Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гиматова Надия Анировна

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификация

Задачи урока

Дидактические:

1) Уметь работать со словарем, извлекая нужную информацию;

2) уметь подбирать общие названия для группы однородных предметов

Развивающие:

1) Развивать умение анализировать, обобщать, доказывать и опровергать;

2) развивать умение работы в группе

Воспитательные:

1) Воспитывать интерес к изучению русского языка;

2) воспитывать самостоятельность у учащихся

Планируемые результаты

Предметные:

1) Учиться находить и исправлять ошибки на изученные орфографические правила;

2) учиться распознавать однородные слова в тексте и в предложении;

3) учиться относить слова к тематическим группам, составлять тематические группы слов.

Личностные:

1) Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании;

2) проявлять интерес к новому учебному материалу, способам решения задач

УМК: УМК «Школа России», учебник Русский язык: 2 кл.: Учебник: в 2ч./А.А.Плешаков. - М.: Просвещение.-Ч.1.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 30.09.2022

Школа: «МЛ №148 г.Челябинска»

Класс:

Урок: 3

Время: 14.20-15.00    Кабинет: 209

Студент: Гиматова Надия

Группа: 46

Учитель: Залялова Н.А.

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификация

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Уметь работать со словарем, извлекая нужную информацию

2. Уметь подбирать общие названия для группы однородных предметов

Предметные:

1. Учиться находить и исправлять ошибки на изученные орфографические правила

2. Учиться распознавать однородные слова в тексте и в предложении

3. Учиться относить слова к тематическим группам, составлять тематические группы слов.

Развивающие:

1. Развивать умение анализировать, обобщать, доказывать и опровергать

2. Развивать умение работы в группе

Личностные:

1. Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

2. Проявлять интерес к новому учебному материалу, способам решения задач

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к изучению русского языка;

2. воспитывать самостоятельность у учащихся

УМК: УМК ««Школа России», учебник Русский язык: 2 кл.: Учебник: в 2ч./А.А.Плешаков. - М.: Просвещение.-Ч.1.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы  (беседа)

 

1.Приветствует учащихся.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, меня зовут Надия Анировна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь.

-  Перед занятием вспомним правила успешного урока

(отвечать по поднятой руке, не выкрикивать, внимательно слушать учителя и одноклассников, не отвлекаться и не отвлекать товарищей, соблюдать дисциплину)

- У вас на партах лежат листы оценивания, в течении всего урока, после каждого задания, вы будете отмечать на карточках, то как вы справились с этим заданием.

Зеленый кружок- все получилось, все понял

Желтый  кружок- не все получилось, не все понял

Зеленый кружок - ничего не получилось, ничего не понял

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

ИТОГ

 

1. Приветствуют учителя.

2. Организуют своё учебное

место.

КУУД:

Воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

Презентация

Слайд 1

Слайд 2

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

С,П

Практический метод  (тест), взаимоконтроль

1.Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

2. Проводит орфографическую минутку.

3. Проводит словарную работу.

-Откройте тетради, запишите число – Тридцатое сентября и Классная работа. Подчеркните орфограммы.

- На экране вы видите слова (Снег, деревья, пушистый, накрыл). Составьте предложение из этих слов и запишите его в тетрадь.

- Назовите знакомые вам орфограммы.

- Найдите в предложении подлежащее и сказуемое.

- Скажите, чему мы научились?

- Теперь отметьте кружочком в первом столбике, то как вы справились с заданием

Запись на экране (ХЯЧГОШПФДЦА)

- Посмотрите на экран, мысленно зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся)

- Произнесем это слово так, чтобы было слышно ударение. Все вместе

- Поделим на слоги

- Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.

- Слово «ягода»- словарное слово, его нужно запомнить.

- Составьте предложение со словом «ягода» и запишите к себе в тетрадь.

- Какие предложения у вас получились?

 Выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал.

- Пушистый снег накрыл деревья.

- Пушистый – ШИ пишется с буквой И

Снег- парные согласные в конце слова, можно проверить с помощью проверочного слова «снегА»

Дерево- безударная проверяемая гласная в корне слова, проверочное слово- дерЕвья

- Научились составлять предложения, находить орфограммы и находить в предложении подлежащее и сказуемое.

- Ягода

- Я-го-да

Ответы детей

РУУД: оценивание правильности выполнения заданий, используя критерии, заданные учителем

КУУД:формулиование ответа на вопросы.

Раздаточный материал

Презентация

Слайд 3,4

Слайд 5,6

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

Подводит к теме

Посмотрите внимательно на экран. Слова живут в домиках, но к ним пришли незваные гости. Подумайте и найдите лишнее слово в каждой группе. И дайте название каждому домику.

собака

кошка

корова

ворона

морковь

воробей

лук

огурец

синица, береза

дуб

клен

- Какое слово лишнее в каждой группе? Почему?

-Посмотрите, а всех гостей можно поселить еще в один домик. Дайте название этому домику.

-Как вы думаете, как называются слова, объединяющее однородные предметы?

- Правильно. Животные, овощи, деревья, птицы – эти слова дают общее название однородным предметам.

-Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

- Какая тема нашего урока?

- Какие задачи на урок поставим? Дополните предложения.

1) Научиться..

2) Объяснять..

3) Составлять..

Отвечают на вопросы учителя

 -

 В первой группе лишнее слово ворона, потому что это птица, а остальные слова – это однородные слова и обозначают животных.

Во второй группе лишнее слово воробей, потому что все слова – однородные (овощи), а это птица

В третьей лишнее слово синица, потому что это птица, а остальные – однородные и обозначают деревья.

- Птицы

- Обобщающие слова

-объединять слова в общие группы по тому, что они объединяют

 - Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов.

- объединять слова по тематическим группам

- по каким признакам объединены слова

- тематические группы слов

ПУУД:поиск и выделение необходимой информации, осознание учебно-познавательную задачи.

РУУД: самостоятельное выделение и формулирование цели урока, планирование сотрудничества.

КУУД:формулирование собственных мыслей, высказываний; умений слушать другого.

Презентация

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10,11,12,13

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, Г

Словесные методы( беседа, рассказ учителя)

Внешний контроль

1. Организовывает работу  обучающихся.

2. Организовывает работу в группах.

- Выполним упражнение под номером 57. Почитайте, что нам необходимо сделать?

- Прочитайте первые три слова. Что они обозначают

- Напишите в тетради «Упражнение 57»

- Поработаем в группах. 1 ряд – 1группа, 2 ряд- 2 группа, 3 ряд- 3 группа. 1 группа запишет профессии. 2 группа музыкальные инструменты. 3 группа вид спорта.

- Теперь устно дополним группы

- А кто нашел 4 группу? Как она называется? Какие слова там можно поселить?

-Итак, что мы сейчас делали?

- Чему мы научились?

- Теперь отметьте на листах самооценивания, то как вы справились с заданием

1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата.

2. Выполняют работу в группах.

-Нужно разделить все слова на 4 группы и придумать им названия.

- Профессии, музыкальные инструменты, вид спорта.

1) Профессии: учитель, строитель, тракторист, летчик.

2) Музыкальные инструменты: гитара, рояль, баян, скрипка.

3) Вид спорта: хоккей, теннис, шахматы.

Рабочие инструменты: лопата, молоток, топор.

- Мы подбирали общее слово ко всем однородным словам.

- Мы научились объединять однородные слова

ПУУД:нахождение и чтение информации, представленной разными способами; осуществление и формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ и  синтез построение логической цепи рассуждений, подведение под понятие, способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

РУУД: способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности.

КУУД :адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

Учебник, тетрадь

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Ф,П

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

  1. Организует работу в парах
  2. Выслушивает ответы учеников

- А теперь поработаем в парах.

- У вас на партах лежат листочки. Прочитайте задание.

- Это работа в парах. Поэтому каждый добавляет по 2 слова. На это задание у вас 3 минуты

1) Школьные предметы

2) Женские имена

3) Домашние животные

Прочитайте, какие общие слова даны

-Какие однородные слова у вас получились?

- Выполнив это задание, чему вы научились?

- Оцените на листах самооценивания свою работу

  Каждая пара делится новыми знаниями, отвечает на поставленные вопросы.

Дополните к каждому общему слову по 2 однородных слова.

1) Школьные предметы

2) Женские имена

3) Домашние животные

Ответы детей

- определять по каким признакам объединены слова и дополнять тематические группы слов

П : обобщение, вывод, анализ и  синтез.

