                   

СОДЕРЖАНИЕ

1.  Пояснительная записка.………………………………………….....................4

2. Методический блок.……………………………………………………………5

2.1. Введение…….………………………………………………………………...5

2.2. Технологическая карта………………………………………………………7

3. Информационный блок.…….…………………………………….....................9

3.1. Лекционный материал (опорный конспект).…….……………....................9

4. Контролирующий блок.…….……………………………………...................18

4.1. Вопросы для контроля усвоения знаний по домашнему заданию (устный и письменный опрос).…………………………………………………………..18

4.1.1. Эталоны ответов на вопросы для контроля усвоения знаний по домашнему заданию (устный и письменный опрос).…………………………18

4.2. Тестовые задания для контроля усвоения нового материала ..………….22

4.2.1. Эталоны ответов на тестовые задания для контроля усвоения нового материала. ……………………….……………………………………………….24

4.2.2 Критерии оценок..…...……………………………………………………..25

5.  Заключение...….………………………………………………………………26

6. Список литературы.……...……………………………………………………27

1. Пояснительная  записка

         Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме Рыночные отношения в здравоохранении в соответствии с рабочей программой   по учебной дисциплине ОП. 08 Общественное здоровье и здравоохранение   для специальности 34.02.01 Сестринское дело.

         На изучение данной темы отводится 2 часа по рабочей программе.

           Методическая разработка структурирована и содержит:

* методический блок, где даны рекомендации по работе с методической разработкой, мотивация (актуальность темы), оснащение занятия, список литературы, технологическая карта;

* информационный блок включает материалы теоретического занятия: опорный   конспект;

* контролирующий блок включает вопросы (устно и письменно) для контроля усвоения домашнего задания, эталоны ответов на устные (письменные) вопросы, тестовое задание для контроля усвоения нового материала и эталоны ответов на тестовые вопросы.  

       Методическая разработка составлена на основании опыта преподавания с учетом рекомендаций по оформлению методических разработок.        

       Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют преподавателю выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся, в учебном процессе используются технология обучения в сотрудничестве (обучение в малых группах).

       Предлагаемый материал может быть использован преподавателями для проведения теоретического занятия и для более качественного усвоения информации обучающимися по данной теме.    

2. Методический блок

2.1. Введение

         С точки зрения экономики рынок отражает взаимоотношения, которые складываются между производителями, продавцами, посредниками и потребителями товаров и услуг. Рынок - это совокупность экономических отношений, проявляющихся в сфере обмена товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена условиях конкуренции.       Рынок медицинских товаров и услуг - это сегмент рынка, предоставляющий медицинские товары и услуги для сохранения и укрепления здоровья населения. Он дает возможность получать и оказывать медицинские услуги, гарантирует их необходимый объем и соответствующий уровень качества.  Рынок в здравоохранении включает в себя целую систему взаимосвязанных рынков: медицинских услуг, лекарственных препаратов, труда медицинского персонала, научных разработок, медицинских технологий, медицинского оборудования, техники и др.

          В соответствии с ч.1. ст. 84  ФЗ   №323  «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» «Граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных медицинских услуг, предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи»  

         Рыночные отношения в здравоохранении относятся к применению принципов рыночной экономики в сфере здравоохранения, что включает и участие частного сектора в предоставлении услуг, конкуренцию между различными поставщиками здравоохранения, ценообразование на медицинские услуги, а также выбор и оплата здравоохранения потребителем.

   Данное занятие направлено на изучения особенностей рыночных отношений в здравоохранении, основных понятий рынка медицинских услуг и специфических особенностей оказания медицинских услуг в сфере здравоохранения.

2.2.Технологическая карта занятия

  1. Дисциплина:  Общественное здоровье и здравоохранение

  1. Тема (название): Рыночные отношения в здравоохранении
  2. Занятие: № 7
  3. Тип занятия: Изучения нового материала
  4. Форма проведения: лекция-семинар
  5. Время проведения: 2 ч (90 мин.)
  6. Место проведения: Кабинет ОПД
  7. Цели занятия: Сформировать целостное представление об особенностях рыночных отношений в сфере медицинской деятельности.    

Знать:

Особенности  рыночных отношений в сфере медицинской деятельности.    

Основные понятия рыночных отношения в сфере медицинской деятельности и особенности оказания медицинских услуг в условиях рынка.

Уметь:

Объяснять основные понятия рынка  в области оказания медицинских услуг населению.  

Объяснять особенности предпринимательской деятельности в сфере медицинской деятельности.

  1. Уровень освоения: Репродуктивный

  1. Работа по достижению данных целей обеспечивает формирование следующих компетенций:

Код/шифр компетенции

Содержание компетенции

Пути формирования компетенции

Общие компетенции

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  

Участие образовательном процессе

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

Внеаудиторная самостоятельная работа

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.  

Самостоятельная работа с источниками информаций

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Участие образовательном процессе

  1. Оборудование к занятию:

- мультимедийная установка;

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

12.Учебная литература:

1. Медик В. А., Лисицин В. И. Общественное здоровье и здравоохранение. -Москва: ГЭОТАР – Медиа, 2021 – 496 с. – ISBN 978-5-9704-6328-4.

Нормативно – правовые  документы:

1. Конституция  Российской  Федерации. – Москва: Проспект, 2021. – 120 с.

