Логопедический час «Есть о зиме так много слов…»
план-конспект занятия по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Конспект  логопедического занятия по развитию словаря, связной речи  у учащихся ОВЗ  1-4х  классов с ЗПР , УО   в рамках коррекционных логопедических занятий в общеобразовательной школе. Конспект посвящен словарю на зимнюю тематику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедический  час  «Есть о зиме так много слов…»

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи и словаря в рамках коррекционно-развивающих занятий по развитию  словаря и лексики для подгруппы учащихся 1- 4 классов с ОВЗ  ЗПР, УО  

Цель логопедического мероприятия: активизация  связной речи, формирование положительного  отношения к явлениям родной природы  посредством поэтического слова.

Задачи:

1. учить  выразительно передавать текст, понимать интонационные моменты стихотворения, совершенствовать исполнительское мастерство.

2. формировать  отклик на положительный эмоциональный настрой, стимулировать стремление детей к заучиванию стихотворений.

3. формировать словарь, коммуникативные умения, получение радости общения  и творческого поэтического опыта.

Подготовка к мероприятию:

Герои: Мальчик-ученик, ведущая. Материалы: письмо Снежинки, доска в классе украшена рисунками о зиме, снежинками, сосульками, презентация  о зиме, музыкальный ряд, грамоты, медали.

ХОД мероприятия:

              (участники просматривают видеофильм или презентацию о зиме, ведущая заходит с письмом от Снежинки)

-  Добрый день, дорогие ребята,  гости и участники нашего мероприятия! Наша встреча сегодня посвящена – зиме! Это очень удивительное время  в природе нашей родины.  Все мы знаем о белой зиме много радостного, а  за что вы любите зиму, ребята?

(ответы детей)

- У меня в руках письмо (читает письмо).  «Дорогие ребята, здравствуйте! Я прекрасная Снежинка.  Меня очень расстроило, что ученик вашей школы Вася Петечкин не любит зиму. На вашем стихотворном вечере о зиме мне очень хочется узнать, а сколько хороших слов есть в нашей речи, что бы описать красоту зимы. Если вы сможете назвать 10 таких слов, то зима очень обрадуется и порадует нас своей красотой. А Вася Петечкин не будет плохо говорить о зиме».

- Как вы думаете, ребята,   сложно ли назвать о зиме хорошие слова? (ответы) А ты Вася что скажешь?

Вася: ну, конечно сложно… Я знаю такие слова-

Холодно, задубел, околел, замерз,

так что чуть не отвалился нос!

Метели воют словно волки

и очень страшно мне гулять.

Холодный ветер  щиплет щеки,

Он лезет в шею и рукав.

Кругом так скользко – не побегать,

Однажды сильно я упал.

Нет! Хороших  слов мне сказать!

Я все сказал…   (автор Горшкова Н.А)

- А мы расскажем, сколько хороших слов есть о зиме. И слова эти мы будем крепить на наш экран (доску). Давайте для начала вспомним,  сколько месяцев у  волшебницы Зимы?  

Декабрь – что бывает в этот месяц?  (люди развешивают кормушки, есть первые заморозки и первый снег.) Прилетают снегири и синички, которых мы так любим!

Январь – середина зимы, что можете о нем рассказать?  (новогодние праздники Рождества  подарки, горками и санками, морозцы. 

Февраль - мы хотим вдоволь накататься на коньках и лыжах, поиграть в снежки и слепить снежную бабу. А еще бывают метели и сугробы! Зимние развлечения.

- Мы можем не просто называть хорошие слова о зиме, но и  играть в «Доскажи словечко». Превращаемся  в поэтов и попробуем подобрать рифму к загадкам. Она же и будет отгадкой.

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице…..(мороз)

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек

Что всегда холодный….(снег)

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает…..(снеговик)

Он когда – то был водой,

Но сменил вдруг облик свой,

И теперь под Новый год

На реке мы видим…..(лёд)

Он и добрый, он и строгий,

Бородой до глаз зарос,

Красноносый, краснощёкий,

Наш любимый …… (дед Мороз)

6.Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю … (снег)

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые … (снежинки)

На посёлки, на лужок

Всё снижается … (снежок)

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее … (снегопад)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … (снежки)

Рядом снежная фигурка –

Это девочка - … (Снегурка)

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой … (снегири)

-Вот сколько слов о зиме, мы выполнили просьбу Снежинки.  Кто устал сейчас сидеть? Выходите песни петь на музыкальную паузу.

(дети танцуют по примеру ведущего и поют, из песен выделяется еще два слова о зиме)

А еще мы можем читать стихотворения о зиме. Уж в них так много важных описаний зимы. Предлагаю прочитать ваши стихи, а слушатели  выберут слова, которые услышали в вашем стихотворении.

Примеры стихотворений

Есенин С.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Повязалася сосна…

Федора Ивановича Тютчева:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

В. Лунин «На картине у зимы»

На картине у зимы
Все бело от снега:
Поле, дальние холмы,
Изгородь, телега.

Но порой блеснут на ней
средь поляны ватной
Красногрудых снегирей
Солнечные пятна.

А сейчас игра «Снежки –сугробы»

 - Предлагаю вам по команде «снежки» лепить снежки и бросать в корзину, а как только я скажу «сугробы» - все собираются в большую кучу. (играют).

 некоторые ребята  приготовили стихи о зимних забавах.

А. Усачев «Снежинки»

Ёжик смотрит на снежинки:

– Это, – думает, – ежинки…

Белые, колючие

И к тому ж – летучие.

Заяц смотрит на снежинки:

– Это заячьи пушинки

Видно, заяц – весь в пуху –

Чешет шубу наверху.

Мальчик смотрит на снежинки:

– Это, может быть, смешинки?..

Не поймёт он, почему

Очень весело ему.

И. Токмакова "На свете так бывает..."

На свете так бывает,

Что только раз в году

На елке зажигают

Прекрасную звезду.

Звезда горит, не тает,

Блестит прекрасный лед.

И сразу наступает

Счастливый Новый год.

- Посмотрите сколько слов  у нас получилась о зиме. Это приятно!  Давайте еще раз их назовем (дети читают, называют  слова). И на этом прекрасном слове мы пока закончим  нашу коллекцию зимних слов.  Ну как, Вася, что теперь ты скажешь?

Вася: - Я соглашусь, вы назвали очень хорошие слова о зиме. Даже хочется сейчас погулять, рассмотреть снежинки или покататься на санках или на коньках.

- Мы рады, что ты поменял мнение насчет зимы. А сейчас я хочу вручить ребятам, читавших стихотворения наши грамоты «За стих о зиме» и  всем медали «Знаток зимних слов». А теперь будем готовиться к празднику Нового года.

(если участников, читающих стихи  много, можно создать жюри по конкурсу чтецов)

Протокол конкурса чтецов «Есть о зиме так много слов»

Дата __________

ФИО членов жюри 1._________________________________

2.______________________________________, 3._________________________________ 

Фамилия Имя участника

Количество строк

до 8 -1балл, от 8- 2 балла

Выразительность чтения, четкость

1-5 баллов

Знание текста

1-3 балла

Артистичность,

Эмоциональность

1-3 балла

Баллов всего

Место

Номинация

- «Победитель»;

- «Участник»  + номинация :  «Хорошая  техника речи»;  «Самое выразительное исполнение»;  «Самое проникновенное исполнение»; «Приз зрительских симпатий».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Есть о зиме так много слов… Логопедический час среди учащихся 1-4 классов Автор учитель-логопед: Горшкова Н аталья Анатольевна

Слайд 8

Так много слов о зиме! Волшебница зимний первый снег Синички снегири горки Праздники санки коньки лыжи Морозец Снегурочка Дед Мороз Развлечения снежки снегопад метель Снеговик Лед прорубь Чародейка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя семья - как много в этом слове

Воспитание у учащихся чувства любви и гордости за свою семью - одна из задач воспитательной работы. "Мы счастливы, потому что мы вместе" - таким высказыванием можно охарактеризовать внеклассное меропр...

"Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт».

Классный час с презентацией (урок вежливости)1.      Образовательные цели:Способствовать формированию  системы знаний, необходимых для социальной адаптации.Способствовать...

Классный час "Семья, как много в этом слове"

Классный час "Семья, как много в этом слове"  преднозначен для учащихся 3 класса, проводиться совместно с родителями. Данное воспитательное мероприятие наполнено различными играми, педагогическим...

Письмо строчной буквы ы. Значение слов «один-много».

Урок письма в 1 классе по УМК "Планета знаний". На уроке хорошо отслеживается у учащихся формирование Универсальных Учебных Действий....

"Ласковое слово самому ничего не стоит, а другим много даёт"

Очень занимательное и поучительное мероприятие мероприятие! Если вы обладаете хорошими вокальными данными можно самим спеть частушки.Я пела, а мой сын играл на гармошке....

Много сказок у зимы

Цель:  поздравить ребят с успешным завершением первого полугодия;организовать праздник-концерт для класса и их родителей;показать творческие успехи каждого ребёнка и в целом всего класса....

Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификацияЗадачи урокаДидактические:1) Уметь работать...