Савченко Любовь Сергеевна

"Сайт учителя-логопеда"

Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель.

Профессия: Учитель-логопед

Профессиональные интересы: Использование символов в логопедической работе.

Увлечения: Театр ,

Регион: Камчатский край

Населенный пункт: г. Елизово

Место работы: МАДОУ "Детский сад №1 "Ласточка"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/savchenko-lyubov-sergeevna
«Любите детство: будьте внимательны к его играм и забавам, к его милому инстинкту»
Ж.Ж. Руссо

«Я в профессии»

 

«Символ – то, что служит условным знаком

какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлеченного».

С.И. Ожегов

 

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Дети играют всегда, начиная с самого раннего возраста, просто игры бывают разные. Иногда это игра нужна, чтобы выяснить свойства и качества предметов. Ребенок подбрасывает игрушку вверх или кидает вниз,  слушает, как она разбивается, разлетается вдребезги – это он учится манипулировать предметом. Ребенок трогает, вертит, разбирает, ломает игрушку, пытается узнать, что внутри, из чего она сделана – это у него развивается наглядно-действенное мышление. Затем к ощущениям добавляются образы, которые откладываются в памяти и ребенок уже может описывать предметы – это у него формируется наглядно-образное мышление.

Наглядно-образное мышление – это основной вид мышления у ребенка-дошкольника, поэтому я, как учитель-логопед, широко использую в своей работе систему  символов.

Символы  — это тоже своего рода правила игры. Они несут на себе определенные свойства и качества предметов, которые характеризуют их. Например, символы гласных звуков- красного цвета и напоминают нам наши губы. Ведь когда мы произносим гласные звуки, наши губы принимают определенное положение, поэтому символ каждого гласного звука — это поза наших губ, что помогает с одной стороны детям опираться на значение этих символов, а с другой хорошо их запоминать и оперировать ими.

Согласные звуки тоже имеют свои качественные характеристики, но очень сложно объяснить ребенку, что звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими, поэтому все эти характеристики я стараюсь привязать к понятиям. Мягкий согласный звук - как зеленая травка, твердый- как синий лёд, глухой – ничего не слышит, а звонкий звенит как колокольчик.

Соответственно этим символам прикрепляются действия ребенка, то есть определение глухого или звонкого звуков возможно, когда кладешь руку на горлышко. С твердыми и мягкими звуками гораздо сложнее, тут нужна долгая работа по формированию  у ребенка определенных понятий; но если взять твердый синий кубик и мягкую зеленую мочалку, то очень быстро можно сформировать эти понятия в игре с помощью символов.

При изучении согласных звуков мы опираемся на то, как звучит определенный предмет в нашей жизни. Например, с чем может быть связан звук К – с каплей, причем большая капля – согласный твердый звук, а маленькая капля – согласный мягкий звук.  А если добавить картинки-символы, то раскрашивая их, ребенок быстрее запомнит эти звуки и впоследствии может опираться на них.

С помощью символов очень удобно обобщать и систематизировать звуки речи. На занятиях мы «заселяем» звук или букву в звукобуквенный домик. У каждого звука или буквы есть место: гласные звуки, которые смягчают согласный звук «живут» на первом этаже, другие гласные «живут» на втором. Согласные звонкие звуки «живут» на втором этаже и имеют колокольчик на крыше, а глухие согласные звуки «живут» на первом этаже.

При дифференциации звуков [С-Ш] и [З-Ж] нам помогают символы-стрелки, они направляют язык ребенка вверх или вниз, помогая правильно произносить звук.

Схема предложения – это тоже находка для логопеда. Мы можем наглядно записать предложение, используя символы-«полосочки», которыми обозначаем слово, тем самым закрепляя, что каждое слово в предложении пишется раздельно, обозначаем первую заглавную букву и ставим в конце предложения соответствующий знак препинания. Схема помогает ребенку определить количество слов в предложении, правильно его сформулировать.

Символы воспринимаются детьми как часть игры. Таким образом, использование системы символов позволяет перенести игровую ситуацию в учебную, что помогает детям усвоить  сложный материал

Систему символов я  использую на занятиях по формированию фонематической стороны речи, обучению грамоте, а также по развитию связной речи и лексико-грамматических категорий.

Символы являются опорой для детей. Они способствует лучшему запоминанию сложных и важных понятий, что впоследствии успешно скажется на обучении детей в школе и позволит им комфортно ощущать себя в обществе. 

О себе

Эмоциональная, творческая натура.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

.ОТВОРЯЯ ДВЕРИ НАДЕЖДЫ. МОЙ ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ АУТИЗМА

Темпл Грэндин, Маргарет М. Скариано

Мой взгляд на мир

«Нет бесталанных детей. Главное – вовремя увидеть «искорку Божьего дара» и помочь разгореться таланту!»

Мои достижения

Лауреат муниципального конкурса "Лучший воспитатель - 2007"

Лауреат 5 муниципального конкурса "Воспитатель года - 2012"

Номинация "Талант без границ" краевого конкурса "Воспитатель года - 2012"

Участие в краевом конкурсе "Учитель - дефектолог года" 2019г. номинация - "Педагогическое вдохновение"

Моё портфолио

Используя в работе с детьми символы мы:

формируем фонетическую сторону речи, развиваем фонематическое восприятие, обучаем навыкам звукового анализа;

учим добывать информацию, проводить исследования, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания.

Следовательно, использование символов в работе с дошкольниками состоит в том, что:

• во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ТНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование же символов вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

• во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

• в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Мои публикации:
Логопедия
Окружающий мир
Разное
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: