Рыкова Елена Александровна

Сайт учителя начальных классов и классного руководителя

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

Профессия: Учитель начальных классов

Профессиональные интересы: Развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии

Увлечения: Чтение, поэзия, театр, кулинария

Регион: Ямало-Ненецкий АО

Населенный пункт: Город Лабытнанги

Место работы: МАОУ СОШ № 1

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/rykova-elena-aleksandrovna
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.
Л.Н.Толстой


О себе

Родилась в 1975 году в Восточном Казахстане. В 1984 году семья переехала в г. Тобольск Тюменской области. Там закончила школу, поступила в Тобольский государственный педагогический институт. В 1997 году закончила ВУЗ, по распределению уехала на Крайний Север в город Лабытнанги. С 1997 года началась моя трудовая деятельность. Стаж педагогической деятельности - 15 лет. На данный момент высшая квалификационная категория. В МОУ СОШ № 1 работаю с 2006 года. В своем классе также веду группу продленного дня. Замужем, воспитываю сына и дочь

Книги, которые сформировали мой внутренний мир


Мой взгляд на мир

Все, что ни делается - делается к лучшему!!!

Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к себе

Мои достижения

 

2007 г. – диплом участнику школьного конкурса «Учитель года-2007» в номинации «Педагог – исследователь»

2008 г. – Почетная грамота МУ «Управление образования» «За многолетний и добросовестный труд на ниве просвещения. За достигнутые высокие результаты в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, в интересах человека, общества, государства»

2008 г. –Диплом Всероссийского конкурса «Современный классный руководитель» «За инновационные методы работы с классом»

2010 г. – Диплом Всероссийского Фестиваля «Открытый урок» «За предоставление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале «Открытый урок»

2010 г. – Диплом лауреата муниципального конкурса педагогического мастерства в номинации «Учитель года» за высокий уровень педагогического мастерства, творчество, индивидуальность и преданность  профессии

2010 г. – Диплом призера окружного конкурса учебно-методических разработок «Педагогический олимп»

2011 г. – Благодарность «За подготовку призера школьного этапа Всероссийского игрового конкурса по естествознанию «Человек и природа» и активное содействие в организации конкурса в 2011 г.

2011 г. – Благодарность Оргкомитета V дистанционного турнира первоклассников школ развивающего обучения «За подготовку лауреата турнира»

2011 г. – Свидетельство «За подготовку 10 лауреатов в «Зимнем туре» Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» в номинации «Начальная школа»

2009 г. – участие в конкурсе на денежное поощрение лучших учителей муниципального образования – победитель;

2010 г. – участие в конкурсе на денежное поощрение лучших учителей муниципального образования – победитель;

2008 г. – диплом Всероссийского конкурса «Я-исследователь» «За подготовку призера в секции «Загадки гидросферы, атмосферы»

2009 г. – диплом  II степени Всероссийского конкурса «Я-исследователь» за работу «Магия улыбки и смеха»

2010 г. –грамота «За подготовку призеров конференции исследовательских и творческих работ в 2009-2010 учебном году

2010 г. – IIIместо на Всероссийском конкурсе «Первые шаги в науку» за работу Просекова Павла «Магия улыбки и смеха»

2011 г. – специальный диплом «За научную обоснованность работы» в муниципальном этапе IVОкружного заочного соревнования юных исследователей «Ступень в будущее. Юниор»

 

Руководитель городской и школьной секции учителей, работающих по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова;

Член группы по формированию коммуникативной компетентности обучающихся начальной школы;

Член Федеральной экспериментальной площадки Академии повышения и квалификации и переподготовки работников образования по теме «Методическая компетентность учителя развивающего обучения»;

В составе проблемной группы разработала положение о безотметочном оценивании обучающихся 2-3 классов;

Обобщила опыт по теме «Постановка учебной задачи на уроках русского языка», написала методические рекомендации по проведению уроков постановки учебной задачи;

Член экспертной группы по проведению единого муниципального теста выпускников детских садов – ежегодно;

Член экспертной группы по аттестации учителей начальных классов на первую и высшую категорию - ежегодно;

Член комиссии по проверке олимпиадных работ на муниципальном уровне – ежегодно;

2010 г. Мастер-класс на муниципальном уровне на тему «Решение открытых задач»;

Моё портфолио

Моя педагогическая деятельность началась в 1997 году, после окончания Тобольского государственного педагогического института по специальности «Учитель начальных классов с правом преподавания мировой художественной культуры в старших классах». Трудовой и педагогический стаж – 15 лет.

