Сальникова Екатерина Александровна

Персональный сайт учителя-дефектолога Сальниковой Екатерины Александровны

«Образование через всю жизнь».

Профессия: учитель-дефектолог

Профессиональные интересы: логопедия, сурдопедагогика, нейрологопедия, олигофренопедагогика

Увлечения: плавание

Регион: Тульская область

Место работы: ГУ Тульский социально-реабилитационный центр №1

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/salnikova-ekaterina-aleksandrovna
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
Д.Дидро

     Двумя вещами человек никогда не должен огорчаться:тем, чему он

может помочь, и тем, чему не может помочь. 

         Л.Н. Толстой

 

Для чего я живу? Что мне  дорого, что важно, без чего я  не могу обойтись? Каждому когда–то приходится отвечать на эти вопросы.

Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь.  Я не просто учитель.  Я  дефектолог. Двенадцать лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас.  В детстве я  мечтала стать нет, не учителем, а библиотекарем, меня всегда привлекало, все новое и интересное, что можно из них почерпнуть. Но чуть позже я поняла, что просто накапливать знания, не имея возможности воплотить их в жизнь или передать, не очень интересно. И таким образом я заинтересовалась профессией учителя.  Но определиться с выбором какого-либо одного предмета я не смогла.  В детстве, сколько себя помню, мне всегда нравилось смотреть новости, но не они были самоцелью, а маленькое окошко с сурдопереводчиком. Чаще всего я просто выключала звук и пыталась копировать его жесты. И когда в педагогическом университете, появилась профессия дефектолога, я уже не сомневалась, кем хочу стать. 

О себе

Родилась в 1985 году в г. Туле. С 1991 по 2002 годы училась в школе №19. После окончания школы пошла учиться в ТГПУ Им. Л.Н.Толстого по специальности педагог-дефектолог. Параллельно с учебой в университете я работала в детском саду для детей с нарушением слуха, и я поняла, как трудно ребенку с дефектом приспосабливаться к окружающему миру.   Что обычному ребенку дается легко, на то у этих детей уходят годы. Для того чтобы пообщаться со сверстниками или взрослыми, нужно сначала овладеть необходимыми знаниями и умениями. И даже после того как ты научишься, ты не сможешь пообщаться с любым другим сверстником (или он от тебя отвернется, или что чаще бывает, его родители прекратят ваше общение). Это удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее. Где всё время надо торопиться, торопиться успеть, где всё время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их учителями. Да, для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня  быть учителем – это и значит жить.   

Конечно, главные жители этой страны – это дети с ограниченными возможностями. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они  «закаляют» меня и многому учат. Учат принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама.

 Когда я была на пятом курсе университета, к нам в детский сад поступил девочка сирота. И я задумалась, что у всех моих воспитанников есть родители, бабушки и дедушки, то есть те с кем они могут поделиться своими успехами, обидами, желаниями, есть дом, куда все они стремятся. А  этот ребенок лишен всего этого.  Впоследствии я решила, что после окончания университета, пойду работать в учреждение воспитывающее детей оставшихся без попечения родителей.

 Вот уже  семь лет я работаю в специализированном доме ребенка с детьми с отклонениями в развитии. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули мою жизнь. Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Опираясь на свой  опыт, с  уверенностью  могу  сказать:  для того  чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало.  Надо терпеливо и последовательно  овладевать педагогическим мастерством, изучать психические особенности детей, предвидеть возможные затруднения  при  усвоении  материала,  учитывать  особенности  детей  и  т.д. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравиться учиться. Мой девиз: «Образование через всю жизнь».

Я очень хочу научить своих воспитанников счастью человеческого общения, взаимопонимания, счастью творческого, созидательного труда, чтобы проявились индивидуальность, неповторимость, личность каждого из них. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

1 Л.С. Выготский  "Дефектология". 5-й  том    

2.     Воспитание детей раннего возраста. / Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. – М.: Просвещение, 1996. 

3.     Галанов А.С. Дневник развития ребенка от года до двух лет. – М.: Издательство Института психотерапии, 2004. 

4.     Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года. – М.: АРКТИ, 2001. 

5.     Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. – М.: АРКТИ, 2000. 

6.     Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвещение, 1992.

7.     Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. 

8.     Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. 

9.     Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2003. 

10.      Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004.

Мой взгляд на мир

В первые годы работы с детьми, для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а детям с ограниченными возможностями - нет. Этот урок я освоила не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания воспитанника и вместе с ним совершить подъем.

Своё педагогическое кредо попробую изложить при помощи афоризма Д. Дидро, на которые опираюсь в своей повседневной деятельности:

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д.Дидро), а учитель перестаёт быть учителем, если не постигает ничего нового.

Я понимаю и принимаю это. Такова моя педагогическая аксиома. Может, она очень проста? И это неудивительно, ведь мой педагогический стаж невелик. Но что я твердо усвоила за эти годы – это то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. И все время я говорю себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое – нести любовь и радость».

Что будет завтра? Завтра будет новый день. Завтра в группе на меня опять будут смотреть глаза. Глаза моих воспитанников. Я как учитель – дефектолог, буду стремиться к тому, чтобы реализовывать на практике свои идеи и замыслы, постоянно повышать собственный образовательный уровень, свое педагогическое мастерство, осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому. Результатом моего педагогического труда должна стать личность, пусть пока маленькая, но желающая помогать себе и окружающим.

Моё портфолио

Параллельно с учебой в университете я работала в детском саду для детей с нарушением слуха, и я поняла, как трудно им приходить приспосабливаться к окружающему миру.   Что обычному ребенку дается легко, на то у этих детей уходят годы. Для того чтобы пообщаться со сверстниками или взрослыми, нужно сначала овладеть необходимыми знаниями и умениями. И даже после того как ты научишься, ты не сможешь пообщаться с любым другим сверстником (или он от тебя отвернется, или что чаще бывает, его родители прекратят ваше общение). Это удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее. Где всё время надо торопиться, торопиться успеть, где всё время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их учителями.   

Конечно, главные жители этой страны – это дети с ограниченными возможностями. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они  «закаляют» меня и многому учат. Учат принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама.

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: