Главные вкладки

    Заполнение представлений

    Герберг Анна Николаевна

    Здравствуйте, коллеги. Испытываю затруднения при заполнении представления на ПМПК. Поделитесь, пожалуйста, шаблонами для описания нарушений внимания, восприятия, памяти.

     

    Комментарии

    Аушева Елена Валерьевна

    у меня в домашнем компе нет такого, посмотрю на работе. Можно подробней описать: возраст и класс?
    Аушева Елена Валерьевна

    Примерная схема психолого-педагогической характеристики Характеристика на Ф.И.О._____________________________________ ОУ№____________ Диагноз: (если есть заключение ОПМПК) Сведения о семье. Возраст родителей, состав семьи, условия воспитания, профессии родителей. Тип детско-родительских отношений (гиперопека, авторитарность, гармонические отношения, попустительский стиль воспитания, отвержение) 1. Личностно-характерологические, типологические и эмоционально-волевые особенности Активный, подвижный – инертный, медлительный. Спокойный, уравновешенный – возбудимый, неуравновешенный Общительный – замкнутый Вступает в контакт (легко, охотно, медленно, с трудом) Неречевой Речевой Отношение к лидерству в группе сверстников (стремится к первенству, признается другими за лидера, официальный или неформальный лидер) Проявляет ли инициативу в играх, занятиях или следует примеру других, или пассивен. Отношение к товарищам (конфликтное, дружелюбное, доброжелательное) Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др. Преобладающее настроение на занятиях (жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка) В быту Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня Имеются ли трудности поведения и как они проявляются. Проявляются ли элементы негативизма, агрессивности. Характер волевой сферы (развита достаточно, слабая) Проявляет ли ребенок настойчивость при встречающихся трудностях Интересы и склонности. В каких видах деятельности они проявляются. Способности ребенка. Отношение ребенка к ведущей деятельности (активность, заинтересованность, трудолюбие, аккуратность; пассивность, безразличие, небрежность) Активность речевого общения (соответствует норме, повышена, снижена, отмечается замкнутость, негативное отношение к речевому общению, проявления аутизма). 2. Психологические особенности Особенности внимания Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается) Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей) Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная) Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий) Особенности памяти Запоминает быстро или медленно, с трудом Запоминает надолго, быстро забывает Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная) Отмечаются ли трудности в запоминании новых слов, синтаксических конструкций, текстового материала Интеллектуальное развитие Ориентирование в быту, развитие навыков самообслуживания Запас знаний об окружающем мире, о живой и неживой природе, о явлениях природы, о причинно-следственных связях в природе Уровень сформированности представлений о себе, о своей семье Уровень зрительной ориентировки на свойства и качества предметов: цвет, форму, величину, пространственные отношения, целостное восприятие предмета Состояние наглядно-действенного (на практике) и наглядно-образного (творчество) мышления Элементы развития логического мышления Недостаточность процесса обобщения, снижения уровня обобщения; Лабильность (повышенная истощаемость, неустойчивый способ выполнения, ускорение темпа) Инертность (чрезмерная обстоятельственность, детализированность, вязкость, выраженная тугоподвижность) Разноплановость (рассуждения о предмете в разных плоскостях) Нарушение критичности Резонерство («глубокое рассуждение о мелком предмете»; ограниченность словаря, эгоцентризм, шаблонность) Нарушение саморегуляции (невозможность целенаправленно организовывать мыслительные действия; нарушение последовательности действий) Уровень сформированности речи Состояние артикуляционного аппарата (дизартрия), занимается ли с логопедом Активный словарный запас (малый, достаточный) Общий уровень развития речи (наличие фразовой речи: использует распространенные фразы, употребляя различные синтаксические конструкции и обороты; фразы односложные, предложения не распространенные) Сформированность грамматического строя речи (нарушение грамматического строя речи, согласованности частей речи, нарушение слоговой структуры) 3. Работоспособность на занятиях Включается в работу (быстро, медленно, с трудом) Во время занятий работает сосредоточенно или отвлекается Характер отвлечения (на внешние раздражители, в отсутствие раздражителей) Спад работоспособности отмечается (через 5-10 минут после начала занятия, к середине занятия, к концу занятия) Утомление наступает (в начале, в середине, в конце занятий) Субъективные и объективные признаки утомления (спад работоспособности, повышенная отвлекаемость, понижение качества работы, увеличение количества ошибок, полный отказ от работы, жалобы на усталость, появление головокружения, головных болей и т.д.) Общее заключение: (общий уровень психического развития соответствует возрастному уровню, ниже возрастного уровня. На первый план выступает незрелость….. Поведенческие нарушения….. Трудности социализации…. и т.д.). Дата Подпись
    Герберг Анна Николаевна

    Елена Валерьевна, спасибо большое. Что-то похожее я уже встречала у Вильшанской. В наших бланках необходимо заполнять графы "восприятие", "внимание", "память". А вы по этой схеме составляете представление в описательном варианте или бланком-схемой?
    Эпова Татьяна Викторовна

    Здравствуйте Анна Николаевна, зайдите на новую страничку ПМПк, может вам подойдет материал который там размешен.
    Герберг Анна Николаевна

    Татьяна Викторовна, большое спасибо. Страничка замечательная. Формы представлений у нас такие же, а вот материал для заполнения - находка для меня, помощь в моей работе.
    Корнильцева Ольга Николаевна

