Урок литературного чтения "Сравнительный анализ сказки А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" и Братьев Гримм "Белоснежка и семь гномов"
презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему

Якухина Лада Михайловна

Материалы (конспект урока и презентация) к уроку литературного чтения в 4 классе для сравнения произведений А.С. Пушкина и Братьев Гримм.УМК Перспектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация700.5 КБ
Файл конспект урока19.16 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Что за прелесть эти сказки? Каждая есть поэма!» А.С. Пушкин

Слайд 2

Ш.Перро Г.Х.Андерсен С.Т.Аксаков Я.и В.Гримм А.С. Пушкин А. Афанасьев

Слайд 3

Ш.Перро С. Т. Аксаков Г.Х.Андерсен А.С. Пушкин Я.и В.Гримм А. Афанасьев

Слайд 4

Тема урока : Сравнение сказки братьев Гримм «Белоснежка» и Сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Задача – сравнить сказки. Вопрос : Чем похожи и чем отличаются сказки?

Слайд 5

Якоб и Вильгельм Гримм 1812 г . Александр Сергеевич Пушкин 1833 г.

Слайд 6

1.Авторство 2.Название 3.Герои сказки: - положительные -отрицательные 4.Сюжет 5.Развязка сюжета 6.Язык сказки

Слайд 7

Параметры сравнения «Белоснежка и семь гномов» «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Авторы Братья Гримм, немецкие сказочники, переработали народную сказку. А.С. Пушкин, русский поэт, Обработал народную сказку и создал литературную сказку. Название сказки В названии указана главная героиня и семь помощников - гномов. В названии указана главная героиня и семь помощников – русских богатырей. Герои сказки: положительные отрицательные Белоснежка, 7 гномов, принц. Мачеха. Царевна, 7 богатырей, королевич Елисей . Мачеха.

Слайд 8

Параметры сравнения «Белоснежка и семь гномов» «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Сюжет (основные события сказки) Рождение девочки у королевы-матери. Смерть королевы-матери. Женитьба короля. Разговор мачехи с зеркальцем. Псарь по приказу отводит Белоснежку в лес. Рождение девочки у царицы-матери. Смерть царицы-матери. Женитьба царя. Разговор мачехи с зеркальцем. Чернавка по приказу отводит царевну в лес.

Слайд 9

Параметры сравнения «Белоснежка и семь гномов» «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Сюжет (основные события сказки) Белоснежка у семи гномов. Королева узнает, что Белоснежка жива и пытается ее извести. Королева 3 раза делает Белоснежке подарки, которые приводят к ее смерти. Спасение Белоснежки. Свадьба. Смерть королевы. Царевна в лесу у семи богатырей. Царица узнает, что царевна жива и пытается ее извести. Царица дарит царевне яблоко, которое приводит к ее смерти. Поиски Королевича Елисея . Спасение царевны. Смерть царицы. Свадьба.

Слайд 10

Параметры сравнения «Белоснежка и семь гномов» «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Развязка сюжета (финал сказки) Мачеху казнят. Добро побеждает зло. Зло наказано. Мачеха умирает от тоски, злобы и зависти. Добро побеждает зло. Зло наказано. Торжествует любовь!

Слайд 11

Параметры сравнения «Белоснежка и семь гномов» «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Язык сказки Проза. Язык намеренно приближен к народному. В стихах. Красивый литературный язык.

Слайд 12

Тема урока : Сравнение сказки братьев Гримм «Белоснежка» и Сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Задача – сравнить сказки. Вопрос : Чем похожи и чем отличаются сказки?

Слайд 13

Я научился лучше сравнивать сказки? открыл что-то новое в известной сказке?



Предварительный просмотр:

УРОК

литературного чтения в 4 классе

Тема: Сравнение сказок братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» и А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Целевые установки: проявлять интерес к изучению сказок русских и зарубежных писателей, сравнивать сказки разных народов.

Планировать свою деятельность по решению учебной задачи, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей. Сравнивать русские и зарубежные сказки, выявлять общие мотивы, сопоставлять сюжеты.

Работать в паре, группе.

Анализировать текст сказки, выявлять специфические особенности сказочного текста.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка учебной задачи.

Деятельность учителя

Деятельность детей

Слайд 1

-  Прочитайте фамилии авторов. Что их объединяет?

Ш.Перро, Г.Х.Андерсен, С.Т.Аксаков, Я.и В.Гримм, А.С. Пушкин, А. Афанасьев

- Разделите на 2 группы. Объясните принцип разбиения.

- Найдите пару писателей из 1 и 2 группы. Сформулируйте признак, по которому объединили авторов.

- Сформулируйте тему урока.

Поставьте учебную задачу.

- Вопрос, на который мы постараемся ответить в конце урока. (Чем похожи и чем отличаются сказки?)

Слайд 2

Слайд 3

- Немецкие ученые-филологи братья Гримм записывали сказки, которые исполняли народные сказители, сознательно стремясь сохранить народный язык. Сказки братьев Гримм были впервые опубликованы в 1812 году. Сказка Пушкина в 1833 году.

Классифицируют писателей по выбранному признаку. На карточках.

Работа в парах.

Объединяют пары

Ш. Перро – С.Т. Аксаков

Я. И В. Гримм – Пушкин

Признак: авторы сказок с похожим сюжетом.

Тема: Сравнение сказок.

Задача: сравнить сказки, составить таблицу.

  1. Основная часть урока.

- Составьте параметры для сравнения сказок.

Слайд 4

1.Авторство  (фамилия и краткая инф. об авторе)

2.Название (кто указан в названии сказки)

3.Герои сказки:

- положительные

-отрицательные

4.Сюжет (перечисление основных событий сказки)

5.Развязка сюжета (конец сказки)

6.Язык сказки

- Сравнение сказок. Заполнение таблицы.

Слайд 5

Заполненная таблица 1-3 пункт.

- Почему у Пушкина появляются богатыри?

- Начнем сравнение сюжетов сказки вместе.

Рождение девочки у королевы (царицы)-матери.

Смерть королевы-матери.

Женитьба короля.

Разговор мачехи с зеркальцем.

Псарь (Чернавка) по приказу отводит Белоснежку (царевну) в лес.

Слайд 6

Заполненная таблица 4 пункт

- Почему терем?

- Почему разнится сцена встречи девушек с гномами и богатырями?

- Почему Пушкин добавляет поиски Елисеем невесты?

- Сравним финал сказки.

- Как умирает королева? А царица? Почему по-разному?

- Как оживают героини? Что разбудило обеих?

- Перечитайте текст на с. 86. Для чего Пушкин ввел сцену с псом Соколко. О каком человеческом качестве хочет напомнить читателю?

Слайд 7

- Чем всегда заканчивается народная сказка?  (добро побеждает зло)

- Какая сказка с этой идеей?

- В русской сказке тоже добро главенствует и все-таки Пушкин провозглашает в своей сказке торжество чего?  (любовь, верность)

Слайд 8.

- Сравните форму написания текстов в немецкой и русской сказке.

Резерв

- Чтобы сравнить язык сказки, вспомните особенности сказочного языка (народные слова, устойчивые эпитеты)

- Сделаем вывод. На какой вопрос мы хотели ответить?

Можем ответить?

Во-первых, братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких слушателей, а Пушкин – о русских людях. О национальном колорите сказки свидетельствуют: 

  • образы богатырей, взятые из русских былин;
  • терем богатырей, напоминающий добротную крестьянскую избу;
  • троекратные обращения Елисея к силам природы, напоминающие русские народные песенные заклинания;
  • язык сказки Пушкина, пропитанный русскими народными выражениями, повторами, постоянными эпитетами.

Во-вторых, Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил.

 Сказка  братьев Гримм рассказывается ради традиционно народной идеи: наказание, и очень жестокое, злых сил и вознаграждение слабых и беззащитных.

В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта – она прославляет человеческую верность и любовь.

Фронтальная работа

Обозначают тропы для сравнения.

Получают карты для сравнения.

1-3 пункт работа в парах

Самоконтроль и сравнение с образцом.

4 пункт работа в группах

Подробное перечисление событий сказки.

Ссылки на текст с.78-93

Делают вывод о сходстве сюжетов сказок. Фронтальная работа.

Причины отличия.

Ссылаются на текст с. 93.

Читают текст с. 86.

Делают вывод:

- в немецкой сказке согласно традиции народной сказки добро побеждает зло.

- В русской сказке торжествуют любовь и верность.

Заполняют таблицу п.5

Фронтальная работа.

Заполняют таблицу п.6

Резерв

Ищут устойчивые эпитеты в тексте.

Милого друга, невеста молодая, молодцы честные, наливное яблочко, сине море…

Фронтальная работа.

  1. Итог урока.

- Какую учебную задачу ставили? Как реализовали?

Слайд 9.

- Ответьте себе на вопрос: -Я научился лучше сравнивать сказки?

                                                  - Я опять открыл что-то новое в известной сказке?

- Предположите, как мы еще не рассмотрели эту сказку? (характеристика героев)

       5. Д/з.

Выбрать героя для характеристики. Перечитать отрывки сказки, связанные с персонажем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения по сказке братьев Гримм "Заяц и еж"

Урок построен по технологии развития критического мышления...

Урок литературного чтения по "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина

К данному уроку  прилагаются медиа слайды ( использовала иллюстрации художника Куркина Александра Михайловича).В ходе урока дети почувствуют волшебную музыку пушкинского стиха, порадуются т...

Урок литературного чтения по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"

Урок литературного  чтения во 2 по сказкам А.С. Пушкина с презентацией...

Урок литературного чтения по сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Цели урока:·         углубить литературное образование;·         обобщить знание о жизни и творчестве А.С.Пушкина;·...

Учебно-методический комплект урока литературного чтения 4 класс «Живой мир и мир вечного покоя». Е. Шварц «Два брата» Школа России

Конспект урока литературного чтения «Живой мир и мир вечного покоя». Е. Шварц «Два брата» вместе с презентацией....

Урок литературного чтения в 3-в классе УМК «Гармония» Нравственно-этические ориентиры в произведении Братьев Гримм «Рапунцель».

Тип урока: урок «открытия новых знаний».Методическая цель:  активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках литературного чтения.Задачи урока:Образовательные:Познакомить...