Учебно-методический комплект урока литературного чтения 4 класс «Живой мир и мир вечного покоя». Е. Шварц «Два брата» Школа России
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Конспект урока литературного чтения «Живой мир и мир вечного покоя». Е. Шварц «Два брата» вместе с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_e._shvarts.docx | 32.92 КБ |
literaturnoe_chtenie_e.shvarts.ppt | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Школа: 152 Методист: Астахова А. А.
Класс: 4а Студент: Поярков Данила
Кабинет: 215
Учитель: Селянина Н. В.
Конспект урока по литературному чтению
Тема урока: «Живой мир и мир вечного покоя». Е. Шварц «Два брата»
Тип урока: комбинированный
Цели урока: -Знакомство с новым произведением, учить давать жанровую характеристику сказки ,определять тему;
-Способствовать формированию коммуникативныо – речевых умений учащихся, развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, развивать творческое воображение;
-Работать над укреплением памяти, внимания, сообразительности;
-Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, интерес к предмету.
Планируемые результаты:
- Личностные: – интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение
к предпочтениям других людей;
- Предметные: – осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно осваивать незнакомый текст;
– характеризовать героев произведений; сравнивать характеры одного и разных произведений;
выявлять авторское отношение к герою;
– обосновывать своё высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его
фрагментами или отдельными строчками из произведения.
Оборудование: Презентация в формате PowerPoint 97-2003, Учебник «Литературное чтение. 4 класс. ("В океане света") В 2 ч. Бунеев Р.Н.,
Бунеева Е.В3-е изд., перераб. - М.: 2012 - Ч.1 - 224с., Ч.2 - 224с. в 2-х ч., 2 ч.
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный Словес.: слово учителя | 1 мин | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Данила Александрович. Сегодня я проведу у вас урок чтения. Надеюсь, мы хорошо поработаем. | Приветствовать учителя | Личностные – воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся. Воспринимать новую информацию. |
Мотивационный Практич.: выполнение речевой разминки Практич.: анализ стихотворения | 5 мин | - К нам прилетела поэтическая снежинка. (на слайде) На опушке в избушке - Прочитайте ее про себя. -А теперь выполним речевую разминку: 2) Прочтите, выделяя ударные слоги 3) Прочитаем хором 4) А теперь, кто быстрее прочитает скороговорку выразительно, с четкой артикуляцией - О чем скороговорка? (О старушках в избушке, лукошке и кошках) Е.Л. Шварц писал, как для детей, так и для взрослых. | Читать скороговорку Работать над чтением скороговорки Объяснять смысл скороговорки | Познавательные – осмысленно читают скороговорку Познавательные – строить речевые высказывания в устной форме. |
Постановка учебной задачи и ее решение Наглядный: рассматривание фотографий писателя Словесн: Ответы на вопросы Словесн.: ответы на вопросы Практич.: выполнение гимнастики для глаз | 10 мин | Евгений Львович Шварц – русский писатель, родился в Казани в семье врача. Он был близок к группе ОБЭРИУ (общество реального искусства), также работал вместе с Маршаком в Ленинграде над создание журналов «Чиж» и «Еж». С творчеством этого знаменитого русского писателя мы и познакомимся сегодня. Наше знакомство мы начнем с биографии писателя. 5 слайд. 6 слайд. Илья Эренбург: «Чудесный писатель, нежный к человеку и злой ко всему, что мешает ему жить» А сейчас, посмотрим, что же написал о Евгении Шварце Валентин Каверин. Он называл его «личностью исключительной по иронии, уму, доброте и благородству» 8 слайд. - Что вы запомнили о Шварце? - Какие сказки Е. Шварца вы уже читали? 10 слайд. Мир произведений Шварца для детей населяют короли, свинопасы, принцессы, трубочисты, драконы, рыцари. (- Что же писал Е. Шварц для детей? - О чём его сказки?) - Сегодня мы начинаем работу над произведением Е. Шварца “Два брата”. - Предположите по заглавию, иллюстрации о чём эта сказка? - Ребята, вам придётся много читать, поэтому нужно провести гимнастику для глаз. | Слушать рассказ учителя. Рассматривать фотографии писателя на слайде. Отвечают на вопросы о биографии Шварца Отвечать на вопросы. Выполнять гимнастику для глаз | Личностные – воспринимать новую информацию. Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу Познавательные – строить речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные – уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельное решение. Личностные – установка на здоровый образ жизни. |