К: построение монологической речи и диалогических высказываний.

Раздаточный материал

Физкультминутка

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И,П

Словесные методы( инструктаж)

Практические методы( самостоятельная работа)

1. Объявляет самостоятельную работу.

Контролирует выполнение работы.

  - Сейчас поработаем самостоятельно. Вам необходимо найти «лишнее» понятие и подчеркнуть его. Рядом записать обобщённое название этих предметов. На работу у вас 5 минут. Не забудьте подписать листочки.

1. Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён — ...

2. Роза, фиалка, тюльпан, дуб — ...

3. Дождь, снег, град, гололёд — ...

4. Красный, чёрный, пластик, розовый — ...

- Ваше время вышло. Обменяйтсь листочками с соседом по парте.

- Проверьте работу вашего соседа опираясь на правильные ответы, котоые вы видите на экране.

- Поставьте отметку «5» - нет ошибок

1,2 ошибки- отметка «4»

3 и более ошибок – отметка «3»

- Возьмите листы самооценивания и отметьте успешность своей работы

Выполняют задание.

Выполняют взаимопроверку

  1. Лишнее- Петров. Мужские имена
  2. Лишнее-дуб. Цветы
  3. Лишнее- гололед. Осадки
  4. Лишнее- пластик. Цвета

П: выделение работ,соответствующим критериям; К: построение монологической и диалогических высказываний;

РУУД: выполнение контроля и оценки работы.

Раздаточный материал, презентация

Слайд 14

Слайд 15

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

1.Задает вопросы, соответствующие теме

- Откройте орфографический словарь на стр.136. Найдите в словаре однородные слова и запишите к ним обобщенное название. Работу необходимо выполнить в тетради.

- Закончили работу. Какие однородные слова вы нашли и какое у них обобщенное название?

- Возьмите листы самооценивания и оцените свою работу

1.Применяют полученные знания.

2. Отвечают на вопросы.

Месяцы: апрель, декабрь,ноябрь, октябрь, сентябрь,февраль, январь

Деревья: берёза, осина, яблоня

Птицы: воробей, ворона, петух, снегирь,сорока

Школьные предметы: карандаш, пенал, тетрадь,

Животные: заяц, корова, лисица, лягушка, медведь, обезьяна, собака

ПУУД:выделение необходимых данных.

КУУД: построение монологической  и диалогических высказываний.

Учебник, тетрадь

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся.

2.Оценивает работу учащихся на уроке.

- Наш урок подходит к концу. А теперь откройте дневники, запишите домашнее задание: закончить работу со словарем (если не успеют), стр.46 упр 56

А теперь дополните предложения.

- На сегодняшнем уроке я узнал . . .

-  На этом уроке я похвалил бы себя за . . .

- За активную работу на уроке, за полные и правильные ответы (имена детей) получают отметку …

- А теперь на листах самооценивания оцените свою работу за урок.

- Спасибо вам за работу, урок окончен!

Подводят итоги урока

Определяют своё эмоциональное состояние на конец урока.

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 

К:

аргументированное выражение своего мнения.

Презентация, слайд  16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме «Части речи». Проверочная работа". 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме «Части речи». Проверочная работа". 2 класс. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Произношение и написание безударных гласных в корне слова" 1 класс

Данный конспект урока разработан в виде технологической карты, в которой четко прослеживается наличие вызова (мотивация), осмысление учебной задачи, погружение в деятельность, открытие новог...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)» (УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.Задачи урокаДидактические:формировать умение изменять ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа «Имя прилагательное». ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: закрепление полученного знанияЦель урока: обобщение полученных знаний об имени прилагательном; совершенствование умений находить в тексте имя прилагательное; определение числа имени прилага...

Технологическая карта урока русского языка "Текст-описание. Общее представление", 2 класс (УМК "Школа России")

Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: создание условий для формирования знаний о тексте-описании. Задачи урока Дидактические: 1. Сформировать представление о понятии “текст...

Технологическая карта урока Русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Признаки предмета" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о признаках предмета имен прилагательных.Задачи урокаДидактические:1. Уметь определять прилагат...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» (2 класс, УМК «Начальная школа XXI в.»)

Цель урока: формирование представлений о правописании безударных гласных и, е, я в корне слова.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать о правописании безударной гласной в корне слова.  2. Умет...