Главные вкладки

    План-конспект урока русского языка в 3 классе, УМК «Школа 2100». Тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

     

    Цель урока:

    формирование знаний о местоимении, как части речи, умений употреблять местоимения в устной и письменной речи

    Задачи урока:

    образовательные:  формирование интереса к учению, способности  к самооценке,

    развитию навыков сотрудничества, развитие орфографической зоркости, каллиграфических навыков,  устной  и письменной  речи, внимания;

    развивающие: развитие монологической и диалогической  речи учащихся, лексическая работа по обогащению речи, формирование коммуникативных умений и навыков;

    воспитательные: воспитание ценностного отношения к русскому языку, стремлению совершенствовать свою речь,  развитие  памяти, культуры общения, мышления,  воспитание любви к Родине,  уважительного отношения к мнению товарищей.

    Методы ведения урока: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

    Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.  

     Форма урока: исследование с элементами игры.

    Оборудование:  интерактивная доска,  мультимедийный проектор,   компьютер,  презентация по теме урока,  учебник русский язык 3класс, авторы:  Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, УМК «Школа 2100»,  раздаточный материал, почтовый ящик.

    Формирование УУД:

    регулятивные:  определение темы, постановка цели и планирование деятельности;

    коммуникативные:  работа в группах;

    личностные:  развитие чувства уважения к традициям, друг к другу.


    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan-konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx477.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект урока

    русского языка в 3 классе,

    УМК «Школа 2100»

    Тема: «Понятие о местоимении.

              Личные местоимения»

    Разработала:

    учитель начальных классов

     МОКУ «Оватинская СОШ»

    Каратаева Елена Михайловна

    П. Овата, 2015 г.

    План-конспект урока русского языка в 3 классе

    Тема урока: «Понятие о местоимении. Личные местоимения».

    Цель урока:

    формирование знаний о местоимении, как части речи, умений употреблять местоимения в устной и письменной речи

    Задачи урока:

    образовательные:  формирование интереса к учению, способности  к самооценке,

    развитию навыков сотрудничества, развитие орфографической зоркости, каллиграфических навыков,  устной  и письменной  речи, внимания;

    развивающие: развитие монологической и диалогической  речи учащихся, лексическая работа по обогащению речи, формирование коммуникативных умений и навыков;

    воспитательные: воспитание ценностного отношения к русскому языку, стремлению совершенствовать свою речь,  развитие  памяти, культуры общения, мышления,  воспитание любви к Родине,  уважительного отношения к мнению товарищей.

    Методы ведения урока: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

    Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.  

     Форма урока: исследование с элементами игры.

    Оборудование:  интерактивная доска,  мультимедийный проектор,   компьютер,  презентация по теме урока,  учебник русский язык 3класс, авторы:  Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, УМК «Школа 2100»,  раздаточный материал, почтовый ящик.

    Формирование УУД:

    регулятивные:  определение темы, постановка цели и планирование деятельности;

    коммуникативные:  работа в группах;

    личностные:  развитие чувства уважения к традициям, друг к другу.

    Ход урока:

    I. Орг.момент.

    Учитель: Здравствуйте, ребята. Начинаем  урок русского языка. Давайте настроимся на работу (психологический настрой):

    Если хмуримся с утра,

    Нам поможет доброта.

    Встаньте дети, подтянитесь

    И друг другу улыбнитесь!

    2. Постановка учебной задачи.

    Учитель: Молодцы, ребята! Я рада, что у вас сегодня хорошее настроение. А пришла  я к вам сегодня  не одна, а со своим другом Ученым Котом. Я сейчас его вам представлю. (Видеофрагмент. Слайд 1)

    Кот: Здравствуйте, ребята. Меня зовут

    Василий. Я приехал к вам просить помощи. Дело

     в том, что недавно я наводил порядок в своем

    Лукоморье  и нашел древнюю грамоту. Я очень

    люблю раскрывать тайны прошлого, но, к сожале-

    нию,  не смог ее прочитать, так как часть слов не

     сохранилась. Может быть, вы мне поможете

    расшифровать написанное?  (Грамота на доске).

    Учитель: Ребята, поможем моему другу?

    Василий, мы с детьми, конечно, постараемся для тебя. А ты пока можешь немного отдохнуть с дороги (учитель отключает проектор). Ребята, мне очень хочется, чтобы мы смогли помочь Ученому Коту, а то он очень сильно переживает, если не понимает чего-то, но для этого нам  придется немало потрудиться, сосредоточиться, проявить смекалку и настойчивость в достижении результата.  Давайте проведем научное исследование, расшифруем тайну древней рукописи. Запишем в тетрадях дату и место нашего исследования (дети записывают число, месяц, классная работа). Мы сегодня продолжим работу над темой «Части речи». А о чем конкретно мы будем говорить, узнаем, когда расшифруем грамоту.

