"Есть ли у слов родственники?"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Рыкова Елена Александровна

Урок русского языка во 2 классе по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова "Есть ли у слов родственники?"

Цели:

  1. Образовательная – поставить задачу о возможности «родства» между разными словами, познакомить с признаками родственных слов и общей частью родственных слов – корнем;
  2. Воспитательная – воспитывать уважение друг к другу, умение работать в паре, группе, толерантность по отношению к другим;
  3. Развивающая – развивать речь, мышление, память, воображение, коммуникативные компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon puz_russkiy_yaz._2_klass.zip10.57 КБ

Предварительный просмотр:

Постановка учебной задачи: «Есть ли у слов родственники?»

Цели:

  1. Образовательная – поставить задачу о возможности «родства» между разными словами, познакомить с признаками родственных слов и общей частью родственных слов – корнем;
  2. Воспитательная – воспитывать уважение друг к другу, умение работать в паре, группе, толерантность по отношению к другим;
  3. Развивающая – развивать речь, мышление, память, воображение, коммуникативные умения.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный момент

Создание ситуации успеха

Ситуация «разрыва»

Фиксация проблемы

в виде модели

Рефлексия

- Доброе утро, ребята! Сегодня на уроке нам предстоит очень интересная работа, поэтому постараемся работать дружно, чтобы достичь поставленных целей

- Ребята, вспомните и скажите, чему вы учились, изучая прошлый раздел?

- Тогда, я думаю, вам не составит труда проверить орфограммы слабых позиций с помощью изменений слова в следующих словах:

В л_су, гн_здо, эт_жи, р_ка, моро_, сне_

- Молодцы, справились с заданием! А теперь подберите проверочное слово к слову хвастун, изменяя его.

- А можно ли проверить орфограмму слабой позиции в слове хвастун словом хвост?

- Тогда – задание в группах. Обсудите, пожалуйста, как можно проверить орфограмму слабой позиции в слове хвастун.

- Но ведь это же не изменение слова хвастун, а другое слово.

- Ребята, как вы думаете, есть ли у слов, как у людей,  родственники? Если есть, то может быть, они нам помогут с проверкой орфограмм?

- Кто из вас может определить цель нашего урока?

- Вы знаете, что такое лес? А кто такой лесник?

- Как вы думаете, это разные слова или изменения одного и того же слова?

- Одно из этих слов – лес – появилось раньше другого, а другое – лесник – образовалось от него

- Вопрос: если одно слово образовалось от другого, можно ли их считать родственниками?

- Давайте зафиксируем отношения между родственными словами в виде модели

- О чем рассказывает эта модель?

- А теперь попробуйте определить, являются ли родственными слова рыбак и рыбный.

- Выходит, слова рыбный и рыбак не являются родственниками?

- При объяснении значения обоих слов без какого слова нельзя обойтись?

- Действительно, именно от слова рыба образовались оба слова. Отношения между словами, образованными от одного слова, также назовем родственными. Но тогда необходимо внести уточнение в конструируемое нами определение родственных слов: это слова, образованные или одно от другого, или совместно от другого слова. Как же при таком уточнении изменится обобщенная модель слов – родственников?

- О чем рассказывает эта модель?

- С этого момента любые наши выводы о родстве слов будем соотносить с данной моделью.

А теперь – физминутка.

Я буду называть пары слов. Если вы услышите родственные слова, то поднимите правую руку, а если не родственные слова, то поднимите левую руку:

Лес - леса, рыба – рыбак,  зима – зимний, смелый – храбрый, синий – синева, играть – игрушка, книга – книги, идти – ходить, мама мамочка, умный – честный.

- Как же называется общая часть однокоренных слов? Откройте учебники на с. 52 и прочитайте вывод.

- Ребята, теперь мы поработаем в парах и потренируемся в умении находить родственные слова среди группы слов и выделите в них корни:

Нос, носить, носатый

Храбрый, смелый, смелость

Желток, железо, желтый

Часовщик, часть, час

- Скажите, пожалуйста, можем ли мы теперь сказать , есть ли у слов родственники?

