Информационный проект: Я – медицинская сестра, а это значит…
проект

Митюшова Ирина Николаевна

12 мая отмечается Международный День Медицинских Сестер. Добрая традиция, которая в нашей стране достаточно недавно обрела свою новую жизнь, объединила в этот день медицинских сестер разного профиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_den_ms.docx574.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 7»

(ГБПОУ ДЗМ «МК №7»)

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ:

Я – медицинская сестра, а это значит…

для специальности:

34.02.01. Сестринское дело

(код и наименование специальности, специальностей, группы специальностей)

руководители проекта:      

Митюшова Ирина Николаевна, Перепелова Юлия Алексеевна

(Ф.И.О.)

Москва, 2024 г.

ВВЕДЕНИЕ

Данный информационный проект включает в себя мультимедийную презентацию и материалы для проведения внеклассного мероприятия на тему «Я – медицинская сестра, а это значит…» предназначен для студентов 1-2 курса специальности сестринское дело, средних медицинских профессиональных образовательных учреждений. Значение и роль сестринского персонала в организации оказания медицинской помощи трудно переоценить. Лечебный процесс невозможно завершить без профессионального ухода, сочувствия, душевного тепла и мужества медицинской сестры. Материал творческого проекта способствует  повышению мотивации к будущей профессии, как самой гуманной и благородной, которая всегда вызывала уважение своей душевной щедростью, милосердием, готовностью в любое время суток прийти на помощь, сохранению собственного здоровья и здоровья пациентов.

Проведение реформ здравоохранения невозможно без развития сестринского дела, которое охватывает вопросы укрепления здоровья, профилактики заболеваний, а также предоставление помощи больным и инвалидам.

Целью начавшегося в 90-х годах реформирования сестринского дела является становление его как самостоятельной специальности и превращение медицинской сестры из простого манипулятора в высокообразованного профессионала, осуществляющего свою деятельность в соответствии с принципами сестринского процесса.

Сестринское дело - это искусство и наука одновременно. Оно требует владения специфическими навыками, знаниями и умениям их практического применения, базируется на знаниях и методах различных гуманитарных дисциплин, а также наук, изучающих физические, социальные, медицинские и биологические законы.

Во многих странах мира растет спрос на сестринский персонал, так как их практика гибко реагирует на демографические, экономические и социальные перемены. В результате этого сестринская деятельность превратилась в ключевой компонент медицинского обслуживания в любых условиях.

Сестринский персонал, составляет на сегодня самую многочисленную категорию медицинских работников, и предоставляемые ими услуги рассматриваются как ценный ресурс отрасли для удовлетворения потребностей населения в доступной и экономически эффективной медицинской помощи.

Медицинская сестра всегда должна знать и помнить о тех людях, которые внесли неоценимый вклад в развитие сестринского дела.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Цель проекта для преподавателя – активизировать познавательную и творческую активность студентов в процессе самостоятельного изучения темы мероприятия

Цель проекта для студента – изучить и описать деятельность медицинской сестры.

Задачи проекта:

Обучающие:

  • познакомить обучающихся с историей появления праздника, посвященного Международному Дню Медицинской Сестры;
  • углубить знания студентов о жизни и деятельности основоположницы сестринского дела Флоренс Найтингейл;
  • подчеркнуть значимость профессии медицинской сестры в разные исторические эпохи, роль медсестёр в военное время

Развивающие:

  • развивать способности студентов выступать перед аудиторией;
  • раскрывать творческие способности

Воспитательные:

  • воспитывать у обучающихся уважение и гордость к выбранной профессии через историю развития сестринского дела в России, преемственность традиций милосердия;
  • формировать у студентов общечеловеческие, моральные и нравственные ценности

Методы исследования:

  • Поисковый
  • Информационно- аналитический
  • Творческий
  • Систематизации и обобщения

Формируемые компетенции:

Общие компетенции (ОК), включающих в себя способность:

  1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
  3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
  4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
  5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
  7. Соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности.

Профессиональные компетенции (ПК), включающих в себя способность:

  1. Соблюдать принципы профессиональной этики: эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности, консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.
  2. Оформлять медицинскую документацию.
  3. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала, в том числе инфекционную безопасность, производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

АННОТАЦИЯ

Сестринское дело - это искусство и наука одновременно. Оно требует владения специфическими навыками, знаниями и умениям их практического применения, базируется на знаниях и методах различных гуманитарных дисциплин, а также наук, изучающих физические, социальные, медицинские и биологические законы.