В начале своей педагогической деятельности осуществляла преподавание по традиционной системе обучения. Работая по традиционной программе обучения поняла, что данная программа не обеспечивает в должной степени и в полной мере развития младших школьников. В мае 2001 года прошла курсовую переподготовку в Ямало-Ненецком окружном институте усовершенствования учителей по теме: «Технология обучения младших школьников по программе «Школа 2100». В 2001 – 2002 учебном году начала работать по образовательной программе «Школа 2100». В процессе освоения и внедрения в обучение личностно – ориентированных, культурно – ориентированных и деятельностно – ориентированных принципов поняла, что эта развивающая программа «выращивает в ребенке творческие способности и потребности в творчестве, ориентируя его на самоопределение, поддерживает в ребенке все то, что связано с личностным развитием…»   

          В настоящее время  задача учителя – сформировать основные компетенции, которыми овладеет личность в процессе образования. Стандарты второго поколения диктуют нам не просто «транслировать» знания в голову ребенка, а научить его самостоятельно добывать их, использовать в повседневной жизни.

В основу образовательного процесса на 1 ступени обучения МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» положена система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Акцент делается на формирование прочных навыков учебной деятельности, на овладение учащимися устойчивой математической грамотности,  организована пропедевтика математической подготовки обучающихся за счет часов компонента образовательного учреждения и дополнительного образования.        

В МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» работаю с 01.09.2006 года. В сентябре 2006 года прошла повышение квалификации в Ямало-Ненецком окружном институте повышения квалификации работников образования по теме: «Основы компьютерной грамотности»; в ноябре 2006 года – стажировку в Открытом институте «Развивающее образование» в г. Москва на базе Экспериментального учебного комплекса «Школа развития» (Школа № 1113) по теме «Подведение итогов фазы «запуска» учебного года, проектирование образовательной среды класса РО»; в ноябре 2007 года – курсы повышения квалификации в г. Москва по теме «Организация учебного сотрудничества».

 С 2006 – 2007 учебного года осуществляю преподавание по   системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Тема самообразования: «Эффективность внедрения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова на первой ступени обучения». Постановка учебной задачи на уроках русского языка.

Цель моей педагогической деятельности  – обосновать и доказать  эффективность введения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

Задачи:

  • Изучить теоретический материал по данной проблеме.
  • Использовать в педагогической практике методы развивающего обучения.
  • Доказать эффективность введения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова в образовательный процесс.

         Главная цель развивающего обучения состоит в формировании истинно знающей, творчески мыслящей, нравственно действующей личности, имеющей свое оригинальное лицо, способной к саморазвитию, к самопознанию, к самосовершенствованию через раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей.

          Основоположниками системы развивающего обучения были выдающиеся ученые: Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, П. Я. Гальперин, Г. П. Щедровицкий, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин.

        Первая важнейшая способность, которая формируется у детей на уроке – это способность моделирования. Вторая важнейшая способность – инструментальная рефлексия: дети учатся видеть, как они действуют, важнейшим вопросом становится: каким способом нужно действовать, чтобы решить задачу.

 Одной из идей образовательной системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова является то, что во взаимодействии с учениками, со сверстниками формируется самооценка и рефлексия ребенка. Поэтому учитель должен владеть различными формами организации детей – индивидуальной, групповой, коллективной для того, чтобы организовать коллективный процесс мышления и деятельности. Поэтому на моих уроках ученики:

ü      Слушают друг друга.

ü      Продолжают мысль друг друга.

ü      Задают друг другу вопросы.

ü      Выявляют способы действия друг друга.

Учитель       в        системе        развивающего         обучения является другом детей, гуманистом, открытым для учащихся, ориентированным на сотрудничество. Стиль деятельности учителя – демократический, поощряющий. Я как учитель должна включаться в поисковую деятельность учеников и организовывать её «изнутри», став тем самым субъектом образовательного процесса. Считаю, что важнейшими качествами личности учителя развивающего обучения должны быть такие качества, как способность и потребность к рефлексии собственной деятельности, способность к сопереживанию, способность творчески решать возникшие противоречия, а также чувство юмора.

         Ученик в системе развивающего обучения является источником собственного развития, он – «маленький ученый», делающий свое собственное открытие. Ученик всегда успешен. Учитель и ученик в системе РО являются соучастниками образовательного процесса. Поэтому на своих уроках стараюсь в процессе решения учебной задачи я стараюсь быть помощником, другом, советчиком учеников, соучастником образовательного процесса. Одной из форм учебного процесса, позволяющей организовать деятельность учащихся, является коллективный диалог, который нужно правильно и грамотно организовать и поддержать. На мой взгляд, это является наиболее сложным компонентом мастерства учителя.

        Результатом правильного введения системы РО в образовательный процесс должна стать активная, инициативная, развитая, раскрепощенная, доверяющая себе, уверенная в собственной правоте, жизнеспособная личность младшего школьника. У ребенка должна появиться любовь к школе, положительная мотивация обучения, сотрудничество, психологическое, нравственное и духовное благополучие.

