КОНСПЕКТ УРОКА в 4 классе по программе "Школа 2100". Тема: "Фразеология".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Симинченко Татьяна Юрьевна

Урок по данной теме я проводила в ноябре 2009 года с 4 «А» классом. Этот урок я считаю интересным не только потому, что основная деятельность детей – работа в парах и в группах. Развивающая система «Школа 2100» - очень интересная и богатая разнообразными темами программа. Но, работая над темой «Разделы языкознания», я решила познакомить детей ещё с одним разделом – фразеология.  Дети довольно часто употребляют в своей речи образные выражения и устойчивые сочетания, при этом нередко искажая их смысл.  Поэтому данной теме я решила посвятить урок и рассказать детям о многообразии фразеологизмов и их точном лексическом значении, а также обобщить уже известные ими факты.  Получился очень интересный и познавательный урок. 

 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russ.yaz_.frazeologiya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Система: «Школа 2100».

Класс: 4.

Тема: Обобщение разделов языкознания. Раздел фразеология.

Цели урока:

  • обобщить  изученные разделы языкознания,
  • рассказать о многообразии разделов,
  • ввести новый раздел – фразеология,
  • развивать слаженную работу в группах.

Урок по данной теме я проводила в ноябре 2009 года с 4 «А» классом. Этот урок я считаю интересным не только потому, что основная деятельность детей – работа в парах и в группах. Развивающая система «Школа 2100» - очень интересная и богатая разнообразными темами программа. Но, работая над темой «Разделы языкознания», я решила познакомить детей ещё с одним разделом – фразеология. Дети довольно часто употребляют в своей речи образные выражения и устойчивые сочетания, при этом нередко искажая их смысл. Поэтому данной теме я решила посвятить урок и рассказать детям о многообразии фразеологизмов и их точном лексическом значении, а также обобщить уже известные ими факты. Получился очень интересный и познавательный урок.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

  1. Чистописание.

На доске: Мудра голова – короткий язык.

Обсуждение смысла пословицы.

Задание: прописать слово, в котором звуков больше, чем букв. (язык)

  1. Формирование темы урока.

У: Назовите однокоренные слова к слову «язык».

     Сегодня мы вспомним тему, над которой работали на последних уроках –

«Разделы языкознания».

На доске 7 табличек с названиями (пунктуация, словообразование, фонетика,    синтаксис, морфология, орфография, графика) и одна пустая. Дети вспоминают всё о данных разделах.

У: Как вы считаете это всё или есть ещё разделы языкознания?

     Сегодня мы познакомимся ещё с одним.

  1. Активизация знаний. Новая тема.

У: Я буду называть словосочетания, а вы попробуйте заменить их одним  

словом, подобрав синоним:

  • Повесить нос (загрустить)
  • Покраснеть до корней волос (стыдно)
  • Провалиться сквозь землю (исчезнуть)
  • Бить баклуши (бездельничать)

У: Что я сейчас называла, что это за интересные фразы? Может быть вы знаете название?

У: Это – фразеологизмы. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания. М.В. Ломоносов называл их «фразесами» и предложил выделить для них специальную группу, ведь фразеологизмы отражают жизнь народа, в них выражен народный дух, обычаи и история.

  1. Упражнения на закрепление.

   

1).  «Путешествие по зоопарку». Работа в группах.

На доске картинки с животными: волк, лиса, заяц, змея, свинья, рыба, собака, баран. Каждой группе розданы карточки с незаконченными фразеологизмами-сравнениями. Задание: сопоставить фразеологизм и животное.

  • Голодный как…волк
  • Хитрая как…лиса
  • Трусливый как…заяц
  • Изворотливый как…змея
  • Грязный как…свинья
  • Немой как…рыба
  • Верный как…собака
  • Упрямый как…баран

Далее представитель каждой группы выходит и демонстрирует работу. Происходит обсуждение данных фразеологизмов.

2). «Объясни смысл».

Дети читают стихотворение «Хоровод дружбы» (прим.: тема была приурочена ко Дню народного единства).

У: Ребята дружить – это значит ходить «рука об руку». Это, кстати, тоже устойчивое сочетание. Фразеологическое богатство русского языка огромное, и фразеологизмов со словом «рука» более 50! Посмотрим, как хорошо вы их знаете.

На доске 2 столбика – фразеологизмы и из значение. Задание: соединить их.

  • На руках носить – ценить, любить
  • Золотые руки – мастер
  • Разводить руками – удивляться
  • Руки опускаются – без сил
  • Рукой подать – близко
  • Как без рук – беспомощный
  • Руки чешутся – хочется побить

Проверка осуществляется по эталону.

  1. Открытие «нового».

Дети по группам разбирают предложение: «Лена весь день усердно трудилась, а Петя всё это время считал ворон».

Задание: подчеркнуть главные члены предложения.

(Здесь у детей происходит расхождение, так как во второй части предложения сказуемым некоторые выделяют «считал», а другие – «считал ворон». Происходит дискуссия и дети делают вывод: фразеологизм является одним членом предложения, потому что лексическое значение имеет весь фразеологизм, а не каждое слово в отдельности.)

  1. Работа по учебнику.

Дети выполняют самостоятельную работу по группам: синтаксический разбор предложений, в которых есть устойчивые сочетания.

  1. Итог урока.

Дети делают предположение, что наука, занимающаяся изучением фразеологизмов, называется фразеология. Учитель открывает последнюю табличку и происходит обобщение изученного.

--Чем занимались сегодня на урок? Что нового усвоили?

--Оцените, пожалуйста, работу класса, свою работу на уроке.

Задается вариативное домашнее задание.



 

Комментарии

Липина Анастасия Борисовна

Обязательно воспользуюсь Вашим материалом в своей работе!