Во многих странах мира растет спрос на сестринский персонал, так как их практика гибко реагирует на демографические, экономические и социальные перемены. В результате этого сестринская деятельность превратилась в ключевой компонент медицинского обслуживания в любых условиях.

Сестринский персонал, составляет на сегодня самую многочисленную категорию медицинских работников, и предоставляемые ими услуги рассматриваются как ценный ресурс отрасли для удовлетворения потребностей населения в доступной и экономически эффективной медицинской помощи.

Медицинская сестра всегда должна знать и помнить о тех людях, которые внесли неоценимый вклад в развитие сестринского дела.

Для проведения данного проекта подготовлены:

  • Сделан выбор ответственного за подготовку мероприятия;
  • Выбраны студенты, которые создают мультимедийную презентацию по данной теме;
  • Выбраны студенты, которые отвечают за работы и демонстрацию мультимедийной презентации;
  • Выбор студентов, которые отвечают за оформление сцены;
  • Подготовка методической разработки;
  • Подведение итогов данного мероприятия руководителем проекта.

Результат проекта - открытая защита проекта в форме проведения информационного часа для студентов 1 и 2 курсов по специальности «Сестринское дело».

Необходимое оборудование и ресурсы:

Ресурсное обеспечение:

  • Аудио: ноутбук, микшерский пульт, колонки, усилитель звука, микрофоны, стойка для микрофонов.
  • Видео: проектор, экран.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:

  • библиотечный фонд;
  • интернет-ресурсы;
  • актовый зал с необходимым количеством посадочных мест.

Место проведения конференции

актовый зал ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж № 7» по адресу: г.Москва, ул. Милашенкова д.7а

Ожидаемые результаты и социальный эффект

У участников проекта расширится представление о будущей профессии медицинской сестры. Данное мероприятие способствует приобщению учащихся к здоровому образу жизни, повышению мотивации и уважению к выбранной специальности.

Подготовка мультимедийных презентаций, оформления сцены, технического оснащения, общие репетиции, публичные выступления положительно скажутся на студентах, их навыках и умениях.

Общие репетиции и публичные выступления дадут положительный социальный эффект: воспитание толерантного сознания. Во время совместной деятельности студенты лучше узнают друг друга и, сопереживая за общее дело, станут ближе, рождая новые творческие идеи.

Продукт проектной деятельности

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ

Вступительное слово- ведущий 1:

Уважаемые преподаватели!

Уважаемые студенты!

Сегодня наш классный час посвящен международному дню медицинских сестёр, который отмечают 12 мая.

12 мая – день рождения Ф. Найтингейл, оказавшей огромное влияние на развитие сестринского дела во всем мире.

На профессиональном модуле вы уже знакомились с историей медицины.

Мы хотим остановиться на биографии и благотворительной деятельности умных, добрых, неравнодушных женщин.

Сегодня, как и в прошлые времена, медицинская сестра, на чьи хрупкие плечи ложатся основные тяготы по уходу за больными, является оплотом нравственности и гуманизма в современной медицине.

Когда много говорят об этой профессии, произносят множество добрых слов в адрес медсестер и вручают им подарки.

Слайд №1

Чтец 1

Вот опять долгожданный рассвет наступил,

По больничной палате идешь ты сквозь стоны и вздохи.

Улыбаешься так, чтобы каждый больной вновь надеждою, верою жил,

Даже если от них и остались лишь капли и крохи.

Есть высокое в жизни призванье-

Быть медицинской сестрой!

В нем забота, любовь, состраданье,

В нем и жалость, и жертва собой!

Твои руки спасли и спасут еще тысячи жизней,

И нужны они всем пациентам больниц.

И сказать уж сегодня, конечно, нелишне-

Доброта медсестры для больного не знает границ.

И ты веришь, что все не напрасно,

Хоть бессонные ночи и труд непосильный порой.

Жизнь становится светлой, а это прекрасно,

Когда страхи и боль позади, когда смерть побеждает больной.

Ведущий 1. Ежегодно 12 мая отмечается Международный День Медицинских Сестер. Добрая традиция, которая в нашей стране достаточно недавно обрела свою новую жизнь, объединила в этот день медицинских сестер разного профиля, разного возраста, разных судеб, из разных городов и стран, различных учреждений и уже пенсионеров. Цветы, поздравления, добрые пожелания, трогательные        воспоминания,        праздничные концертные выступления - все это присуще такому событию.

