Исследовательский проект студента
проект
Исследовательский проект студента
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кяхтинский филиал
ГАПОУ «Байкальский базовый медицинский колледж МЗ РБ»
Исследовательская работа (Проект)
Тема: «Поговорим о гражданских правах»
Выполнила:
студент 613 гр
Ковалева Т.
Руководитель:
Преподаватель
Борисова Н.М.
г. Кяхта, 2022г.
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………………………. 2
Глава I. Гражданское право………………………………………………………………. . 4
1.1. Гражданское право как частное право
1.2 Понятие гражданского права………………………….…………………..................... 5
1.3 Предмет и метод гражданского права………………………………………………. 5
Глава II. Основные принципы гражданского права и гражданское законодательство… 9
2.1 Функции, цели и принципы гражданского права…………………………………… 9
2.2 Гражданское законодательство………………………………………………………. 11
2.3 .Имущественные отношения, регулируемые гражданским правом…………….…. 12
Глава III. Практическая часть……………………………………………………………. 15
3.1 Анализ результатов анкетирования учащихся 10-11 классов …………………… 15
Заключение……………………………………………………………………….……..…. 16
Список использованной литературы………………………..……………………….… .. 19
Введение
Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на: равенстве; автономии воли; имущественной самостоятельности участников.
Понятие пришло из римского права, там под гражданским правом понималось право, действенное для граждан Рима и используемое для решения споров между жителями зависимых земель и инородцев, находящихся на подконтрольной Риму территории. В период расцвета Римской империи с ее развитым товарооборотом получила особенное развитие та часть римского права, которая регулировала различные имущественные отношения. Именно эта часть римского права в переработанном виде определила основное содержание составляющихся в 19 веке кодексов, которые, начиная с Кодекса Наполеона(1804), получили название гражданских.
Российское гражданское законодательство связано с началом социально-экономических реформ и переходом от государственного, планово-централизованного хозяйства к регулируемой рыночной экономике.. Как правило, они не отличались и высоким уровнем подготовки, имели весьма слабо проработанное юридическое содержание, нередко взаимно и внутренне противоречивое, и не могли составить основу гражданского права. Новое гражданское право России, основывающееся на частноправовых принципах и традициях, становится основнымрегулятором товарно-денежных и иных отношений, складывающихся в рыночном хозяйстве.
Наша повседневная жизнь регулируется гражданским правом: покупки в магазине, услуги парикмахерской и т.д. – действия, имеющие юридическое, гражданско-правовое значение. Следовательно, порядок этих действий предусмотрен законом и охраняется принудительной силой государства. Система российского права состоит из 2-х частей: публичного права и частного права. К публичному относятся: конституционное право, административное, финансовое, уголовное, т.к. регулируют отношения государства (и его органов) с гражданами, а также между государственными органами. Здесь государство выступает как власть, которой подчиняются граждане. Отношения строятся “по вертикали”. К сфере частного права относятся: трудовое, семейное и гражданское право. В них действуют отдельные лица, защищающие свои личные интересы. Отношения между частными лицами складываются “по горизонтали”, каждый участник выражает свою автономную волю. Государство и его органы тоже действуют в сфере частного права, но здесь они не властвуют, а выступают в качестве частных лиц.
Актуальность данной темы определяется тем, что в нашей современной жизни каждый человек должен знать и уметь защищать свои гражданские права. Правонарушения случаются с людьми или вокруг них ежедневно, каждый хоть раз сталкивался с этим. В первую очередь человеку необходимо знать свои гражданские права для того, чтобы иметь возможность их отстоять, опираясь на определенные законы и положения, ведь невозможно узнать, что права нарушены в случае их незнания. Также знание законов помогает не нарушать их самому.
Проблемы гражданского права — это теоретические и практические проблемы понятия гражданско-правовой ответственности, соотношения этой ответственности с разными способами защиты гражданских прав, механизма реализации гражданско-правовой ответственности (особенности ее возникновения, правоотношения ответственности, стадии развития, организационно-правовые формы реализации ответственности), вопросы гражданского правонарушения.
Цель данной темы– Изучить и раскрыть основные понятия о гражданском праве .
Для достижения этой цели, нами определены следующие задачи:
1.Теоретический обзор литературы по данной проблеме для раскрытия понятия «Гражданское право».
2. Изучить основные гражданские права в нашем обществе.
3.Провести анкетирование среди учащихся СОШ № 2 города Кяхта с целью исследования уровня информированности о гражданских правах.