Если сравнить развивающее и традиционное обучение, то можно сделать выводы, что развивающее обучение существенно отличается от преподавания традиционного.

Во-первых, образом выпускника, который имеют в виду преподаватели. "Школа может преследовать две цели педагогики: либо школа растит хороших, дисциплинированных исполнителей, способных выполнять инструкции, либо готовит людей творческих, способных решать проблемные задачи. Развивающее обучение работает на вторую цель".

Во-вторых, развивающее обучение (далее РО) имеет совершенно иные теоретические основания. В основе традиционных теорий учения лежат такие понятия, как ассоциация, наглядность, слово и упражнение. Основные же понятия РО - задача и действие.

          Таким образом, считаю, что преподавание по образовательной системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова отвечает требованиям общества на современном этапе. Но преподавание данной программы должно идти непрерывным курсом с дошкольного обучения до 11 класса. Только в этом случае можно говорить об эффективности данной программы при обучении, воспитании и развитии ребенка.  

          С 2006 – 2007 учебного года осуществляю переход на безотметочное обучение. В первом классе дети осуществляют самооценку и взаимооценку по различным критериям: «Красота», «Правильность», «Трудность», «Аккуратность». На уроках стараюсь как можно больше давать положительную словесную оценку, постоянно создаю для детей «ситуацию успеха». Особое внимание уделяю детям с низким уровнем активности: поощряю любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Считаю, что это позволяет сохранить у детей положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к обучению.

            В 2007 – 2008 уч. году была руководителем школьного методического объединения учителей начальных классов, тема которого «Роль качества преподавания в формировании качества знаний обучающихся». Анализ работы за учебный год позволяет сделать вывод о том, что учителя начальной школы принимают активное участие в заседаниях методического объединения, семинарах, методических неделях, конкурсах различного уровня (см. Анализ работы методического объединения учителей начальных классов и буклет о работе методического объединения).

            С 2007 – 2008 уч. года являюсь руководителем городской, а в 2008 – 2009 уч. году – школьной проблемной группы учителей, работающих по системе развивающего обучения   Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

С 2008 – 2009 учебного года МОУ СОШ № 1 является экспериментальной площадкой Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования и науки Российской Федерации по теме: «Методическая компетентность учителя развивающего обучения», в состав которой я вхожу. 

В октябре 2008 года в рамках экспериментальной площадки в нашей школы прошел методический стартовый семинар под руководством профессора Моргорской Е.В., совместно с которой был составлен стратегический план развития МОУ СОШ № 1 на 2008 – 2011 годы. Следствием этой работы стала методическая неделя, в которой я приняла активное участие (выступила на заседании по теме «Система развивающего обучения и компетентностный подход», а также провела открытый урок литературного чтения по теме «Небылицы», где показала формирование ключевых компетенций обучающихся.            

         В 2008 – 2009 уч. году проблемная группа учителей, работающих по системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова разработала положение о безотметочном оценивании обучающихся 2 – 3 классов. Оценивание обучающихся происходит согласно данному положению.

         В декабре 2008 года обобщила опыт на уровне школы по теме «Постановка учебной задачи на уроках русского языка» и написала методические рекомендации по проведению уроков постановки учебной задачи на уроках русского языка во втором классе.

          На своих уроках стараюсь создавать комфортную психологическую обстановку, атмосферу успешности, что позволяет мне стимулировать у учащихся интерес к предметам, вводить в обучение альтернативные учебные пособия и методики, индивидуализировать и дифференцировать обучение, а, следовательно, обеспечивать успешность обучения каждого ученика.

          Стремлюсь к тому, чтобы моя педагогическая деятельность была успешной, чтобы она предотвращала неуспеваемость учащихся и способствовала осуществлению главной цели современной школы – развитию личности. 

         Для эффективного усвоения знаний и понятий на своих уроках организую такую познавательную деятельность учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика.

            В течение 2006 – 2009 годов принимаю активное участие городских и школьных мероприятиях: в мае 2007 года провела открытый урок чтения для будущих первоклассников,  воспитанников детского сада «Ромашка», в 2007 году провела открытый урок русского языка по теме «Пропуск орфограмм слабых позиций»  для молодых специалистов в рамках педагогического марафона. В сентябре 2006 года выступила на городском методическом объединении учителей начальных классов по теме «О системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова»; также неоднократно выступала на педагогических советах, семинарах, и на собрании с родителями будущих первоклассников, где рассказала об особенностях системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

            Динамика обученности по предметам позволяет сделать вывод о том, что показатели качества знаний обучающихся на протяжении 2006 – 2009 уч. годов стабильны, либо наблюдается рост качества знаний. Средний темп чтения по классу увеличился с 32 слов в минуту до 120 слов, превышает норму. Уменьшается количество учащихся, допускающих ошибки при чтении, 82% обучающихся не допускают ошибки. Динамика способа чтения позволяет сделать вывод о том, что показатели способа чтения целыми словами растут, что говорит о целенаправленной работе по формированию основ чтения слов целыми словами.