Слайд №2

Ведущий 2. А почему именно 12 мая отмечается этот профессиональный праздник? Дата выбрана неслучайно – 12 мая 1820 года день рождения знаменитой англичанки Флоренс Найтингейл, которая во время Крымской войны (1853 – 1856 гг) организовала первую в мире службу сестёр милосердия.

Ведущий 1. 

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/29/Florence_Nightingale_monument_London.jpg/220px-Florence_Nightingale_monument_London.jpg

Флоренс Найтингейл родилась 12 мая 1820 года во Флоренции. В середине XIX века, в период расцвета Британской империи, простому люду жилось трудно. Если богатые представители высших сословий утопали в роскоши, то бедняки каждый день должны были бороться за выживание. В то время предполагалось, что удел женщины — оставаться дома и ухаживать за детьми. Работали только самые бедные женщины, не способные без этого свести концы с концами. Уход за больными считался плохой работой, поскольку трудиться приходилось в ужасных условиях и за грошовую плату.

Слайд №3

Ведущий 2.

Отношение к сиделкам изменилось благодаря Флоренс Найтингейл. Родившаяся в состоятельной семье, она принялась помогать больным, страдавшим от различных болезней. Найтингейл казалось недостаточным заниматься обычной благотворительностью, и она отправилась на Крымскую войну для того, чтобы оказывать медицинскую помощь раненым. Ее усилия не только привели к значительному снижению смертности в госпиталях, но и произвели настоящую революцию в деле гигиены при уходе за больными.

 Ведущий 3. 

В XIX веке это казалось неслыханным вызовом устоям тогдашнего общества. Уход за больными — как это низко и грязно! Флоренс Найтингейл пришлось преодолеть недовольство родственников и враждебное отношение со стороны многих медиков-мужчин. Однако эта удивительная женщина, проявив упорство, совершила настоящую революцию в медицинской службе.

Слайд №4

Ведущий 1. 

Легендарная англичанка  Флоренс Найтингейл  в «Записках об уходе», изданных в 1859 г. , выделила две области в сестринском деле — уход за больными и уход за здоровыми; дала определение сестринского дела; показала отличие сестринского дела от врачебного; провела анализ влияния санитарно-гигиенических факторов на состояние здоровья.

Слайд №5

Ведущий 2. В 1860 году Флоренс Найтингейл  организовала первую в мире школу сестёр милосердия при больнице Святого Фомы в Лондоне.  Отбор в школу медсестер был строжайший. Сестрам обеспечивалось полное пропитание, жилье и деньги на карманные расходы, но на каждую из них заводился строгий протокол по поведению. Если сестра замечалась в недобросовестном уходе за больным, грубом обращении или еще в чем - либо предосудительном, из школы и госпиталя она изгонялась немедленно. 

Ведущий 3. Сестры милосердия, заканчивая школу, произносили составленную Флоренс Найтингейл торжественную клятву, в которой были такие слова: «Всеми силами я буду стремиться помочь врачу в его работе и посвящу себя обеспечением здоровья тех, кто обратился ко мне за помощью».

Ведущий 1. Самоотверженная женщина стала примером служения людям и прообразом международного милосердия. Её заслугой была борьба за реформу системы медицинского обслуживания в английской армии и превращение службы медицинских сестер в серьезную, уважаемую профессию на основе разработки программ специальной подготовки и предъявления высоких профессиональных требований к деятельности медсестер. 

Слайд №6

Ведущий 2.  

В 1912 году Международная Федерация Общества Красного Креста и Красного Полумесяца учредила медаль её имени «За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества». Эта награда является наиболее почётной для сестёр милосердия в любой точке земного шара. Каждые два года вручается 50 таких медалей.
Что такое медаль Флоренс Найтингейл?



Медаль имени Флоренс Найтингейл учреждена в 1912 году Международной конференцией Красного Креста. Ею награждаются дипломированные медсестры и медбратья за особо самоотверженные поступки в отношении к больным людям в мирное или военное время, за исключительные моральные и профессиональные качества, гуманизм и милосердие.
Скончалась великая гуманистка 13 августа 1910 года в Лондоне в возрасте 90 лет. Тогда и сформировался устойчивый стереотип: медсестра — это санитарка, которая выносит с поля боя раненых или стоит у операционного стола.
http://profilaktika.tomsk.ru/wp-content/uploads/2013/05/medal.jpg

Слайд №7

Ведущий 3.  Юлия Вревская (25.01.1838 – 05.02.1878)    



фотография юлия вревская (photo julia vrevskaya)

Русская баронесса. Знаменитая сестра милосердия.
Юлия была дочерью прославленного генерал-майора Петра Евдокимовича Вариховского и до десяти лет жила с матерью, братьями и сестрой в Смоленской губернии. Затем вся семья переехала на Кавказ, к месту службы отца.

Атмосфера героизма, рассказы о военных событиях и подвигах, страдания искалеченных и раненых — все это не могло не оставить следа в сердце доброй и отзывчивой девушки, взрастило в ней душевную теплоту, которую она стремилась отдать людям. После того как Россия 12 апреля 1877 г. объявила войну Турции, Юлия Петровна, неожиданно для всех, вступила в ряды добровольцев, неравнодушных к беде братьев-славян. Она добилась разрешения на свои средства организовать санитарный отряд из 22 врачей и сестер. Больше того, баронесса сама «училась ходить за больными и утешала себя мыслью, что делает дело»во временном эвакуационном госпитале.
Медицинского персонала катастрофически не хватало: в день приходило от одного до пяти поездов с ранеными. Иногда число людей, нуждающихся во врачебной помощи, превышало 11 тысяч.
Особенно трудно Юлии Петровне пришлось в декабре 1877 г. После четырехмесячной напряженной работы ей был назначен отпуск, и она собиралась провести его с сестрой на Кавказе. Но, узнав от уполномоченного Красного Креста князя А. Г. Щербатова, что многие госпитали закрываются из-за отсутствия средств и медсестер, изменила свое решение.

Юлия Петровна отправилась в небольшое болгарское местечко  Бяла,  великолепно справляющуюся с перевязками, назначили ассистентом при ампутациях. Оказавшись в Бяле, фактически на линии фронта, она приняла участие в сражении у Мечки, вынося под градом пуль из боя раненых и оказывая им первую помощь. А ведь императрица передавала баронессе просьбу вернуться ко двору.
Нежное кроткое сердце... и такая сила, жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи... она не ведала другого счастья... не ведала — и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась, — и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.
Так имя баронессы Ю. П. Вревской вошло в историю как символ морального облика медицинской сестры и человеколюбия.
Ведущий1.
Даша Севастопольская (настоящее имя Дарья Лаврентьевна Михайлова1836 — 1892) — одна из первых военных сестёр милосердия, героиня обороны Севастополя в Крымскую войну 1853—1856 гг. http://vesflot.ru/wp-content/uploads/2011/12/0_43cb8_9ee012a0_l-198x300.jpg

Даше было тогда 18 лет.
В начале сентября 1854 года девушка Даша с Корабельной стороны Севастополя вдруг отрезала косы, переоделась в матросскую форму, продала оставшийся от родителей дом, все свое сиротское имущество. Взамен она купила лошадь с повозкой, множество одеял и белого полотна, бутыли с уксусом и вином. Соседи думали, что она «тронулась» умом после тяжелых переживаний по погибшему отцу и решила отправиться на все четыре стороны. Но повозка двинулась к берегам Альмы, туда, где шло одно из тяжелейших сражений Крымской войны — Альминское.
Эта «карета горя», как прозвали жители Корабельной стороны повозку «помешавшейся сироты», стала первым в истории перевязочным пунктом на поле боя, а сама Даша — первой медсестрой милосердия.
Ведущий 2.  

По воспоминаниям знаменитого русского хирурга Николая Пирогова, положение раненых в период обороны Севастополя было исключительно тяжелым. «Горькая нужда и медицинское невежество соединились в баснословных размерах», — писал он. Не хватало врачей, не было транспортных средств для доставки раненых в госпитали, и они часто лежали на голой земле без всякой помощи.

К ним-то и являлась Даша, как светлый ангел, как последняя надежда. Девушка обеззараживала раны уксусом, перевязывала раненых, утешала их теплыми словами: «Потерпи, любезный, все будет хорошо, миленький...» У нее не было медицинского образования, и поэтому приходилось действовать, опершись на простонародный опыт. Своим милосердием она не обделяла и «чужих» раненых — англичан, французов, итальянцев, турок. Самоотверженность Даши Севастопольской была названа «подвигом гуманизма».
Сегодня немногими «материальными» напоминаниями о Даше Севастопольской являются старинная картина, запечатлевшая ее, перевязывающую голову раненого, литой бюст в Панораме обороны Севастополя, а также отраженный в ней сюжет: девушка под пулями несет воду для раненных солдат.

http://amnesia.pavelbers.com/ulija%20vrevskaja,dasha%20%201901.jpg

 

Ведущий3.
Екатерина Михайловна Бакунина (1810 – 1894)  – представительница известного дворянского рода Бакуниных, давшего России целую плеяду общественных и государственных деятелей. Помимо того, что она явилась одним из основателей госпитального дела в России, основательницей медицинского обслуживания в Тверской губернии, предвестницей женского медицинского образования, жизнь Екатерины Михайловны Бакуниной являет собой пример личного подвига во имя милосердия к страдающим от ран и болезней.http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=138508006-66-73&n=21

Сестра милосердия – вот её главная в жизни регалия. 
Екатери́на Миха́йловна Баку́нина родилась 31 августа 1810               в Санкт - Петербурге.
Она получила прекрасное, всестороннее образование. Занималась музыкой, танцами, рисованием, обожала морские купания в Крыму, домашние балы, где с удовольствием танцевала и вовсе не слушала прежде лекций по естественным наукам и не ходила в анатомические театры.
5 ноября 1854 г. в церкви Михайловского дворца состоялась торжественная церемония открытия Крестовоздвиженской общины Главной целью общины была подготовка сестёр милосердия для ухода за ранеными и больными в действующей армии. 15 декабря 1854 года в составе третьего медицинского отряда (три доктора, два фельдшера, восемь сестёр) Екатерина Бакунина отправилась к месту боевых действий. Уже после Нового года отряд прибыл в Симферополь.
Авторитет Екатерины Михайловны Бакуниной был так высок, что великая княгиня Елена Павловна согласилась с мнением Николая Ивановича Пирогова поставить во главе осиротевшей общины сестру Бакунину. Бакунина дала согласие. Великая княгиня наградила её медалью за оборону Севастополя. В начале сентября 1856 г. Екатерина Бакунина вернулась в Петербург и занялась делами общины.
Екатерина Михайловна руководила Крестовоздвиженской общиной вплоть до 1860 года. По выходе из общины Екатерина Михайловна Бакунина поселилась в своём наследственном имении - селе Козицыне Новоторжского уезда Тверской губернии
В специально построенном деревянном здании Екатерина Бакунина открыла амбулаторный приём больных. Свои знания в области медицины она пополняла чтением специальной литературы. Периодически приглашала за свой счёт врача из города. Вскоре Екатерина Михайловна устроила в лечебнице стационар на восемь коек и аптеку с крайне дешёвой продажей или вовсе бесплатной раздачей лекарств. Если больница не вмещала всех страждущих, она посещала их на дому с необходимыми лекарствами.

Ведущий 1.  

В 1877 году началась Русско-турецкая война и о Бакуниной вспомнили в Петербурге. На Кавказе ей было поручено заведование военно-временными госпиталями от Тифлиса до Александрополя. Вскоре более половины отряда сестёр Бакуниной заразилась сыпным тифом, и Екатерине Михайловне пришлось ещё ухаживать и за больными сёстрами.
Её самоотверженный труд неизменно вызывал любовь и уважение у больных и медперсонала. На фронте она пробыла на этот раз больше года.
По окончании войны Бакунина вернулась в Казицыно к своим прежним занятиям. Ей пришлось закрыть лечебницу, но она продолжала вести прием и осмотр детей в школе. Неудачи не сломили могучий дух Екатерины Михайловны. До конца своих дней она служила ближнему и являлась живой обличительной совестью для практичных людей.


11 августа 1894 г. Екатерина Михайловна скончалась в Козицыне почти в забвении. Её прах перевезли в Прямухино, в семейный склеп.
В настоящее время имя Екатерины Михайловны Бакуниной носит Общество православных врачей г.Тверь, областной перинатальный центр в Твери. В 2011 году организован Благотворительный Фонд им. Екатерины Бакуниной.

Слайд №8

Ведущий 2. Профессия медицинской сестры является очень важной и востребованной сегодня, потому что медицинская сестра выполняет большинство назначений врача, проводит больше всего времени с пациентом, оказывая ему всевозможную помощь, стараясь облегчить течение болезни. Медицинская сестра - это "ноги безногого", "глаза ослепшего", опора ребенку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех, "кто слишком слаб и погружен в себя, чтобы говорить".

Ведущий 3. Вы никогда не задумывалась, почему женщин этой профессии называют сёстрами? А прижилось это слово по той причине, что первые медицинские сёстры появились благодаря церкви. Так что в данном случае «сестра» — это не родственное, а духовное понятие.

Слайд №9

Чтец 2

Неизмерима доброта,

Любовь неизмерима тоже,

Неизмерима помощи рука,

Которая всего дороже.

Когда беда застигнет вас врасплох:

Вы нездоровы, вид ваш очень плох –

Они даруют всем своё тепло,

Им имя – сёстры милосердия дано.

Их помощь как бы в стороне,

Их помощь как бы незаметна,

Но и в тылу и на войне

Они сражались беззаветно.

Собою раненых от пуль укрыв,

Об отдыхе и сне забыв,

Они спасали чью-то жизнь порой,

А сами не пришли потом домой.

Слайд №13

Ведущий 1. С давних времен труд женщин использовался для ухода за младенцами, стариками и больными. В истории России имеются достоверные документы, согласно которым женский труд использовался государством - для ухода за ранеными в госпиталях и лазаретах при Петре 1.  

Слайд №14

По его указу в 1715 г. были созданы воспитательные дома, в которых должны были служить женщины. Однако вскоре привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Роль сиделок была отведена отставным солдатам. Женский труд в гражданских больницах вновь стал использоваться лишь в середине 18 века. Его осуществляли бабы - сидельницы, которые являлись жёнами или вдовами больничных солдат.

Слайд №15

Ведущий 2. 

В 1814 г. по личному распоряжению императрицы Марии Федоровны из числа работниц Санкт-Петербургского вдовьего дома были приглашены и направлены в лечебные учреждения женщины для ухода и присмотра за пациентами. По истечении годичного испытательного срока 12 марта 1815 г. 16 из 24 приглашенных вдов приняли присягу и получили из рук императрицы специально учрежденный по такому случаю знак – «Золотой Крест» с надписью «сердолюбие».

В 1818 г. в Москве был учрежден «Институт сердобольных вдов», а при многих больницах и госпиталях организовали курсы для подготовки сиделок.

Слайд №16

Ведущий 3. В 1844 г. в Санкт-Петербурге была основана первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия. Именно с этого момента подготовка женского медперсонала в России вышла на новый качественный уровень. Инициатива основания данной общины исходила непосредственно от великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской.

Слайд №17

Ведущий 1. Всем женщинам, решившим посвятить себя благородному делу помощи больным, назначался испытательный срок продолжительностью в 1 год, в случае успешного прохождения которого они в обстановке торжественной официальной церемонии принимались в сестры милосердия.

Слайд №18

Ведущий 2. Крупнейшая в России община сестер милосердия, первая в мире организация женской помощи на войне была создана по инициативе проф. медико-хирургической академии Николая Ивановича Пирогова под эгидой великой княгини Елены Павловны в связи с началом Крымской войны. Датой основания общины считается 14 (27) сентября 1854, когда отмечается двунадесятый праздник Воздвижения Креста Господня.

Слайд №19

Ведущий 3. Первой начальницей (сестрой-настоятельницей) общины стала вдова капитана Александра Петровна Стахович, которая, однако, слабо справлялась со своими обязанностями.  

Слайд №20 

20 октября 1855 ее сменила на этом посту более энергичная и опытная Екатерина Александровна Хитрово, начальница «сердобольных вдов» в Одессе.

2 февраля 1856, когда та умерла от тифа, руководство общиной, по рекомендации Н. И. Пирогова, перешло к Екатерине Михайловне Бакуниной, а ее заместительницей стала Елизавета Петровна Карцева.

Ведущий 1. Всю тяжесть труда сестер милосердия невозможно переоценить: они работали по 20 часов в сутки, невзирая на ужасные условия передовой, постоянные артобстрелы, холеру и тиф. Присущая сестрам чистоплотность и аккуратность, а также благотворное нравственное влияние позволяли им выхаживать раненых, которые, без сомнения, были бы просто обречены без заботы «сестричек», – так ласково называли сестер милосердия солдаты. Пример этих женщин вдохновил российскую общественность: огромное количество людей выразили желание оказать посильную материальную помощь, а многие россиянки пожелали вступить в ряды сестер милосердия.