Объект исследования: Гражданское право
Предмет исследования: особенности реализации гражданских прав учащихся на примере результатов анкетирования
Для решения наших задач были использованы следующие методы исследования:
- Аналитический
- Сравнительный
- Социологический (анкетирование)
- Обобщающий
Глава I. Гражданское право
1.1. Гражданское право как частное право
Право современной России делится на две большие части: право публичное и частное. Одним из непременных субъектов публичного права является государство, действующее, как правило, через органы государственной власти, иные органы, именуемые государственными органами. Основной метод публичного права – власть и подчинение. Публичное право предписывает участникам публичных отношений поступать строго определенным образом.
Гражданское право – право частное. Нормы гражданского права касаются частных лиц (граждан, организаций), не связанных между собой властью и подчинением, и частных отношений, в основе которых чаще всего согласие, договоренность их участников. Здесь господствует иной принцип и метод – добровольность. Частное право дозволяет участникам соответствующих (частных) отношений действовать по собственному усмотрению, собственной воле.
Частное право в России появилось и начало развиваться не так уж давно, во второй половине XVIII в., когда императрица Екатерина II предоставила дворянству определенные привилегии, в частности право иметь в собственности имущество и распоряжаться им по своему усмотрению. До предоставления этих привилегий любое имущество могло быть в любой момент изъято у его обладателя государством «в казенном интересе». С появлением частной собственности получило развитие частное право, регламентирующее отношения, связанные с принадлежностью и передачей этой собственности. Дальнейшее развитие частного права в России связано с деятельностью Александра II, реформы которого во второй половине XIX в. были направлены на защиту неприкосновенности частного права и возможности субъектов свободно изъявлять и реализовывать свою волю. В 1917 г., после социалистической революции, частное право в России было практически искоренено. Воплощалась в жизнь установка В.И.Ленина:
«Мы ничего "частного" не признаем, у нас все в области хозяйства есть публично-правовое...» Государственная собственность (земля, заводы, транспорт и т. п.) провозглашалась ведущей формой собственности. Договоры в области хозяйства должны были заключаться на основании принятых государством планов. Это означало, что все основные параметры договоров определялись государством. Усмотрение сторон сводилось к минимуму.
В таких условиях могла существовать только административно-плановая экономика. (Не было в то время частных отношений. У граждан была не частная, а личная собственность, как общее правило, основанная на заработной плате.) К концу XX в. стало очевидно, что административно-плановая экономика себя не оправдывает. Было признано, что эффективнее экономика рыночная. Переход России к рыночной экономике был невозможен без возврата к частному праву, основанному на принципах свободы (автономии) воли субъектов, их имущественной самостоятельности и инициативности. В течение последних 10–15 лет с развитием рыночных реформ в нашей стране развивается гражданское право.
1.2 Понятие гражданского права
Понятие «гражданское право» имеет четыре аспекта. Рассмотрим их по порядку:
- гражданское право – это отрасль материального права (наряду с уголовным, административным, трудовым правом и другими отраслями), которая регулирует не все отношения, складывающиеся в обществе, а те из них, которые преимущественно связаны с имуществом, его принадлежностью тем или иным лицам, его передачей от одного лица к другому;
- гражданское право – это огромная совокупность норм, содержащихся в законах, принимаемых Государственной Думой. Прежде всего это Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) (его называют даже экономической конституцией страны, конституцией делового мира). Нормы гражданского права есть также в указах, издаваемых Президентом РФ, и постановлениях Правительства РФ, актах иных исполнительных органов (например, министерств);
- гражданское право – это наука, которую называют еще цивилистикой. Ученые-цивилисты изучают, как складываются отношения по поводу имущества в нашем обществе; разумно ли эти отношения регулируются законами (или, может быть, законы необходимо изменять); изучается также гражданское право иностранных государств, уже давно живущих в условиях рыночной экономики;
- гражданское право – учебная дисциплина (раздел учебной дисциплины), которая изучается в средних, высших профессиональных учебных заведениях, а также в общеобразовательных учреждениях (в курсах «Обществознание» и «Право»).
1.3 Предмет и метод гражданского права
Каждая отрасль права имеет свой предмет и метод, свои цели, задачи, принципы.
Предметом гражданского права, как правило, являются отношения имущественные, а также личные неимущественные, связанные с имущественными. Те личные отношения, которые не связаны с имущественными, гражданским правом не регулируются. Рассмотрим два примера.
