Учебно-методический комплект урока литературного чтения 4 класс «Живой мир и мир вечного покоя». Е. Шварц «Два брата» Школа России
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Поярков Данила Александрович

Конспект урока литературного чтения «Живой мир и мир вечного покоя». Е. Шварц «Два брата» вместе с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_e._shvarts.docx32.92 КБ
Office presentation icon literaturnoe_chtenie_e.shvarts.ppt1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Школа: 152                                                                                                                                                  Методист: Астахова А. А.
Класс: 4
а                                                                                                                                                       Студент: Поярков Данила
Кабинет: 215                                                                                                                                                                                
Учитель: Селянина Н. В.

Конспект урока по литературному чтению
Тема урока: «Живой мир и мир вечного покоя». Е. Шварц «Два брата»

     Тип урока: комбинированный

Цели урока: -Знакомство с новым произведением, учить давать жанровую характеристику сказки ,определять тему;
                     -Способствовать формированию коммуникативныо – речевых умений учащихся, развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, развивать творческое воображение;
                     -Работать над укреплением памяти, внимания, сообразительности;
                     -Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, интерес к предмету.

Планируемые результаты:
                   - Личностные:
 –  интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
                                             
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение
                                                к предпочтениям других людей;    
                       
                 
 - Предметные: – осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
                                              – самостоятельно осваивать незнакомый текст;
                                              – характеризовать героев произведений; сравнивать характеры одного и разных произведений;
                                                выявлять авторское отношение к герою;
                                              – обосновывать своё высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его
                                                фрагментами или отдельными строчками из произведения.

Оборудование: Презентация в формате PowerPoint 97-2003, Учебник «Литературное чтение. 4 класс. ("В океане света") В 2 ч. Бунеев Р.Н.,

Бунеева Е.В3-е изд., перераб. - М.: 2012 - Ч.1 - 224с., Ч.2 - 224с. в 2-х ч., 2 ч.

Этап урока
Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Словес.: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Данила Александрович. Сегодня я проведу у вас урок чтения. Надеюсь, мы хорошо поработаем.

Приветствовать учителя

Личностные  воспринимать нашу речь   непосредственно обращенную к учащемуся. Воспринимать новую информацию.

Мотивационный
Практич.: чтение стихотворения

Практич.: выполнение речевой разминки

Практич.: анализ стихотворения

5 мин

- К нам прилетела поэтическая снежинка. (на слайде)

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки,

- Прочитайте ее про себя.

-А теперь выполним речевую разминку:
1) Прочтите медленно, шепотом, четко артикулируя

2) Прочтите, выделяя ударные слоги

3) Прочитаем хором

4) А теперь, кто быстрее прочитает скороговорку выразительно, с четкой артикуляцией

- О чем скороговорка? (О старушках в избушке, лукошке и кошках)

Е.Л. Шварц писал, как для детей, так и для взрослых.

Читать скороговорку

Работать над чтением скороговорки

Объяснять смысл скороговорки

Познавательные – осмысленно читают скороговорку

Познавательные – строить речевые высказывания в устной форме.

Постановка учебной задачи и ее решение
Словесн.: слово учителя

Наглядный: рассматривание фотографий писателя

Словесн: Ответы на вопросы

Словесн.: ответы на вопросы

Практич.: выполнение гимнастики для глаз

10 мин

Евгений Львович Шварц – русский писатель, родился в Казани в семье врача. Он был близок к группе ОБЭРИУ (общество реального искусства), также работал вместе с Маршаком в Ленинграде над создание журналов «Чиж» и «Еж».

С творчеством этого знаменитого русского писателя мы и познакомимся сегодня. Наше знакомство мы начнем с биографии писателя.
- Внимательно послушайте биографию писателя.
3 слайд. 
Евгений Львович Шварц – Он учился на юридическом факультете Московского университета и одновременно играл в театрах – студиях. Сначала в Ростове-на-Дону, потом в Петрограде. Критики отмечали выдающиеся данные Шварца и прочили ему блестящее актёрское будущее. Несмотря на это он оставил сцену.
4 слайд. 

