Главные вкладки

    Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
    план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

    Венера Константиновна Артамонова

    Цели урока:

    1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;

    2) Развивающая: развитие умений и навыков грамотного художественного пересказа содержания прочитанного (на основе l-ой главы), выразительного чтения отрывков из сказки (при ответе на вопросы) ;

    3) Воспитательная: воспитание чувства прекрасного (на основе содержания волшебной сказки Аксакова), любви к произведениям устного творчества, желания читать и изучать сказки, стать добрым человеком.

    Все этапы взаимосвязаны. Цель урока и тема сформулирована учащимися. Весь урок способствует формированию толерантной позиции личности, анализируются такие нравственные понятия,  как доброта, ответственность, агрессия и т.д. (метапредметность)

    Содержание урока направлено на конструктивное взаимодействия учащихся.

                Использованы различные формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая (развитие коммуникативных компетенций), индивидуальная (практическая деятельность).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tema_uroka_alenkiy_tsvetochek.docx40.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока:       Сказки литературные. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

    Цели урока:

    1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;

    2) Развивающая: развитие умений и навыков грамотного художественного пересказа содержания прочитанного (на основе l-ой главы), выразительного чтения отрывков из сказки (при ответе на вопросы) ;

    3) Воспитательная: воспитание чувства прекрасного (на основе содержания волшебной сказки Аксакова), любви к произведениям устного творчества, желания читать и изучать сказки, стать добрым человеком.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

    Прозвенел уже звонок

    Как всегда и без заминки

     Начнем урок с читательской разминки.

    За темными лесами,

    Под ходячими облаками,

    Под чистыми звездами,

    Под красным солнышком.

    Облачается небесами,

    Подпоясывается зорями,

    Застегивается звездами.

    - Прочитайте присказку медленно.

    - Назовите имена существительные.

    - Прочитайте присказку, произнося существительные с вопросительной интонацией.

    - Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом существительные.

    - Прочитайте скороговоркой.

    - Прочитайте выразительно.

    Начинается урок

    Учащиеся выполняют задания. Работают в паре.

    2.Проверка домашнего задания

    Пересказ понравившегося отрывка сказки «Серебряное копытце»

    3.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

    Цель: первичная проверка запоминания ранее изученного материала.

    Выполним структуру КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД

    На карточке нужно зачеркнуть все одинаковые гласные буквы, из оставшихся букв составить слово

    с

    о

    е

    у

    о

    э

    о

    к

    о

    е

    у

    э

    э

    ы

    а

    о

    о

    е

    ы

    о

    я

    з

    я

    о

    я

    у

    о

    е

    к

    е

    э

    о

    е

    о

    я

    и

    Какое слово составили?  

    Какие бывают сказки?

     Какие сказки  называют авторскими?  

     Назовите фамилии  писателей-сказочников, произведения

     которых вы читали

    Сказки

    Народные, авторские

    обработанные или пересказанные   авторами

    А.С. Пушкин,  П.П. Ершов,  П.Бажов

    4. Изучение нового материала.

    Сообщения учащихся

    О какой сказке поется в песне?

    Сегодня на уроке мы встретимся с литературной

    сказкой  Сергея Тимофеевича Аксакова

    1) Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 году в Уфе. Отец его служил прокурором. На формирование будущего писателя исключительное влияние оказала его мать Мария Николаевна. Мать разделяет и  горести и радости своего сына, выступает его советчиком. Сережа пристрастился к чтению книг, чему способствовали принятые в семье совместные чтения по вечерам. Свою первую книгу он выучил наизусть.

    Прослушивание песни «Аленький цветочек»

    Аленький цветочек

    Сообщения детей.

    Наследник старинного дворянского рода, Аксаков несомненно имел в детстве живые впечатления гордого семейного сознания этой родовитости. Герой прославившей его автобиографии, дедушка Степан Михайлович, мечтал о внуке именно как о продолжателе «знаменитого рода Шимона» - сказочного варяга, племянника короля норвежского, выехавшего в Россию в 1027 году.

    Любовь к природе будущий писатель унаследовал от отца. В первоначальном развитии его личности все отходит на второй план пред воздействием степной природы, с которой неразрывно связаны первое пробуждение его наблюдательности, его первое жизнеощущение, его ранние увлечения.

    В Казанскую гимназию Аксаков поступил на десятом году. Гимназия была выше обычного уровня; даже по замыслу основателей она должна была представлять собой нечто более законченное – нечто вроде лицея. В гимназии Аксаков провел три с половиною года.

    Сказку «Аленький цветочек» он услышал в детстве во время своей болезни от ключницы Пелагеи, которая была великая мастерица сказывать сказки.

    Пришла Пелагея, села у печки и начала говорить, немного нараспев: «В некиим царстве, в некиим государстве…»

     Работа с учебником

    – Сказку, которую мы начнем читать сегодня, – «Аленький цветочек», – написал Сергей Тимофеевич Аксаков.

