Урок литературного чтения по сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Бокарева Ирина Васильевна

Цели урока:

·         углубить литературное образование;

·         обобщить знание о жизни и творчестве А.С.Пушкина;

·         учить понимать и анализировать прочитанный текст;

·         развивать артикуляцию, речь, память;

·         побуждать учащихся к творчеству;

·         прививать любовь к родному языку, поэтическому слову;

·         воспитывать чуткость, доброту ;

·         прививать культуру поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_po_skazke_a.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения по сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цели урока:

  • углубить литературное образование;
  • обобщить знание о жизни и творчестве А.С.Пушкина;
  • учить понимать и анализировать прочитанный текст;
  • развивать артикуляцию, речь, память;
  • побуждать учащихся к творчеству;
  • прививать любовь к родному языку, поэтическому слову;
  • воспитывать чуткость, доброту ;
  • прививать культуру поведения.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, рыбки-буквы, дверь на замке, волшебное дерево,

Плакаты: "Что за прелесть эти сказки!” "Сказка ложь, да в нем намек Добрым молодцам урок." Пособие "Бегущая строка" плакат "Черты характера", плакаты "Пословицы и поговорки”, выставка книг и творческих работ к сказке, магнитофонная запись с произведениями Г. Свиридова, русской народной песней "Реченька", аквариум с рыбками-вопросами, поощрительные жетоны.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

I I. Вступительная беседа.

/Тихо играет музыка, учитель читает стихотворение./

Ваш милый образ снится мне

О        пером, бумагой, при луне.

Все Ваши строчки хороши,

Частичка Вашей в них души.

Стихи и сказки под пером

Ожили враз, и в каждый дом

Вошел прекрасный наш поэт,

Он гений в этом спору нет.

  • Как вы думаете, ребята, кому посвящены эти строки?
  • А почему вы так думаете?
  • Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник,

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо - к бумаге, Минута - и стихи свободно потекут.

Стихи Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка. Таков был солнечный гений Пушкин.

III. Сообщение темы и цели урока.

  • Сегодня нам предстоит заглянуть в этот чудесный, необыкновенный мир сказочных образов А. С. Пушкина. Мы попытаемся выявить, чем для нас является сказка.
  • Чтобы успешно достичь цели, мы должны...

/ Дети должны ответить: внимательно слушать вопросы учителя;

следить за чтением товарищей; активно работать на уроке.

У. Работа по развитию артикуляционного аппарата и речи учащихся.

/ На доске изображение двери с замком/.

Сказка начинается,

Двери открываются.

  • Но на дверях висит замок.. Для того, чтобы его открыть, необходимо обратиться к нему, используя вежливые слова. Наша речь цри этом должна быть чистой, красивой, выразительной.
  • Давайте потренируем наш язычок.

Фонетическая зарядка. Р

Рыбке рак ни друг, ни враг

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок,

Что насажен на крючок.

/ Дети: Уважаемый, замочек, откройся пожалуйста! и т . д ./

  • Молодцы! Двери открываются и встречает нас сказочная страна Лукоморье, созданная Пушкиным. Если мы заглянем в ” Словарь русского языка" Сергея Ивановича Ожегова, то прочитаем, что "лукоморье" - это "морской залив". А в морском заливе нас ждут рыбки.

Эти рыбки-непростые

Постепенно возникая Говорят они с тобой!

Числа все поставить надо

Друг за другом в четкий строй.

/ 3 ученика ставят на полотне числа в порядке возрастания.

-Давайте посмотрим, что у нас получается.

/ Дети читают : "Сказка о рыбаке и рыбке."

  • Внимание! "Бегущая строка" несет сегодня, нам интересную информацию

Упражнение "Бегущая строка".

"Сказка о рыбаке и рыбке" написана 14 октября 1833 г. Сюжет заимствован из сборника немецких сказок братьев Гримм. Только там Чудесным помощником героя служит рыба камбала /заколдованный принц, а в сказке Пушкина - золотая рыбка.

  • Что нового вы узнали из этой информации?
  • Сюжет взят из немецкой сказки, но сказка Пушкина получилась такой русской. Кто воспитал в нем народные чувства?

/Ответы детей./

  1. ученик: Он няню мамой называл,

Он называл ее голубкой...

В уютной няниной избушке

И слушал, слушал няню Пушкин,

Катилась сказка как клубок.

  1. ученик:        Смеялся Пушкин, говоря:

’’Какая прелесть эти сказки!"

А ночь текла к своей развязке,

За вьюгой брезжила заря.

Проверка домашнего задания.

  • Возьмите карточки с анаграммами, составьте слова, запишите их. Найдите ключевые слова из сказки и объясните, что они означают.

I в.

2 в.

3 в.

4в.

5 в.

6в.

земкалян

кателсве

лотапа !

никуче

честар

! ремте

утельницачи

лицаси

веьмед !

ниперст

киконь

! розмо

бейрово

табора

какич !

шорохо

роско

! борея

ряндвока

утельчи

прунчу !

чийбора

зыкя

! налпе

медпаведи

жавене

радьтет!

налебе

чугжем

! водза

/Ученик, который первый справился с заданием, поднимает сигнал.

