КОНСПЕКТ УРОКА в 4 классе по программе "Школа 2100". Тема: "Фразеология".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок по данной теме я проводила в ноябре 2009 года с 4 «А» классом. Этот урок я считаю интересным не только потому, что основная деятельность детей – работа в парах и в группах. Развивающая система «Школа 2100» - очень интересная и богатая разнообразными темами программа. Но, работая над темой «Разделы языкознания», я решила познакомить детей ещё с одним разделом – фразеология. Дети довольно часто употребляют в своей речи образные выражения и устойчивые сочетания, при этом нередко искажая их смысл. Поэтому данной теме я решила посвятить урок и рассказать детям о многообразии фразеологизмов и их точном лексическом значении, а также обобщить уже известные ими факты. Получился очень интересный и познавательный урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russ.yaz_.frazeologiya.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Система: «Школа 2100».
Класс: 4.
Тема: Обобщение разделов языкознания. Раздел фразеология.
Цели урока:
- обобщить изученные разделы языкознания,
- рассказать о многообразии разделов,
- ввести новый раздел – фразеология,
- развивать слаженную работу в группах.
Урок по данной теме я проводила в ноябре 2009 года с 4 «А» классом. Этот урок я считаю интересным не только потому, что основная деятельность детей – работа в парах и в группах. Развивающая система «Школа 2100» - очень интересная и богатая разнообразными темами программа. Но, работая над темой «Разделы языкознания», я решила познакомить детей ещё с одним разделом – фразеология. Дети довольно часто употребляют в своей речи образные выражения и устойчивые сочетания, при этом нередко искажая их смысл. Поэтому данной теме я решила посвятить урок и рассказать детям о многообразии фразеологизмов и их точном лексическом значении, а также обобщить уже известные ими факты. Получился очень интересный и познавательный урок.
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
- Чистописание.
На доске: Мудра голова – короткий язык.
Обсуждение смысла пословицы.
Задание: прописать слово, в котором звуков больше, чем букв. (язык)
- Формирование темы урока.
У: Назовите однокоренные слова к слову «язык».
Сегодня мы вспомним тему, над которой работали на последних уроках –
«Разделы языкознания».
На доске 7 табличек с названиями (пунктуация, словообразование, фонетика, синтаксис, морфология, орфография, графика) и одна пустая. Дети вспоминают всё о данных разделах.
У: Как вы считаете это всё или есть ещё разделы языкознания?
Сегодня мы познакомимся ещё с одним.
- Активизация знаний. Новая тема.
У: Я буду называть словосочетания, а вы попробуйте заменить их одним
словом, подобрав синоним:
- Повесить нос (загрустить)
- Покраснеть до корней волос (стыдно)
- Провалиться сквозь землю (исчезнуть)
- Бить баклуши (бездельничать)
У: Что я сейчас называла, что это за интересные фразы? Может быть вы знаете название?
У: Это – фразеологизмы. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания. М.В. Ломоносов называл их «фразесами» и предложил выделить для них специальную группу, ведь фразеологизмы отражают жизнь народа, в них выражен народный дух, обычаи и история.
- Упражнения на закрепление.
1). «Путешествие по зоопарку». Работа в группах.
На доске картинки с животными: волк, лиса, заяц, змея, свинья, рыба, собака, баран. Каждой группе розданы карточки с незаконченными фразеологизмами-сравнениями. Задание: сопоставить фразеологизм и животное.
- Голодный как…волк
- Хитрая как…лиса
- Трусливый как…заяц
- Изворотливый как…змея
- Грязный как…свинья
- Немой как…рыба
- Верный как…собака
- Упрямый как…баран
Далее представитель каждой группы выходит и демонстрирует работу. Происходит обсуждение данных фразеологизмов.
2). «Объясни смысл».
Дети читают стихотворение «Хоровод дружбы» (прим.: тема была приурочена ко Дню народного единства).
У: Ребята дружить – это значит ходить «рука об руку». Это, кстати, тоже устойчивое сочетание. Фразеологическое богатство русского языка огромное, и фразеологизмов со словом «рука» более 50! Посмотрим, как хорошо вы их знаете.
На доске 2 столбика – фразеологизмы и из значение. Задание: соединить их.
- На руках носить – ценить, любить
- Золотые руки – мастер
- Разводить руками – удивляться
- Руки опускаются – без сил
- Рукой подать – близко
- Как без рук – беспомощный
- Руки чешутся – хочется побить
Проверка осуществляется по эталону.
- Открытие «нового».
Дети по группам разбирают предложение: «Лена весь день усердно трудилась, а Петя всё это время считал ворон».
Задание: подчеркнуть главные члены предложения.
(Здесь у детей происходит расхождение, так как во второй части предложения сказуемым некоторые выделяют «считал», а другие – «считал ворон». Происходит дискуссия и дети делают вывод: фразеологизм является одним членом предложения, потому что лексическое значение имеет весь фразеологизм, а не каждое слово в отдельности.)
- Работа по учебнику.
Дети выполняют самостоятельную работу по группам: синтаксический разбор предложений, в которых есть устойчивые сочетания.
- Итог урока.
Дети делают предположение, что наука, занимающаяся изучением фразеологизмов, называется фразеология. Учитель открывает последнюю табличку и происходит обобщение изученного.
--Чем занимались сегодня на урок? Что нового усвоили?
--Оцените, пожалуйста, работу класса, свою работу на уроке.
Задается вариативное домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 2 класс окружающий мир по программе "2100"
Конспект урока проводимый во 2 классе по теме: "Материки и океаны"...
Комментарии
Замечательный урок!