Главные вкладки

    Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Урок литературного чтения по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
    план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

    Андриянова Елена Викторовна

    Литературное чтение, 2 класс, Система Л.В.Занкова, учебник - литературное чтение – Свиридовой В.Ю., Работа над сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

    Цели урока: формирование умения  анализировать сказку, раскрывая особенности композиции, языка, образов героев; совершенствование навыка чтения; развитие речи обучающихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon skazka_o_rybake_i_rybke.doc37 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. МБОУ гимназия №1 г. Липецк

    2. Андриянова Елена Викторовна

    3. Литературное чтение

    4. 2 класс

    5. Система Л.В.Занкова, учебник - литературное чтение – Свиридовой В.Ю.

    6.  Работа над сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

    7. Цели урока: формирование умения  анализировать сказку, раскрывая особенности композиции, языка, образов героев; совершенствование навыка чтения; развитие речи обучающихся.

    8. Оборудование урока: учебник, интерактивная доска, компьютер, иллюстрации учащихся, раздаточный материал для самооценки деятельности учащихся на уроке, дифракционные очки – тренажеры.

    9. Ход урока

    Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 

    - Сегодня мы рады видеть на нашем уроке учителей гимназии, воспитателей детских садов города Липецка. Мы с удовольствием покажем, как второклассники изучают литературу, работают над техникой чтения, развивают свою речь.

    - Давайте спланируем нашу работу на уроке (учащиеся предлагают разные варианты и виды деятельности на уроке).

    Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

    - Как обычно, начинаем работать над техникой чтения. Аутогенная тренировка (настрой на правильное чтение).

    а) жужжащее чтение;

    б) дежурная буква (с.88);

    в) «Птичий базар» (с.85);

    г) многократное чтение (с.88);

    е) зарядка для глаз в дифракционных очках-тренажерах.

    -О чём-то скрипит половица и птице опять не спится.

    Присев на кровати,  подушки опять навострили ушки.

    И сразу меняются лица, меняются звуки и краски.

    Тихонько скрипит половица, к нам снова приходит сказка!

    Формулирование темы, целей урока

    -Сегодня, на уроке литературного чтения, мы продолжим работу над сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке) (сл. 1)

    Поговорим о героях сказки, узнаем значение старинных слов, будем рассуждать, делать выводы, сравнивать.

    -Скажите, чем похожи все сказки? (волшебство, повтор сюжета, магическое число)

    -На прошлом уроке мы только читали сказку, знакомились с содержанием.

    -Что понравилось? Что не понравилось?

    -Вы нарисовали иллюстрации к сказке. Они помогут вспомнить содержание, главных героев сказки.

    -Вот первый рисунок. Найдите и прочитайте строки, соответствующие рисунку. А теперь послушайте «художника» (читают наизусть строчки Пушкина).

    - Оцените рисунки. Что можете сказать? (высказывания учащихся)

    -А теперь мы все играем, на вопросы отвечаем!

    1. Где жили старик и старуха? (у самого синего моря)
    2. С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)
    3. С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)
    4. Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)
    5. Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)
    6. В чем стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая кичка)
    7. Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (по щеке ударила мужа)
    8. Что держала стража царицы на плечах? (топорики)
    9. Что ела за столом старуха-царица? (пряник печатный)
    10. Куда отправила старуха-дворянка работать, служить мужа? (на конюшню)
    11.  Кто ещё насмехался над стариком? (народ)

    - Молодцы, вы внимательно читали сказку!

    Открытие нового знания

    -Посмотрите интересные сведения о произведении А.С.Пушкина (Сл.2,3,4)

    ( Тиара- с греческого языка – корона с крестом и лентами, головной убор Римского Папы с 14в. по 1965г).

    Римский Папа – глава Католической церкви с резиденцией в городе Ватикане.

    Вавилонская башня – башня « до небес» (Она построена на берегах рек Тигр и Ефрат вместе с городом Вавилон после Всемирного потопа).

    -В сказке А.С.Пушкина нам встретились устаревшие слова. Как понимаете: ветхая землянка, кликать, пуще, корысть, чупрун? (высказывания учащихся)

    - А вот ещё слова, которые сейчас уже редко употребляются в речи: невод, столбовая дворянка, кичка, душегрейка, откуп, дворяне (сл. 5-8).