    3. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

    Минутка чистописания:

    Буква Мм

    Словарная работа:

    Учитель: Вспомним словарные слова и запишем их в тетради под диктовку: машина, волшебный, серебряный, соловей. Выделите орфограммы. Проверка. (Слайд 2) Как вы считаете, на какие две группы

     можно разделить эти слова?  Что они обозначают?  К

     какой части речи относятся? (Ученики делят слова на

    две группы на интерактивной доске. Отключение

    проектора). Молодцы.  А почему мы не можем расшиф-

    ровать  рукопись? (Потому что мы еще  не все части

    речи изучили). Продолжим наше исследование, попробу-

    ем разгадать первый символ рукописи.

    Игра «Молчанка»:

    Учитель: Давайте встанем и повернемся друг к другу. Покажите жестами «Я», «Мы», «Ты», «Вы», «Он», «Они» (учитель крепит карточки на грамоту) Спасибо. Вы называли друг друга по имени? (Нет) А что делали? (Указывали). Значит, существуют слова, которые не называют кого-то по имени, а указывают на него. Давайте попробуем  определить, к какой части речи они относятся?  Так как эти слова были даны вместо имен и названий предметов, то их так и назвали «вместо имени», но затем буква «В» потерялась и слова стали как называться?  (Местоимения). Правильно. Молодцы. Итак, тема нашего урока: «Понятие о местоимении. Личные местоимения». 

    5. Работа по теме урока.

             Учитель: Итак, мы с вами разгадали первый символ рукописи. Я думаю, Василий будет очень рад. У вас на столах лежат конверты. Достаньте из розового конверта свиток такой же, как на доске. Мы будем в течение урока вместе C:\Users\user\Desktop\К аттестации\DSC00036.JPG

    восстанавливать его: я на доске, а вы у себя. (Учитель крепит

     на свитке слово: местоимение, дети вписывают слова в свои

    свитки). Записали? Молодцы. Теперь давайте закончим

    предложение. (Местоимение -  это самостоятельная часть

     речи, которая не называет предмет, а только указывает на него).

     Мир местоимений широк и  многообразен, без местоимений

    нет языков. Чаще других мы  употребляем личные

    местоимения. А сейчас продолжим  наше  исследование.

    Работа по учебнику:

    Учитель: Откроем учебники на стр. 61, упр. 290. (Дети читают задание. Первое предложение выполняется коллективно, далее - работа в парах).

    Учитель: Закончили работу. Назовите вставленные местоимения. Каких не хватает на доске? Давайте их добавим. Каким одним словом мы можем назвать слова, которые мы  вписали в грамоту? (Местоимения). Какие слова вы заменили местоимениями? К какой части речи они относятся? Какой мы можем сделать вывод? (Отвечают на тот же вопрос, что и существительные. И заменяют их в предложении. Не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них). Давайте сравним свой вывод с авторским. (Учащиеся читают вывод авторов учебника на стр. 62.) Молодцы ребята. Мы на правильном пути.

    6. Физминутка

    Учитель: Вы наверное устали. Давайте немного отдохнем, и сделаем гимнастику для глаз. (Слайд 3) (Отключение проектора).

    7. Работа по теме урока (продолжение)

    Учитель: Продолжаем работу с учебником. Откройте упр. 292 на стр. 64. А теперь давайте послушаем диалог. (Учащиеся разыгрывают сценку):

    – Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?

    – Да, хорошо.

    – Мне нужна Маша. Скажи, пожалуйста, она дома?

    – Нет, её нет.

    – А Саша? Он дома?

            Учитель: Что мы с вами прослушали?  Сколько лиц участвуют в диалоге? Как назвал себя первый человек, участвующий в диалоге? Все вы можете сказать про себя я. А как вы все скажите про всех вас вместе? (Мы). Это первое лицо. (Учитель крепит местоимения в табличку на свитке). Кто является вторым лицом диалога? Как  к нему обратился друг? (Ты). А как бы каждый из вас  обратился к ребятам? (Вы). Это второе лицо. Ребята говорят  о ком-то еще, кто не участвует в диалоге, т.е. о третьих лицах. (Саша – он, Маша – она). А как можно назвать Сашу и Машу одним словом?  (Они). Это 3 лицо.  Какой  выводC:\Users\user\Desktop\К аттестации\DSC00041.JPG

    Мы можем сделать? ( Местоимения бывают 1, 2, 3 лица).

    Как вы думаете, как мы их назовем?  (Личными

    местоимениями). Давайте заполним памятку-табличку,

    которая лежит у вас на столе. Я думаю, в дальнейшей

    работе она вам пригодится.  А я пока заполню  наш

     свиток на  доске.  Посмотрите внимательно на таблицу

     личных  местоимений. У каких местоимений вы можете

    определить род?  Какой вывод можно сделать? (Род

     можно определить только у местоимений 3 лица

    единственного числа).

    Учитель: Молодцы, ребята, мы смогли восстановить

     грамоту и разгадать все утраченные символы рукописи.