- ISBN 978-5-392-34394-2. – Текст непосредственный.

2.Федеральный  закон  «Об  основах  охраны  здоровья граждан  в  Российской Федерации». – Москва: Проспект, 2022. – 144 с. – ISBN: 978-5-392-34689-9.

3. Федеральный закон   «Об  обязательном  медицинском  страховании  в  Российской Федерации». – Москва: Проспект, 2019. – 80 с. – ISBN 978-5-392-29158-8.

п/п

Этап занятия

Время (мин)

Методы обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность

обучающихся

1.

Организационный момент

5

Заполняет журнал, сообщает обучающимся тему, цель и план занятия

Записывают в тетради тему и цели занятия

2.

Актуализация и коррекция

опорных знаний

20

Фронтальный

Организует работу  обучающихся для проведения  устного и письменного   опроса  для контроля усвоения домашнего задания

Отвечают на вопросы  преподавателя и участвуют в обсуждении ответов.

3.

Мотивация

учебной деятельности

10

Аргументирует актуальность темы.

4.

Изложение

нового материала

30

Репродуктивный

Организует работу обучающихся для изучения новой темы

Конспектируют учебный материал

5.

Обобщение и систематизация знаний

15

Фронтальный

 Организует работу обучающихся  для проведение тестирования

Отвечают на тестовые вопросы по новой теме

6.

Рефлексия

5

Проблемный

Предлагает обучающимся обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей.

Обобщают изученное на занятии, анализируют допущенные ошибки, оценивают индивидуальную степень достижения целей, причины возникших затруднений и достигнутых успехов.  

7.

Итоги занятия

5

Оценивает работу группы, выставляет отметки за занятие и комментирует их, дает задание на дом

Записывают задание на дом

Общее время занятия (мин.)

90

3. Информационный блок

3.1. Рыночные отношения в здравоохранении

      Действуя условиях рыночной экономики, здравоохранение, как и любая другая отрасль, подчиняется законам рынка.

     В обыденной жизни рынок чаще всего ассоциируется с местом, где можно купить продукты, одежду, хозяйственные товары и т. д.   Это самая древняя форма рынка — традиционное место, где покупатели и продавцы совершают сделки. С точки зрения экономики, рынок отражает взаимоотношения, которые складываются между производителями, продавцами, посредниками и потребителями товаров и услуг. Существует множество определений рынка, но все они сводятся к тому, что рынок – это совокупность экономических отношений, проявляющихся   сфере обмена товаров услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена в условных конкуренции

     Рынок медицинских товаров и услуг - это сегмент рынка, предоставляющий медицинские  товары и услуги для сохранения и улучшения здоровья населения. Он дает возможность получать и оказывать медицинские услуги, гарантирует их необходимый объем и соответствующий  уровень качества.

    Рынок н здравоохранении включает в себя целую систему взаимосвязанных секторов: медицинских услуг, лекарственных препаратов, труда медицинского персонала, научных разработок, медицинских технологий, медицинского оборудования, техники др.

Различают следующие  основные понятия рынка:

- спрос;

- предложение;

-  услуга;

- цена;

- конкуренция:

 - маркетинг.

     Спрос - это одно из фундаментальных понятий рыночной экономики, означающее желание покупателей приобрести данный товар, подкрепленное реальной денежной возможностью. Спрос измеряется величиной, означающей количество товаров и услуг, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Объем и структура спроса зависят не только от цен на товары и услуги, но от других, неценовых факторов, таких как мода, доходы  потребителей, а также от цен на другие  предметы потребления в том числе на их  заменители. Спрос - явление весьма динамичное. Он может изменять свое состояние от ажиотажа до полного отрицания необходимости каких-либо товаров и услуг.

         Применительно к здравоохранению спрос - это количество медицинских товаров и услуг, которые желают и могут приобрести пациенты  данный период  времени по определенной цене.

Различают следующие виды спроса на рынке медицинских тонаров и услуг. - Отрицательный спрос: на прививки, прием к врачам отдельных      специальностей, болезненные, дорогостоящие процедуры и др.

- Скрытый спрос формируется, когда отдельные пациенты могут испытывать потребность, которую невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке медицинских товаров и услуг.       К этому виду спроса относятся, например: услуги семейного врача, известных специалистов, одноразовые изделия медицинского назначения, сервисные  услуги, индивидуальное питание в стационаре и др.

- Падающий спрос.  Например, в последнее время упал спрос на шприцы, системы переливания крови многоразового использования, гипотензивные препараты  отечественного производства. Поэтому рынок отреагировал повышенным предложением на шприцы и системы переливания крови одноразового использования, импортные лекарственные препараты.

- Нерегулярный спрос. Это сезонные  временные колебания. Например, спрос на санаторно - курортное лечение выше в весенне - летний период, чем в осенне-зимний.  Обращения к отдельным врачам - специалистам зависят от сезонности  некоторых заболеваний: (грипп, язвенная болезнь, вирусный гепатит  и др.)

- Чрезмерный спрос.  В здравоохранении наблюдается чрезмерный спрос на ургентную медицинскую помощь в праздничные и послепраздничные дни, когда больные, страдающие хроническими заболеваниями, нарушают  диету, режим, злоупотребляют алкоголем, возрастает уровень травматизма.

     Спрос на медицинские услуги можно рассчитать по следующей формуле:

                                                         С = N x П

где С – спрос на медицинские услуги; N – число пациентов; П – показатель обращаемости населения за медицинскими услугами.

      В зависимости от характера спроса можно прогнозировать изменения потребностей пациентов в медицинских услугах и, следовательно, увеличение или уменьшение необходимого объема медицинской помощи.

      Со спросом связано и другое понятие в рыночной экономике – покупательная способность населения (платежеспособность населения).  Это количество товаров и услуг, которое население способно приобрести в соответствии с имеющимися денежными средствами, при том уровне цен, который сложился в данное время. Таким образом, покупательная способность зависит от уровня доходов населения (в той их части, которая может быть выделена на покупки) и цен. При этом важно         понимать, что для частной системы здравоохранения речь идет о платежеспособности человека или группы людей, для общественных систем здравоохранения (бюджетной, страховой,  бюджетно-страховой) - это покупательная способность общества, которая подкреплена соответствующими источниками финансирования здравоохранения из фондов потребления.

         Помимо цены, следует учитывать и другие факторы, активно влияющие на спрос:

    - уровень дохода населения (чем выше доходы, тем больше вероятность обращения за дорогостоящей медицинской услугой);

     - возрастно-половая структура населения (процесс старения населения увеличивает спрос на лекарственные препараты и основные виды медицинской помощи; преобладание женщин молодого возраста увеличивает спрос на специфические лекарственные препараты и медицинские изделия, применяемые в гинекологической и акушерской практике, - противозачаточные средства, тампоны, а также косметологические услуги);

     - мода (стремление к снижению веса или омоложению увеличивает спрос на соответствующие биологические добавки, операции липосакции, пластические операции и др.);

      - «врачебный фактор» (врачи своими не всегда обоснованными рекомендациями к проведению дополнительных диагностических процедур способны увеличить спрос на медицинские услуги);

     - реклама (активная пропаганда в средствах массовой информации тех или иных лекарственных препаратов, диагностических или лечебных методов вызывает зачастую повышенный спрос на эти виды медицинских услуг).

  В здравоохранении удовлетворение потребности зависит не только от платежеспособности пациента, но и от доступности медицинской помощи, оснащенности медицинского учреждения и квалификации врачей. Например, сделать операцию по поводу искусственного оплодотворения (ЭКО -  экстракорпоральное оплодотворение) женщина может не в любой больнице, даже  при наличии у нее денег, так как не везде для этого есть необходимые условия.

 Следующее основополагающее понятие рынка - предложение, которое характеризует стремление производителя (продавца) предложить к продаже свои товары и услуги. Величина предложения определяется количеством товаров и услуг, которое производитель желает и может продать по данной цене в определенный период времени. В здравоохранении это количество медицинских товаров и услуг, которое производители могут предложить населению за определенный период времени.

Предложение, при прочих равных условиях, также меняется в зависимости от цены: по мере роста цен производители (продавцы) предлагают пациентам большее количество товаров и услуг. При падении цены их заинтересованность уменьшается и, соответственно, уменьшается объем производимых ими товаров и услуг. Предложение зависит от цены, но на него влияют и многие другие, так называемые неценовые факторы: численность и квалификация персонала, производительность оборудования, налоговая и ценовая политика и др.

Медицинская услуга - это структурный элемент профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, санаторно-курортной, санитарно-эпидемиологической, рекреационной, лекарственной, протезно-ортопедической и других видов помогли в сфере товарно-денежных отношений, имеющий определенную стоимость.

      По условиям и месту оказания медицинские услуги можно разделить на оказываемые на дому, в амбулаторно-поликлинических, больничных, санаторно-курортных и других учреждениях здравоохранения. Медицинская услуга может быть простой и комплексной. Под простой медицинской услугой понимается неделимая услуга, например диагностическая  манипуляция, осмотр врача и др.

Комплексная  услуга может быть представлена как совокупность простых услуг, отражающих сложившийся в каждом конкретном Учреждении технологический процесс оказания медицинской помощи при данной болезни.

Под комплексной услугой понимается законченный  случай по определенной нозологической форме: для стационаров-пролеченный больной, для AПУ  законченный случай лечения, для стоматологических поликлиник - санированный больной, для службы скорой помощи - выезд бригады и др.

      Кроме того, различают стандартные и индивидуальные медицинские услуги.

Стандартные медицинские услуги  оказывают, в основном, по унифицированной технологии для подавляющего  большинства пациентов; они характеризуются относительно устойчивым ценообразованием.

Индивидуальные медицинские услуги предусматривают более широкий спектр манипуляции, диагностических   и лечебных процедур, больницы набор лекарство иных средств и изделий медицинского назначения. Они имеют дифференцированные прейскуранты цен, максимально учитывающие индивидуальные затраты при их выполнении.

Специфическими особенностями медицинских услуг являются:

- неосязаемость;

- несохраняемость;

- вариабельность качества;

- неоднозначность я оценке результата:

- совокупный подход, поскольку медицинская услуга это продукт не только производителя (медицинского работника), но и потребители (пациента).