    Здравствуйте,Анна Николаевна!Я работаю в коррекционном детском саду и тоже составляю характеристики на детей для ПМПК.От нас требуется конкретность и лаконичность,все данные должны потверждаться результатами диагностик.Итак:Внимание - трудность его привлечения (как проявляется на занятии),невозможность длительной активной концентрации (указываю сколько времени может ребенок сосредоточиться на объекте),быстрой и легкой отвлекаемостью (указываю на какой минуте занятия наступает отвлекаемость,успешно ли ребенок включается в работу),неустойчивостью (указываю как часто я применяю специальные слова для сохранения внимания втечение всего занятия),рассеянностью (как проявляется,какие ошибки допускает,снижение темпа работы),низким объемом (сколько однородных предметов может воспринимать одновременно). Восприятие - скорось восприятия (сколько времени рассматривает объект),объем восприятия (сколько одновременно воспринимает предметов),узость восприятия (указываю ошибки при восприятии сложных предметов),пространственное восприятие(в чем выражается),ориентировка в пространстве (указываю ошибки).Память- указываю точность запоминания и воспроизведения и объем.Можно указать какой вид памяти развит лучше (если есть).
    Корнильцева Ольга Николаевна

    Здравствуйте,Анна Николаевна!Я работаю в коррекционном детском саду и тоже составляю характеристики на детей для ПМПК.От нас требуется конкретность и лаконичность,все данные должны потверждаться результатами диагностик.Итак:Внимание - трудность его привлечения (как проявляется на занятии),невозможность длительной активной концентрации (указываю сколько времени может ребенок сосредоточиться на объекте),быстрой и легкой отвлекаемостью (указываю на какой минуте занятия наступает отвлекаемость,успешно ли ребенок включается в работу),неустойчивостью (указываю как часто я применяю специальные слова для сохранения внимания втечении всего занятия),рассеянностью (как проявляется,какие ошибки допускает,снижение темпа работы),низким объемом (сколько однородных предметов может воспринимать одновременно). Восприятие - скорось восприятия (сколько времени рассматривает объект),объем восприятия (сколько одновременно воспринимает предметов),узость восприятия (указываю ошибки при восприятии сложных предметов),пространственное восприятие(в чем выражается),ориентировка в пространстве (указываю ошибки).Память- указываю точность запоминания и воспроизведения и объем.Можно указать какой вид памяти развит лучше (если есть).
    Герберг Анна Николаевна

    Ольга Николаевна, здравствуйте. Спасибо за конкретное, лаконичное и очень понятное описание психических процессов. Теперь я лучше понимаю на что следует обращать внимание при диагностике. Надеюсь, что со временем научусь диагностировать быстро и качественно. Ольга Николаевна, а по каким методикам вы диагностируете восприятие, внимание и память? Сколько в общей сложности длится процедура? Или вы делите ее на части? А память вы диагностируете по видам - зрительная, слуховая, моторная или по качеству "кратковременная" - "долговременная"? И еще, может быть вы сможете подсказать критерии, по которым можно отделить произвольную память от непроизвольной.
    Корнильцева Ольга Николаевна

    Анна Николаевна!В нашем детском саду коррекционного вида диагностика проводится по Стребелевой.Штрассмайеру.Конечно, диагностика психических процессов- это специально организованное мероприятие,с учетом здоровья, самочувствия, желания ребенка работать с воспитателем,с каждым ребенком все очень индивидуально.Для нас важны процессы памяти - запоминание, хранение, воспроизведение и узнавание,забывания.От развитости этих процессов зависит успеваемость детей,продвижение по программе.Кратковременная и долговременная память страдает в равной степени у этих детей.Говоря о видах памяти (образная,словесно-логическая, сенсорная,эмоциональная)-они так же нарушены, в разной степени.И если развита какая-либо из них,особенно по сенсорной модальности - зрительная, слуховая, моторная,то она является помощницей при развитии процессов памяти.Мы не оперируем понятиями произвольной и непроизвольной памяти,т.к это зависит от наличии цели,хочет запомнить ребенок-запомнит, не хочет -не запомнит.Перед нами цель,чтобы ребенок не только запомнил, а правильно запомнил, правильно воспроизвел ее и сохранял как можно дольше.
    Герберг Анна Николаевна

    Здравствуйте, Ольга Николаевна. Спасибо за подробный ответ, для меня это важно и очень ценно. Я на некоторое время отключалась от рабочего процесса, теперь вхожу в рабочий ритм. Вам теплой весны и хорошего настроения.

    Для диагностики использую "Карту наблюдений" Зинкевич - Евстигнеевой, Нисневич в модификации Петровой. 

    Выдержка из диагностики:

     

    Из результатов диагностики видно:

    Низкий уровень развития;

    • 2балла – зрительное восприятие -  ребенок видит разницу между цветами, различие предметов по форме и величине (иногда ошибочно, но может найти такой же), но не владеет сенсорными эталонами цвета, формы, величины; не соотно­сит и не использует в деятельности различные сенсорные эталоны.
    • 2,5 балла- обоняние - ребенок ощущает неодинаковость запахов, но не соотносит их с качественными характеристиками
    • 2,5 балла – ориентация в пространстве - ориентируется только в небольшом, хорошо знакомом пространстве, попадая в иные условия, нуждается в посторонней помощи.

    Средний уровень:

    • 3 – слуховое восприятие - дифференцирует голоса знакомых людей; после предварительной демонстрации 2 – 3-х  контрастно звучащих предметов  (барабан, колокольчик и т.д.) может определить на слух, что звучало.
    • 3,5 балла – тактильное восприятие – ребенок чувствует разницу в ощущениях, возникающих от прикосновения к объекту (иначе, чем другой), но не соотносит их с эталонами.
    • 3,5 балла - восприятие вкуса - ощущает неодинаковость вкусовых качеств, может на вербальном или невербальном уровне выразить свое отношение к конкретным вкусовым ощущениям (как положительное, так и отрицательное).....................

     

     

     

    ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

    Коллеги! Вы очень подробно всё расписываете. Спасибо, что поделились.