Урок литературного чтения в 3 классе по теме: "Небылицы"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Рыкова Елена Александровна

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Небылицы" по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_nebylicy.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3  классе.

Тема: Небылицы

Цели:

  1. Образовательная – познакомить обучающихся с жанром «небылица», а также со структурой небылицы
  2. Воспитательная – воспитывать уважение друг к другу,
  3. Развивающая – развивать компетентности: учебно – познавательную, коммуникативную, информационную, личностного самосовершенствования, умение работать в группе, паре.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

      – Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости (представить гостей). Давайте мы им улыбнемся, чтобы у всех было хорошее настроение, и постараемся на сегодняшнем уроке показать, как мы умеем работать, что мы знаем.

  1. Определение темы и целей урока.

      – Ребята, посмотрите на доску. Здесь записаны различные произведения УНТ. Ваша задача – определить жанр УНТ и доказать, что это именно такой жанр.

  1. От топота копыт пыль по полю летит. (Скороговорка, т.к. есть повтор слов, словосочетаний, слова, сходные по звучанию)
  2. Два брюшка – четыре ушка. Что это? (Загадка, т.к. описываются признаки загаданного предмета)
  3. Катя, Катя, маленька,

Катенька удаленька,

Пройди, катя, горенкой,

Топни, Катя, ноженькой (Потешка, т.к. направлена на действия героев, слова – команды для жестов, слова с уменьшительно – ласкательным значением)

  1. - Ты пирог съел?

- Нет, не я!

- А вкусный был?

- Очень… (Побасенка, т.к. есть диалог, короткие вопросительные предложения, обращения, картина жизни – разговор о действиях героев)

  1. Из – за леса, из – за гор

Едет дедушка Егор:

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках

   Дети по очереди читают, доказывают, к какому жанру относится .

- А последнее произведение к какому жанру относится? (?)

- Что вы можете сказать об этом произведении? (Здесь говорится о том, чего не может быть на самом деле.)

- Какое бы вы название дали этому жанру? (Дети придумывают)

Небылицы.

- Почему именно небылицы?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Небылицы)

- А кто может сформулировать цель нашего урока)

(Познакомиться с жанром небылицы, узнать структуру небылицы)

На плазменной панели появляются соответственно тема и цель урока.

  1. Знакомство с жанром небылицы.

- Ребята, в каких источниках мы можем найти информацию о жанре небылица?

(в литературоведческих словарях, в учебнике)

Задание в парах: найти информацию о небылицах в словарях и учебнике.

Дети работают в парах.

Хорошо читающие ученики читают вслух о небылицах в учебнике, затем в словаре.

- Что вы узнали об этом жанре? (Дети отвечают)

Как вы думаете, какова задача жанра? (Весело учить различать действительность и фантазию)

- Каковы были картины в других жанрах?

- А какова картина жизни в небылице? (Необычные для героев действия)

Физминутка. Если я называю жанр УНТ, вы встаете и хлопаете в ладоши, если другое слово – приседаете

Сказка, метафора, олицетворение, потешка, рифма, ритм, побасенка, небылица, герой,  картина жизни, загадка, лирика, скороговорка, драма

4. Работа в группах.

- Давайте поработаем в группах и докажем, что действительно есть необычные действия героев. Ваша задача – подчеркнуть необычные действия в небылицах.

Дети работают в группах, затем выходят к доске, читают и комментируют небылицу.

- Ребята, обратили ли вы внимание, в какой форме написаны небылицы?

(В стихотворной)

- Значит, здесь должны быть…(Рифма и ритм)

- Вспомните, что такое рифма?

- Что такое ритм?

(Если дети не могут вспомнить, то снова обратить их к словарям)

- Обратили ли вы внимание на особенность построения предложений? (Одинаково построены предложения, повторы слов)

- Явление повтора свойственно только для небылицы? (Нет, встречались и в сказках, в скороговорках и др.)

- Ребята, как вы думаете, как нужно читать небылицы? (Медленно, напевно, ласково)

- Давайте попробуем выразительно прочитать небылицы № 3, 4

Дети выразительно читают.

  1. Рефлексия.

   - Ребята, я думаю, вы сегодня много узнали о небылицах, и мне бы очень хотелось, чтобы вы в рефлексивных дневниках составили синквейн со словом «небылица»

Дети работают в рефлексивных дневниках, затем выборочно зачитывают синквейны.

Домашнее задание: попробовать составить структуру небылицы в тетради по чтению

Спасибо за урок!

Резерв. Если на уроке останется время, то для обсуждения предложить небылицы, составленные учениками 3 класса(на плазменной панели):

  1. Пошли мы однажды в зоопарк. Идем, на всех зверей смотрим. Особенно нам понравился морж. Вдруг один морж выскакивает из воды и говорит: «Девочка, идем купаться со мной, закаляться будем». Девочка пришла домой, рассказала об этом маме, а мама почему – то не поверила.
  2. Из за гор едет Ермошка,

Вместе с ним собака да

Кошка. Лошадка кошку везёт,

Кошка мышку грызёт.

  1. В одной избушке жили:

Две кружки, три мышки,

Четыре книжки

И одна мартышка.

Они очень дружили

И друг другу часто

Сказки говорили.

Книжка странички свои развернёт,

И из неё – зайцев целый хоровод,

Бойко пляшет и поёт,

Мартышек в гости зовёт,

Пирожки раздаёт,

В кружки чай им разливает

И здоровья всем желает.

А мартышка им помогает

Чай до конца допивает.

А после, когда все притихли,

Кружки пели частушки,

Зайчата играли в игрушки,

Мышки в книжке пекли пышки,

Раздавали коврижки,

И тихо на флейте играла мартышка.

И избушка, что стояла в чаще леса,

Побежала, спотыкаясь о пеньки.

Говорила: «Хи-хи-хи»

Побежала, побежала,

Прямо в море вдруг упала,

Погрузилась в тишину,

Закричала: «Я тону!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...