    Думаю, Василий будет очень нам благодарен.  Вы хорошо поработали. Давайте немного отдохнем.

    8. Физминутка.

    Я иду, и ты идёшь - раз, два, три. (Шагаем на месте).

    Я пою, и ты поёшь - раз, два, три. (Хлопаем в ладоши).

    Мы идём, и мы поём - раз, два, три. (Прыжки на месте).

    Очень дружно мы живём - раз, два, три. (Шагаем на месте).

    Учитель: Назовите местоимения, которые вы услышали при проведении физминутки. (Я, ты,мы).А теперь я хочу проверить, как вы усвоили,  что такое местоимение.

    9. Самостоятельная работа.

    Задания на интерактивной доске:

    … нарисую тюльпан.  А … что будешь рисовать?

    Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

    Учитель: Подчеркните местоимения, определите лицо. Молодцы, ребята. Вы справились с заданием. (Закрыть шторку на проекторе).А теперь послушайте стихотворение:

    Если я сорву цветок,

    Если ты сорвешь цветок…

    Если все: и я, и ты –

    Если мы сорвем цветы,

    То окажутся пусты

    И деревья, и кусты…

    И не будет красоты.

    И не будет доброты.

    Если только я и ты –

    Если мы сорвем цветы…

    Перечислите местоимения, которые вы услышали. Как вы думаете, зачем я прочитала вам это стихотворение? (Природа - это наше богатство, которое мы должны беречь и охранять. Нельзя наносить вред природе. Надо её любить и внимательно, бережно относиться к ней).

    10. Развитие умений  применения новых знаний.

    Учитель: Наша степь богата растительным, животным

     миром. У вас на столах лежат красные конверты, C:\Users\user\Desktop\К аттестации\DSC00044.JPG

    в которых находятся карточки с изображением

     животных, растений, птиц Калмыкии.

     Наклейте картинки на ватман, подпишите их

    названия. Посмотрите внимательно, во всех  словах

    спрятались другие слова-местоимения, выделите их. 

    Оформляйте ваш проект эстетично. По ходу

     выполнения работы, посовещайтесь и выберите,

    того кто будет защищать  ваш проект. (Каждая

     группа защищает свой мини-проект). 

    Учитель: Молодцы, ребята! Давайте расскажем о наших успехах Ученому Коту. (Включаю интерактивную доску, появляется кот).Василий, мы смогли восстановить грамоту и разгадать все утраченные символы рукописи. Сейчас мы тебе её прочтём. (Дети читают весь текст коту Василию по грамоте.)

    Кот: Ребята, вы такие молодцы!  Вы - настоящие исследователи тайн русского языка.

    Учитель: Теперь ты тоже знаешь, что такое местоимение, но чтобы ты  лучше понял,   ребята отправят тебе письма.  Попрощайся с ребятами.

    Кот: Спасибо, ребята, до свидания, до новых встреч! (Выключаю доску)

    Учитель: А вы, ребята, действительно  очень хорошо  поработали.  (Выставление оценок).  В зеленых конвертах у вас лежат карточки с домашним заданием. Выньте их и  положите  в свои дневники.

    11.Рефлексия

    Учитель: Ребята, если вам понравился урок, вы считаете, что мы справились с исследовательской работой, положите свой свиток в зеленый конверт. Если вам было неинтересно, то – в красный и опустите в почтовый ящик. Мы отправим ваши письма Учёному Коту.  Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-презентация. Русский язык. 2 класс. Система "Школа 2100" Тема: "Слова, которые отвечают на вопросы: что делает(-ют)? Что делал(-а)? Что сделал(-а)? (Глагол)

    Урок с презентацией по русскому языку во 2 классе. Дети знакомятся с глаголом, вопросами, на которые отвечают глаголы.Повторяют изученный материал по имени существительному и прилагательному. Система ...

    Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

    Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи;           -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...

    Урок русского языка 2 класс УМК "Школа 2100" тема:"Буква ь на конце и в середине слова"

    Урок очень яркий, познавательный, благодаря презентации. Много дополнительного материала о животных Приморья. На уроке развиваются речь, мышление, коммуникативные навыки. Проводится дифференцированная...

    Урок русского языка, 2 класс, программа "Школа 2100" тема: Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих.

    Тема: Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих.Цель:- совершенствовать навыки правописания слов с буквами и, у, а после шипящих;- способствовать развитию орфографической зоркости, р...

    Конспект урока по русскому языку 3 класс. Программа "Школа 2100".Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

    Представленный урок- один из вариантов знакомства с правилом правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. Используемые технологии: развивающее обучение, обучение в сотрудничестве(ра...

    Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа 2100" по теме: Слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?

    Данный урок разработан для учащихся 2 класса, обучающихся по УМК "Школа 2100". Урок открытия новых знаний построен в технологии системно - деятельностного метода (проблемный урок). На уроке дети ...