Первый пример. Десятиклассник Илья Семенов поспорил со своим другом о том, что в течение учебного года он будет встречаться с Леной Ивановой – самой симпатичной девушкой из их класса. Илье удалось уговорить ни о чем не подозревавшую Лену встречаться с ним каждую пятницу и ходить в кино. Он даже предложил девушке составить об этом документ – договор, в котором молодые люди поставили свои подписи. Однако Лена вскоре отказалась приходить на свидания, а Илья сказал ей, что обратится в суд и заставит ее исполнять договор.
Второй пример. Наталья Андреева в очередной раз договорилась со своим сослуживцем Алексеем Кузнецовым о том, что она продаст ему энциклопедию Брокгауза и Эфрона по определенной цене, о чем был подписан договор. На нем настоял Кузнецов, давно мечтавший о приобретении энциклопедии. Он боялся, что коллега вновь передумает. Так и случилось: Андреева вскоре заявила, что она не может продать ему книги, поскольку хочет подарить их подрастающим племянникам. Кузнецов решил обратиться в суд, с тем чтобы заставить Андрееву выполнить договор, т. е. продать энциклопедию.
Поможет ли суд Илье и Алексею Кузнецову? А может, суд должен стать на сторону Лены и Натальи Андреевой?
В рассмотренных примерах отличие ситуаций в том, что между Леной и Ильей сложились отношения личные, т.е. не гражданско-правовые, а между Натальей Андреевой и Алексеем Кузнецовым – имущественные, или гражданско-правовые. Личные отношения состояли в том, что Лена и Илья договорились, что будут приходить в определенное время в определенное место; имущественные – в том, что сослуживцы договорились передать друг другу вещи и деньги (последние, по сути, тоже являются вещами, выполняющими роль платежного средства). Суд может заставить исполнить только те требования, которые к гражданскому праву имеют отношение.
Следовательно, суд откажет Илье в удовлетворении его требований. А вот требование Алексея Кузнецова будет удовлетворено. Наталья Андреева обязана продать книги и при этом не может ссылаться ни на какие обстоятельства личного характера.
Гражданское право имеет целью урегулировать имущественные отношения, т.е. установить, кому может (а кому не может) принадлежать имущество; когда и как оно может передаваться (в частности, как оформлять договор); каковы последствия неисполнения лицом своего обещания что-либо сделать, выраженного в договоре.
Отношения, являющиеся личными неимущественными, гражданское право не регулирует, но охраняет. Что является личными неимущественными отношениями? К таким отношениям относится, например, решение человека что-то делать или не делать (если эта деятельность не связана с имуществом); возможность иметь имя, а также право родителей дать ребенку любое имя; право на неприкосновенность частной жизни и т.д.
Гражданское право в эти отношения не вмешивается: так, ни в одном законе не сказано и не может быть сказано, какое имя в каждом конкретном случае можно давать ребенку, а какое – нельзя. Однако, если личные права кем-то будут нарушены, гражданское право тут же вмешается. В результате мы сможем пресечь нарушение и привлечь нарушителя к ответственности. Поэтому мы говорим, что гражданское право не регулирует, а охраняет личные неимущественные отношения, а вот имущественные – именно регулирует.
Гражданское право как отрасль подразделяется на несколько частей. Первая часть – это общая часть, нормы которой применяются ко всем отношениям. Затем идут вторая часть – обязательственные отношения, третья – наследственное право и международное частное право. Четвертая часть посвящена праву интеллектуальной собственности. Каждая часть включает большое количество (совокупность) норм, регулирующих сходные отношения.
Гражданское право можно подразделить и по другому принципу, исходя из сходства отношений, которые эти нормы регулируют. Такую совокупность норм можно назвать подотраслями гражданского права. Рассмотрим вкратце некоторые подотрасли гражданского права.
•Вещные права – права, на основании которых определяется принадлежность вещи тому или иному субъекту. Вещными правами является право собственности, а также иные, производные от права собственности права, которые называют ограниченными вещными правами.
•Обязательственные права – права, на основании которых осуществляется передача товаров от одних субъектов другим. Нод товаром мы понимаем не только вещи, но и имущественные права (например, право требовать от банка возврата вклада), и обязанности (например, свою обязанность вернуть долг мы можем с соблюдением требований закона передать другому лицу). Кроме того, под товаром понимаются работы и услуги. В нормах обязательственного права содержатся основания возникновения прав и обязанностей, а также ответственность за их неисполнение. Центральными в обязательственном праве являются нормы, относящиеся к договорам, порядку их заключения, изменения и расторжения (например, нормы, относящиеся к договору купли-продажи вещей; договоры об оказании услуг, в частности медицинских или юридических).