    Структура ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН

    Вы читали эту сказку?

    А еще другие сказки этого автора читали?

    – Но вначале прочтите внимательно слова, которые написаны под названием сказки.

    – Что это значит?

    – Кто такая ключница? Понятно ли вам это слово?

    От какого слова образовалась слово ключница?

    Ключница (ключник) (устар.) – слуга (обычно в помещичьем доме), в ведении которого находились продовольственные запасы и ключи от мест их хранения.

    Сказка ключницы Пелагеи.

    Это обозначает, что сказку  С. Т. Аксаков услышал от ключницы Пелагем, а потом записал ее.

    Ответы детей.

    5.Динамическая пауза (этап физической разрядки).

    Цель: сменить вид деятельности.

    Вы читали?

     А теперь все быстро встали!

       

    Мы читали!

    Вверх поднимем наши ручки

     И дотянемся до тучки!

     Уходи от нас скорей!

     Не пугай ты нас, детей!

    Вот к нам солнышко пришло,

     Стало весело, светло!

      Громче музыка играй,

     Нас на танец приглашай!

       (Звучит музыка, ученики выполняют танцевальные упражнения).

    Первичное ознакомление с текстом сказки.

    А теперь почитаем сказку.

    Словарная работа: именитый, не ведаю, тувалет, венец, сажень.

    Какие подарки заказали дочери?

    Приближается праздник. Какой это праздник?

    Какой бы подарок вы заказали Деду Морозу?

    А теперь проведем структуру КОНАРС.

    Вы выбираете себе подарок. Идете к тому углу, где ваш выбранный подарок.

    Почему этот подарок выбрали?

    Подумайте и объясните.

    Структура ТАЙМД-ПЭА-ШЭА

    Объясни свой выбор партнеру

    Чтение  второй части сказки

    Словарная работа: колода, чертог, паче зеницы ока, пяльцы.

    Нарисуйте рисунок к этой части

    Чтение учащимися по логически завершенным частям.

    Ученики читают сказку до слов: «Поехал он в путь, во дороженьку» (с. 198, часть 1-я).

    Учащиеся отвечают на вопросы.

    Объяснения детей

    Дети  продолжают чтение сказки до слов: «…а снял со своей руки золотой перстень и подал его честному купцу» (с. 202, часть 1-я).

    6.Закрепление изученного материала.

    Цель: применение знаний в типовых заданиях.

    Структуру какую можно?

    * Чья просьба оказалась самой трудной?

    • Сколько дочерей было у купца?
    • Куда собирался уезжать купец?
    • Какие гостинцы просили привезти его дочери?
    • Где увидел отец цветок?
    • Как купец понял, что это именно тот  цветок?
    • Что случилось, когда он сорвал цветок?

    7.Домашнее задание.

    Цель: осознание метода построения нового знания.

    Объяснение домашнего задания

    * Читать сказку.

    * Подготовить пересказ стр.202-206.

    * Нарисовать, каким представляете аленький цветочек.

    Записывают домашнее задание

    8.Итог урока.

    Рефлексия.

    Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

    - Скоро прозвенит звонок

      Подведем сейчас итог.

    - Легко ли читать сказки и почему?

    - Что было непонятно, сложно?

    - Чем понравилась сказка?

    - Можно ли назвать эту сказку С.Т. Аксакова волшебной?

    - Какое волшебство вы увидали в сказке?

    - Захотелось ли вам прочитать сказку Аксакова в полном варианте?

    У вас на партах аленькие лепестки, напишите на них,  чему вас научила сказка.

    -  Прикрепите   свои лепестки к стебельку на доске.

    - Ой,  какой красивый аленький  цветочек  получился, да еще и мудрый!

    - Сегодня на уроке активно работали и с выражением читали …


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения "Народная мудрость сказки С.Аксакова "Аленький цветочек" (с презентацией)

    Урок по теме "Народная мудрость сказки С Аксакова "Аленький цветочек"  был проведен как обощающий после самостоятельного чтения "Наедине с книгой" из раздела "Реальный и волшебный миры в авторско...

    Презентация к уроку литературного чтения. Английская народная сказка "Сказка про трех поросят".

    Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе  УМК " Начальная школа ХХ I  века"   по теме:  Английская народная сказка " Сказка про трех поросят"...

    разработка урока литературного чтения по теме: Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»

    Представлен план- конспект урока в соответствии  с требованиями ФГОС...

    Урок литературного чтения "Сравнительный анализ сказки А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" и Братьев Гримм "Белоснежка и семь гномов"

    Материалы (конспект урока и презентация) к уроку литературного чтения в 4 классе для сравнения произведений А.С. Пушкина и Братьев Гримм.УМК Перспектива....

    Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

    Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе» 4 класс ("Школа России")...

    Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

    Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....