5 слайд. 
Шварц был близок к группе ОБЭРИУ (общество реального искусства), куда входили Александр Введенский, Юрий Владимиров. Как и многие Обэриуты, Шварц писал детские стихи и рассказы для журналов “Чиж” и “Ёж”, вы о них уже слышали на прошлых уроках, издавал детские книги.

6 слайд. 
7 слайд. 
Что же говорили современники о Шварце – писателе, драматурге?

Илья Эренбург: «Чудесный писатель, нежный к человеку и злой ко всему, что мешает ему жить»
Как вы понимаете это высказывание? Что мы можем выделить из этого высказывания?

А сейчас, посмотрим, что же написал о Евгении Шварце Валентин Каверин. Он называл его «личностью исключительной по иронии, уму, доброте и благородству»
Как вы думаете, почему Валентин Каверин именно так отзывался о Шварце?

8 слайд.
Шварц Евгений Львович написал около 25 пьес, но не все они изданы. По его сценариям поставлены фильмы: “Первоклассница”, “Золушка”, “Дон Кихот”.

- Что вы запомнили о Шварце?
- На кого он учился?
- Какое у него было хобби во время учебы?

- Какие сказки Е. Шварца вы уже читали?
- Какая сказка вам больше всего понравилась? Почему?

10 слайд.

 Мир произведений Шварца для детей населяют короли, свинопасы, принцессы, трубочисты, драконы, рыцари.

(- Что же писал Е. Шварц для детей?

- О чём его сказки?)

- Сегодня мы начинаем работу над произведением Е. Шварца “Два брата”.

- Предположите по заглавию, иллюстрации о чём эта сказка?

- Ребята, вам придётся много читать, поэтому нужно провести гимнастику для глаз.

Слушать рассказ учителя.

Рассматривать фотографии писателя на слайде.

Отвечают на вопросы о биографии Шварца

Отвечать на вопросы.

Выполнять гимнастику для глаз

Личностные – воспринимать новую информацию.

Регулятивные  – принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные – строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные  уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельное решение.

Личностные – установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач на основе анализа текста

Словесн.: ответы на вопросы

Словес.: ответы на вопросы

Практич.: выборочное чтение

Словесн.: описание героев рассказа

Словесн.: ответы на вопросы

20 мин

Первичное чтение первой части.

- Перечислите имена героев?
- Кем был отец?
- Что его огорчало?

- В какое время происходят события?

- Куда уезжает отец и мать? Зачем?
- Что заставило отца взять честное слово со старшего сына?
- Почему Старшему не хотелось играть с Младшим?
- Какую книгу читал Старший брат?
- Как поступил Старший брат после очередной крупной ссоры с Младшим братом?
- Можно ли Старшего назвать жестоким человеком? Почему? Докажите.
- Как повёл себя Старший, когда опомнился?
- Отчего поседел отец? (рассуждения).
- Что сказал Старшему отец? Зачитайте.

Внимательно, с выражением, без ошибок, соблюдая паузы при знаках препинания. Как будем читать если !?. … знак,  абзац
- Каким бы вы назвали решение отца? Жестоким, справедливым, мудрым? (рассуждения).

Первичное чтение второй части.

- Куда отправился Старший брат?

- О чем он думал?

- Что ему трудно было понять?

- Что он вспомнил?

- Почему Старший не замечал ни холода, ни темноты?

- Куда вышел на рассвете Ст.брат? Зачитайте (с.66)

- Сколько до этого места занимала езда от их дома? (7 недель)

- Что он услышал? (Звон)

- Что это был за звон?

- Зачитайте описание ледяного леса. А какое впечатление произвела на Вас красота этого леса?

- Скажите, а бывает ли такой лес?

- Как вы думаете, куда он попал? (В сказку)

Первичное чтение 3 части.

- Действительно ли Ст.брат попал в сказу? (да, он не мерз)

- Отчетливо, это как? (внятно)

Проклял- проклятье. Что это такое?

(Здоровяк, добродушен

- Кто ему повстречался?

- Какое лицо было у старика? Прочитайте.