Слайд №21

Ведущий 2. 15 мая 1867 г. император Александр II утвердил устав Общества попечения о раненых и больных воинах, которое 1876 г. было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК).

Слайд №22

Ведущий 3.  После революции 1917 г.в России претерпели изменения не только органы власти, принципы устройства государства, но и этические нормы, представления о морали и нравственности. Подлежал слому и институт сестер милосердия, который в глазах большевиков был тесно связан с религией и царской фамилией.

Однако новая власть не могла полностью отказаться от сестричества. Уже к концу XIX в. стало очевидно, что женщины незаменимы в роли младшего и среднего медицинского персонала. В рассматриваемый период проходил последний этап перерождения сестер милосердия в современных медицинских сестер, сестричество становилось профессией.

Слайд №23

Ведущий 1. Первые медицинские школы в республике Советов появились в 1920 г., тогда же были разработаны и приняты к внедрению программы по подготовки акушерок и медсестер.

Ведущий 2. В 1927 г.  под непосредственным руководством Н. А. Семашко было издано «Положение о медсестрах», в котором четко определялись обязанности медицинских сестер по уходу за пациентами больниц и госпиталей.

 В период с 1934 по 1938 гг. в советских медицинских школах было подготовлено свыше 9000 медсестер, а всего в Советском Союзе в предвоенные годы насчитывалось 967 медицинских и санитарных школ и отделений.

Слайд №24

Ведущий 3. В 1942 г. вышел в свет первый номер журнала «Медицинская сестра».

В 1950-е гг. все медицинские школы были реорганизованы в медицинские училища – была создана государственная система среднего специального образования медицинских работников.

Международный гимн медсестёр

I
Есть древняя профессия на свете,
И она прошла через века.
Знает каждый житель на планете —
Это медицинская сестра.
Под белыми халатами незримо
Бьется сердце жарко, как костер.
В борьбе за жизнь стоит неутомимо
Армия российских медсестер. 

Припев:
Медицинские сестры,
Медицинские сестры,
Иного не ищут пути.
И вместе с врачами по первому зову
На помощь готовы прийти.
II
Они пришли работать по призванью,
Забыв подчас про собственный недуг.
В любое время суток, днем и ночью,
С собою ласку и покой несут.
А если завтра позовет Отчизна,
Невзгоды мы поделим вместе с ней.
И преданных защитников России
Готовы грудью заслонить своей. 
Припев:
Медицинские сестры,
Медицинские сестры,
Иного не ищут пути.
И вместе с врачами по первому зову
На помощь готовы прийти.
III
И пока живут на свете люди,
Было, есть и будет так всегда:
Скромная почетная профессия,
Знаем, не исчезнет никогда. 
Припев:
Медицинские сестры,
Медицинские сестры,
Иного не ищут пути.
И вместе с врачами по первому зову
На помощь готовы прийти.
И вместе с врачами по первому зову
На помощь готовы прийти.

Слайд №25

Ведущий 1.  В 1993 г. была сформулирована и принята философия сестринского дела. В 1994 г. организована Ассоциация медицинских сестер России, вошедшая в состав и принимающая деятельное участие в работе Международного совета медицинских сестер.

Слайд №26

Ведущий 2. В 1995 г. впервые в России, специалист по сестринскому делу Г. М. Перфильева защитила докторскую диссертацию на тему «Сестринское дело в России».

  По ее инициативе был создан факультет высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова.

Ведущий 3. Сестринское дело не имеет ограничений по национальным, расовым признакам, возрасту, полу, политическим или религиозным убеждениям, социальному положению. Потребность в этой профессии универсальна. Она необходима от рождения до смерти.

Медицинская сестра нашего времени принимает на себя этические обязанности: говорить правду; делать добро; не причинять вреда; уважать права и человеческое достоинство пациента; уважать обязательства других; держать слово; быть преданной профессии.

Чтец 3

Эти скромные руки спасали тебя,

Милосердью служили они.

Излучали добро и, заботу храня,

Пережили с тобой эти дни.

В обожженных окопах, в пургу и мороз,

Фронтовую  невзгоду и зной,

Не щадили себя среди горя и слез

Той тревожной военной порой.

Так сердечно и просто слова те звучат:

«медсестра, медсестричка, сестра».

Но как много тепла и заботы хранят

Материнские руки добра!

Золотые поистине руки сестры

Принесут облегчение вам,

От простуды и боли, от всякой беды,

От ожогов, страданий и ран.