•Исключительные права – права на результаты интеллектуальной деятельности. Иначе эту подотрасль называют подотраслью интеллектуальной собственности. Очень важно понимать условность этого термина – на самом деле право собственности на результаты интеллектуальной деятельности не возникает, так как эти результаты не являются вещами. Так, например, стихотворение или повесть – это прежде всего система образов, мыслей, ассоциаций автора, т.е. то, что не является вещью, предметом материального мира. Но книга стихов или книга, в которой напечатана повесть, а также рукопись произведения – это уже вещи, и они могут быть предметом гражданских договоров.
Исключительные права делятся на 2 группы: во-первых, неимущественные (право автора на имя, на неприкосновенность произведения и др.), во-вторых, имущественные (право на опубликование, передачу по телевидению, размещение в сети Интернет и др.).
•Наследственное право – право, связанное с переходом имущества умершего человека к другим субъектам. Особенностью правоотношений, складывающихся в связи с наследованием, является то, что они возникают после смерти лица, воля которого имеет огромное влияние на эти отношения. Поэтому при наследовании как по закону, так и по завещанию важно выяснить, должным ли образом была зафиксирована воля наследодателя при его жизни.
•Личные неимущественные права. Эти права не регулируются, а только охраняются гражданским правом. Например, кто-то сильно оскорбил другого, задел его честь. Честь – это понятие нравственное. Оно правом не регулируется. Но можно потребовать принесения извинений за оскорбление через суд. Эта возможность гражданским правом предусмотрена. Можно также потребовать денежного возмещения за причиненный моральный вред.
Теперь поговорим о методе, которым регулируются гражданские права. Методом называют комплекс средств и способов воздействия на предмет отношений. Среди этих средств наибольшее значение имеют свобода воли, инициативность и равенство участников гражданских правоотношений. Связь между субъектами гражданских правоотношений возникает главным образом на основании договора; защита гражданских прав осуществляется судом способами, установленными ГК РФ.
Глава II. Основные принципы гражданского права и гражданское законодательство
2.1 Функции, цели и принципы гражданского права
Основная цель, или первая функция, гражданского права – обеспечить гражданский (товарный) оборот. Под гражданским оборотом понимается свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на территории страны и за ее пределы. Гражданский оборот включает свободное обращение товаров, переход их от одного лица к другому на основании договоров, наследования и другими способами. Гражданское право соответствующие отношения регулирует, т.е. определяет основные их параметры. Например, устанавливает порядок заключения договоров, называет те условия договоров, которые обязательно должны быть предусмотрены в соответствующем договоре. Так, право собственности на вещь переходит путем ее передачи от продавца к покупателю. В то же время в ГК РФ предусмотрено, что стороны договора могут решить этот вопрос иначе (например, указать, что право собственности на вещь переходит в момент заключения договора).
Вторая функция – охранительная. Гражданское право содержит способы защиты нарушенных прав субъектов отношений. Скажем, если одно лицо причинило вред другому, то тот, кто причинил вред, должен либо восстановить положение, которое существовало до причинения вреда, либо возместить потери, возникшие от причинения вреда. Например, во дворе играли в футбол. После одного удара мяч полетел не в ворота противника, а в окно жильца дома. Тот, кто послал мяч в окно, должен либо заново застеклить окно, либо оплатить расходы жильца по восстановлению окна.
Как и любая отрасль права, гражданское право имеет определенные принципы, т.е. основные начала, наиболее общие положения, которые подлежат применению в обязательном порядке.
Назовем наиболее важные принципы гражданского права.
Юридическое равенство участников. Юридическое равенство означает, что с точки зрения гражданского права участники соответствующих отношений, независимо от их экономического положения, имеют равные возможности приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности.
Недопустимость произвольного вмешательства в частные дела. Этот принцип означает, что государство не должно вмешиваться в частные отношения произвольно, т. е. когда ему вздумается, и не имея на такое вмешательство оснований. Конечно, есть случаи, когда вмешательство государства необходимо. Но эти случаи должны быть предусмотрены законом. Так, например, какой-либо государственный орган не имеет права обязать граждан и организации заключать договоры и устанавливать, какие именно. Не может такой орган, по общему правилу, указывать, какие в договоре должны быть условия. Но есть законы, которые разрешают государственным органам это делать (скажем, когда речь идет о закупках товаров для государственных нужд). Специальным законом предусмотрены порядок заключения таких договоров и их основные условия, а также порядок исполнения договоров. Государство вмешивается также в отношения сторон в случае, если они действуют в нарушение закона. Государство борется с отмыванием (легализацией) незаконно полученных денег (например, от продажи наркотиков).
