Главные вкладки

    урок русского языка 2класс "Буква ь в конце и в середине слова"
    презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (2 класс) на тему

    Вельмакина Светлана Александровна

    урок русского языка 2 класс  с презентацией для интерактивной доски  по теме "Буква ь в конце и в середине слова" программа "Школа 2100" 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Русский язык

    ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ

    Урок 108 (82).

    Тема: Буква ь в конце и в середине слова.

    Цель:

     – развитие умений обозначать мягкость согласных с помощью буквы ь в конце и середине слова, писать и переносить слова с буквой ь в середине слова.

    Этапы урока

    Ход урока

    Формирование УУД,

    ТОУУ

    (технология оценивания учебных успехов)

    Ι. Оргмомент

    Мы рады увидеть гостей в нашем классе,

     Возможно,  есть классы и лучше и краше.

       Но пусть в нашем классе Вам будет светло,

                                Пусть будет уютно и очень легко.

    - Повернитесь и улыбнитесь гостям, поприветствуйте их.

    ΙΙ. Актуализация знаний.

    1. - Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова:

                Ужасно интересно, все то, что неизвестно.
               А то, что неизвестно, нам хочется узнать.
               Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание,
               Тогда с тобою многое удастся нам понять.

    - Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными,  трудолюбивыми и старательными.

    2. – Откройте тетрадь.

    – Что надо записать? (Дату.)

    Комментированная запись числа.

    – Какую запись должны сделать дальше?

    – Напишите слова «Классная работа».

    - Итак:

                                         На уроке не зевай –

                                         Сразу всё запоминай.

                                         Чтоб минутка не пропала,

        Мысль чтоб точно в цель попала!

                                         Чтобы в русском языке

                                         Равных не было тебе!

    3. Чистописание

    Игра: «Лишняя буква».
    На лепестках ромашки расположены буквы: я,е,ё,и,ь,ю
                          Вот ромашка непростая,
                          А чудесная какая.
                          Букву лишнюю найдите.
                          Всем нам чудо покажите.
    – Какая буква лишняя?(Ь)
    – Почему? (Не обозначает звука).-
    – Какое общее свойство есть у всех остальных букв? (Обозначают мягкость согласных звуков, могут обозначать звук[й']).
    - Напишите красиво букву «мягкий знак».

    Нарисуем мягкий знак
    Нежно капелькой
    Вот так:
    Букву капелька смягчит
    Слово мягко прозвучит.

    - Когда мы здороваемся, что мы желаем друг другу? (Здоровья)

    --Давайте запишем слово, которое мы желаем друг другу каждое утро.

     (здоровье)

    -Какие опасные места вам встретились в этом слове?
    -
    В здоровом теле – здоровый дух.
    - Объясните смысл этой пословицы. (У человека, обладающего крепким физическим здоровьем, и дух, и разум должны быть здравыми).

       3   3

    Словарная работа.

                  … большой души                                             вет.р

                  Бросать слова на                                             .зык

                  Проглотить                                                         в.р.бей

                  Слово не …, вылетит –                                    ч.л.век

                   не поймаешь.

    - Как вы думаете, какое задание можно придумать? (Вставить пропущенные буквы в слова и вставить подходящие по смыслу слова в образные выражения)

    - Как вы думаете, кто может быть большой души?

    - Куда можно бросать слова?

    - Что можно проглотить?

    - Что  вылетит и - не поймаешь?

    - А когда так говорят? ( Человек большой души – благородный,  

                                                                  высоконравственный, чуткий человек. Бросать  слова на      

                                                                  ветер – говорить необдуманно, не отвечать за свои слова.

                                                                    Проглотить язык – не отвечать, молчать.

                                                                    Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Это значит:      

                                                                    Сказанные,произнесённые слова не возьмёшь обратно.    

                                                                    Говорят в качестве  предупреждения против  

                                                                    необдуманных   высказываний, а также когда сожалеют  

                                                                    о том, что произнесено.)

    - Какое из выражений можно назвать пословицей?

    - Я хочу, чтобы про каждого из вас могли бы сказать, что это человек большой души. А сегодня на уроке  мы не будем сидеть, словно проглотили язык, не будем бросать слова на ветер, потому что слово не воробей,  вылетит -  не поймаешь.

     

    - Запишите только те слова, которые вставляли в высказывания.

    (Человек, ветер, язык, воробей)

    - Поставьте ударение и подчеркните ошибкоопасные места.

    - Обозначьте соответствующим цветом буквы мягких согласных.

    - Назовите буквы мягких согласных в словах. ([ч'], [в'], [б'])

    - Над чем работали? Что вспоминали? (Вспоминали правописание словарных слов)

    Познавательные УУД

    1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

    2. Представлять информацию в виде схемы.

    3. Выявлять сущность, особенности объектов.

    4. На основе анализа объектов делать выводы.

    5. Обобщать и классифицировать по признакам.

    6. Ориентироваться на развороте учебника.

    7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

    IΙI. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.  

    - Сегодня на уроке мы будем говорить об удивительной букве. Учёные, изучающие русский язык выяснили, что буква эта  талантливая. Отгадайте, о какой букве идёт речь.

    Я волшебник, захочу  -

    Появлюсь и превращу

    МЕЛ, которым пишут в школе.

    В МЕЛЬ, опасную на море.

    Кто волшебник – отгадай,

    Выше руку поднимай.   

    - Правильно, волшебник этот – мягкий знак.                  (Ь)

    1. Игра «Стань волшебником».