            С первого класса веду целенаправленную работу по формированию у обучающихся ключевых компетенций: коммуникативной, учебно-познавательной, информационной, компетенции личностного самосовершенствования. Динамика сформированности ключевых компетенций позволяет сделать вывод о том, что количество учащихся, обладающих, например, учебно-познавательной компетентностью, возросло с 1 до 13 человек (умение определять цели и порядок работы), с 4 до 17 человек (умение применять освоенные способы в новых ситуациях). Динамика сформированности коммуникативной компетентности говорит о том, что на первое полугодие 3 класса умеют сотрудничать, оказывать помощь другим 19 человек из 23, умеют работать в паре, группе 16 человек класса. Также растет количество обучающихся класса, обладающих информационной компетентностью с 0 человек в первом до 18 человек в третьем классе, что говорит об умении детей самостоятельно искать, анализировать, отбирать, сохранять и передавать информацию. Компетентностью личностного самосовершенствования, (т.е. умение анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности) обладают 19 человек класса (с 1 человека в первом классе). Этому способствует целенаправленная работа учителя по формированию адекватной самооценки, ведение рефлексивных дневников обучающихся. Кроме этого, с первого класса на каждого обучающегося заведено портфолио «Дневник моего роста и достижений», где отражены результаты деятельности ребенка, результаты проверочных работ, а также рекомендации учителя для родителей по окончании каждого учебного года.

Обучающиеся моего класса – активные участники олимпиад, конкурсов различного уровня. В 2007-2008 учебном году обучающаяся 2 а класса Ярош Анастасия на региональном туре Всероссийского конкурса «Я-исследователь» завоевала 1 место в секции «Загадки гидросферы и атмосферы» за работу «Значение воды для живых организмов». В 2008-2009 учебном году ученик 3 а класса Просеков Павел на региональном туре Всероссийского конкурса «Я-исследователь» завоевал 2 место в секции «Психология и социология» за работу «Магия улыбки и смеха».

            В ноябре 2009 года на муниципальном этапе олимпиад приняли участие 7 человек из моего класса; из них 1 победитель по окружающему миру (Просеков Павел), а также призер – 2 место по математике (Просеков Павел).    

            Большую роль при обучении уделяю воспитательной работе. Считаю, что именно в младшем школьном возрасте закладываются основы культурного поведения, нравственные качества личности. Тема самообразования по воспитательной работе – «Методы работы с родителями».

            В ноябре 2007 года приняла участие в школьном конкурсе педагогического мастерства «Учитель года» в номинации «Классный руководитель», вручен диплом «Учитель года в номинации «Педагог – исследователь».

            В целях пропаганды образовательного учреждения веду активное сотрудничество со средствами массовой информации: газетой «Вестник Заполярья», а также с Лабытнангским телевидением. На страницах газеты неоднократно печатали творческие работы обучающихся моего класса, сочинения, фото и др.  (см. «Деятельность классного коллектива в СМИ»), а также учащиеся класса приняли участие в передаче «Проказы Купидона» и «Самая – самая». В октябре 2008 года награждена грамотой «За активную деятельность по пропаганде достижений школы в средствах массовой информации»        

В 2007 – 2008 учебном году приняла участие во Всероссийском конкурсе, объявленном журналом «Современный классный руководитель», награждена дипломом участника конкурса «За инновационные методы работы с классом».

            В 2008 – 2009 учебном году приняла участие в городском конкурсе по работе с семьей, награждена дипломом участника.

Являюсь руководителем секции «Русский язык» школьного клуба «Умники и умницы», а также в целях адаптации воспитанников дошкольных образовательных учреждений к школе провожу занятия предшкольной подготовки с будущими первоклассниками «Непоседы».

В 2008-2009 и 2009-2010  учебном году приняла участие в конкурсе на денежное поощрение лучших учителей города Лабытнанги, награждена Грантом Главы города.

В апреле 2009 года приняла участие в Едином муниципальном тесте в роли эксперта выпускников дошкольных образовательных учреждений. В сентябре 2009 года провела мастер-класс для педагогов города по теме «Постановка учебной задачи», а также обобщила опыт на уровне города. Кроме этого, ежегодно участвую в экспертизе учебных программ учителей начальных классов города, а также приняла участие в проверке работ учащихся 4 классов при аккредитации МОУСОШУИП № 3 в декабре 2009 года.

Приняла активное участие в составлении вопросов для учителей, аттестующихся на первую и вторую квалификационные категории (для формирования банка данных).

Добавить грамоту в портфолио