План урока русского языка по теме : " Парный согласный в середине слова".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Джабраилова Кусун Магомедовна

Правописание парных согласных звуков в середине слова .

Формирование новых учебных знаний. Упражнение в подборе проверочных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_r.yaz_.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Парный согласный в середине слова

Тип урока: Формирование новых учебных знаний

Планируемые результаты:

  • предметные УУД - продолжить работу по формированию навыка проверки парных согласных в корне слова;

  • метапредметные УУД: познавательные УУД – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, регулятивные УУД – оценивать правильность выполнения действий;

  • личностные УУД- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Цели урока:

Образовательные:

учить различать на слух звонкие и глухие согласные;

добиваться от детей осознания необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных;

познакомить детей с различными способами  проверки парных согласных в корне;

закреплять умения давать характеристики звуков, знания об изученных орфограммах;

формировать навык грамотного письма.

Развивающие:

развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся;

развивать фонематический слух;

работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.

Воспитательные:

воспитывать потребность в знаниях;

воспитывать умение работать в коллективе, в парах;

воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование:

учебник “Русский язык” Л. В. Поляковой, карточки с разноуровневыми заданиями, карточки для групповой работы и работы в парах;

алгоритм

1. Организационный момент.

- приветствие гостей

- подготовка рабочих мест

- положительное настроение (поворот друг к другу, пожатие рук, пожелание удачи, улыбка в подарок).

2.Минутка чистописания.

 СЛАЙД 1.

Учитель:  - Заполнив клетки кроссворда,  определим букву для минутки чистописания.

(Слова: ёж, щенок, утёнок, телёнок, котёнок, ребёнок, цыплёнок)

У:  -  Какую букву пишем? (ё)

 -Что можете сказать об этой букве?

 (Обозначает 2 звука: [й о], гласная, если она есть в слове, то всегда под ударением.)

У:  -  Какое слово «лишнее»?

(щенок – не имеет буквы ё;

Ёж – не обозначает детеныша.)

У: - Сегодня, ребята, у буквы Ё день рождения. Появилась эта буква в 1783 году. А в городе Ульяновске ей даже памятник поставили. (Зайти в интернет и показать фото)

СЛАЙД 2

   

 У:    Составьте цепочку, используя следующий шифр:

                                                   бёп   вёф   …

 (Берутся парные согласные, между ними «ё»)

-  Определите, какое задание предстоит нам выполнить. Запишите.

Самооценка: подчеркните  карандашом  лучшее, на ваш взгляд, написание.

3.Актуализация знаний

-Сделать фонетический разбор слова ёж

-Какой звук мы слышим на конце слова? А какой будем писать?

Как называется орфограмма?

- Почему парные согласные - это орфограмма? (Звонкие согласные оглушаются, их произношение и написание могут не совпадать)

У: - Давайте вспомним все, что нам уже известно о правописании

парных согласных.

Живут себе два брата –
Глухой и звонкий звук,
И все вокруг стараются
Их различить на слух.

Но братья друг за друга
Так прячутся порой,
Что не поймёшь ни звука!
Где звонкий?! Где глухой?!                                      

Чтобы проверить парную согласную в корне, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этой  согласной стояла гласная или буква н!

 4.Тема и задача урока.

- Как вы думаете, какая у нас с вами задача сегодня?

(Научиться правильно писать слова с парными согласными).

- Так какая же тема урока тогда?

- Упражняться в подборе проверочных слов.

-У: Спишите, вставляя пропущенные буквы.  

Друг – познается в беде.

Как вы понимаете эту пословицу. Подберите синонимы к слову друг (товарищ, приятель), антонимы (недруг, враг)

-У: Подчеркните все знакомые орфограммы.

-Подберите однокоренные слова к слову друг.  Какие слова можно назвать проверочными?  Какое не является проверочным?

5.Составление алгоритма подбора проверочных слов

-У: Существует несколько способов подбора проверочных слов.

- Я вам предлагаю провести исследование и составить алгоритм, которой поможет вам подбирать проверочные слова. Согласны?

-Начнем наше исследование. Будьте внимательны.

На доске волшебная труба.

1. Один - много   

Арбуз дуб нож                                                  

арбузы дубы ножи

- У: Как мы проверили эти слова? (поставили во мн.ч.)

-Это и есть первый способ.

2. Маленький – большой 

Тропка - тропа

шубка - шуба

3.Сказать ласково 

Травка - травушка

Сказка - сказочка

Чашка - чашечка

                                    Какой? (признак)

4. Что? (предмет)  

                                  Что делать?(действие)

Луг - луговой  

сторож - сторожить

беседка - беседовать

5.  Чередование г/ж

Рожки - рога  

ножки - нога

6.нет

Ложки - нет ложек  

Варежки - нет варежек  

Слайд 4

Алгоритм подбора проверочных слов

1. Один - много    

2. Маленький – большой

3.Ласково ( ок очк ечк еньк ушк)

4. Что? (предмет) -  Какой? (признак) - Что делать? (действие)

5. г/ж

6.нет

6.Физ.минутка для глаз.

7.Работа по учебнику. Упражнение 194 на странице102

Объяснить значение слова стражник, разобрать по составу .

Записать фразеологизм:

Быть в плохом настроении. - Встать не с той ноги.

8.Физминутка.

Лёгкие прыжки,
Мелкие шажки,
Громкие хлопки,
Дружные кивки.
Тихая посадка.
Вот и вся зарядка.

9.Дифференцированная самостоятельная работа по вариантам:

5) Самостоятельная работа с выбором задания.

на доске :

дальняя доро . ка (     )

широкая тро.ка (      )                    

жёсткая шу . ка (     )

высокие ду. ки  (     )

трудная зага . ка  (     )

- К данным словосочетаниям я предлагаю вам три задания разной сложности. Выберите самостоятельно то задание, которое вам нравиться больше, с которым, на ваш взгляд, вы справитесь успешнее.

1.Спиши, вставь пропущенные буквы, в скобках напиши проверочное слово.

2.Подбери однокоренные слова к любому из существительных и разбери их по составу

3.Запиши антонимы к именам прилагательным.

(вспомнить, что такое антонимы)

- Проверка:

- Какие парные согласные вставили? Назовите проверочные слова (ученик у доски маркером вписывает пропущенные буквы).

- Кто выполнял задание 2 карточки? Прочитайте предложения, которые вы составили.

- Кто выполнил задание 3 карточки? (проверить у доски)

- Что общего в словах – антонимах? (орфограмма)

10. Творческое задание. Работа в парах.

-У: Соедините части пословиц. Выберите из них ту, которая вам  больше нравится и запишите в тетрадь. Подчеркните все знакомые орфограммы.

 Нет лучше  дру.ка , чем р.дная мату.ка.

Дру. лучше старый, а платье новое.

Дру. за друга д.ржаться - ничего не б.яться.

Проверка работы. Слайд 5

11.Самостоятельная работа. Диктант.  

Прыжки, шажки, хлопки, кивки, посадка, зарядка.

Проверка работы. Слайд 6

12.Рефлексия

- Подведем итог. Чему вы научились на уроке? (Правильно писать слова, находить в них орфограммы, подбирать проверочные слова).

13. Домашнее задание стр.103 упр.196

Нарисуйте смайлик на листочке с алгоритмом.

- Кому было интересно и понятно на уроке - хлопните 3 раза в ладоши. Спасибо за урок! Эти аплодисменты вам!!!

  Предметные:
Обучающиеся повторят изученные правила правописания (правописание гласных в корне слова , правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова, правописание слов с парными согласными на конце слова и в корне слова.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
• определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами; обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
• применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов .

Метапредметные:


Личностные УУД:

 положительное отношение к процессу познания,  к языковой деятельности;
 
Регулятивные УУД:

  принимать и сохранять цель и учебную задачу; планировать решение учебной задачи, выполнять действия по намеченному плану; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи.
                                                                                                                                                                                
Познавательные УУД:

 осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; высказывать предположения.
 
Коммуникативные УУД: 

  участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;  учитывать мнение партнёра, формулировать собственное мнение и аргументировать его; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

                Пояснительная записка

Автор материала (ФИО)

Джабраилова Кусун Магомедовна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МОУ СОШ №2 ГП Терек

Название материала

Правописание парных согласных звуков в середине слова

Класс

3

Учебный предмет

Русский язык

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

УМК система Занкова, автор учебника А.В.Полякова

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ  и другие)

Презентация, текстовый документ.

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)

Компьютер, интерактивная доска.

Цели,

Задачи материала

Формирование новых учебных знаний. Упражнение в подборе проверочных слов.

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники

Изображения

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку по теме: парные согласные в корне слова. 3 класс

в данный урок введен православный компонент, благодаря чему урок имеет не только познавательна\ую , но и воспитательную ценность. Также в уроке представлен дифференцированный подход к обучению....

Урок русского языка по теме "Парные согласные на конце слова"

Данная разработка урока составлена  методике Г.А.Бакулиной "Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка", способствует развитию УУД учащихся....

Карточки по русскому языку по теме "Парные согласные в корне слова"

Составленные карточки могут быть использованы для индивидуальной работы на уроке и дома....

Задания по русскому языку по теме " Парные согласные на конце слова" 2 класс

Задания по русскому языку по теме "Парные согласные на конце слова"...

Тренажер к уроку русского языка по теме :"Парные согласные на конце слова"

Тренажер позволяет в увлекательной форме закрепить полученные знания по теме....