Главные вкладки

    Урок литературного чтения "Народная мудрость сказки С.Аксакова "Аленький цветочек" (с презентацией)
    план-конспект урока (чтение, 4 класс) на тему

    Гургурова Светлана Леонидовна

    Урок по теме "Народная мудрость сказки С Аксакова "Аленький цветочек"  был проведен как обощающий после самостоятельного чтения "Наедине с книгой" из раздела "Реальный и волшебный миры в авторской и волшебной сказке" (система Л.В.Занкова, учебник "Литературное чтение" Н.А Чураковой, 2010). Разработку данного урока можно использовать и по другим программам.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    "Туртасская средняя общеобразовательная школа"

    Гургурова Светлана Леонидовна,

    учитель начальных классов

     I квалификационной категории

    МАОУ Туртасской СОШ

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ

    ПО ТЕМЕ "НАЕДИНЕ С КНИГОЙ.

    НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ СКАЗКИ С.Т. АКСАКОВА "АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК".

    (Урок  из раздела "Реальный и волшебный миры в авторской волшебной сказке")  

    УМК по системе Л.В.Занкова: программа В.Ю.Свиридовой, Н.А. Чураковой, Самара: Изд.«Учебная литература»: Изд дом «Фёдоров», 2008.

    Н.А. Чуракова  «Литературное чтение»: учебник для 4 класса: в 2 ч. Самара:

    Изд. «Учебная литература»: Издат дом «Фёдоров» 2010

    Технологии: информационно- коммуникативные, игровая

    Тема: "Наедине с книгой. Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек". 

    Цель: формирование нравственных убеждений через оценку героев и сопереживание им.

    Задачи:

    1. учить анализу художественного произведения на сюжетном, языковом, идейном уровнях; формировать умения осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное для полноценного восприятия произведения;
    2. развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение;
    3. через анализ художественного произведения воспитывать жизненную позицию: сочувствие, милосердие к окружающим.

    Оборудование. Презентация к уроку, иллюстрации к сказке, картинки распустившихся цветов и бутонов из картона  по количеству детей, шкатулка слов, зеркало, корона, цветочек.

    Примечание: урок обобщения после самостоятельного чтения

    ХОД УРОКА

    I. Введение в тему. Эмоциональный настрой.

    Звучит музыка. На фоне музыки ученик читает зачин сказки.  

    "В некиим царстве, некиим государстве жил- был богатый купец. именитый человек..."

     - Так начинается замечательная сказка Сергея Тимофеевича Аксакова. Произнесём хором название сказки.                  ("Аленький цветочек")

    - Что слышится в названии?  (Нежность, красота.) (Слайд 2)

    - Для кого он написал сказку? ( Своей единственной внучке Оленьке он  посвятил эту сказку.)

    II. Постановка темы и цели урока

       - Прочитав сказку, мы задумываемся о том, что хотел сказать автор. Какую мудрость передает Аксаков своей внучке и нам, читателям? Выясним это на сегодняшнем уроке. (Слайд 2, +)

    III. Работа над языком сказки

    -  От кого в детстве писатель слышал такую сказку? (ключницы Пелагеи).-  Как это выражается это в языке сказки? (Язык сказки народный, просторечный, так говорили сказители сказок.)

     Текст наполнен старинными словами и выражениями. Проверим, насколько внимательны вы были при прочтении сказки.

    1. Лексическая работа  (Шкатулка)

    - Вот сказочная шкатулка, но не каменья драгоценные в ней, а слова устаревшие.

    \Ученики по очереди вынимают карточки из шкатулки и объясняют лексическое значение\

    Пригорок муравчатый - поросший мягкой и сочной травой

    Яства сахарные – еда, кушанья

    Челядь дворовая – слуги, дворовые

    Если середович – будь мне дядюшка – мужчина средних лет

    Опочивать легла – спать легла

    Паче зеницы ока – сохранять, беречь, больше, чем глаза.

    2. Определение типа сказки

     - Среди русских народных сказок есть сказки, схожие по сюжету со сказкой "Аленький цветочек". Назовите их."Заклятый царевич", "Перышко Финиста - ясна сокола")

    -Как называются сказки, которые обработаны или пересказаны автором и в которых он выражает свое отношение к героям и событиям?(Литературные сказки.)

    А к какой группе сказок относится сказка "Аленький цветочек"?  Объясните почему.(Это волшебная сказка. В ней чудеса, сказочные превращения, волшебные предметы, наблюдаем троекратность событий.)

    3. Определение языкового сходства с русскими народными волшебными сказками.

     Читая волшебные сказки, мы встречаем выражения, которые есть во многих народных сказках. Встретились они и в сказке Аксакова. Назовите их. (Слайд 3)

     "За тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство".

    "Поворотился он назад – нельзя идти, направо, налево – нельзя идти, сунулся вперед – дорога торная".

    "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается".

    "Долго ли, мало ли времени".

     "Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать".

     "Не прикажи меня рубить и казнить, прикажи слово вымолвить".

    4. Проверка домашнего задания

    - Сказку сказывает ключница Пелагея, а ее речь богата пословицами, поговорками да прибаутками. Какие вы нашли в сказке пословицы?

       "Богатство – дело наживное".

     "Двух смертей не бывать, а одной не миновать".

     "От страха зуб на зуб не попадал".

    Вывод: многие выражения и пословицы указывают на близость аксаковской сказки к русским народным сказкам.

      IV. Восстановление сюжета сказки по иллюстрациям

    \На доске 6 иллюстраций. Для выполнения задания приглашается слабоуспевающий  ученик \

    - Перед нами иллюстрации к сказке. Переставьте картинки так, чтобы их последовательность соответствовала ходу событий. \ПРИЛОЖЕНИЕ\

    V. Физкультурная минутка (Слайд 4)

    Наши алые цветочки

    Распускают лепесточки.

    Ветерок чуть дышит,

    Лепестки колышет,

    Птички весело летают,

    Нежно бабочки порхают.

    Наши алые цветочки

    Закрывают лепесточки-

    Видно, отдохнуть пора…

     А у нас урок, друзья!

    VI. Характеристика героев

    - Назовем главных героев. ( Три сестры; купец; зверь лесной, чудо морское)

    - Дадим им характеристику.

    1. Купец. (Слайд 5)

    - Прочитаем отрывок из сказки вслух. / Ученик читает с листа/

    “Лучше мне с дочерьми повидатися, дать им своё родительское благословение, и коли они избавить меня от смерти не захотят, то приготовиться к смерти по долгу христианскому и воротиться к лесному зверю, чуду морскому”. 

    - О каких качествах купца можно судить из этого отрывка?

    (Купец – человек слова и верующий, он думает лишь о спасении души.)

    2. Сопоставление иллюстраций. Зверь лесной, чудо морское. (Слайд 6)

    –Перед вами три изображения этого персонажа (художники Н. Куприянов, Б. Диодоров,  И. Цыганков). Кому из художников удалось точнее передать облик аксаковского героя? Почему?

    -Найдите в тексте описание зверя лесного. Посмотрим, подтверждает или опровергает отрывок из текста ваше мнение.

    - Да, Сергей Тимофеевич, так описал образ зверя лесного, чуда морского, что мы невольно представляем безобразное существо. Вызывает ли у вас этот герой  чувство отвращения? (Нет) 

    Почему? А какие чувства он вызывает? Почему?  (При своем внешнем безобразии этот герой был красив душой…)

    Вывод: В жизни внешне непривлекательный человек может обладать редкой душевной красотой

    3.Три сестры(Слайд 7) 

    Элементы драматизации.

     \Четверо учеников распределяют роли главных героев. «Купец» вручает гостинцы: старшей сестре – корону, средней – зеркальце\

    - Предлагаю обыграть такой момент: вносит купец аленький цветочек. Увидела старшая сестра и говорит: «Вот ты какой, цветочек аленький!» (тоже повторяют средняя и меньшая дочь нужной интонацией)

    - Дает ли Аксаков описание характера сестер? (Нет) Как же мы можем судить об их душевных качествах? (По поступкам) 

    -Подберем прилагательные, характеризующими старшую сестру. Мысли подтвердите словами текста.

     Старшая – горделивая. Она просит для себя венец самоцветный, да такой, как у королевны заморской Она неблагодарная. Не пошла выручать отца Недобрая, завистливая 

    Средняя – самолюбивая. Ей нужны только богатства, да чтоб ее красота не старилась (зачитывает текст).)

     - А младшая дочь?   Какая она?                       Добрая, ласковая, приветливая .

    В каком поступке это проявилось?

    -  А как вы думаете, могли быть на месте младшей дочери ее сестры?  Почему?

     VII. Пересказ отрывка сказки

    - Какой момент сказки самый волнующий?  Когда происходит превращение чудища в доброго молодца.

    -Давайте расскажем, как это произошло. (Пересказ в лицах  близко к тексту -  индивидуальное домашнее задание.)

