"Есть ли у слов родственники?"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка во 2 классе по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова "Есть ли у слов родственники?"
Цели:
- Образовательная – поставить задачу о возможности «родства» между разными словами, познакомить с признаками родственных слов и общей частью родственных слов – корнем;
- Воспитательная – воспитывать уважение друг к другу, умение работать в паре, группе, толерантность по отношению к другим;
- Развивающая – развивать речь, мышление, память, воображение, коммуникативные компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 10.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Постановка учебной задачи: «Есть ли у слов родственники?»
Цели:
- Образовательная – поставить задачу о возможности «родства» между разными словами, познакомить с признаками родственных слов и общей частью родственных слов – корнем;
- Воспитательная – воспитывать уважение друг к другу, умение работать в паре, группе, толерантность по отношению к другим;
- Развивающая – развивать речь, мышление, память, воображение, коммуникативные умения.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
Организационный момент Создание ситуации успеха Ситуация «разрыва» Фиксация проблемы в виде модели Рефлексия | - Доброе утро, ребята! Сегодня на уроке нам предстоит очень интересная работа, поэтому постараемся работать дружно, чтобы достичь поставленных целей - Ребята, вспомните и скажите, чему вы учились, изучая прошлый раздел? - Тогда, я думаю, вам не составит труда проверить орфограммы слабых позиций с помощью изменений слова в следующих словах: В л_су, гн_здо, эт_жи, р_ка, моро_, сне_ - Молодцы, справились с заданием! А теперь подберите проверочное слово к слову хвастун, изменяя его. - А можно ли проверить орфограмму слабой позиции в слове хвастун словом хвост? - Тогда – задание в группах. Обсудите, пожалуйста, как можно проверить орфограмму слабой позиции в слове хвастун. - Но ведь это же не изменение слова хвастун, а другое слово. - Ребята, как вы думаете, есть ли у слов, как у людей, родственники? Если есть, то может быть, они нам помогут с проверкой орфограмм? - Кто из вас может определить цель нашего урока? - Вы знаете, что такое лес? А кто такой лесник? - Как вы думаете, это разные слова или изменения одного и того же слова? - Одно из этих слов – лес – появилось раньше другого, а другое – лесник – образовалось от него - Вопрос: если одно слово образовалось от другого, можно ли их считать родственниками? - Давайте зафиксируем отношения между родственными словами в виде модели - О чем рассказывает эта модель? - А теперь попробуйте определить, являются ли родственными слова рыбак и рыбный. - Выходит, слова рыбный и рыбак не являются родственниками? - При объяснении значения обоих слов без какого слова нельзя обойтись? - Действительно, именно от слова рыба образовались оба слова. Отношения между словами, образованными от одного слова, также назовем родственными. Но тогда необходимо внести уточнение в конструируемое нами определение родственных слов: это слова, образованные или одно от другого, или совместно от другого слова. Как же при таком уточнении изменится обобщенная модель слов – родственников? - О чем рассказывает эта модель? - С этого момента любые наши выводы о родстве слов будем соотносить с данной моделью. А теперь – физминутка. Я буду называть пары слов. Если вы услышите родственные слова, то поднимите правую руку, а если не родственные слова, то поднимите левую руку: Лес - леса, рыба – рыбак, зима – зимний, смелый – храбрый, синий – синева, играть – игрушка, книга – книги, идти – ходить, мама – мамочка, умный – честный. - Как же называется общая часть однокоренных слов? Откройте учебники на с. 52 и прочитайте вывод. - Ребята, теперь мы поработаем в парах и потренируемся в умении находить родственные слова среди группы слов и выделите в них корни: Нос, носить, носатый Храбрый, смелый, смелость Желток, железо, желтый Часовщик, часть, час - Скажите, пожалуйста, можем