Главные вкладки

    Урок русского языка 2 класс УМК "Школа 2100" тема:"Буква ь на конце и в середине слова"
    методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

    Горгадзе Любовь Григорьевна

    Урок очень яркий, познавательный, благодаря презентации. Много дополнительного материала о животных Приморья. На уроке развиваются речь, мышление, коммуникативные навыки. Проводится дифференцированная работа. В конце урока игровой тест, показывающий, как усвоена тема урока.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок русского языка 2 класс Правописание слов с буквой ь на конце и в середине слова. Автор: Горгадзе Любовь Григорьевна учитель начальных классов МОУ гимназия №259 г. Фокино

    Слайд 2

    Класс, коньки, суббота , голубь, учитель, русский , учительница, рассказ, глухарь, мальчик, тетрадь, снегирь, апельсин. Придумайте предложение с одним или двумя словами.

    Слайд 3

    класс русский рассказ суббота коньки учитель мальчик тетрадь апельсин учительница

    Слайд 4

    Тема урока . . . Правописание слов с буквой ь на конце и в середине слова.

    Слайд 5

    снегирь голубь глухарь

    Слайд 11

    соболь

    Слайд 13

    о л ень

    Слайд 14

    сень ж. р. устар. т о, что покрывает, укрывает, кого – нибудь, что- нибудь. Лиственный покров деревьев. «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась...» А.С.Пушкин

    Слайд 15

    Тень, день, пень, сень. Ден ь ки, пен ь ки. Придумайте слова с ь в середине слова.

    Слайд 16

    Дидактический материал стр.77 упр.169 Учебник стр.114 упр.190 уголки банка полка галка угольки банька полька галька

    Слайд 17

    ? ? ? Мне нужен мел... . Лодка села на мел... . ь

    Слайд 18

    + + - + - - + + - - + + - + - +

    Слайд 19

    Узнал Удивился Задумался Запомнил Повторил Научился

    Слайд 20

    Спасибо за урок! В уроке использованы интернет- ресурсы



    Предварительный просмотр:

    Русский язык

    Тема: « Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова».

    Цели урока

    1. Образовательные:

    1.  отрабатывать умения обозначать на письме мягкость согласных звуков в конце и середине слова с помощью мягкого знака,
    2. вырабатывать орфографическую зоркость, расширять знания о животных нашего края.

    2. Развивающие:

    1. развивать речь, мышление, познавательную активность учащихся.

    3. Воспитательные:

    1. воспитывать бережное отношение к природе родного Приморья.

    1. Организационный момент.

    У   нас урок русского языка.  Закрыли глазки! Вздохнули! Мысленно пожелайте себе успехов, успехов своим друзьям, успехов всем ребятам в школе. Готовы работать?

    2. Словарная работа, актуализация опорных знаний.

    Урок начинаем со словарной работы. Возьмите  свои листочки со словарными словами и самостоятельно  выпишите слова, в  которых букв больше, чем звуков.

    коньки                         класс

    учитель                       русский

    учительница               рассказ

    мальчик                      суббота

    тетрадь                        

    апельсин

    Слайд №2   Проверьте, у вас так?

     (На слайде 3 лишних слова, после того,  как назовут -  щелчок – слова уходят)

    Придумайте предложение с любым из слов или двумя словами.

    Какое предложение было самым красивым? Давайте его напишем. (Выбрать такое предложение, чтобы в нем ребята смогли найти грамматическую основу.)

    Запись предложения с комментированием. Подчеркнуть главные члены.

    Ребята, давайте вернемся к словарным словам.

    На какие группы можно разделить слова?

    Слайд №3

    Как я разделила?

    Почему в 1 группе букв больше, чем звуков? (Удвоенные согласные обозначают 1 долгий звук.)

    Щелчок – слова уходят.

    Почему  в этих словах букв больше, чем звуков? (в словах есть ь)

    Что мы знаем о букве ь?

    Буква ь:

    -  не обозначает звука,  но может влиять на звук, стоящий перед ним;
    -  не может стоять в начале слова;

    -  не имеет заглавной буквы.

    3. Сообщение темы  и целей урока.

    Может быть, вы догадались о теме урока?

    Слайд №4

    Тема нашего урока  «Буква  ь  на конце и в середине  слов». Мы будем выполнять различные упражнения, чтобы закрепить умение правильно писать слова  с ь.  

    4. Работа по теме урока.