Неосязаемость. Медицинскую услугу невозможно увидеть, услышать, потрогать, осязать до момента ее потребления. Ни одному пациенту никогда не удастся заранее узнать абсолютно все о потребительских свойствах оказываемых ему услуг. Любая информация об этом, даже исходящая от лечащего врача, всегда будет иметь вероятностный характер. Оценка потребительских свойств медицинских услуг проводится, как правило, на уровне субъективного восприятия их результативности (полезного эффекта и побочных действий), ощущении и эмоциональных переживаний пациентов.

Несохраняемость. В отличие от товаров как медицинского, так и немедицинского предназначения, которые сначала производятся, затем какое- то время мог  храниться на складе или стоять в магазине, медицинская услуга характеризуется единовременностью ее производства  и реализации. Медицинские услуги не подлежат хранению и накоплению с целью последующей реализации. Нельзя, например, воспользовавшись возросшим спросом на тот или иной вид медицинских услуг, вначале накопить, а затем мгновенно  «выбросить» их со склада на рынок.

Вариабельность качества. Медицина это творческий процесс, который отличается высокой индивидуальностью и нестандартностью профессионального подхода к пациенту, а в итоге, порой, непредсказуемостью результатов. Несмотря на строгую регламентацию медицинской деятельности, в здравоохранении не может быть единого, обезличенного подхода к лечению пациентов даже с одной п той же патологией. Поэтому в диагностическом, тактическом и технологическом аспектах качество медицинских услуг может колебаться в широких пределах. Оно зависит, прежде всего, от квалификации медицинского работника, оснащенности лечебно-профилактического учреждения, доступности медицинской помощи, времени и места оказания услуги, от того, кто является ее потребителем, и многих других факторов.

Неоднозначность в оценке результата. Медицинскую услугу не всегда можно оценить только положительно. Например, при ампутации ноги пациенту мы получим положительный медицинский эффект: больной останется жив и сможет выполнять какую-либо работу в специально созданных условиях. Но он станет инвалидом - это отрицательный социальный эффект. В отличие от других сфер профессиональной деятельности, в медицине неблагоприятный и даже летальный исход отнюдь не всегда является противоестественным и противоправным. Нередко в случае неблагоприятного исхода лечения пациенты или их родственники пытаются искать виновных среди медицинских работников, тогда как в действительности подобный исход объясняется специфическими особенностями организма больного и характером конкретного заболевания.

Медицинская услуга - это продукт не только производителя (медицинского работника), но и потребителя (пациента). Качество медицинской услуги формируется в результате согласованных действий медицинского работника и желания пациента получить пользу. Результат лечения будет во многом зависеть от того, насколько точно больной выполняет рекомендации и назначения. Несвоевременное обращение за медицинской помощью также может стать причиной неблагоприятного исхода, что не зависит ни от уровня квалификации медицинского персонала, ни от характера его действий.

Медицинские товары и услуги, как и любой товар, обладают стоимостью, денежные выражением которой является цена. На рынке Медицинских товаров и услуг цена занимает центральное место в конкурентном обмене и служит одним из инструментов регулирования этого рынка.

Цена - это та сумма денег, за которую «покупатель» может купить, «продавец» готов продать этот товар или медицинскую услугу.

Цена это своего рода компромисс экономических интересов участников рынка.

Цены  представляют собой мощный и в то же время гибкий рычаг управления экономикой. С учетом того, что цена органично связана с предложением и спросом, выделяют следующие понятия:

- цена предложения;

- цена спроса;

- цена равновесия.

Цена спроса – это рыночная цена при таком состоянии спроса и предложения, когда складывается рынок покупателя. По этой цене «покупатель» способен купить медицинскую услугу или товар. Выше этого предела цена подняться не может, так как у пациентов не будет возможности ее приобрести.

Цена предложения – это рыночная цена при таком состоянии спроса и предложения, когда складывается так называемый рынок продавца. Это цена, по которой «продавец» предлагает свою услугу или товар. При этом цена предложения должна окупить затраты на производство медицинского товара и услуги.

При равенстве спроса и предложения на рынке устанавливается, так называемая цена равновесия. При снижении цены спрос увеличивается, так как люди хотят приобрести больше товаров или услуг, и, наоборот, при увеличении цены спрос может пойти на спад.

Таким образом, рыночный механизм обеспечивает динамическое равновесие между спросом и предложением. Рынок в данном случае действует как саморегулируемая система, эффективный механизм взаимодействия спроса, предложения и конкуренции по формированию цен, объемов производства и продаж, а также уровня потребления товаров и услуг. Кроме того, он обеспечивает повышение эффективности производства, качества продукции. Однако рыночное саморегулирование не имеет всеобщего характера и должно дополняться механизмами государственного регулирования, что служит основополагающей идеей совершенствования рыночных механизмов в социально значимых областях экономики. Особенно актуально это для рынка товаров и услуг в здравоохранении.

Главным звеном рыночного механизма служит конкуренция.

Конкуренция – состязание между экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта товаров с целью получения высоких доходов, прибыли, других выгод.

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание – закон рыночной экономики. Это борьба не только среди продавцов, но и среди покупателей, между покупателями и продавцами. Продавцы хотят продать свою продукцию подороже, но конкуренция вынуждает сбывать ее дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше и по более низкой цене по сравнению с рыночной. В конкурентной борьбе между продавцами и покупателями выигрывают те, кто более организован и способен навязать свою, выгодную для себя цену.

Таким образом, конкуренция представляет собой цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов регулирования в рыночной экономике. На рынке товаров и услуг здравоохранения конкурентными участниками могут быть:

- государственные, муниципальные учреждения здравоохранения – по реализации государственного (муниципального) задания на конкурсной основе;

- организации, производящие аналогичные товары и услуги для нужд здравоохранения;

- частнопрактикующие врачи и фармацевтические работники, предоставляющие аналогичные медицинские товары и услуги медицинского назначения.

Как уже сказано, конкуренция на рынке регулирует цены на товары и услуги, ведет к повышению их качества.

Но для того чтобы вступить в конкурентную борьбу, необходимо, прежде всего, как можно точнее установить реальных конкурентов, выявить их преимущества. Очень важно получить информацию обо всех аспектах деятельности конкурентов, в том числе их финансовом положении, ценах, затратах на производство медицинских товаров и услуг, их структуре. Средним медицинским работникам, принимающим участие в управлении организациями здравоохранения (или их структурными подразделениями), необходимо знать соотношение цен затрат на свои медицинские услуги и услуги конкурентов, наличие у конкурентов особой стратегии в области рекламы, льготы пациентам, постоянно обращающимся в данное учреждение, современные медицинские технологии. Всё это даст возможность выявить и оценить свои сильные и слабые стороны, чтобы успешно двигаться вперед.

Изучение конкурентов крайне важно для завоевания определенной доли рынка медицинских услуг. Сравнив свои услуги с услугами конкурентов, можно определить свои конкурентные преимущества, позиции на рынке.

Конкурентные преимущества – это уникальные, особенные черты медицинских организаций, которые отличают их от других. Медицинские организации, обладающие конкурентными преимуществами, способны получить большую прибыль, чем другие организации. Определяя конкурентные преимущества, важно ориентироваться на пациентов, их потребности и быть уверенным, что эти преимущества воспринимаются ими как таковые. Можно выделить следующие конкурентные преимущества:

- высокая репутация организации здравоохранения;

- высокое качество оказываемых медицинских товаров и услуг;

- ориентация на пациента, его запросы и пожелания;

- достаточная материально – техническая база, высококвалифицированный персонал, современное оборудование, устойчивое финансовое обеспечение;

- уникальность предлагаемых медицинских товаров и услуг;

- приемлемые для пациентов цены, находящиеся в рамках цен на аналогичные медицинские товары и услуги других участников рынка.

Конкурентные преимущества следует рассматривать как основу стратегии поведения участников на рынке медицинских товаров и услуг, что особенно важно в условиях развития обязательного и ДМС.

Для эффективной организации производства и реализации медицинских товаров и услуг необходимы знания основ медицинского маркетинга.

Медицинский маркетинг – это комплекс мероприятий, направленный на изучение спроса, организацию производства и создание условий для удовлетворения потребности населения в различных видах медицинских товаров и услуг.

Маркетинг призван приспособить производство товаров и услуг к требованиям рынка. Он включает:

- разработку концепцию товара или услуги (определение вида и основных характеристик предполагаемого для продажи медицинского товара или услуги);

- анализ рынка (разделение рынков, выделение предпочтительных рынков, сегментацию и позиционирование рынка);

- ценовую стратегию.

Составной частью маркетинга служит реклама.

 Признавая эффективность рыночных механизмов, нельзя, однако, абсолютизировать их значение в здравоохранении, полностью подчинив его деятельность законам рыночной экономики. Здравоохранении как специфическая сфера, затрагивающая жизненно важные вопросы индивидуума и общества в целом, не может целиком и полностью аккумулировать в себе рыночные механизмы. Для того чтобы погоня за прибылью и выгодными видами медицинских услуг не стала самоцелью, не сказалась пагубно на здоровье населения, должна быть разработана и внедрена модель здравоохранения, основанная на государственном управлении (регулировании) рыночных механизмов, главной целью реализации которой должно стать повышение доступности и качества медицинской помощи населению, повышение эффективности деятельности самой системы здравоохранения.

   

     

 

4. Контролирующий блок

4.1. Вопросы для контроля усвоения знаний по домашнему заданию по теме «Оплата труда в здравоохранении» (устный опрос)

1. Какие  источники обеспечивают  финансирование  организаций здравоохранения?  

2. Какие  составляющие  включают  в  себя  фонд  оплаты  труда?

3. Как  формируются  должностные  оклады средних медицинских  работников?

4. Какие  бывают формы  оплаты  средних медицинских работников?

5. Что  представляет  собой  новая  система  оплаты  труда работников  здравоохранения?

6. Что  такое  базовый  оклад?

Вопросы для контроля усвоения знаний по домашнему заданию по теме «Оплата труда в здравоохранении» (письменный опрос)

1.  Раскройте  понятия  «компенсационные  выплаты»  и  их виды?

2. Раскройте  понятия  «стимулирующие  выплаты» и их виды?

4.1.1. Эталоны ответов для контроля усвоения знаний по домашнему заданию по теме «Оплата труда в здравоохранении» (устный опрос)

1. Источники финансирования организаций здравоохранения:

  - Средства федерального, региональных, муниципальных бюджетов;

  - Средства, направляемые на   ОМС;

  - Средства целевых фондов, предназначенные для охраны здоровья граждан;

  - Средства государственных внебюджетных целевых фондов;

  - Средства, направляемые на ДМС;

  - Доходы организаций здравоохранения от осуществления в установленном законом порядке предпринимательской деятельности;

  - Добровольные взносы и пожертвования граждан и юридических лиц;

2. Фонд оплаты труда состоит из фонда заработной платы – денежных поступлений организации здравоохранения, непосредственно используемых для выплаты заработной платы, и резервных средств – дополнительных к основной зарплате выплат (оплата отпусков, материальные поощрения и др.).

Финансовые средства организаций здравоохранения распределяются на две составляющие: первая – фонд оплаты труда с начислениями во  внебюджетные государственные  фонды, вторая – средства, направляемые  на  содержание  и  развитие  организаций   здравоохранения.

3. Должностные оклады и другие виды оплаты труда средних медицинских  работников определяют  исходя  из  занимаемой  должности, стажа  непрерывной  работы, образования, квалификации  и  других  условий, предусмотренных  приказом,  определяющим  порядок  оплаты  труда работников  соответствующих  должностей.

Наименование должностей специалистов из числа среднего медицинского и фармацевтического персонала должно соответствовать номенклатуре, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря  2012 г. № 1183н «Об  утверждении  номенклатуры  должностей  медицинских  работников  и  фармацевтических  работников».

4. Основные формы оплаты  труда средних  медицинских  работников:

    - повременная;

    - сдельная;

    - контрактная.

     При повременных формах оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от объема выполненной работы.

     Сдельная форма оплаты   труда основывается    на установлении  заработной латы  в  зависимости  от  объема  выполненной  работы   за  определенный  период  времени (чаще – за месяц).

     Достоинство сдельной формы оплаты состоит в том, то величина   заработной платы непосредственно связана с количеством затраченного труда, который измеряется объемом выполненной работы. Если выполненная работа носит коллективный характер, то объем выполненной работы каждым работником  определяется коэффициентом  трудового  участия.  

 Контрактная форма   оплаты труда позволяет достаточно объективно учесть  объем и качество  выполненной  работы.

5.  В 2008г.  осуществлен переход на новую  систему  оплаты  труда работников  бюджетной  сферы, в  том  числе  здравоохранения. Введение  данной  системы  позволило  отказаться  от  ранее существовавшего   директивного  подхода  к  формированию  заработной  платы  работников  здравоохранения (на  основе единой  тарифной  сетки) и  учитывать  специфику  медицинского  труда. Эта  система оплаты  труда  включает  следующие  составляющие,  которые  должны  учитываться  при  исчислении  заработной  платы  конкретного  медицинского  работника:

  - базовый должностной оклад;

  - компенсационные выплаты;

  - стимулирующие выплаты.

6. Базовый должностной оклад (базовая ставка заработной платы) – минимальный должностной оклад работника государственного или  муниципального учреждения, входящего  в  соответствующую  профессиональную квалификационную  группу, без  учета  компенсационных, стимулирующих и  социальных   выплат. Профессиональную  квалификационную  группу  устанавливают  в  соответствии  с  методическими  рекомендациями  органа  управления  здравоохранением.

Эталоны ответов для контроля усвоения знаний по домашнему заданию по теме «Оплата труда в здравоохранении» (письменный опрос)

1. Компенсационные  выплаты – доплаты  и  надбавки  компенсационного  характера,  в том  числе  за  работу  в  условиях,  отклоняющихся   от  нормальных (например, за  работу  в особых  климатических  условиях и на территориях,  подвергшихся   радиоактивному  загрязнению); за работы с вредными и (или) опасными, и (или) тяжелыми, и иными особыми условиями труда; за работу в учреждениях, расположенных в сельской местности;

за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и др.); за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и
рассекречиванием, а также за работу с шифрами; за работу в отдельных видах учреждений с учетом их особенностей.

      Выплаты компенсационного характера устанавливаются к

 окладу работников к окладу работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладу
или в абсолютных размерах.

      К видам компенсационных выплат также относятся:

- Выплаты в связи со служебными командировками (суточные, расходы на проезд, оплата жилья).

- Единовременные пособия (подъёмные при переводе на работу в другую местность, оплата спецодежды, если работник приобрёл её за свой счёт).

Компенсационные выплаты различаются:

- по периодичности выплаты (единовременные, ежемесячные, ежегодные);

- по определению их размера (устанавливаемые в твёрдой сумме, в  процентном отношении к стоимости натурального вида обеспечения, в размере понесённых затрат);

- по субъектам-получателям (трудоспособные и нетрудоспособные граждане, граждане, относящиеся к отдельным социальным категориям);

- по характеру оснований, в связи с которыми предоставляются компенсационные выплаты;

- по видам нормативных правовых актов, которыми они устанавливаются (законы и подзаконные акты).

2. Стимулирующие выплаты – доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные   выплаты (например, выплаты  за  интенсивность и  высокие  результаты  работы, качество  выполняемых  работ,  стаж  непрерывной  работы, выслугу  лет,  премиальные  выплаты  по  итогам   работы). Виды стимулирующих выплат: за качественные показатели работы; за интенсивность и высокие результаты работы; за продолжительность непрерывной работы, стаж работы по специальности (выслугу лет); за выполнение особо важных и срочных работ;

за ученую степень (звание); за почетное звание; премиальные выплаты по итогам работы (за месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год); выплаты за выполнение конкретного проекта, к юбилею, на профессиональный праздник.

      Количественные и качественные показатели, применяемые для определения конкретного размера стимулирующих выплат, устанавливаются коллективным договором, соглашением, приказом руководителя государственного учреждения с учетом мнения профсоюзного органа работников на основе
единой методики, разрабатываемой органом исполнительной власти города Москвы.

       Конкретный размер выплаты стимулирующего характера по итогам работы может определяться как в процентах к окладу работника, так и в абсолютном размере.

      Стимулирующие выплаты в отличие от компенсационных направляют на мотивирование сотрудников достигать высоких показателей в профессиональной деятельности. Это поощрительная надбавка, которую работодатель устанавливает самостоятельно, прописывает в трудовом или коллективном договоре, соглашении. По стимулирующим выплатам руководитель вправе обоснованно снизить размер надбавки или отменить ее, если работник нарушает правила.

4.2. Тестовые задания для контроля усвоения   нового материала по теме  «Рыночные отношения в здравоохранении»

Инструкция. Внимательно прочитайте тестовые задания и выберите один правильный ответ.

1. Как называется денежное выражение стоимости медицинской услуги?

а) себестоимость

б) цена

в) прибыль

г) доход

2. Как называется рынок в сфере здравоохранения?

а)  рынок медицинских товаров и услуг

б) рынок медицинских услуг

в) рынок больных потребителей медицинских услуг

г) рынок оборудования для лечения больных

3. Как называются основные понятия рынка?

а) спрос, финансы, ресурсы, услуга, цена

б) спрос, предложение, услуга, цена, конкуренция, маркетинг

в) услуга, ресурсы, цена, конкуренция, маркетинг

г) предложения, цена, конкуренция, финансы, материалы

4. Как называется комплекс мероприятий, направленный на изучение спроса, организацию производства и создание условий для удовлетворения потребности населения в различных видах медицинских товаров и услуг?

а) медицинский рынок  

б) рынок медицинских услуг

в) маркетинг услуг здравоохранения

г) медицинский маркетинг

5. Как называется соперничество между продавцами и покупателями в условиях за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов?

а) монополия

б) кооперация

в) конкуренция

г) маркетинг

6. Что не относится к признакам рынка?

а) нерегулируемое предложение

б) нерегулируемый спрос

в) нерегулируемая цена

г) нерегулируемое налогообложение

7. Как называется рынок, где на цену существенно влияют либо немногие продавцы, либо немногие покупателя?

а) конкурентным

б) несовершенной конкуренцией

в) централизованным

г) плановым

8. Что происходит со спросом с повышением цены на медицинские услуги?

а) уменьшается

б) увеличивается

в) меняется незначительно

г) не меняется

9. Как называется цена спроса на медицинскую услугу?

а) минимальная цена, по которой покупатель готов купить медицинскую услугу

б) максимальная цена, по которой покупатель готов купить медицинскую услугу  

в) максимальная цена, по которой продавец готов продать медицинскую услугу

г) минимальная цена, по которой продавец готов продать медицинскую  услугу

10. Что такое цена предложения на медицинскую услугу?

а) максимальная цена, по которой покупатель готов купить медицинскую услугу
б) минимальная цена, по которой покупатель готов купить медицинскую услугу
в) минимальная цена, по которой продавец согласен продать медицинскую услугу

г) максимальная цена, по которой продавец согласен продать медицинскую услугу

11. Как называется совокупность медицинских товаров и услуг, имеющихся на рынке?  

а) спрос

б) предложение

в) покупательская способность

г) конкуренция   

12. При каком соотношении цены и предложения устанавливается равновесная цена?

а) если цена спроса постоянная и при увеличении предложения

б)  цена спроса больше чем цена предложения

в) когда цена спроса и цена предложения равны между собой

г) цена спроса меньше чем цена предложения

13. Что такое себестоимость медицинских услуг?

а) затраты на производства и доходы организации

б) расходы организации

в) реализация медицинских услуг и издержки

г) совокупность затрат на оказание медицинских услуг

14. Из чего складывается цена медицинской услуги?

а) себестоимости и прибыли

б) прибыли и рентабельности

в) только из себестоимости

г) только из рентабельности

15. Что является конечной цель медицинского маркетинга?

а) улучшение качества продукции

б) получение прибыли

в) удовлетворение спроса потребителя

г) усиления влияния производимых товаров и услуг на рынке

4.2.1. Эталон ответов на тестовые задания по теме «Рыночные отношения в здравоохранении»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

б

а

б

г

5

г

б

а

б

в

б

в

г

а

б

4.2.2. Критерии   выставления отметок  за  устные (письменные) ответы

          Отметка     5 «отлично» выставляется, если обучающийся   демонстрирует:

- уверенное знание и понимание учебного материала;

- умение выделять главное в изученном материале, обобщать факты и

 привести примеры, делать выводы, устанавливать межпредметные связи;

-излагает ответы на вопросы по теме   последовательно и правильно.

- соблюдение культуры устной  речи.

          Отметка 4 «хорошо» выставляется, если обучающийся демонстрирует:

- знание  основного  учебного  материала;

- умение выделять главное в изученном материале, обобщать факты и

привести  примеры, делать выводы, устанавливать  межпредметные  связи;

- недочеты при воспроизведении ответа на вопросы по теме;

- соблюдение  основных  правил  культуры  устной  речи.

          Отметка  3 «удовлетворительно»  выставляется,  если   обучающийся  

демонстрирует:

- знание учебного материала  на  уровне  минимальных  требований ;

- умение воспроизводить изученный материал, затруднения  в  ответе

 на  вопросы  в  измененной  формулировке;                                                                      

- наличие грубой ошибки или нескольких  негрубых  ошибок  при

воспроизведении изученного   материала;

- несоблюдение  отдельных правил  культуры  устной  речи.

          Отметка 2 «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся

демонстрирует :  

- знание учебного  материала  на  уровне  ниже  минимальных требований,

фрагментарные  представления  об  изученном материале;

- отсутствие умений  работать  на  уровне  воспроизведения, затруднения

при  ответе  на  вопросы;

- наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых  при

воспроизведении изученного материала;

- несоблюдение основных правил  культуры устной  речи.    

Критерии оценок тестового контроля:

94% - 100% (14 – 15 правильных ответов) - 5 «отлично»

80% - 93% (12 – 13 правильных ответов) - 4 «хорошо»

67% - 79% (10 – 11 правильных ответов) - 3 «удовлетворительно»

66% и менее (9 и менее правильных ответов) – 2 «неудовлетворительно»        

Заключение

         В настоящее время в здравоохранении параллельно существуют два сектора - рыночный (коммерческое здравоохранение, предпринимательская деятельность бюджетных медицинских учреждений) и нерыночный или частично рыночный (муниципальные и государственные ЛПУ, финансируемые из бюджета или работающие в системе обязательного медицинского страхования)

     Рыночные отношения в здравоохранении имеют большое значение, так как они могут помочь улучшить качество медицинских услуг и повысить их доступность для граждан.

     Рыночные отношения в здравоохранении имеет свои особенности:

1. В здравоохранении часто отсутствует полная конкуренция из – за высоких входных барьеров, ограничений и на лицензирование и регулирования.

2. Государство играет важную роль в регулировании здравоохранения и обеспечения доступа к нему. Оно устанавливает стандарты качества, нормы оплаты труда и страхование здоровья, чтобы гарантировать защиту интересов пациентов.

3. Рыночные отношения могут приводить к неравному доступу к здравоохранению, особенно для тех, у кого нет страхования или недостаточных средств. Это может усугублять социальные неравенства и вызывать этические вопросы.

4. Рыночные отношения способствует появлению инноваций в здравоохранении, поскольку они стимулирует конкуренцию между поставщиками медицинских услуг.

   Необходимо отметить, что рыночные отношения в здравоохранении требуют баланса между коммерческими интересами и общественными потребностями. Регулирование и надзор со стороны государства являются неотъемлемыми составляющими создания эффективной и справедливой системы здравоохранения обеспечивающей качественной медицинской помощью населения.

6. Список  литературы

Основная :

1. Медик В. А., Лисицин В. И. Общественное здоровье и здравоохранение. -Москва: ГЭОТАР – Медиа, 2021 – 496 с. – ISBN 978-5-9704-6328-4.

Нормативно – правовые  документы:

1. Конституция  Российской  Федерации. – Москва: Проспект, 2021. – 120 с.

- ISBN 978-5-392-34394-2. – Текст непосредственный.

2.Федеральный  закон  «Об  основах  охраны  здоровья граждан  в  Российской Федерации». – Москва: Проспект, 2022. – 144 с. – ISBN: 978-5-392-34689-9.

3. Федеральный закон   «Об  обязательном  медицинском  страховании  в  Российской Федерации». – Москва: Проспект, 2019. – 80 с. – ISBN 978-5-392-29158-8.

Интернет  ресурсы:

http://www.rosminzdrav.ru

ЭБС  Консультант студента 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Разработка, создание и внедрение электронных образовательных ресурсов на уроках по дисциплине "Информатика и ИКТ""

В данной методической разработке изложены основные этапы разработки, создания и внедрения электронных образовательных ресурсов по дисциплине "Информатика и ИКТ", теория и примеры создания контент...

Методическая разработка на тему "Соединение и разработка боковых срезов, обработка верхнего среза юбки притачным поясом с эластичной тесьмой"

Методическая разработка на тему "Соединение и разработка боковых срезов, обработка верхнего среза юбки притачным поясом с эластичной тесьмой"...

Методическая разработка на тему «Методические рекомендации по организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку с использованием технологии кооперативного обучения»

Разработка состоит из введения, где раскрывается значимость изучения иностранного языка и понятие "технология кооперативного обучения", основной части, где приводится подробное описание прим...

Методическая разработка на тему: «Научно-методические подходы к профессиональной подготовке студентов – лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт Сергиево-Посадского социально экономического техникума»

Данная методическая разработка рассматривает основные подходы к обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ в рамках профессиональной подготовки по специальности "Специалист по социальной работе"...

Рецензия на методическую разработку по теме: Методические указания по выполнению практических работ по общепрофессиональной учебной дисциплине «Учет, калькуляция и отчетность»

Мишель де Монтень писал: "Уберечь свои деньги стоит больших трудов, чем добыть их". Управление любым хозяйственным объектом в условиях современной рыночной экономики невозможно без строго ко...

Методическая разработка по теме Особенности организации работы среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения сельской местности

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия  по теме Особенности организации работы среднего медицинского пепрсонала в  учреждениях здравоохравнения сельской ...