- А для чего нужно уметь находить родственные слова?

- Чему мы научились на уроке?

- Оцените свою работу на уроке по шкале «трудно – легко»

- Спасибо за урок!

- Мы учились проверять орфограммы с помощью изменений слова, которые находятся в основе слова

- Дети с комментированием записывают слова, предварительно проверяя их с помощью изменений слова:

В лесу – лес, гнездо – гнёзда, этажи – этаж, река – реки, мороз – морозы, снег – снега.

Дети пытаются изменить слово, чтобы подобрать проверочное, но ничего не получается

- Нет, нельзя, потому что называют разное, основы разные, а у изменений одного и того же слова основы одинаковы.

Дети работают в группах, затем выступая у доски и коллективно обсуждая приходят к мнению, что можно проверить словом хвастаться.

-Да, но эти слова похожи по смыслу, и у них есть общая часть

Дети высказывают разные, противоречивые мнения

- На уроке мы должны узнать, есть ли у слов родственники и можно ли с их помощью проверять орфограммы слабых позиций. В чем проявляется «родство» между разными словами.

- Человек, который охраняет лес

- Это разные слова, т.к. у них разные основы

- Да, можно

Дети, работая в парах, пробуют изобразить отношения между родственными словами

- О родственных словах, одно из которых (2) образовалось от другого (1)

Дети пытаются объяснить слово рыбак с помощью слова рыбный: рыбак – это рыбный человек. Получается нелепо. А если наоборот, слово рыбный – с помощью слова рыбак? Рыбный – сделанный из рыбака. Абсурдно.

- Нет, эти слова можно считать родственными, потому что у них есть одинаковая часть и они похожи по смыслу.

- Рыбак – человек, который ловит рыбу.

- Рыбный – сделанный из рыбы. Одинаково слово рыба

Дети пробуют внести изменение в модель родственных слов.

- О том, какие слова находятся в отношениях родства: образованные одно от другого (1 и 2, 1 и 3) или совместно от одного слова (2 и 3)

- В основах родственных слов есть общая часть, которая состоит из одних и тех же или чередующихся звуков и значение которой одинаково во всех этих словах. Эта часть указывает, от какого слова образованы все родственные слова. Такая общая значимая часть родственных слов называется корнем.

Дети работают в парах, результаты записывают в тетрадь

- Да, есть, и называются такие слова родственными

- Чтобы подбирать проверочные к словам с орфограммами слабых позиций

- Находить родственные слова в группе слов, определять общую часть – корень

Дети оценивают свою работу в рефлексивных дневниках

Должна получиться примерно такая схема:

2

1

2

1

3

        

                       

 

                        Т

                       ×

                        Л   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭОР "Подберите слова, которым есть замена в русском языке"

Данное ЭОР поможет обучающимся быстро  запомнить значение иностранных слов. Они сами могут себя проверить....

конспект урока по русскому языку на тему "В каких значимых частях слова есть орфограммы?"

Русский язык  3 классТема. «В каких значимых частях слова есть орфограммы?»Тип урока: рефлексии (технология деятельностного метода), развития умений.Деятельностная цель:...

Логопедический час «Есть о зиме так много слов…»

Конспект  логопедического занятия по развитию словаря, связной речи  у учащихся ОВЗ  1-4х  классов с ЗПР , УО   в рамках коррекционных логопедических занятий в общеобразо...

«ЕСТЬ ТАКОЕ СЛОВО - "ВЫСТОЯТЬ"»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ,посвященное  освобождению Республики Адыгеи от немецко-фашистских захватчиков...

Русский язык. 3 класс. Тема: В каких значимых частях слова есть орфограммы.

Русский язык. 3 класс. Тема: В каких значимых частях слова есть орфограммы. Конспект урока...