Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Железова Вера Юрьевна

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.

В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_zhelezova_v.yu_.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.

Учитель В.Ю. Железова

Тема: В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Цель:  1. Способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

2. Совершенствовать навык выразительного чтения, выборочного чтения, обучать чтению по ролям.

3. Воспитывать чувство доброты, сострадания.

Задачи:  1. Повторить особенности сказки: зачин, концовка, повторы и т.д.

2. Обучать чтению по ролям.

3. Развивать умение отвечать на вопросы полным ответом, развивать монологическую речь.

Оборудование: фонограмма оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», детские книжки-самоделки.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент

2. Проверка домашнего задания.

3. Сообщение темы урока.

4. Словарная работа.

5 Слушание сказки.

6. Работа с произведением.

7. Подготовка к чтению по ролям.

8. Чтение отрывков из сказки по ролям.

9. Итог.

Д.з. – творческое задание.

Звучит опера Римского-Корсакова «Снегурочка»:

- О чем-то скрипит половица

И спице опять не спится,

Присев на  кровати, подушки

Уж навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходят… сказки!

- Приближаются новогодние праздники. Их главные персонажи Дед Мороз и Снегурочка, скоро вас посетят. Родина Деда Мороза – Великий Устюг, а Снегурочки – Костромская земля.

- Мы познакомились с русской народной сказкой «Снегурочка». Дома вы сочинили свои сказки о Снегурочки. Давайте заслушаем некоторые.

- Автор этой сказки – Андрюша, художник-оформитель – его мама. Это ваше детское творчество.

- Что вам «навеяло» вашу сказку?

- Эта сказка помогла создать новое произведение и Владимиру  Ивановичу Далю.

- Сегодня мы познакомимся с его сказкой «девочка Снегурочка».

- В.И. Даль был не только писателем, но и большим знатоком русского языка. Он ездил по  всей стране, собирал различные песенки, потешки, загадки, поговорки, просто выражения и слова, которые использовал потом в своих произведениях. Он создал словарь живого великого русского языка, в котором 200 тыс. слов, 30 тыс. пословиц.

На доске:    ВЕТОШКА

ПЕСТОВАТЬ

ЛОБЫЗАЛА

В одной деревне он услышал, как лоскут старой ткани люди называют «ветошкой». В другой деревне зашел в избу, а там мама нянчит, заботливо воспитывает своих ребятишек. А называют это красивым словом – «пестует». Мама обнимала, целовала, т.е. «лобызала» своих детей. И, конечно, долгими зимними вечерами рассказывала им сказки.  

Читает сказку учитель и хорошо читающие ученики.

- Понравилась вам сказка? Поделитесь впечатлениями.

- Что вам напомнила сказка?

- Докажите, что это сказка.

- Зачитайте.

- Кто герои сказки?

- Как старики относились к Снегурочке? В чем это проявляется?

- старик и Старуха очень любили Снегурочку, заботились о ней, пели ей колыбельные песни.

- Как поют колыбельные песни?

- Прочитайте в паре друг другу колыбельную песню.

- чтение вслух

- Что случилось со Снегурочкой?

- Кто ее спас?

- какие другие герои есть в сказке Даля, но нет в русской народной сказке?

- Посмотрите, чьи это фразы записаны?

На доске: - О чем, девица, плачешь, о чем, красная, рыдаешь?

  • Ах, красавица! Ах, умница! Ах, горемычная! Слезай скорехонько, я тебя до дому доведу!
  • Нет, медведь, я не пойду с тобой, я боюсь тебя – ты съешь меня!

- Как говорят те или иные герои? Произнесите эти фразы, как они.

- «Жужжащее» чтение с карандашом, учащиеся отмечают – где чьи слова.

- Послушаем радиопередачу «В гостях у сказки» (чтение первого отрывка)

- Идет репетиция спектакля в театре (чтение 2 отрывка)

- На сцене театра – спектакль «Девочка Снегурочка». (чтение 3 отрывка – в масках – лиса, Снегурочка, собака)

- Аплодисменты всем артистам?

- Кто лучше всех читал в каждой группе?

- Чем похожи и чем отличаются русская народная сказка и сказка Даля.

- В сказке Даля воспевается доброта, умение прощать, любовь родителей к детям, почитание родителей детьми. Все это актуально и сейчас. Я думаю, она вам понравилась и вы хотели бы стать одним из героев этой сказки. Я даю вам такую возможность. Перескажите сказку от лица одного из героев (даю образец). Или при помощи рисунков в тетради перескажите сказку.

- Рассказывают свои сказки.

- Русская народная сказка «Снегурочка».

Делятся  впечатлениями.

- Русскую народную сказку «Снегурочка».

- Есть зачин (зачит.)

- Есть концовка (зачит.)

- Есть повторы (зачит.)

- Есть волшебство (какое?)

- В сказках добро побеждает зло.

- Дед, бабка, Снегурочка и др.

- Они ее любили, заботились о ней, воспитывали.

- Нежным, тихим. Ласковым голосом.

- Чтение колыбельной песни в парах.

- Снегурочка заблудилась.

- Ее спасла Жучка.

- собака Жучка, медведь, волк, лиса.

- Чтение фраз с нужной интонацией.

- Читают диалоги.

Чтение отрывков  по ролям.

- Одинаковый зачин, разная концовка, отличается сюжет, добавляются герои – животные у Даля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА в 3 классе по программе "Школа 2100". Тема: «Разбор местоимения как части речи».

Это конспект урока "Введение нового знания".  Я очень люблю проводить такие уроки, так как именно на них ученики самостоятельно выдвигают тему, цели урока, строят проект и пробуют реализовать его...

КОНСПЕКТ УРОКА в 4 классе по программе "Школа 2100". Тема: "Фразеология".

Урок по данной теме я проводила в ноябре 2009 года с 4 «А» классом. Этот урок я считаю интересным не только потому, что основная деятельность детей – работа в парах и в группах. Развивающая система «Ш...

Урок - театр чтения во 2 классе по системе Н.Ф. Виноградовой "Идёт волшебница - зима. Девочка Снегурочка В. Даль" "

Урок построен в форме театра, на котором обучающиеся не только знакомятся с произведением, но и пригрывают сюжет, расширяют свои познания в области литературы....

Урок - театр чтения во 2 классе по системе Н.Ф. Виноградовой "Идёт волшебница - зима. Девочка Снегурочка В. Даль" "

Урок построен в форме театра, на котором обучающиеся не только знакомятся с произведением, но и проигрывают сюжет, расширяют свои познания в области литературы....

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

Конспект урока математики 2 класс по программе «Школа России». Тема урока: "Площадь. Единицы площади".

Конспект урока соответствует  тебованиям  ФГОС. Игровая форма  и  данные  по теме "Космос" способствует  активизации познавательной деятельности учащихся....

конспект урока в 1 классе по программе Баклановой "Музыкальные сказки"

конспект урока по теме "Музыкальные сказки" "Колобок"...