Методические рекомендации. Развивающая игрушка «Десятицвет»
учебно-методическое пособие по математике

Сальникова Екатерина Александровна
Возрастные рамки: под контролем взрослого с полутора лет, с 3 до 5лет самостоятельная игра.
Развивающая игрушка «Десятицвет» создана с опорой на дидактическое пособия «Цветных счётных палочек Кюизенера»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_desyatitsvetik.docx45.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное учреждение здравоохранения «Тульский областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики №1″.

Контакты: 300041, г. Тула, ул. Ф. Энгельса, д. 97.

Тел. 8(4872)31-80-16;
e-mail:guz.tosdr1@tularegion.ru

Учитель-дефектолог

Сальникова Екатерина Александровна

Salnikova.katarina@mail.ru

Тел.89105855067

Методические рекомендации

Возрастные рамки: под контролем взрослого с полутора лет, с 3 до 5лет самостоятельная игра.

Развивающая игрушка «Десятицвет» создана с опорой на дидактическое пособия «Цветных счётных палочек Кюизенера»

Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.

«Десятицвет» состоит из неразборной части (цветочное кашпо и стебель) и разборной (10 цветков из фетра разных цветов, 10 божьих коровок). Все цветки разного размера и цвета (самый маленький белый 3 см, самый крупный 12 см). Шаг между размерами цветков составляет 1 см. В середине каждого цветка закреплен магнит, а на конце одного из трех лепестков металлическая шайба (для посадки божьей коровки). Божьи коровки все одного размера – 5 см, отличаются только количеством «точек» и их цветом.

Игровые задачи цветных палочек

«Десятицвет» является многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, отношений «больше – меньше», «выше – ниже», «между и многое другое. Игрушка способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

На начальном этапе десятицвет используются как игровой материал, особенно с детьми до 2-х лет. Дети играют с ним, как с магнитным конструктором по ходу игры знакомясь с цветами, размерами, формами.

На втором этапе игрушка уже выступает как пособие для маленьких математиков.

Игры и занятия

1. Знакомство с десятицветом. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все цветочки и божьих коровок, расскажите какого они цвета, величины.

2. Возьми в правую руку как можно больше божьих коровок, а теперь в левую.

3. Можно выкладывать из цветочков на вертикальной металлической плоскости полянку с цветами, а потом на нее прилетели божьи коровки (каждая на свой цвет) .

4. Выкладываем божьих коровок на вертикальной металлической плоскости  как они идут друг за другом от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по их спинкам, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.

5. Выкладываем на вертикальной металлической плоскости их лесенкой, пропуская по одной. Ребенку нужно найти место для недостающих божьих коровок.

6. "Найди божью коровку того же цвета, что и у меня цветок. Какого они цвета?"

7. "Положи столько же божьих коровок, сколько и у меня".

8. Выложите несколько божьих коровок, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из них. Ребенку нужно догадаться, какая исчезла.

9. Выложите несколько цветочков, предложите ребенку запомнить их взаиморасположение и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть все на место.

10. Выложите перед ребенком два цветка: "Какой больше? Какой меньше?" Наложите их друг на друга, подровняв концы, и проверьте.

11. Выложите перед ребенком несколько цветочков и спросите: «Какой самый большой? Какой самый маленький?»

12. "Найди любой цветок, который меньше синего, но больше красного.

13. Разложите цветочки или божьих коровок на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где больше.

14. Попросите показать вам божью коровку с красными, синими, желтыми точками.

15. "Покажи цветок, чтобы он не был не желтым, синим и т.д.

16. Постройте цветочки в ряд, начиная от самого маленького и заканчивая самым крупным. Спросите, какого цвета цветок стоит пятым, восьмым. Какой цветок справа от синего, слева от желтого.  Какие цветочки больше желтого, меньше синего.

17. Назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую божью коровку (1 точка - белая, 2 точки - розовая и т. д.). И наоборот, вы показываете цветок, а ребенок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами.

18. "Перечисли все цвета цветочков, лежащих на столе".

19. "Найди в наборе самый большую и самый маленький цветок. Поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом".

20. "Возьми любые 2 цветка  и положи их так, чтобы больший оказалась внизу".

21. "С закрытыми глазами возьми любой цветок из коробки, посмотри на него и назови его цвет" (позже можно определять цвет даже с закрытыми глазами).

22. Божьих коровок можно складывать на минимальные расстояния между ними и следить чтобы они не «поругались» (это одна из самых любимых игр у малышей).

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации. Развивающие игры.

Методические рекомендации предлагают систему развивающих игр, которые создают благоприятные условия для психического и личностного развития дошкольников, укрепляют психику ребенка, развивают его мышле...

Методические рекомендации «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ для физического развития детей в соответствии с ФГОС»

Примерные условия для реализацииОО "Физическое развитие"в группе  раннего возраста, младший дошкольный возраст, физкультурный зал   Условия расположения в группе;Рекомендуемый перечень ...

Методические рекомендации " Развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

ФГОС ДО – развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала  пространства ДОУ, группы, участков,  материалов, оборудования,...

Методическая разработка : «Развивающая игрушка своими руками»

демонстрация педагогам ДОУ приёмов и способов изготовления игрушки сумки «Нескучайки» как одну из эффективных форм работы с родителями.Расширить кругозор педагогов в области развивающих игр с  де...

Методическая разработка развивающая игрушка + подушка “Черепаха-Кармановна”

Размер: 12x25x35 см. развивающая игрушка + подушка для детей с 3 лет. У черепашки есть много кормашков, закрытых на кнопку, липучку, молнию, пуговицу, шнуровку... Поверхность черепахи делится на семь ...

Методическая разработка "Развивающие игрушки для ребенка от 2-х до 3-х лет"

Значение игрушки в раннем возрасте сложно переоценить.  Правильно подобрать игрушки, значит правильно направить развитие ребёнка....

Методическое пособие - развивающая игрушка "Три матрешки"

В методическом пособии «Три Матрешки» представлена подборка игр на  развитие  мелкой моторики, сенсорному развитию, по развитию ориентировки в пространстве....