Неприкосновенность собственности. Закон закрепляет определенные основания приобретения и прекращения права собственности. Никто не имеет права нарушать это право и тем более лишать собственника его права на вещь. Изъятие имущества возможно только через суд в случаях и по основаниям, предусмотренным законом.
Свобода договора. Этот принцип означает, что субъекты гражданских правоотношений имеют право заключать любые договоры по своему усмотрению. Конкретный тип договора, как правило, предусмотрен ГК РФ и другими законами. Но возможно заключать и договоры, законами не предусмотренные. Такие договоры в ГК РФ называются непоименованными. Однако подобные договоры должны соответствовать общим началам и принципам гражданского права.
Свобода предпринимательства. Каждому лицу предоставлено право решать по собственному усмотрению, заниматься либо не заниматься предпринимательской деятельностью и в какой форме – индивидуально либо в составе какой-либо организации (юридического лица).
Запрет злоупотребления правом. Злоупотребление правом означает его использование не во благо, а во вред, как правило, другому лицу. Например, каждый гражданин имеет право в своей квартире слушать музыку, смотреть телевизор, включать магнитофон и др. Но когда это делается только для того, чтобы включенный на полную громкость телевизор мешал соседям отдыхать, то такие действия будут свидетельствовать о злоупотреблении правом. Соседи могут обратиться в суд за защитой и просить возместить им, например, моральный вред. Если злоупотребление правом будет установлено, то суд вполне может удовлетворить просьбу заявителей.
Свобода осуществления гражданских прав. Этот принцип означает, что каждый субъект, которому принадлежит какое-либо гражданское право (право собственности, право быть автором произведений, право заключать договоры, право передавать либо получать имущество по наследству и др.), может по своему усмотрению использовать либо не использовать право, а в случае использования может делать это только по собственной воле в собственном интересе.
2.2 Гражданское законодательство
Гражданское законодательство состоит из содержащих нормы гражданского права законов, т.е. актов, принимаемых федеральными органами государственной власти либо органами государственной власти субъектов Федерации, а также нормативных правовых актов, принимаемых муниципальными образованиями. Есть еще акты, которые принимают Президент РФ (указы) и исполнительные органы государственной власти: Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Федерации. Право издавать нормативные правовые акты имеют также министерства (ведомственные нормативные акты). Такие акты называют источниками гражданского права.
Для того чтобы ответить на вопрос о том, какой нормативный акт имеет большее (а какой – меньшее) значение и как следует их применять, необходимо рассмотреть иерархию источников, с которой вы уже знакомились, изучая данный курс в 10 классе. (Вспомните ступеньки лестницы, на которой источники права располагаются в порядке убывания их юридической силы.)
На первом месте в иерархии источников гражданского права находится Конституция РФ, а затем международные конвенции и соглашения, в которых участвует Россия. Конституция и ГК РФ установили приоритет норм международных конвенций перед национальными нормами. В случае противоречия норм национальных нормативных правовых актов международно-правовым применению подлежат нормы международных конвенций и соглашений.
На второй ступеньке в иерархии источников гражданского права – федеральные законы. Это акты, принимаемые Государственной Думой, одобряемые Советом Федерации и подписываемые Президентом РФ. ГК РФ – один из наиболее важных федеральных законов.
Третью ступеньку иерархии источников занимают указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Их называют иными правовыми актами. Эти акты не должны противоречить федеральным законам, иначе они не будут применяться.
Четвертая, последняя ступенька иерархии – иные нормативные правовые акты – акты федеральных органов исполнительной власти – различных министерств и ведомств. Эти акты должны соответствовать всем вышестоящим источникам.
Следует отметить, что в соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство отнесено к ведению Российской Федерации. Источники гражданского права содержат правовые нормы, которые по-разному воздействуют на гражданские отношения. Выделим два основных типа гражданско-правовых норм – императивные и диспозитивные.
Императивные нормы должны применяться в точном соответствии с их содержанием. Например, членами кооператива могут быть граждане, достигшие 16 лет. Значит, подростка в 15 лет в кооператив принимать нельзя. Или в закрытом акционерном обществе может быть не свыше 50 акционеров. Иные варианты поведения не допускаются. При передаче автором его произведения для использования третьими, т.е. иными, лицами заключаться может только авторский договор, и никакой иной.