- Как вы думаете, он был добрый или злой? (лицо ни доброе, ни злое, не обернулся когда мальчик упал)

- Куда направились они?

- А сколько всего было залов?

- Что было в этом 25 зале? ( Печка)

- Грела ли она?

О чем рассказал Прадедушка Мороз?

(Полы – это… , поползни, окоченевшие)

- Что высыпалось у Прадеда из под шубы?

- Что это были за зверьки?

- Как вы думаете, мальчик сочувствовал им?

- А как старик к ним относился?

- Что предложил Мороз сделать с этими зверьками?

- Подчинился ли мальчик? Почему?

- Как это называется? (Шантаж) объяснить.

Я отдам тебе твое, если ты сделаешь вот это.

- Что произошло с этими зверьками потом?

- Почему Старший не замерз?

- О чем Прадед предупредил мальчика?

- Чем заканчивается эта часть?

- Какова цель жизни Мороза?

(«Ты любишь покой, так же как и я»)

Первичное чтение 4 части

- С чего начинается эта часть?

- Где находился завтрак?

- Из чего состоял завтрак?

- Как назвал мальчика старик, когда уходил? Почему?

- Что сделал Старший, когда ушел Мороз?

- Какой зал искал Старший брат? Почему?

- Какой оказалась дверь?

- Что стал делать Старший, когда нашел 49 зал?

- Что было потом?

- О чем он думал все время?

- Мальчик продолжил работать на Прадедушку? Почему?

- Как вы думаете, почему разговор Мороза наводил тоску?

Отвечать на вопросы.


Находить в паре границы сцен

Читать границы сцен

Озаглавливать в группе сцены.

Выражать своё мнение.


Объяснять значение слова.

Читать отрывок текста

Отвечать на вопросы

Описывать героев рассказа.


Отвечать на вопросы.

Познавательные высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Извлекать информацию, представленную в разных формах.

Личностные –  наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей. Развивать лидерские способности.  Правильно работать в группе, слушать других и учитывать их мнение.

Коммуникативные  уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельное решение.  Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
 Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Познавательные  –

описывают объекты с выделением сущ-х  признаков.

Рефлексия
Словесн.: самоанализ и анализ одноклассников

2 мин

-Ребята, оцените свою работу и работу одноклассников.
Те ученики, которые хорошо поработали на уроке и ставят себе «пять», поднимите руки.
- Ребята, как вы думаете, кто лучше всех работал на уроке? Почему? (Верно, читал правильно, выразительно, отвечал на вопросы)

Оценивать свою работу и работу одноклассников

Регулятивные анализировать собственную и нашу работу.

Итог урока
Словесн.: обощение

2 мин

- С каким произведением познакомились?

- Как называется? Кто автор?

- О чем эта сказка?

- Как вы думаете, чему она нас научит?

- Чем кончится?

- Сможет ли Старший брат найти Младшего. Смогут ли они вернуться домой? Победят ли она Прадедушку Мороза? Вы узнаете, дочитав сказку до конца.

Самое страшное – это равнодушие.

Домашнее задание: Дочитать сказку до конца. Ответить на вопросы после произведения на с.81

Обобщать изученное.
Подводить итог урока.

Регулятивный – осуществлять итоговый контроль.

Познавательный – строят рассуждение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ (1896 – 1958) Родился 9 (21) октября 1896 года в г. Казань в семье врача

Слайд 4

МАЙКОП КАЗАНЬ ЛЕНИНГРАД

Слайд 5

ЖИТКОВ БОРИС СТЕПАНОВИЧ МАРШАК САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ БИАНКИ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ

Слайд 7

ШВАРЦ написал около 25 пьес, но не все они изданы. По его сценариям поставлены фильмы «Первоклассница», «Золушка», «Дон-Кихот»

Слайд 8

СЛОВА - КЛЮЧИКИ КОРОЛИ , СВИНОПАСЫ , ПРИНЦЕССЫ , ТРУБОЧИСТЫ , ДРАКОНЫ , РЫЦАРИ

Слайд 14

Домашнее задание Дочитать сказку до конца С.81 ответить на вопросы