ли мы теперь сказать , есть ли у слов родственники? - А для чего нужно уметь находить родственные слова? - Чему мы научились на уроке? - Оцените свою работу на уроке по шкале «трудно – легко» - Спасибо за урок! | - Мы учились проверять орфограммы с помощью изменений слова, которые находятся в основе слова - Дети с комментированием записывают слова, предварительно проверяя их с помощью изменений слова: В лесу – лес, гнездо – гнёзда, этажи – этаж, река – реки, мороз – морозы, снег – снега. Дети пытаются изменить слово, чтобы подобрать проверочное, но ничего не получается - Нет, нельзя, потому что называют разное, основы разные, а у изменений одного и того же слова основы одинаковы. Дети работают в группах, затем выступая у доски и коллективно обсуждая приходят к мнению, что можно проверить словом хвастаться. -Да, но эти слова похожи по смыслу, и у них есть общая часть Дети высказывают разные, противоречивые мнения - На уроке мы должны узнать, есть ли у слов родственники и можно ли с их помощью проверять орфограммы слабых позиций. В чем проявляется «родство» между разными словами. - Человек, который охраняет лес - Это разные слова, т.к. у них разные основы - Да, можно Дети, работая в парах, пробуют изобразить отношения между родственными словами - О родственных словах, одно из которых (2) образовалось от другого (1) Дети пытаются объяснить слово рыбак с помощью слова рыбный: рыбак – это рыбный человек. Получается нелепо. А если наоборот, слово рыбный – с помощью слова рыбак? Рыбный – сделанный из рыбака. Абсурдно. - Нет, эти слова можно считать родственными, потому что у них есть одинаковая часть и они похожи по смыслу. - Рыбак – человек, который ловит рыбу. - Рыбный – сделанный из рыбы. Одинаково слово рыба Дети пробуют внести изменение в модель родственных слов. - О том, какие слова находятся в отношениях родства: образованные одно от другого (1 и 2, 1 и 3) или совместно от одного слова (2 и 3) - В основах родственных слов есть общая часть, которая состоит из одних и тех же или чередующихся звуков и значение которой одинаково во всех этих словах. Эта часть указывает, от какого слова образованы все родственные слова. Такая общая значимая часть родственных слов называется корнем. Дети работают в парах, результаты записывают в тетрадь - Да, есть, и называются такие слова родственными - Чтобы подбирать проверочные к словам с орфограммами слабых позиций - Находить родственные слова в группе слов, определять общую часть – корень Дети оценивают свою работу в рефлексивных дневниках | Должна получиться примерно такая схема: 2 1 2 1 3
Т × Л |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭОР "Подберите слова, которым есть замена в русском языке"
Данное ЭОР поможет обучающимся быстро запомнить значение иностранных слов. Они сами могут себя проверить....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/11/picture-930862-1497197361.jpg)
конспект урока по русскому языку на тему "В каких значимых частях слова есть орфограммы?"
Русский язык 3 классТема. «В каких значимых частях слова есть орфограммы?»Тип урока: рефлексии (технология деятельностного метода), развития умений.Деятельностная цель:...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/26/picture-1150814-1561535902.jpg)
Видео урок в 4 классе "Есть сила благодатная в созвучьи слов живых" ( по стихотворениям М.Ю.Лермонтова)
Ссылка на видеоурок...
Логопедический час «Есть о зиме так много слов…»
Конспект логопедического занятия по развитию словаря, связной речи у учащихся ОВЗ 1-4х классов с ЗПР , УО в рамках коррекционных логопедических занятий в общеобразо...
«ЕСТЬ ТАКОЕ СЛОВО - "ВЫСТОЯТЬ"»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ,посвященное освобождению Республики Адыгеи от немецко-фашистских захватчиков...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/02/picture-934495-1498996969.jpg)
Русский язык. 3 класс. Тема: В каких значимых частях слова есть орфограммы.
Русский язык. 3 класс. Тема: В каких значимых частях слова есть орфограммы. Конспект урока...