План-конспект урока русского языка в 3 классе, УМК «Школа 2100». Тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

 

Цель урока:

формирование знаний о местоимении, как части речи, умений употреблять местоимения в устной и письменной речи

Задачи урока:

образовательные:  формирование интереса к учению, способности  к самооценке,

развитию навыков сотрудничества, развитие орфографической зоркости, каллиграфических навыков,  устной  и письменной  речи, внимания;

развивающие: развитие монологической и диалогической  речи учащихся, лексическая работа по обогащению речи, формирование коммуникативных умений и навыков;

воспитательные: воспитание ценностного отношения к русскому языку, стремлению совершенствовать свою речь,  развитие  памяти, культуры общения, мышления,  воспитание любви к Родине,  уважительного отношения к мнению товарищей.

Методы ведения урока: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.  

 Форма урока: исследование с элементами игры.

Оборудование:  интерактивная доска,  мультимедийный проектор,   компьютер,  презентация по теме урока,  учебник русский язык 3класс, авторы:  Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, УМК «Школа 2100»,  раздаточный материал, почтовый ящик.

Формирование УУД:

регулятивные:  определение темы, постановка цели и планирование деятельности;

коммуникативные:  работа в группах;

личностные:  развитие чувства уважения к традициям, друг к другу.


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx477.32 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

русского языка в 3 классе,

УМК «Школа 2100»

Тема: «Понятие о местоимении.

          Личные местоимения»

Разработала:

учитель начальных классов

 МОКУ «Оватинская СОШ»

Каратаева Елена Михайловна

П. Овата, 2015 г.

План-конспект урока русского языка в 3 классе

Тема урока: «Понятие о местоимении. Личные местоимения».

Цель урока:

формирование знаний о местоимении, как части речи, умений употреблять местоимения в устной и письменной речи

Задачи урока:

образовательные:  формирование интереса к учению, способности  к самооценке,

развитию навыков сотрудничества, развитие орфографической зоркости, каллиграфических навыков,  устной  и письменной  речи, внимания;

развивающие: развитие монологической и диалогической  речи учащихся, лексическая работа по обогащению речи, формирование коммуникативных умений и навыков;

воспитательные: воспитание ценностного отношения к русскому языку, стремлению совершенствовать свою речь,  развитие  памяти, культуры общения, мышления,  воспитание любви к Родине,  уважительного отношения к мнению товарищей.

Методы ведения урока: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.  

 Форма урока: исследование с элементами игры.

Оборудование:  интерактивная доска,  мультимедийный проектор,   компьютер,  презентация по теме урока,  учебник русский язык 3класс, авторы:  Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, УМК «Школа 2100»,  раздаточный материал, почтовый ящик.

Формирование УУД:

регулятивные:  определение темы, постановка цели и планирование деятельности;

коммуникативные:  работа в группах;

личностные:  развитие чувства уважения к традициям, друг к другу.

Ход урока:

I. Орг.момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Начинаем  урок русского языка. Давайте настроимся на работу (психологический настрой):

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Встаньте дети, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

2. Постановка учебной задачи.

Учитель: Молодцы, ребята! Я рада, что у вас сегодня хорошее настроение. А пришла  я к вам сегодня  не одна, а со своим другом Ученым Котом. Я сейчас его вам представлю. (Видеофрагмент. Слайд 1)

Кот: Здравствуйте, ребята. Меня зовут

Василий. Я приехал к вам просить помощи. Дело

 в том, что недавно я наводил порядок в своем

Лукоморье  и нашел древнюю грамоту. Я очень

люблю раскрывать тайны прошлого, но, к сожале-

нию,  не смог ее прочитать, так как часть слов не

 сохранилась. Может быть, вы мне поможете

расшифровать написанное?  (Грамота на доске).

Учитель: Ребята, поможем моему другу?

Василий, мы с детьми, конечно, постараемся для тебя. А ты пока можешь немного отдохнуть с дороги (учитель отключает проектор). Ребята, мне очень хочется, чтобы мы смогли помочь Ученому Коту, а то он очень сильно переживает, если не понимает чего-то, но для этого нам  придется немало потрудиться, сосредоточиться, проявить смекалку и настойчивость в достижении результата.  Давайте проведем научное исследование, расшифруем тайну древней рукописи. Запишем в тетрадях дату и место нашего исследования (дети записывают число, месяц, классная работа). Мы сегодня продолжим работу над темой «Части речи». А о чем конкретно мы будем говорить, узнаем, когда расшифруем грамоту.

3. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

Минутка чистописания:

Буква Мм

Словарная работа:

Учитель: Вспомним словарные слова и запишем их в тетради под диктовку: машина, волшебный, серебряный, соловей. Выделите орфограммы. Проверка. (Слайд 2) Как вы считаете, на какие две группы

 можно разделить эти слова?  Что они обозначают?  К

 какой части речи относятся? (Ученики делят слова на

две группы на интерактивной доске. Отключение

проектора). Молодцы.  А почему мы не можем расшиф-

ровать  рукопись? (Потому что мы еще  не все части

речи изучили). Продолжим наше исследование, попробу-

ем разгадать первый символ рукописи.

Игра «Молчанка»:

Учитель: Давайте встанем и повернемся друг к другу. Покажите жестами «Я», «Мы», «Ты», «Вы», «Он», «Они» (учитель крепит карточки на грамоту) Спасибо. Вы называли друг друга по имени? (Нет) А что делали? (Указывали). Значит, существуют слова, которые не называют кого-то по имени, а указывают на него. Давайте попробуем  определить, к какой части речи они относятся?  Так как эти слова были даны вместо имен и названий предметов, то их так и назвали «вместо имени», но затем буква «В» потерялась и слова стали как называться?  (Местоимения). Правильно. Молодцы. Итак, тема нашего урока: «Понятие о местоимении. Личные местоимения». 

5. Работа по теме урока.

         Учитель: Итак, мы с вами разгадали первый символ рукописи. Я думаю, Василий будет очень рад. У вас на столах лежат конверты. Достаньте из розового конверта свиток такой же, как на доске. Мы будем в течение урока вместе C:\Users\user\Desktop\К аттестации\DSC00036.JPG

восстанавливать его: я на доске, а вы у себя. (Учитель крепит

 на свитке слово: местоимение, дети вписывают слова в свои

свитки). Записали? Молодцы. Теперь давайте закончим

предложение. (Местоимение -  это самостоятельная часть

 речи, которая не называет предмет, а только указывает на него).

 Мир местоимений широк и  многообразен, без местоимений

нет языков. Чаще других мы  употребляем личные

местоимения. А сейчас продолжим  наше  исследование.

Работа по учебнику:

Учитель: Откроем учебники на стр. 61, упр. 290. (Дети читают задание. Первое предложение выполняется коллективно, далее - работа в парах).

Учитель: Закончили работу. Назовите вставленные местоимения. Каких не хватает на доске? Давайте их добавим. Каким одним словом мы можем назвать слова, которые мы  вписали в грамоту? (Местоимения). Какие слова вы заменили местоимениями? К какой части речи они относятся? Какой мы можем сделать вывод? (Отвечают на тот же вопрос, что и существительные. И заменяют их в предложении. Не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них). Давайте сравним свой вывод с авторским. (Учащиеся читают вывод авторов учебника на стр. 62.) Молодцы ребята. Мы на правильном пути.

6. Физминутка

Учитель: Вы наверное устали. Давайте немного отдохнем, и сделаем гимнастику для глаз. (Слайд 3) (Отключение проектора).

7. Работа по теме урока (продолжение)

Учитель: Продолжаем работу с учебником. Откройте упр. 292 на стр. 64. А теперь давайте послушаем диалог. (Учащиеся разыгрывают сценку):

– Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?

– Да, хорошо.

– Мне нужна Маша. Скажи, пожалуйста, она дома?

– Нет, её нет.

– А Саша? Он дома?

        Учитель: Что мы с вами прослушали?  Сколько лиц участвуют в диалоге? Как назвал себя первый человек, участвующий в диалоге? Все вы можете сказать про себя я. А как вы все скажите про всех вас вместе? (Мы). Это первое лицо. (Учитель крепит местоимения в табличку на свитке). Кто является вторым лицом диалога? Как  к нему обратился друг? (Ты). А как бы каждый из вас  обратился к ребятам? (Вы). Это второе лицо. Ребята говорят  о ком-то еще, кто не участвует в диалоге, т.е. о третьих лицах. (Саша – он, Маша – она). А как можно назвать Сашу и Машу одним словом?  (Они). Это 3 лицо.  Какой  выводC:\Users\user\Desktop\К аттестации\DSC00041.JPG

Мы можем сделать? ( Местоимения бывают 1, 2, 3 лица).

Как вы думаете, как мы их назовем?  (Личными

местоимениями). Давайте заполним памятку-табличку,

которая лежит у вас на столе. Я думаю, в дальнейшей

работе она вам пригодится.  А я пока заполню  наш

 свиток на  доске.  Посмотрите внимательно на таблицу

 личных  местоимений. У каких местоимений вы можете

определить род?  Какой вывод можно сделать? (Род

 можно определить только у местоимений 3 лица

единственного числа).

Учитель: Молодцы, ребята, мы смогли восстановить

 грамоту и разгадать все утраченные символы рукописи.

Думаю, Василий будет очень нам благодарен.  Вы хорошо поработали. Давайте немного отдохнем.

8. Физминутка.

Я иду, и ты идёшь - раз, два, три. (Шагаем на месте).

Я пою, и ты поёшь - раз, два, три. (Хлопаем в ладоши).

Мы идём, и мы поём - раз, два, три. (Прыжки на месте).

Очень дружно мы живём - раз, два, три. (Шагаем на месте).

Учитель: Назовите местоимения, которые вы услышали при проведении физминутки. (Я, ты,мы).А теперь я хочу проверить, как вы усвоили,  что такое местоимение.

9. Самостоятельная работа.

Задания на интерактивной доске:

… нарисую тюльпан.  А … что будешь рисовать?

Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

Учитель: Подчеркните местоимения, определите лицо. Молодцы, ребята. Вы справились с заданием. (Закрыть шторку на проекторе).А теперь послушайте стихотворение:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок…

Если все: и я, и ты –

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только я и ты –

Если мы сорвем цветы…

Перечислите местоимения, которые вы услышали. Как вы думаете, зачем я прочитала вам это стихотворение? (Природа - это наше богатство, которое мы должны беречь и охранять. Нельзя наносить вред природе. Надо её любить и внимательно, бережно относиться к ней).

10. Развитие умений  применения новых знаний.

Учитель: Наша степь богата растительным, животным

 миром. У вас на столах лежат красные конверты, C:\Users\user\Desktop\К аттестации\DSC00044.JPG

в которых находятся карточки с изображением

 животных, растений, птиц Калмыкии.

 Наклейте картинки на ватман, подпишите их

названия. Посмотрите внимательно, во всех  словах

спрятались другие слова-местоимения, выделите их. 

Оформляйте ваш проект эстетично. По ходу

 выполнения работы, посовещайтесь и выберите,

того кто будет защищать  ваш проект. (Каждая

 группа защищает свой мини-проект). 

Учитель: Молодцы, ребята! Давайте расскажем о наших успехах Ученому Коту. (Включаю интерактивную доску, появляется кот).Василий, мы смогли восстановить грамоту и разгадать все утраченные символы рукописи. Сейчас мы тебе её прочтём. (Дети читают весь текст коту Василию по грамоте.)

Кот: Ребята, вы такие молодцы!  Вы - настоящие исследователи тайн русского языка.

Учитель: Теперь ты тоже знаешь, что такое местоимение, но чтобы ты  лучше понял,   ребята отправят тебе письма.  Попрощайся с ребятами.

Кот: Спасибо, ребята, до свидания, до новых встреч! (Выключаю доску)

Учитель: А вы, ребята, действительно  очень хорошо  поработали.  (Выставление оценок).  В зеленых конвертах у вас лежат карточки с домашним заданием. Выньте их и  положите  в свои дневники.

11.Рефлексия

Учитель: Ребята, если вам понравился урок, вы считаете, что мы справились с исследовательской работой, положите свой свиток в зеленый конверт. Если вам было неинтересно, то – в красный и опустите в почтовый ящик. Мы отправим ваши письма Учёному Коту.  Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация. Русский язык. 2 класс. Система "Школа 2100" Тема: "Слова, которые отвечают на вопросы: что делает(-ют)? Что делал(-а)? Что сделал(-а)? (Глагол)

Урок с презентацией по русскому языку во 2 классе. Дети знакомятся с глаголом, вопросами, на которые отвечают глаголы.Повторяют изученный материал по имени существительному и прилагательному. Система ...

Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи;           -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...

Урок русского языка 2 класс УМК "Школа 2100" тема:"Буква ь на конце и в середине слова"

Урок очень яркий, познавательный, благодаря презентации. Много дополнительного материала о животных Приморья. На уроке развиваются речь, мышление, коммуникативные навыки. Проводится дифференцированная...

Урок русского языка, 2 класс, программа "Школа 2100" тема: Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих.

Тема: Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих.Цель:- совершенствовать навыки правописания слов с буквами и, у, а после шипящих;- способствовать развитию орфографической зоркости, р...

Урок русского языка 3 класс УМК " Школа 2100" Тема урока: Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

Цели для учителя: создать условия для знакомства с понятием  одушевленности и неодушевленности как грамматического признака имени существительного, содействовать развитию приемов умственной деяте...

Конспект урока русского языка 3 класс, УМК "Школа России", Тема: «Изменение по родам местоимение»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Изменение по родам местоимение»Цели деятельности учителя:формирование представления о личных местоимениях.Планируемые результаты:Предметные: - знать мес...