Он зачитывает ответы, после того как выполнят задание остальные учащиеся./

Толкование:

землянка - дом, одна часть которого находится в земле, а другая, срубленная из бревен и крытая соломой, над поверхностью. Дворянка - барыня знатного, древнего рода.

Светелка - небольшая комната в верхней части дома.

Невежа - грубый, невоспитанный человек.

Кичка - повязка, которую носили женщины на голове.

Чупрун - волосы, которые растут вихрем спереди, надолбом. Перстни - кольца с драгоценными камнями.

Белена - ядовитое растение.

Сгарче - так называли старого человека или отца, выражая к нему особое почтение , уважение.

Жемчуг - драгоценный камень, который добывают из морских раковин.

Терем -деревянный дом в виде башни, высокий, прочно срубленный.

Бояре - богатые люди, которые служили царю.

  1. Сколько раз закидывал старик невод в море? 3.
  2. Сколько лет рыбачил старик? 30 лет и 3 года.
  3. Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очереди иг ось бой? "Не печалься, ступай себе с богом."
  4. Кем хотела быть старуха? Столбовой дворянкой, вольной царицей владычицей морскою.
  5. Как менялось море с каждым приходом старика?

"море слегка разыгралось"

"помутилось синее море"

"неспокойно синее море"

"почернело синее море"

"на море черная буря"

Упражнение  «Подбери слово".

  • Прочитайте и выберите слова, которые подойдут к описанию старухи
  • На плакате:

добрая, отзывчивая, жадная, чуткая, бескорыстная, хитрая, надменная, сердечная, сварливая.

Чтение I части сказки по ролям.

Оценка чтения детьми, выявление лучшего чтеца.

Физкультминутка.

Рыбки весело резвятся

В чистой, тепленькой воде.

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песке.

Работа над 2 частью произведения.

  • сегодня мы продолжим чтение сказки, а помогать мне будут мои ассистенты.

/Чтение сказки хорошо читающими детьми./

Анализ восприятия прочитанного,

  • Как выдумаете, почему рыбка отказалась выполнить последнее желание старухи?
  • Почему старуха осталась у разбитого корыта”?

Народ всегда презирал жадных, алчных людей.

Чтение пословиц и поговорок.

Жадность - что река: чем дальше, тем шире.

Лишнее пожелаешь - последнее потеряешь.

Работа по развитию скорости чтения.

Самостоятельный замер скорости чтения.

Упражнение "Читаем парой."

Упражнение "Подбери предложение." /работа с иллюстрациями/. Упражнение "Знаечка". /работа над интонацией/.

Конкурс чтецов.

/Лучшему чтецу вручается переходящая корона . /

УШ. Обобщение.

  • Понравилась ли вам золотая рыбка? Почему?

Упражнение " Подбери слово”.

  • Чему учит нас "Сказка о рыбаке и рыбке"?
  • Сказка-ложь, оказывается самой прекрасной правдой. Она учит нас добру и справедливости. Учит противостоять злу, алчности. Делает нас более чистыми и светлыми.
  • Сегодня у нас необычный урок, сказочный. К нам приплыла золотая рыбка. Вы можете попросить исполнить любое ваше желание.

/Дети загадывают желание./

  • Послушайте, что желает вам золотая рыбка.

/Магнитофонная запись./

Пусть каждый день и каждый час

Вам нового добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Заключительная часть.

  • Заканчивается наша встреча с Пушкиным, но мы не забудем его.

Он заслужил память нашего народа. Мы вспоминаем его стихи, сказки - этим поэт живет с нами, живет в наших сердцах,

  • Прошу всех встать. Мы зажигаем свечу Памяти поэта.

/ Звучит музыка Г. Свиридова./

1ученик. Мы чтить тебя привыкли с детских лет

 И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк, но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленным поэт!

  1. ученик. Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу;

  1. ученик: И все ещё горит нам светоч тот,

Все гений твой пути нам освещает;

Чтоб духом мы не пали средь невзгод,

О красоте и правде он вещает.

  1. ученик: Вот почему, возлюбленный поэт,

Так дорог нам твой образ благородный;

Вот почему неизгладимый след

Тобой оставлен в памяти народной!

Домашнее задание.

  • А какой след в вашей душе оставил наш урок?

Что нового и интересного вы узнали сегодня?

Напишите заметку в наш классный журнал "Дружная семейка»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения по сказке братьев Гримм "Заяц и еж"

Урок построен по технологии развития критического мышления...

Конспект урока литературного чтения по сказке Дж. Родари "Приключения чиполлино"

Этот конспект урока  я приготовила для того чтобы учащиеся  узнали об авторе и прочитали его произведение,...

Урок литературного чтения по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"

Урок литературного  чтения во 2 по сказкам А.С. Пушкина с презентацией...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Урок литературного чтения по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Литературное чтение, 2 класс, Система Л.В.Занкова, учебник - литературное чтение – Свиридовой В.Ю., Работа над сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»Цели урока: формирование умен...

Урок литературного чтения. Волшебные сказки А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Работа со сказкой А. С. Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”.Цели:обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта;формиро...

Урок литературного чтения "Пересказ сказки «Заюшкина избушка» по картинкам. Чтение слогов и слов с буквой «Н»"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ»Класс: 1 «А».Предмет: обучение грамоте.Тема: Пересказ сказки «Заюшкина избушка» по картинкам. Чтение слогов и сл...