Решение частных задач на основе анализа текста Словесн.: ответы на вопросы Словес.: ответы на вопросы Практич.: выборочное чтение Словесн.: описание героев рассказа Словесн.: ответы на вопросы | 20 мин | Первичное чтение первой части. - Перечислите имена героев? - В какое время происходят события? - Куда уезжает отец и мать? Зачем? Внимательно, с выражением, без ошибок, соблюдая паузы при знаках препинания. Как будем читать если !?. … знак, абзац Первичное чтение второй части. - Куда отправился Старший брат? - О чем он думал? - Что ему трудно было понять? - Что он вспомнил? - Почему Старший не замечал ни холода, ни темноты? - Куда вышел на рассвете Ст.брат? Зачитайте (с.66) - Сколько до этого места занимала езда от их дома? (7 недель) - Что он услышал? (Звон) - Что это был за звон? - Зачитайте описание ледяного леса. А какое впечатление произвела на Вас красота этого леса? - Скажите, а бывает ли такой лес? - Как вы думаете, куда он попал? (В сказку) Первичное чтение 3 части. - Действительно ли Ст.брат попал в сказу? (да, он не мерз) - Отчетливо, это как? (внятно) Проклял- проклятье. Что это такое? (Здоровяк, добродушен - Кто ему повстречался? - Какое лицо было у старика? Прочитайте. - Как вы думаете, он был добрый или злой? (лицо ни доброе, ни злое, не обернулся когда мальчик упал) - Куда направились они? - А сколько всего было залов? - Что было в этом 25 зале? ( Печка) - Грела ли она? О чем рассказал Прадедушка Мороз? (Полы – это… , поползни, окоченевшие) - Что высыпалось у Прадеда из под шубы? - Что это были за зверьки? - Как вы думаете, мальчик сочувствовал им? - А как старик к ним относился? - Что предложил Мороз сделать с этими зверьками? - Подчинился ли мальчик? Почему? - Как это называется? (Шантаж) объяснить. Я отдам тебе твое, если ты сделаешь вот это. - Что произошло с этими зверьками потом? - Почему Старший не замерз? - О чем Прадед предупредил мальчика? - Чем заканчивается эта часть? - Какова цель жизни Мороза? («Ты любишь покой, так же как и я») Первичное чтение 4 части - С чего начинается эта часть? - Где находился завтрак? - Из чего состоял завтрак? - Как назвал мальчика старик, когда уходил? Почему? - Что сделал Старший, когда ушел Мороз? - Какой зал искал Старший брат? Почему? - Какой оказалась дверь? - Что стал делать Старший, когда нашел 49 зал? - Что было потом? - О чем он думал все время? - Мальчик продолжил работать на Прадедушку? Почему? - Как вы думаете, почему разговор Мороза наводил тоску? | Отвечать на вопросы. Находить в паре границы сцен Читать границы сцен Озаглавливать в группе сцены. Выражать своё мнение. Объяснять значение слова. Читать отрывок текста Отвечать на вопросы Описывать героев рассказа. Отвечать на вопросы. | Познавательные – высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Извлекать информацию, представленную в разных формах. Личностные – наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей. Развивать лидерские способности. Правильно работать в группе, слушать других и учитывать их мнение. Коммуникативные – уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельное решение. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные – описывают объекты с выделением сущ-х признаков. |
Рефлексия | 2 мин | -Ребята, оцените свою работу и работу одноклассников. | Оценивать свою работу и работу одноклассников | Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу. |
Итог урока | 2 мин | - С каким произведением познакомились? - Как называется? Кто автор? - О чем эта сказка? - Как вы думаете, чему она нас научит? - Чем кончится? - Сможет ли Старший брат найти Младшего. Смогут ли они вернуться домой? Победят ли она Прадедушку Мороза? Вы узнаете, дочитав сказку до конца. Самое страшное – это равнодушие. Домашнее задание: Дочитать сказку до конца. Ответить на вопросы после произведения на с.81 | Обобщать изученное. | Регулятивный – осуществлять итоговый контроль. Познавательный – строят рассуждение |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ (1896 – 1958) Родился 9 (21) октября 1896 года в г. Казань в семье врача
МАЙКОП КАЗАНЬ ЛЕНИНГРАД
ЖИТКОВ БОРИС СТЕПАНОВИЧ МАРШАК САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ БИАНКИ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ
ШВАРЦ написал около 25 пьес, но не все они изданы. По его сценариям поставлены фильмы «Первоклассница», «Золушка», «Дон-Кихот»
СЛОВА - КЛЮЧИКИ КОРОЛИ , СВИНОПАСЫ , ПРИНЦЕССЫ , ТРУБОЧИСТЫ , ДРАКОНЫ , РЫЦАРИ
Домашнее задание Дочитать сказку до конца С.81 ответить на вопросы