    - Вы дома перечитывали сказку до 122стр. На какие отрывки вы обратили внимание и почему, перечитайте выразительно. Выскажете свои мысли.

    - Теперь я дочитаю вам сказку до конца. Откройте стр.122, следите за моим чтением. Что можете сказать?

    Введение нового знания в систему знаний        

    Хитрые проблемные вопросы

    -Почему А.С.Пушкин говорит «старуха», а не «старушка»?

    -Почему рыбка не выполнила последнее желание старика?(Милость не безгранична. Рыбка молча ушла, положив конец к стремлению человека властвовать не только на море, но и на земле)

    -Как была наказана старуха? («осталась у разбитого корыта»- выражение и сейчас употребляется в речи – остаться ни с чем)

    -Какова рыбка? (учащиеся дают характеристику героям)

    -Какова старуха?

    -Каков старик? (слепо подчиняется старухе, у него не хватает смелости, безвольный, слабохарактерный)

    -Диагностическая работа по изученному материалу.

    -Определите героя сказки по его словам. Вставьте ответ в предложение (сл.9):

    - Дурачина, ты, простофиля!

    - Добро, будет старуха царицей!

    -…ни ступить, ни молвить не умеешь! Насмешил ты целое царство!

         - Молодцы, справились!

         -Работаем в парах. Посовещайтесь и проставьте правильный порядок в   событиях сказки (листочки с текстом).

        - Проверка: 2,5,3,1,6,4. Встаньте, у кого нет ошибок.

        -( сл.10) Прочитайте слова А.С.Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок».

    Рефлексия учебной деятельности на уроке

        -Так какой же урок преподал нам А.С.Пушкин? Мы поняли его мысли? Сделайте вывод (учащиеся высказывают свои мысли).

    Вывод: А.С.Пушкин не только повествует нам о жизни старика и старухи, не только заставляет нас задуматься о поведении героев, но и вводит нас в мир русской литературы, раскрывая свои мысли и чувства. А мы учимся их понимать и говорить об этом. И это очень ценно и важно!

    - Д/з. – творческое. Устное сочинение на тему: «Что бы тебе хотелось попросить у рыбки?»

    - Проведём самооценку своей работы на уроке (заполняют табличку).

    - Урок окончен. Всем спасибо!

    10. Приложение

    а) Аутогенная тренировка

    -Я совершенно спокоен. Я абсолютно спокоен. Я читаю быстро каждый день. Быстрое чтение дает мне радость, ощущение легкости, подъем. Я не утомляюсь, и моё самочувствие улучшается с каждым днем. Я умею быстро читать. Я буду так читать всегда!

    б) Самооценка деятельности на уроке:

    -Старался отвечать без ошибок     +  -

    -Слушал ответ товарища                +  -

    -Соблюдал дисциплину на уроке       +  -

    -Был активен                                      +  -

    -Следил за правильной осанкой         +  -

     в) Презентация


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Урок окружающего мира по теме "В космосе"

    Цель: познакомить с космическими понятиями и терминами; расширять словарный запас учащихся; развивать воображение, речь, мышление младших школьников; воспитывать чувство гордости за нашу страну – роди...

    Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Урок во 2 классе. Изучение произведения А. Майкова «Осень»

    Цели урока: - познакомить с новым произведением- развивать речь учащихся, умение слушать- воспитывать чувства любви к родной природе- приобщать детей к искусству художественного слова...

    Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Урок окружающего мира "О глазах"

    Цель данного занятия: учить заботиться о глазах, понимая, что учащимся нужны не поучения, а примеры; формировать бережное отношение к зрению; развивать личностные УУД, осознавая необходимость научить ...

    Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Урок по технологии Снеговик

    Цели урока: совершенствовать приемы работы с пластилином (скатывание, надавливание, прищипывание);·   учиться работать в ограниченном пространстве, не выходя за контуры рисунка;·   развивать...

    Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Урок по русскому языку "Большая буква в именах собственных"

    Цели урока:·     систематизировать знания о собственных именах и оформлении их в предложениях на письме;·     формировать навык письма;·...

    Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Урок-практикум по совершенствованию техники чтения

    Урок-практикум по совершенствованию техники чтения. Виды чтения. Различные упражнения по развитию быстрого чтения у младших школьников....