    – Что же помогло снять заклятие со зверя лесного, чуда морского?  (Любовь девушки.)

    -  За что же полюбила девушка чудище? (За его душу, доброту)

    – О чем главном рассказал С.Т.Аксаков в этой сказке?

    Он рассказал о самоотверженной любви, верности и преданности.

    VIII. Итог урока.

    - Какая из пословиц, записанных на доске, отражает мудрость  этой сказки, ее идею,  и могла бы послужить эпиграфом нашего урока?

    Любовь не знает мести, а дружба лести.

    Любовь все побеждает.

    -  Какую народную мудрость передает нам, читателям, Сергей Тимофеевич Аксаков?

    Вывод: В человеке главное -  его душа,  а любовь способна победить зло.

    IX . Рефлексия.

    - Какие задания показались вам интересными?

    - Ребята, с каким чувством вы заканчиваете урок? Поделитесь. (Свободные высказывания)

    - Если урок для вас был интересен и полезен, то поставьте в вазу распустившийся аленький цветочек, если вам кажется, что урок недостаточно интересен, то поставьте в вазу бутон аленького цветочка.

    X. Домашнее задание.

    -  Ребята, получите домашнее задание по выбору: составить кроссворд,  придумать  вопросы для викторины, сочинить сказку с названием  «Любовь все побеждает»

    XI. Заключительные слова учителя

    - Сказке «Аленький цветочек» уже более 150 лет, а она  не постарела, потому что никогда не исчезнут добро и любовь. Пусть же аленький цветочек не увядает в душе каждого человека.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Народная мудрость сказки С.Аксакова «Аленький цветочек» Наедине с книгой МАОУ Туртасская СОШ Уватского р-на Тюменской обл. Гургурова Светлана Леонидовна , учитель начальных классов

    Слайд 2

    Сергей Тимофеевич Аксаков 1791-1859 Какая народная мудрость скрыта в сказке «Аленький цветочек»?

    Слайд 3

    За тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство Поворотился он назад – нельзя идти, направо, налево– нельзя идти Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается Долго ли, ни в сказке сказать, ни пером описать мало ли времени Красоты невиданной и неслыханной, что Не прикажи меня рубить и казнить, прикажи слово вымолвить

    Слайд 4

    Физкультминутка Наши алые цветочки Распускают лепесточки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Птички весело летают, Нежно бабочки порхают. Наши алые цветочки Закрывают лепесточки. Видно, отдохнуть пора… А у нас урок, друзья!

    Слайд 5

    Купец

    Слайд 6

    Зверь лесной, чудо морское Николай Куприянов Борис Диодоров Иван Цыганков Кто из художников- иллюстраторов, на твой взгляд, наиболее точно изобразил героя?

    Слайд 7

    Три сестры

    Слайд 8

    Любовь не знает мести, а дружба лести. Любовь всё побеждает. Выбери пословицу, отражающую идею сказки «Аленький цветочек»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения по произведению Аксакова "Аленький цветочек"

    В материале представлена методическа разработка и презентация первого урока по творчеству Аксакова "Аленький цветочек" (УМК "Школа России", учебник Климановой). В приложениях - карточки для индивидуал...

    Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Урок литературного чтения по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

    Литературное чтение, 2 класс, Система Л.В.Занкова, учебник - литературное чтение – Свиридовой В.Ю., Работа над сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»Цели урока: формирование умен...

    Презентация к уроку литературного чтения. Тема: Сказка "Два мороза"

    В презентации представлены основные этапы работы над литературным произведением....

    Презентация к уроку литературного чтения Корякская сказка «Хитрая лиса» 2 класс Программа «Перспектива»

    Презентация к уроку литературного чтения Корякская сказка «Хитрая лиса» 2 класс Программа «Перспектива» ...

    Презентация к уроку литературного чтения Хантыйская сказка «Идэ» 2 класс Программа «Перспектива»

    Презентация к уроку литературного чтения Хантыйская сказка «Идэ» 2 класс Программа «Перспектива» ...

    Урок литературного чтения "Мудростью богаты" 2 класс по ОС "Школа 2100".

    Урок литературного чтения "Мудростью богаты" 2 класс по ОС "Школа 2100". На уроке вспоминаем и изучаем жанры УНТ, в частности пословицы и поговорки. Изучаем особенности поговорок и пословиц, их отличи...

    Презентация урока литературного чтения по сказке «Два Мороза»

    Автором предложена практическая реализация урока литературного чтения для начальных классов (тип урока: урок открытия нового знания).Целью урока являлось: способствование развитию навыков чтения, флор...