Конспект урока, 3 класс УМК "ШКОЛА 2100", Понятие о местоимении. Личные местоимения. 88 урок
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie_kak_chast_rechi._urok_88_3_kl.docx39.63 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект урока

Предмет: русский язык, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина УМК «Школа 2100», 3 Б класс

Тема: Понятие о местоимении. Личные местоимения.

Цель: развитие умений определять признаки местоимения как части речи, отличать от имен существительных.

Планируемые результаты:

Предметные:

- учить умению распознавать местоимения в речи (устной и письменной);

- наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений.

Метапредметные:

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность

- умение выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме в соответствии с заданным алгоритмом решения учебной задачи.

Познавательные:

- развитие умений выделять и формулировать проблемы;

-развитие умений выдвигать гипотезы. 

Коммуникативные:

- умение договариваться, приходить к общему решению в сотрудничестве;

-умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить.

Личностные:

-проявлять первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

- выражать положительное отношение к процессу познания.

Оборудование:  компьютер, проектор.

Литература: УМК «Школа 2100» русский язык, Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина  3 класс

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Мотивация к деятельности.

1.Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; создает эмоциональный настрой.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Начинаем мы опять

Думать, рассуждать, смекать!

(Слайд)

– Прочитайте девиз нашего урока: Если есть желание, найдется и путь!

- Как вы понимаете его смысл? Желаю вам работать на уроке активно, аккуратно и найти путь к новому секрету русского языка.

2.Чистописание

Подготовка руки к письму

Мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту трем, трем.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.

Запись числа и  классной работы.

-Отгадайте, какую букву я задумала, ее можно встретить в слове, которое вы сейчас отгадаете.

 Королевич из садов

Всех порадовать готов.

Есть с румяненьким бочком

И с весёлым червячком.

Кругленькое с ямочкой

Наливное...(яблочко)

3.На доске написана буква я, сложный узор и сочетания (як,ял,ям,ян)

-Какую закономерность вы видите в этих сочетаниях?

Продолжите до конца строки.

3.Словарная работа

Игра «Собери-ка!»

Слайд

Ки, Зна.., вем, Жи.., ют, веч, От, а..., рох,Го.., кст, Те…, дка, Ло…

-Какое слово словарное? (горох)

-Проговорите слово по слогам. Поставьте ударение. Подчеркнем безударную гласную. Подберем ассоциацию к букве «О». Составьте предложение со словом. Запишем его в тетрадь.

Настраиваются на учебный процесс.

Минутка чистописания.

Отгадывают задуманную учителем букву и прописывают узоры и сочетания в тетрадях.

Разгадывают и находят словарное слово,  записывают его.

Личностные:

-выражать положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность

- умение выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме в соответствии с заданным алгоритмом решения учебной задачи.

  1. Актуализация имеющихся знаний

1. Работа по слайду.

- Випишите из приведенных слов имена существительные, обозначьте орфограммы, разберите по составу.

- Расскажите, что вы знаете об имени существительном.  На какие отвечает вопросы? Характеристики имени существительного? С примерами.

(Род, число, одушевленные/неодушевленные)

Выписывают имена существительные: знаки, горох, текст, лодка. Обозначают орфограммы и разбирают по составу у доски по 1-му.

Слушают учителя и отвечают на вопросы

Коммуникативные:

- умение договариваться, приходить к общему решению в сотрудничестве;

Регулятивные:

- умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия.

  1. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание
  1. Чтение стихотворения учителем

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать - не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ, -

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

- Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему? (Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него).

- Я предлагаю вам вспомнить наше новое словарное слово. Какое? (Горох)

- Составим для закрепления еще одно предложение со словом «горох». Что такое горох? (Горох – это растение). Давайте запишем это предложение (1 ученик у доски).

- Где растет горох? (Горох растет в поле). Запишем это предложение (1 у доски)

- Что готовят из гороха? (Из гороха варят суп). Запишем (1 у доски)

-Прочитайте получившийся текст.

- Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор слова горох, необходимо его заменить другими словами)

- Давайте его отредактируем. (один ученик у доски с цветным мелом, все остальные – в тетради: 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово горох заменяем на слово он, в третьем предложении заменяем словом него)

- Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного)

На центральную доску прикрепляются карточки:

МЕСТО

 

ИМЕНИ

– Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (карточки сдвигаются, открывается буква е)

МЕСТОИМЕНИЕ

Как вы думаете, что мы сегодня будем с вами изучать?

Какая тема нашего урока? Какие знания необходимы будут нам для дальнейшей работы?

Дети анализируют; формулируют выводы своих наблюдений; сравнивают; высказывают предположения и наконец, формулируют тему и цель урока.

По очереди у доски записывают предложения.

Познавательные:

-формировать умение анализировать, синтезировать

Регулятивные:

- умение принимать и сохранять цель урока;

IV. Совместное открытие знаний

  1. Работа по учебнику.
    Упр. 289, стр. 61. Устно.