Диспозитивная норма также содержит определенный вариант поведения участников соответствующего отношения. Но этот вариант будет применяться только в том случае, если договором не предусмотрено иное. В данном случае сторонам предоставлено право изменить содержание нормы. Например, обязательства должны исполняться точно в назначенный срок, если договором не предусмотрено иное. Договором может быть предусмотрено, что обязательство может быть исполнено досрочно. Как видим, диспозитивная норма предоставляет лицам, ее применяющим, право выбора – либо применять норму в соответствии с ее содержанием, либо изменить ее содержание волей сторон договора.
Отношения, возникающие между людьми, как правило, предусмотрены законодательными актами. Однако бывают случаи, когда какие-то отношения не подпадают под действие законодательного акта, не охватываются им, т. е. существует пробел в правовой регламентации. Но есть акты, которые регулируют сходные отношения. Для таких случаев в гражданском праве предусмотрена возможность воспользоваться актом, регулирующим сходные отношения. Такой способ получил название аналогии. В приведенном нами примере применена аналогия закона. Есть еще один вид аналогии – аналогия права. Аналогия права применяется, когда нет даже похожих нормативных актов, – мы решаем проблему исходя из общих начал и смысла гражданского права.
2.3 Основные права от рождения до достижения совершеннолетия
Правовой статус – это Ваше положение в мире права. По мере взросления Вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность – меняется Ваш статус. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
С рождения ребёнок имеет права:
1. на имя, отчество, фамилию (ст. 58 Семейного Кодекса РФ);
2. на гражданство (ст. 6 Конституции РФ, ст. 12 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации»);
3. жить и воспитываться в семье ( ст. 54 СК РФ);
4. на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст.55 СК РФ);
5. на защиту (ст. 56 СК РФ);
6. получение содержания от своих родителей и других членов семьи (ст. 60 СК РФ).
с 6 лет добавляются:
Права:
- совершать мелкие бытовые сделки, совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной
регистрации; совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или
другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или свободного распоряжения (ст. 28 Гражданского Кодекса РФ)
с 8 лет добавляются:
Права:
- на участие в детском общественном объединении.
с 10 лет добавляются:
Права:
- на учет своего мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы (ст. 57 СК РФ);
- быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
- давать согласие на изменение своего имени и фамилии (ст. 59, 134 СК РФ), на восстановление в родительских правах кровных родителей (ст.72 СК РФ), на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 132 СК РФ).
с 14 лет добавляются:
Права:
1. получить паспорт гражданина Российской Федерации (п.1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации);
2. самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав (ст. 56 СК РФ);
3. требовать отмены усыновления (ст. 142 СК РФ);
4. давать согласие на изменение своего гражданства(глава 5 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации»;
5. требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ);
6. работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей не более 4х часов в день с легкими условиями труда(ст. 92ТК РФ);
7. заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих - самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами; - самостоятельно осуществлять права автора произведений науки, литературы или изобретения, или другого результата своей интеллектуальной деятельности; -вносить вклады в банки и распоряжаться ими (ст. 26 ГК РФ);
8. участвовать в молодежном общественном объединении.
с 15 лет добавляются:
Права:
работать с согласия профсоюза не более 24 часов в неделю на льготных условиях, установленных трудовым законодательством (ст. 92 ТК РФ).
с 16 лет добавляются:
Права:
- вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления ( в некоторых субъектах Федерации законом может быть установлен порядок вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет) (ст. 13 СК РФ);
- работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 92 ТК РФ);
- быть членом кооператива (ст. 26 п.4 ГК РФ);
-управлять мопедом по дорогам, учиться вождению автомобиля (п.2 ст. 25 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения»;
- быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей) (ст. 27 ГК РФ).
В 18 лет человек становится совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.
Дальнейшие ограничения прав по возрасту связаны с занятием ответственных государственных должностей:
·стать депутатом Государственной Думы можно с 21 года;
·судьей Федерального районного суда – с 25 лет;
· Президентом Российской Федерации – с 35 лет.
Глава III. Практическая часть
3.1 Анализ результатов анкетирования учащихся 10-11 классов
В практической части нашего исследования было проведено анонимное анкетирование среди учащихся 10-11 классов. С этой целью была разработана анкета из 9 вопросов. Всего в социологическом опросе методом анкетирования приняло участие 25 учащихся. По итогам анализа результатов анкетирования нами сформулированы следующие выводы:
- На вопрос «Знаешь ли ты свои гражданские права, которыми ты обладаешь?», утвердительно ответили 7 человек, что составило 28%, отрицательно ответили 8 человек (32%), и «частично знают» ответили 10 человек, что составило 40%.