Медсестра, ты надежный помощник врача,

Прославляю твой праведный труд,

Пусть сгорает, себя не жалея, свеча,

Но больные тем светом живут!

Ведущий 1.

Заключительное слово:

Мы надеемся, что классный час убедил вас, что вы правильно выбрали себе профессию. Где бы вы ни работали, любите свою профессию, гордитесь ею, достигайте высокого профессионализма, уважительно относитесь к пациентам и коллегам.

Профессия медицинский работник не знает случайных людей.

Она собирает ответственных, честных и преданных клятве своей.

Храните верность избранной дороге,

И пусть достанет мудрости и сил

Жить счастливо, спокойно, без тревоги,

И чтобы труд ваш только радость приносил.

  Выводы:

1. Совместная работа студентов над проектом способствовала углублению знаний об истории медицины, побудила в студентах положительные эмоционально-нравственные черты, а также   активизировала поисковую деятельность, сформировала элементарные навыки анализа и критического отбора материала используя литературу и интернет-источники.

2. Организованный студенческий актив для работы над проектом, под руководством педагога-организатора, сформулировал цель и задачи.

3. Продуктом проектной деятельности стали: разработка сценария для проведения информационного часа

4. Полученный, в ходе поисковой деятельности материал обобщён, структурирован и подготовлен для создания информационного проекта

5. Защита проекта способствовала формированию у студентов лидерских, коммуникативных, организаторских и творческих способностей, участвуя в интересной и значимой для них деятельности.

В заключении хочется сообщить, что работа студентов над информационным проектом дадут положительный социальный эффект: воспитание толерантного сознания и сплоченности студенческого коллектива.

Заключение

Таким образом, метод проектов активизирует познавательную деятельность студентов, стимулирует процесс мышления, способствует формированию общих и профессиональных компетенций, позволяет приобрести навыки эффективной коммуникации, выступает как фактор сплочения коллектива.

Проектный метод можно использовать как вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Список использованных источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» утверждён приказом Министерства просвещения РФ от 4 июля 2022 г. № 527.
  2. Основы проектной деятельности: учебник / В.К.Винник, А.А.Воронкова. -Москва: КРОНУС, 2024. – 168с. – (Среднее профессиональное образование).
  3. Бакунина. Е.М. Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской общины.- М., 2015.
  4. Власов П.В. Обитель милосердия. -М., 2016.
  5. Грибанов  Э.Д. Медицина в символах. – М.,2015.
  6. Зверева Н.К. Августейшие сестры милосердия: сборник архивных документов и воспоминаний.-М.,2017.
  7. Махаев С. Подвижницы милосердия. - М., 2009.
  8. Осипов Г.В. Н.И. Пирогов и сестры милосердия в обороне Севастополя (1854-1856).-Владимир, 2019.

Приложение 1

Мультимедийная презентация

http://muz-otkritka.ru/cards_alb/141593/img/img_209d2fb91b2e12f4f989bcdedd45581c.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по должности служащего «Младшая медицинская сестра по уходу за больным». Младшая медицинская сестра по уходу за больным 24232

Рабочая программа по должности служащего «Младшая медицинская сестра по уходу за больным». Младшая медицинская сестра по уходу за больным 24232...

Программа стажировки по должности служащего «Младшая медицинская сестра по уходу за больным». Младшая медицинская сестра по уходу за больным 24232

Программа стажировки  по должности служащего «Младшая медицинская сестра по уходу за больным». Младшая медицинская сестра по уходу за больным 24232...

Конспект теоретического материала ПМ 07 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными МДК 07.01 Участие медицинской сестры в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно- диагностического процесса

Конспект теоретического материала по ПМ 07 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными раздел 1. Организация безопасной окружающей среды для участников лечебно- диагн...

Групповой информационно – исследовательский проект Участие медицинской сестры в организации лечебного питания

ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессахМДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (сестринская помощь при нарушении    здоровья)....

Взаимодействие медицинской сестры с пациентами с различными заболеваниями и состояниями. Особенности сестринской коммуникации медицинской сестры с умирающим пациентом

Взаимодействие медицинской сестры  с пациентами с различными заболеваниями и состояниями. Особенности сестринской коммуникации медицинской сестры с умирающим пациентом...

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ " Обучение работе постовой медицинской сестры. Обучение работе палатной медицинской сестры "

Методическая разработка практического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности  34.02.01 Сестринское дело и прогр...