    Слайд №5

    Давайте вспомним, какие слова оказались лишними в словарной работе?

    Почему они оказались лишними? (не словарные)

    А почему они все - таки попали в ту группу слов? (есть ь, букв больше, чем звуков)

    (Щелчок - слова уходят)

    Давайте запишем слова и обозначим в них все орфограммы.

    1 ученик у доски.        

     Как обозначается мягкость  согласного в конце слова?

    Какие орфограммы встретились?

    Голубь, снегирь, глухарь - как назвать их одним словом?

    Слайд №6  

    Эти птицы живут в нашем  Приморском крае.  

    Как живётся птицам зимой?

    Каких из них  мы можем увидеть в городе?

    Как вы можете им помочь?

    Слайд №7

    Ребята, кто из вас повесил кормушки? Молодцы!

    О птицах нашего края мы поговорили, а теперь поговорим о …       (животных)

      У  греков и у многих других народов  этот зверь назывался арктос. Он  был самым грозным врагом человека в лесу. Его опасались больше, чем любого другого зверя, и чтобы не произносить его имя, решили заменить другим, очень удачным и безобидным на их взгляд – медоед.

    Кто это?  – медведь.

    Слайд №8

    Это бурый медведь. Он обитает в наших лесах.  (Щелчок)

    А еще в Приморье живет гималайский медведь. На груди у него всегда есть белое пятно. Оно напоминает полумесяц. Именно из-за него медведя называют «лунным». Этот  вид медведей занесен в Красную книгу России.

    Медведь - какой звук слышится на конце слова?    А какие буквы надо писать?  Почему?

    1 ученик к доске. Запишем это слово, обозначим орфограммы.

    Как обозначается мягкость  согласного в конце слова?

    Об этом животном можно сказать так:

    Меньше тигра, больше кошки.

                                  Над ушами – кисти-рожки…    

                                                                         (рысь)

    Слайд №9                 

    Запишем это слово, обозначим орфограмму.

    Рысь - очень ловкая. Она хорошо лазает по деревьям и скалам, прекрасно плавает.   (Щелчок)

    Когда рысь охотится, она долго лежит в засаде, а потом настигает добычу большими прыжками.

    О следующем  животном есть такое стихотворение.

    Бесстрашный, могучий лесной богатырь.

    Его не пугает озерная ширь,

    И он не боится речной  глубины.

    Слайд №10

    Ветвисты рога его, ноги длинны.

    Питается ветками, сочной травой.

    Доверчиво к людям идет он тропой. (Щелчок) 

    И те, кому видеть его довелось,

    Ответят, что это животное……(лось.) (Щелчок) 

    Запишем это слово, обозначим орфограмму.

    Что общего в этих словах?    ( ь,    имена существительные)

    Для чего служит буква ь?

    Давайте  устно подберем   к данным именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а прилагательные с ь запишем  в тетрадь.

    (В тетрадь - большой, маленькая, сильный…)

    Что обозначает буква ь? он может стоять на конце слова и в …….(середине).

    Ребята, мы подбирали имена прилагательные.  А нужны  ли они нам в речи? Почему?

    Конечно же, имена прилагательные  очень нам   нужны. Благодаря им, наша речь становится ярче, выразительнее, богаче. Я  надеюсь, что вы  будете использовать их в своей речи. Ведь на уроках русского языка мы и учимся говорить и писать правильно, красиво, грамотно.

    Продолжая разговор об обитателях  Приморья, хотелось бы вспомнить об этом животном.

    Слайд №11

     Что это за зверек?

                  Это соболь. Шубка у него блестящая, мягкая, как шелк. Самым пышным мехом в мире он прославил всю тайгу.  Поэтому соболь – желанная добыча для любого охотника. Но этот зверек очень храбр и хитер, очень ловко прячется. (Щелчок)

     Вот и в самом слове соболь  спряталось несколько слов.  

    Запишите  это слово в тетради, составьте из букв данного слова – новые  слова с ь, обозначьте орфограмму.

    (Соболь, боль, соль, лось.)

    А еще у нас в Приморье живет такой красавец.

    Чуток, строен и высок,

    Гордо голову несет.

    От рогов густая тень.

    Вот красивый зверь…..(олень)

    Слайд №12

    В Приморском крае водятся вот такие пятнистые олени.

    Слайд №13

    Это фотография оленя из сафари-парка, единственного  на Дальнем Востоке. Его  жители,  это в основном, жертвы охотников: раненые или лишенные родителей животные. Здесь у зверей есть возможность выжить. А у посетителей парка – посмотреть и с некоторыми поиграть.