Вывод: Таким образом, большинство учащихся ответили, что частично знают свои права.
- На вопрос : «Как ты считаешь, что важнее: исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав? 8 человек (32%) ответили «исполнять свои обязанности», 12 человек (48%) ответили «требовать соблюдения своих прав», и также 2 человек (8%) выбрали вариант ответа «и то и другое одинаково важно» и 3 человека, что составило 12% ответили « другое».
Вывод: Таким образом, большинство учащихся ответили, что важнее требовать соблюдения своих прав.
- На вопрос: « От кого ты узнаёшь о своих гражданских правах ?»
- 7 человек (28%) ответили « от родителей»;
- 10 человек, что составило 40% узнают о своих правах от учителей ;
- 2 человека ( 8%) ответили, что узнают от друзей;
- 4 человека (16%) ответили из интернет-источников;
- 2 человека (8%) ответили «другое».
Вывод: Анализ результатов показал, что большинство учащихся узнают о своих гражданских правах от учителей.
4. На вопрос: «В семье, в школе, во дворе тебе часто напоминают о твоих гражданских правах и обязанностях?» 12 человек (48%) ответили « часто», 6 человек (24%) ответили « редко», и 7 человек (28%) ответили « совсем не напоминают».
Вывод: Большинство учащихся отмечают, что им часто напоминают об их правах.
- На вопрос: «Знаешь ли ты какие-либо законы, в которых упоминаются твои гражданские права?-16 (64%) учащихся ответили утвердительно, и 9 человек (36%) ответили отрицательно.
Вывод: Большинство учащихся информированы о законах, в которых упоминаются гражданские права.
- На вопрос: «Хотел бы ты получить более подробную информацию о своих правах?» - 21 человек (84%) ответили « Да», и 4 человека (16%) ответили «Нет» .
Вывод: Большинство учащихся хотят получить дополнительную подробную информацию о своих правах.
- На вопрос: «Уважают ли твои права как ребенка и человека дома, в семье?» - 23 человека ответили «Да» , что составило 92% , и 2 человека (8%) ответили «Нет».
Вывод: большинство опрошенных учащихся ответили положительно, что в семье уважают их права.
8. На вопрос: «Соблюдаются ли твои права в твоей школе?» - ответы распределились следующим образом:
- соблюдаются «всегда» или «почти всегда»- 15 человек (60%)
- «не соблюдаются никогда» или « почти никогда» -6 человек (24%)
- затрудняюсь ответить -4 человек (16%)
Таким образом, большинство учащихся положительно ответили о соблюдении их прав в школе
Заключение
Гражданское право — система правовых норм, составляющих основное содержание частного права и регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на независимости и имущественной самостоятельности их участников, методом юридического равенства сторон в целях наделения частных лиц возможностями самоорганизации их деятельности по удовлетворению своих потребностей и интересов.
Гражданское право занимает центральное место среди правовых отраслей, регулирующих имущественные отношения. Подтверждением его ключевой роли служит, например, тот факт, что именно нормы гражданского права применяются к семейным, трудовым, природоресурсовым и природоохранным отношениям в случае пробелов в соответствующем специальном законодательстве. Гражданское право имеет дело с имущественными отношениями. Под имущественными обычно понимают такие общественные отношения, которые возникают по поводу различного рода материальных благ, т.е. вещей, работ, услуг и иного имущества в широком смысле этого слова.
В системе российского права все отрасли функционально взаимосвязаны. Их разграничение вызывается характером тех отношений, которые они регулируют, а также необходимостью избрания для их регламентации особых начал, способов и приемов. В работе были рассмотрены взаимосвязи гражданского права с другими отраслями права. В данной исследовательской работе проанализированы различные источники информации – Гражданский кодекс РФ и Конституция РФ, разнообразные учебные и методические материалы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Таким образом, наука гражданского права охватывает достаточно широкую сферу деятельности. Она изучает и вырабатывает предложения по осуществлению правовой реформы в России, исследует нормы права, правовые институты и конкретные правоотношения, обобщает практику правоохранительных и законодательных органов, активно участвует в законотворческой деятельности.
В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди подростковой среды. С раннего детства каждый ребенок — личность с индивидуальными чертами характера, желаниями, способностями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами.
Знание прав — это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность раскрыться как личность, самореализоваться.
Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, за наилучшее его обеспечение. В школе задача педагога познакомить родителей с законодательными актами, направленными на защиту прав и достоинств ребенка. Уже в раннем возрасте детям необходимо прививать основы правовых знаний, при этом формируя четкое представление не только о правах, но и об обязанностях, ответственности. Важно воспитывать обучающихся в духе неукоснительного соблюдения законов. Сегодня многие школьники имеют недостаточный уровень правовых знаний, умений, опыта законопослушного поведения, правовой компетентности. Поэтому необходимо:
- Правовое просвещение субъектов образовательных отношений.
- Популяризация идей нормативных и правовых документов через проведение социально значимых акций, образовательных и творческих мероприятий (Всемирной Декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка).
- Формирование у обучающихся потребности в информировании своих гражданских прав и соблюдении правовых норм как основы способности противостоять вредным привычкам и негативным тенденциям.
- Основными формами правового просвещения учащихся являются лекции по правовой тематике; правовые беседы; вечера вопросов и ответов; диспуты, предметом которых является разъяснение прав, это позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать свое отношение к ним; наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи).
Список использованной литературы
- Конституция Российской Федерации.
- Гражданский Кодекс Российской Федерации.-1994.
- Анисимов А. П., Козлова М. Ю., Рыженков А. Я. Гражданское право. Особенная часть. Учебник для СПО. В 2-х томах. Том 1. М.: Юрайт, 2019. 352 с.
- Белов В. А. Гражданское право. В 4 томах. Том 3. Особенная часть. Абсолютные гражданско-правовые формы. В 2 книгах. Книга 1. Формы отношений принадлежности вещей. Учебник. М.: Юрайт, 2017. 320 с.
- Гражданское право. Учебник. В 2 томах. Том 2 / под ред. Степанова С. А. М.: Проспект, 2019. 928 с.
- Корякин В. М., Тарадонов С. В. Гражданское право в схемах. Общая часть. Учебное пособие. М.: Проспект, 2020. 288 с.
- Михайленко Е. М. Гражданское право. Общая часть. Учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2020. 416 с.
- Российское гражданское право. В 2 томах. Том 2. Обязательственное право / под ред. Суханов Е. А. М.: Статут, 2016. 1208 с.
- Фомичева Н. В., Строкова О. Г. Гражданское право. Общая часть. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. М.: Юрайт, 2019. 408 с.
Приложение 1.
Рис.3.1.1. Информированность о Рис.3.1.2. Определение выбора
своих правах
Рис.3.1.3 Источники информирования Рис.3.1.4. Напоминание о гражданских о своих правах правах
Рис.3.1.5 Информированность о законах Рис.3.1.6 Потребность в получении
по гражданскому праву информации о своих правах
Рис.3.1.7 Уважение прав дома, в семье Рис.3.1.8 Соблюдение прав в школе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательский проект студентов отделения "Хоровое дирижирование" "Летопись ДХО" . Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексеевна
Научно-исследовательский проект студентов отделения "Хоровое дирижирование" "Летопись ДХО" . Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана А...
Информационный исследовательский проект «Памятка первокурснику» Авторы проекта: преподаватели Изосимова С.А., Померанцева И.В. и студенты II курса специальности «Хоровое дирижирование» Вишникина О., Моргунова М., Рубанова К.
Информационный исследовательский проект «Памятка первокурснику» Авторы проекта: преподаватели Изосимова С.А., Померанцева И.В. и студенты II курса специальности «Хоровое дирижирование» Вишникина О., М...

Проект на тему "Реализация требований ФГОС на уроках истории и обществознания через исследовательскую деятельность студентов "
"Учебный процесс в условиях введения ФГОС на примере уроков истории и обществознания". Прилагается теоретическая часть и презентация....

МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА
Метод проектов на уроках истории как один из способов организации исследовательской деятельности студентов первого курса...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ, КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Сегодня история, как наука, стремительно продвигается в различных направлениях. И в век громадного количества информации преподаватель обязан поспевать за этим вектором.В рамках данной статьи попробуе...
Лекция для группы 2Т(9)-18д по учебной дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности на тему "Подготовка отчета по разработке учебно-исследовательского проекта"
Лекция для группы 2Т(9)-18д по учебной дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности на тему "Подготовка отчета по разработке учебно-исследовательского проекта"...

Исследовательская проект в Международном конкурсе научно-исследовательских работ «SCIENTIFIC DISCOVERIES AND INNOVATIONS»
Исследовательская проект в Международном конкурсе научно-исследовательских работ «SCIENTIFIC DISCOVERIES AND INNOVATIONS»...








