Рабочая программа дисциплины ОП.04 Основы патологии.
рабочая программа

Лебедева Татьяна Николаевна

Цель и планируемые результаты освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «ОП.04 Основы патологии» является освоение обучающимися теоретических и практических знаний и приобретение умений в области анатомии и физиологии человека для успешного дальнейшего освоения профессиональных модулей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lebedeva_t.n._op.04_osnovy_patologii_rp_sd_oz.docx59.78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 2»

        


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.04 Основы патологии

(индекс и наименование дисциплины)

                                                                                                                                                             Рабочая программа дисциплины ОП. 0 Основы патологии.

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

На базе среднего общего образования

Форма обучения очно-заочная

Курс 1 семестр 2

Год начала подготовки 2024

Форма промежуточной аттестации комплексный экзамен

РАССМОТРЕНА

Протокол № 11 заседания цикловой методической комиссии № 2

от «26» июня 2024 г.

Председатель цикловой методической

комиссии № 2

Майорова М.Е. /________________/

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 4 июля 2022 г. № 527, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской федерации 29 июля 2022 года (регистрационный № 69452) и учебного плана.

ОДОБРЕНА

Методическим советом

ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»

Протокол № 8

от «29»июня 2024 г.

СОГЛАСОВАНА

Библиотекарь

Османова Э.Д./________________/

Начальник отдела организации методической работы и контроля качества

Романова Н.Г./________________/

         

СОДЕРЖАНИЕ

1.        ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ        5

2.        СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ        7

3.        УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ        14

4.        КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ        16


1.        ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1.        Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «ОП.04 Основы патологии» является обязательной частью общепрофессионального цикла образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело и учебного плана.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 03, ОК 04, ПК 4.1

1.2.        Цель и планируемые результаты освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «ОП.04 Основы патологии» является освоение обучающимися теоретических и практических знаний и приобретение умений в области анатомии и физиологии человека для успешного дальнейшего освоения профессиональных модулей.

В рамках программы дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:

Код

ПК, ОК

Планируемые результаты

Умения

Знания

ОК 1

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Уметь определять признаки типовых патологических процессов и отдельных заболеваний в организме человека

Знать общие закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме человека.

 Знать структурно-функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний

ОК 3

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

Знать общие закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме человека.

 Знать структурно-функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний

ОК 4

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Знать общие закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме человека.

 Знать структурно-функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний

ПК 4.1

Проводить оценку состояния пациента

Проводит оценку состояния пациента

Знать общие закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме человека.

 Знать структурно-функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов

2.        СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.        Рекомендуемое количество часов на освоение дисциплины

Вид учебной работы

Количество ак.час.

Обязательная учебная нагрузка

36

- теоретическое обучение

28

- практические занятия

-

Самостоятельная работа

8

Промежуточная аттестация (комплексный экзамен)

-

Рабочая программа для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается индивидуально с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

2.2.        Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в ак.час.

Коды компетенций,

формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1. Общая нозология

2

Тема 1.1. Предмет и задачи патологии. Введение в нозологию

Содержание учебного материала

ОК1

ОК3

ОК 4

ПК4.1

1. Определение патологии. Взаимосвязь патологии с другими медико-биологическими дисциплинами.

2. Определение здоровья.

3. Определение понятий болезни, патологического процесса, нозологии, смерти. Признаки клинической и биологической смерти.

4. Этиология, предрасполагающие факторы, патогенез, клинические проявления, принципы лечения, исход болезни или патологического процесса.

5. Периоды болезни. Определение синдрома и симптома.

6. Современные принципы классификации болезни.

2

Раздел 2. Повреждение

8

Тема 2.1.

Дистрофии: паренхиматозные, мезенхимальные

Содержание учебного материала

2

ОК 1

ОК 3

ОК 4

ПК 4.1

1. Характеристика повреждения. Причины, механизмы развития, значение для организма.

2. Определение понятия дистрофии.

3. Классификация дистрофий, причины и механизмы развития, значение для организма.

4. Паренхиматозные дистрофии - белковые (диспротеинозы), жировые (липидозы), углеводные.

5. Мезенхимальные или стромально-сосудистые дистрофии (белковые, жировые, углеводные).

Тема 2.2.

Дистрофии смешанные, минеральные

Содержание учебного материала

2

         

ОК 1

ОК 3

ОК 4

ПК 4.1

1. Нарушение обмена пигментов.

2. Нарушение минерального обмена, камнеобразование.

Самостоятельная работа № 1

Составление интеллект-карты «Дистрофии»

1

Тема 2.3.

Гипоксия

Содержание учебного материала

2

         

ОК 1

ОК 3

ОК 4

ПК 4.1

1. Характеристика понятия гипоксии.

2. Классификация гипоксий.

3. Клинические проявления гипоксических состояний и их значение для организма.

4. Влияние на организм свободных радикалов (оксидантов). Свободные радикалы как одна из причин старения организма.

5. Источники образования свободных радикалов.

6. Повреждение клеток и нарушение функции иммунной системы свободными радикалами. Понятие о перекисном окислении липидов.

7. Антиоксиданты. Их влияние на свободные радикалы.

Самостоятельная работа № 2

Составление интеллект-карты «Гипоксия»

1

Тема 2.4.

Некроз

Содержание учебного материала

2

 

ОК 1

ОК 3

ОК 4

ПК 4.1

1. Некроз - понятие, причины развития, виды некроза, механизмы развития.

2. Исходы некроза, значение для организма.

3. Апоптоз как генетически запрограммированный процесс.

Самостоятельная работа № 3

Составление кроссворда «Некроз»

1

Раздел 3. Приспособительные и компенсаторные процессы

2

Тема 3.1. Приспособительные и компенсаторные процессы

Содержание учебного материала

2

ОК 1

ОК 3

ОК 4

ПК 4.1

1. Понятия «приспособление» и «компенсация». Виды компенсаторных реакций.

2. Стадии развития приспособительных и компенсаторных процессов.

3. Структурно-функциональные основы: гипертрофия и гиперплазия, атрофия,

регенерация.

4. Заживление ран.

5. Метаплазия - понятие, значение для организма.

Раздел 4. Нарушения кровообращения и лимфообращения

4

Тема 4.1.

Нарушения центрального и периферического кровообращения

Содержание учебного материала

2

ОК 1

ОК 3

ОК 4

ПК 4.1

1. Нарушения центрального кровообращения: причины, механизмы, последствия.

2. Нарушения периферического кровообращения, его виды, причины, механизмы развития, клинические проявления и значение для организма.

3. Артериальная гиперемия.

4. Венозная гиперемия. Особенности развития и проявление венозной гиперемии в разных органах (легких, печени, почках).

5. Ишемия - понятие, проявления, исходы.

6. Тромбоз - характеристика, понятие, общебиологическое и индивидуальное значение. Исходы тромбоза.

7. Эмболия - понятие, виды, исходы. Тромбоэмболический синдром.

Тема 4.2.

Нарушения микроциркуляции и лимфообращения

Содержание учебного материала

2

         

ОК 1

ОК 3

ОК 4

ПК 4.1

1. Нарушение микроциркуляции, виды, причины, механизмы развития и клиническое значение.

2. Характеристика ДВС-синдрома, его клиническое значение.

3. Сладж-синдром и стаз.

4. Кровотечения и кровоизлияния - причины, клинические проявления.

5. Основные формы нарушения лимфообращения. Лимфостаз.

Самостоятельная работа № 4

Составление таблицы: «Виды нарушения кровенаполнения»

1

Раздел 5. Воспаление

2

Тема 5.1. Характеристика воспаления

Содержание учебного материала

2

         

ОК 1

ОК 3

ОК 4

ПК 4.1

1. Характеристика понятия воспаления.

2. Этиология, патогенез, клинические проявления.

4. Характеристика стадий воспаления: альтерация, экссудация, пролиферация.

5. Виды воспаления.

6. Значение для организма и исход различных видов воспаления.

Самостоятельная работа № 5

Составление кроссворда «Воспаление»

1

Раздел 6. Нарушения терморегуляции

2

Тема 6.1.

Нарушения терморегуляции

Содержание учебного материала

2

ОК 1

ОК 3

ОК 4

ПК 4.1

1. Нейро-гуморальная регуляция постоянства температуры тела.

2. Характеристика гипертермии: этиология, патогенез, клиническое значение.

3. Характеристика гипотермии: этиология, патогенез, клиническое значение.

4. Характеристика лихорадки. Виды лихорадки, клинические проявления, причины, механизмы развития, принципы оказания помощи, значение для организма. Отличие лихорадки от гипертермии.

5. Типы температурных кривых.

Раздел 7. Иммунопатологические процессы

2

Тема 7.1. Иммунопатологические процессы

Содержание учебного материала

2

         

ОК 1-5

ОК 8, 9

ПК 1.1-1.3

ПК 2.7, 2.8

1. Иммунопатологические процессы - их виды, причины, клиническое значение.

2. Характеристика иммунодефицитов. Аутоиммунные заболевания.

3. Определение аллергии, классификация аллергических реакций, причины, механизмы развития.

4. Клинические проявления аллергических реакций, стадии аллергических реакций.

5. Понятие о кожной пробе и дробном методе введения лекарственных препаратов.

Самостоятельная работа № 6

Составление таблицы «Иммунитет и аллергия»

1

Раздел 8. Опухоли

4

Тема 8.1.

Общая характеристика опухолевых процессов

Содержание учебного материала

2

ОК 1

ОК 3

ОК 4

ПК 4.1

1. Определение опухоли, этиология опухолей, канцерогенные вещества.

2. Клеточный и тканевой атипизм, строение опухоли.

3. Виды роста опухолей.

4. Предопухолевые состояния, изменения, их сущность.

5. Доброкачественные и злокачественные опухоли: разновидности и сравнительная характеристика.

6. Метастазирование, рецидивирование опухолей.

7. Действие опухолей на организм человека.

Самостоятельная работа № 7

Составление таблицы «Виды опухолей»

1

Тема 8.2

Классификация опухолей

  1. Классификация опухолей.
  2. Стадии опухолевого процесса.
  3. Опухоли из эпителиальной ткани.
  4. Опухоли из мезенхимальной ткани.
  5. Опухоли из меланинобразующей ткани.
  6. Тератомы.

2

         

Раздел 9. Экстремальные состояния

2

Тема 9.1.Экстремальные состояния

Содержание учебного материала

2

         

ОК 1

ОК 3

ОК 4

ПК 4.1

1. Характеристика экстремальных состояний, их виды и значение для организма.

2. Определение понятия стресса, его стадии, морфофункциональные изменения в организме при стрессе. Значение стресса для организма.

3. Характеристика коллапса. Причины, патогенез, клиническое значение.

4. Характеристика шока. Виды шока, причины.

5. Характеристика коматозных состояний.

        

Самостоятельная работа № 8

Составление таблицы «Виды комы»

1

Обязательная учебная нагрузка

36

Теоретические занятия

28

Самостоятельная работа

8

Промежуточная аттестация (комплексный экзамен)

-

3.        УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Требования к минимальному материально-техническому обеспечению программы дисциплины

Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены специальные помещения:

Кабинет «Анатомии и физиологии человека с основами патологии», оснащённый оборудованием:

  • Рабочее место преподавателя;
  • Посадочные места по количеству обучающихся;
  • Доска классная;
  • стенд информационный;
  • учебно-наглядные пособия: плакаты, фотографии, рентгеновские фотоснимки, схемы, таблицы, макропрепараты, микропрепараты.

Технические средства обучения, необходимые для реализации программы:

  • мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации;
  • компьютер с лицензионным программным обеспечением и возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3.2.        Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные  ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1.        Основные печатные издания

  1. Митрофаненко, В. П. Основы патологии: учебник / В. П. Митрофаненко, И. В. Алабин. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 272 с.

3.2.2. Основные электронные издания

  1.  Митрофаненко, В. П. Основы патологии: учебник / В. П. Митрофаненко, И. В. Алабин. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 272 с. : ил. - 272 с. - ISBN 978-5-9704-6056-6. - Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»: [сайт]. - URL :https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970460566.html - Режим доступа : по подписке.

  1. Перечень ресурсов и информационных справочных систем информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

  1. www.studentlibrary.ru
  2. www.medcollegelib.ru

3.2.4.        Дополнительные источники

3.2.4.1. Пауков В.С. Патологическая анатомия и патологическая физиология : учебник по дисциплине «Патологическая анатомия и патологическая физиология» для студентов учреждений средн. проф. образования / В.С. Пауков, П.Ф. Литвицкий. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 256 с.

  1. Патологическая анатомия и патологическая физиология: учебник /В.С. Пауков,  П.Ф.Литвицкий/ – М.: издательская группа «ГЭОТАР-Медиа» 2019. – 256 с.
  2. Ремизов И.В. Основы патологии: учебник для сред. проф. обр. / И.В. Ремизов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. - 365 с.

4.        КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1.        Планируемые результаты освоения дисциплины

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знания:

- строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой;

- закономерности и результат влияния мероприятий по укреплению здоровья человека на его организм;

- анатомическая терминология, строение и топография органов человека.

- развернутость ответа на поставленные вопросы, владение медицинской и анатомической терминологией, логичность, последовательность ответа.

Текущий        контроль по каждой теме:

  • устный опрос;
  • письменный опрос;
  • решение ситуационных задач.

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена комплексного.

Экзамен включает в себя контроль усвоения теоретического материала;

контроль усвоения знаний:

  • оценка результатов выполнения самостоятельной аудиторной  работы;
  • экспертное наблюдение за ходом  выполнения самостоятельной аудиторной   работы.

Умения:

- применение знаний о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи;

- нахождение информации о топографии органов и систем в различных источниках, в т.ч. сети Internet;

- проведение мероприятий по сохранения и укреплению здоровья человека с учетом знаний о физиологии процессов, проходимых в его организме;

- предоставление информации о строении органов и их топографии в доступном для пациента виде;

- применение знаний анатомии и физиологии человека при осуществлении лечебно-диагностических мероприятий;

- применение знаний анатомии и физиологии человека при введении лекарственных средств;

- применение знаний анатомии и физиологии человека при проведении реабилитационных мероприятий;

- применение знаний анатомии и физиологии человека при оказании паллиативной помощи;

- применение знаний анатомии и физиологии человека при оказании неотложной помощи в различных ситуациях.

- полнота и полноценность действий при демонстрации умений, степень ориентации в топографии различных органов и систем.

4.2.        Текущий контроль успеваемости

К формам текущего контроля относятся: устный опрос (индивидуальный, фронтальный), письменная работа, задача (практическое задание), интерактивные тренажеры, собеседование, тест, деловая и/или ролевая игра, учебные кейсы (комплексные кейсы, мини-кейсы, исследовательские кейсы и др.), коллоквиум, контрольная работа, круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты, портфолио, рабочая тетрадь, разноуровневые задачи и задания, реферат, доклад, сообщение и другие формы текущего контроля.

Примеры форм текущего контроля и краткая характеристика оценочных средств представлены в Приложении 1.

4.3.        Промежуточная аттестация

Форма промежуточной аттестации: комплексный экзамен во 2 семестре. Способ проведения комплексного экзамена: комбинированный - устный и письменный по вопросам и заданиям билета.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины ОП.07 Основы проектирования баз данных

Рабочая программа дисциплины ОП.07 Основы проектирования баз данных для группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» 09.02.06. Сетевое и системное администрирование

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.06. Сетевое и системное администрирование...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» 09.02.06. Сетевое и системное администрирование

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.06. Сетевое и системное администрирование...

Рабочая программа дисциплины ОП 03. Основы материаловедения и технология общеслесарных работ

разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО среднего профессионального образования п программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по професии 3 5.01....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 «Основы материаловедения» Профессия: 08.01.08. Мастер отделочных строительных работ

Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих  в соответствии с ФГОС СПО по профессии:08.01.08.Мастер отделочных строительных работ...

Рабочая программа дисциплины ОП.12 Основы логистики

Пояснительная записка учебной дисциплиныОсновы логистики Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды уч...