-Какие местоимения встретились?

Можно ли определить, кто мечтает? Почему?

- Можно ли определить, о чём мечтает? Почему?

- Называют ли местоимения предмет? (Нет) А что они делают? (Только указывают на предмет)

Упр. 290, стр. 61. Устно.

- Вместо каких слов употребляли местоимения?

-Прочитайте вывод на стр. 62. Сравните со своим выводом.

  1. Игра «Маршируй, хлопай!»

- Я буду называть слова. Если это сущ., то вы маршируете, а если это местоимения, то хлопаете в ладоши.

Дом, она, они, кот, вы, я, для, ноты, мы, ты, око, оно, сон, сом.

Физкультминутка.

Работают устно в учебнике, упражнения 289, 290.

Делают вывод о  роли местоимения в тексте.

Внимательно слушают, если существительные услышат маршируют, местоимения – хлопают.

Регулятивные:

 - умение выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме в соответствии с заданным алгоритмом решения учебной задачи.

Личностные:

-проявлять первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

V. Первичное закрепление во внешней речи

1. Работа в учебнике

Продолжаем работу.

Упр. 292, стр. 64. (Какие бывают?)

Послушайте диалог.

- Кто был первым говорящим в диалоге?

- Как этот человек себя назвал? (Я)

- Кто другой участвовал в диалоге?

- Какое местоимение указывает на него? (Ты)

-О каких других лицах разговаривают участники диалога?

- Какие слова на них указывают? (Он, она)

- А если несколько человек, то как они про себя скажут? (Мы, вы, они). Посмотрим в нашем учебнике как называются эти лица: 1-е,2-е,3-е.

        

- Прочитайте вывод на с.64. Сравните с нашим выводом.

- Как называются эти местоимения? Почему личные?

Прочитайте вопрос на с. 65. (Какого рода местоимения он, она, оно?

- Можно ли определить род остальных местоимений?

Работают в группах, выполняют задание на листах.

Коммуникативные:

- умение договариваться, приходить к общему решению в сотрудничестве;

-умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить.

VI. Самостоятельная работа с проверкой

1.Работа в учебнике с.65 упр 294.

Прочитать, найти четвертое лишнее слово. Списать без лишних, указать лицо и число личных местоимений.

Работают самостоятельно в рабочих тетрадях. Фронтальная проверка.

Регулятивные:

- умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия

VII. Включение в систему знаний и повторений

1.Работа в учебнике стр.65. упр.293.

К местоимениям подобрать имена существительные.

- Вместо каких существительных употребляются местоимения 3-го лица ед. ч. ?

-Какого они рода?

У доски по цепочке записывают под местоимениями подходящие имена существительные.

Коммуникативные:

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

VIII. Рефлексия

- О чём говорили на уроке?

- Расскажите, что узнали о местоимении по плану.

1. Вместо каких слов употребляются местоимения?

2. На какие вопросы отвечают местоимения?

3.Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные)

4. Перечислите местоимения.

5. М. это самостоятельная часть речи?

6.Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.

7. Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.

- Понравился урок? Что было сложным?

- Поставленные задачи мы выполнили. На следующем уроке продолжим формирование наших лингвистических компетенций при употреблении местоимений с предлогами.

Отвечают на вопросы учителя

Составляют рассказ о местоимении, по плану.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные:

- умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия

IX. Домашнее задание

Стр.70 - 71 учебника, упражнение 1,2.

Записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственного числа».

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственног о числа». Учебник "Русский язык 3 класс" Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. Цель урока: сформ...

Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка « Понятие о местоимении. Личные местоимения» (УМК «Школа 2100», 3 класс)

Урок русского языка в 3-м классе.Тема урока: «Понятие  о местоимении. Личные местоимения».(образовательная система "Школа 2100", учебник "Русский язык» для 3 кл.", часть 2, стр.61-64; авт.:...

Конспект урока-исследования «Понятие о местоимении. Личные местоимения». , 3 класс

Тип урока. Урок открытия новых знанийВид урока. Доминирует исследовательская деятельность учащихся. Структура урока соответствует уроку ОНЗ на основе системно-деятельностного подхода.На уро...

План-конспект урока русского языка в 3 классе, УМК «Школа 2100». Тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»

Цель урока:формирование знаний о местоимении, как части речи, умений употреблять местоимения в устной и письменной речиЗадачи урока:образовательные:  формирование интереса к учению, способн...

Урок русского языка в 4 классе. Тема урока "Понятие о местоимении. Личные местоимения".

Урок открытий новых знаний, урок - исследования по теме "Понятие о местоимении. Личные местоимения"....

Конспект урока по русскому языку «Понятие о местоимении. Личные местоимения»

Цели урока: Дидактические: - наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений; - развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности.Раз...