    Я предлагаю вам поиграть и сделать  физминутку про оленя и зайчика.

    5. Физминутка.

    У оленя дом большой,

    Смотрит он в свое окно.

    Зайка по лесу бежит,

    Лапкой в дверь стучит.

    -Тук-тук! Дверь открой,

    Там в лесу охотник злой.

    -Зайка-зайка, забегай,

    Лапу мне давай!

    6.  Отработка знаний по теме урока.

    Продолжаем работу.

    1 ученик  работает на обратной стороне  доски.

    Какое слово мы запишем в тетрадь? (Олень)

    Обозначьте  орфограмму.

    Если из этого слова убрать  одну букву, какое слово получится? (Щелчок)- (лень)

    Какие слова можно получить, заменяя первую букву  в слове лень?

    Запишите слова в тетрадь, обозначьте  орфограмму.

    (Олень – лень – тень – пень – день).

    Коллективная проверка  работы ребенка у доски.

    А еще есть такое слово «сень», запишем его. В толковом словаре оно поясняется так.

    Слайд № 14

    Сень – устар.,  ж. р.

    1.То, что покрывает, укрывает, кого – что –  нибудь.

    2.Лиственный покров деревьев. (Щелчок)

    Александр Сергеевич Пушкин писал так:

    «Лесов таинственная сень

    С печальным шумом обнажалась…»

    Как вы понимаете это предложение?

    Назовите слова  с буквой ь из  этого предложения.

    Что обозначает буква ь?

    Какие слова мы записали?

    Слайд №15

    Какие из этих слов можно изменить так, чтобы  ь спрятался в середину?

    Пеньки, деньки.

    Назовите   слова, в которых ь спрятался в середину слова. (Устно)

    Мы помним о том, что ь может обозначать мягкость согласных не только на конце, но и  середине слов. И  сейчас поупражняемся в письме именно таких слов.

    Задание по уровням.

    Слайд №16

    Сильные –  в учебнике  упражнение 190 на странице 114.

    Средние – в  дидактическом  материале упражнение 169 на странице 77.  Выписать    слова только с ь в середине слова. (1 ученика на обратную сторону доски, затем проверка)

    Слабые – списать  слова, рядом написать слова с ь в середине.  

    уголки  -  угольки

    банка    -   банька

    полка   -   полька

    галка    -  галька

    Проверка - дать ответы на слайде.

    Молодцы, а теперь задание для внимательных.

    Слайд №17

    Покажите  на  пальчиках   в  каком  предложении  первом  или  втором   из слова убежал   ь?  (№2)

    1. Мне нужен мел… .
    2. Лодка села на мел… .

    7.  Домашнее задание.

    Дома выполните упражнение с подобным заданием №193 на стр.115.

    8. Итог урока.

    А сейчас задание для самых – самых  внимательных.  

    Диктант «Плюс - минус».

     «Плюс» поставь, когда в словах

      Ты напишешь мягкий знак.

      Если в слове его нет,

     «Минус» напиши в ответ.

     День, динь, сон, тень,

     Сыр, сок, лось, лень,

     Нос, нес, рыть, ныть,

     Кон, конь, шум, шить.


    Слайд №18.

    Проверка.

     

                 +    +     -     +

       -    -      +    +

       -    -      +    +

       -    +      -    +

    .

    Слайд №19   

     Составьте предложения о сегодняшнем уроке, используя  эти слова.

    Узнал

    Удивился

    Задумался
    Запомнил
    Повторил
    Научился


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова».

    Конспект урока русского языка во 2 классе по программе "Школа России"...

    урок русского языка 2класс "Буква ь в конце и в середине слова"

    урок русского языка 2 класс  с презентацией для интерактивной доски  по теме "Буква ь в конце и в середине слова" программа "Школа 2100"...

    УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: "ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА". 2 КЛАСС

    Урок по теме: «Обозначение мягкости согласных на конце и  середине слова».Цели: совершенствовать умение обозначать мягкость согласных звуков на конце и в середине слова; развивать фонематиче...

    Буква ь на конце и в середине слова. Упражнения в переносе слов с ь в середине

    Образовательная система "Школа 2100", русский язык, 2 класс...

    Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Парные согласные на конце и в середине слова" УМК "Школа России"

    Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Парные согласные на конце и в середине слова" УМК "Школа России"...