    - А я хочу, чтобы волшебником был не только Ь, но и вы. Запишите слова в столбик. Попробуем  превратить слова:

    мел – в мелкое место;

    угол – в топливо;

    шест – в число.

    – Что получится?

    После ответов учеников учитель записывает на доске: мель, уголь, шесть.

    – Теперь спрячьте ь в середину слова:

    Уголь – ... (угольки),

    боль – … (больница)                   ПОДЧЕРКНИТЕ Ь

    окунь - ….(окуньки)

    – А теперь ещё раз прочитайте слова, задумайтесь и сформулируйте по этим подсказкам тему урока. («Буква ь в конце и в середине слова».)

    – Составим план урока.

    План

    1. Наблюдать над буквой Ь – показателем мягкости согласных.

    2. Находить букву Ь  в конце и в середине слова, определять его роль.

    3. Учиться писать слова с этой орфограммой.

    – Что мы сейчас делали? (Планировали свою рабту.)

    - Какое умение формировали? (Планировали свою деятельность.)

    Регулятивные УУД

    1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

    2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

    4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    ΙV. Развитие умений – применение знания.

      1  3  4  3  1  3

    1. Работа по учебнику.

    1). Упр. 187, с. 125 

    Сделайте вывод: почему в конце слова пишется ь? Что он показывает? (ь в конце слова обозначает мягкость согласного.)

    Физкультминутка.

    2). Упр. 188 

    – Что общего у слов?

    – Между какими буквами он находится? (Между буквами согласных звуков.)

    – Какую роль он выполняет? (Обозначает мягкость согласного звука перед согласным звуком.)

    Сделайте вывод: где и почему пишется ь в словах? (ь в середине слова между буквами согласных пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.)

    - Вспомним правило переноса слов с мягким знаком в середине слова.

    Запишите с новой строки слова больной и маленький. Разделите их черточкой для переноса.

     Вывод: (Буква ь от предшествующей буквы не отделяется: боль-ной, ма-ленький, малень-кий.)

    Физкультминутка.

    2. Работа над правилом.

    - Прочитайте правило на с. 125.

    – Сколько частей в правиле?

    – Назовите ключевые слова в 1-й части. (Мягкость согласных, буквы и, е, ю, я, ь.)

    - А какую можно составить схему, чтобы только взглянули на неё и сразу догадались какое правило?

                   и

                    е

                     ё

                     ю

                      я

                       ь

    – Какие ключевые слова во 2-й части? (ь пишется, орфограмма.)

                     Ь

    Ь          

                     Ь

    - Так вот глядя на эти схемы, мы сможем сейчас рассказать как же обозначается мягкость согласных звуков на письме?

    – Могут ли гласные е, ё, ю, и, я обозначать мягкость согласных в начале слова, после согласных, после гласных? Приведите примеры.

    – Где пишется ь, если он обозначает мягкость согласного?

    – С какой орфограммой ознакомились? (Буква ь для обозначения мягкости согласных.)

    - А теперь применим наши знания на практике.

    3. Отгадайте загадку. Слова – отгадки запишите.

    С Б мучительной бываю,

    С М одежду пожираю,

    С Р актёру я нужна,

    С С для повара важна.

    - Подчеркните Ь.

    Работа в парах.

    - Сделайте  звуко-буквенный анализ слова роль [рол'] – 1 слог, 4 б., 3зв..

    – Что тебе нужно было сделать?

    – Удалось тебе выполнить задание?

    – Ты сделал всё правильно или были недочёты?

    – Ты выполнял всё сам или с чьей-то помощью?

    – Как ты считаешь, какой оценки ты заслуживаешь? ( Молодец)

    4. На какие две группы можно разделить эти слова? Почему? Запишите. ( д/м с. 77, упр. 169)

    - Так почему же учёные назвали Ь  - талантливой буквой?

    - у нее нет собственного звука,

    - но может влиять на звук, стоящий перед ней,

    - не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.

    – Что мы сейчас делали?

    – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

    Коммуникативные УУД

    1. Развиваем умение слушать и понимать других.

    2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

    3. Оформлять свои мысли в устной форме.

    4. Умение работать в паре.

    Личностные результаты

    1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

    2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    V. Итог урока.

    На доске написаны слова:

    Жир, Пушок, крыльцо, пень, яма, лить.

    –Назовите те слова, которые относятся к теме нашего урока.

    Ученик выходит, подчёркивает и объясняет.

    – Как называется эта орфограмма? (Буква ь для обозначения мягкости согласных.)   4  4

    – Что у вас получалось сегодня лучше всего?

    – В чём испытали затруднения?

    – Кто сегодня получил отметку в дневник?

    – За что?

    VΙ. Домашнее задание.

    Упр. 189

    Деятельность учеников:

     – Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова

    Целью представленного урока по учебнику Рамзаевой «Русский язык» для второго класса является уточнение представления учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме, совершенствова...

    Буква ь на конце и в середине слова. Упражнения в переносе слов с ь в середине

    Образовательная система "Школа 2100", русский язык, 2 класс...

    Плакат "Правописание слов с ь на конце и в середине слова перед согласным"

    Плакат "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова" 2 класс...

    Презентация по русскому языку 2 класс "Правописание мягкого знака в конце и в середине слова"

    Презентация по русскому языку 2 класс "Правописание мягкого знака в конце и в середине слова"...

    Презентация Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного

    Презентация к уроку по бучению грамоте Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного...