занятие по развитию фонематической стороны речи "Звук ы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Савченко Любовь Сергеевна

Знакомство детей со звуком Ы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_y.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук [ы].

Цель: уточнить произношение звука [ы]; учить интонировать звук [ы]; выделять звук [ы] из состава слова; обучать анализу звукового ряда гласных; развивать голос, артикуляционную и мелкую моторику; упражнять в образовании существительных множественного числа, в согласовании числительных, прилагательных и существительных.

Оборудование: зеркала, символы гласных звуков, сигнальные  фонарики, схема анализа артикуляции звука, сюжетные картинки.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед предлагает детям озвучить звуковую дорожку, составленную из символов гласных звуков, например:

2. Артикуляционная гимнастика. 

Чередование «Улыбка» — «Трубочка». «Окошко» — «Хоботок». «Прятки».

3. Знакомство со звуком [ы].

а) Логопед вывешивает картинку медведя.

Медведь у пчел отведал мед.

Мишка жалобно ревет.  

— Ы-ы-ы —

Покусали меня пчелы!

— Как ревет медведь?

б) Дети произносят хором и индивидуально звук [ы], наблюдая за артикуляцией звука в зеркале.

в) Анализ артикуляции звука [ы].

Дети по схеме анализируют звук [ы]: губы в улыбке, но не напряжены; зубы разомкнуты; кончик языка отодвинут от зубов; воздушная струя выходит свободно, голос работает. Дети делают вывод: звук [ы] гласный;

— Посмотрите на положение губ на рисунке. Какой звук они показывают? Почему я показываю красную фишку? Посмотрите, как изображено на фишке положение губ при произнесении звука [ы].

г) Работа над голосом. Произнесение звука [ы] с усилением и ослаблением голоса.

4. Развитие фонематического слуха.

а) «Зажги фонарик».

Выделение звука [ы] из ряда гласных: о, ы, э, у, ы, а, ы,у,э,ы.

Выделение звука [ы] из ряда слогов: ма, мы, ты, ну, ка, пы, по, ба, вэ, бы.

Выделение звука [ы] из состава слова: дом, дым, мак, усы, бык, кот, мох, эхо, дыня, зубы, сок, весы.

б)  — Видим мы зеленый холм,

В глубине его есть дом.

В доме том живет семья:

Папа, мама, брат, сестра.

Дети рассматривают картину «Мышиная семья» и называют слова со звуком [ы], выделяя его голосом. (Мышь, мышонок, сыр, мыло, часы, весы, рыба, бусы, буквы, умывальник.)

5.Звуковой анализ.

а) — Мышата в магазин пошли.

Дали им корзины.

Вы продукты назовите,

Их в корзины положите.

Дети рассматривают схемы на корзинах, определяют место звука [ы] в схеме слова, называют картинки (сыр, макароны, рыба, конфеты, тыква) и «раскладывают» продукты по корзинам.

Логопед делает вывод: Нет слов с начальным звуком [ы]. Звук [ы] «трусливый», как и мышки, прячется в середину и в конец слова. Он никогда не стоит в начале слова.

б) «Запомни, повтори, составь».

Логопед произносит ряд гласных. Дети повторяют и изображают его символами:

о         у         а        ы

у         ы        а         о

а        ы         у         э

6. Физминутка.

а) Дети произносят стихотворение «Черный кот» с имитацией движений.

Вот идет черный кот,

Ходьба на месте

Притаился, мышку ждет.

Присесть.

Мышка норку обойдет

И к коту не попадет.

Ходьба на носочках по кругу.

б) Пальчиковая гимнастика. «Мышки — шалунишки».

В нашем маленьком домишке

Дети изображают дом,

Завелись серые мышки,

мышек,

Так и шмыгают кругом, Все на кухне кувырком. То топочут за столом,

стол,

Лакомятся молоком,

На скамейку сесть хотят

скамейку,

И пугают там ребят.

То на шкаф залезут мышки,

шкаф,

То на стуле шалунишки!

стул,

Так и хочется поймать,

А они — шмыг под кровать.

Быстро прячут мышек.

7. Упражнение в образовании множественного числа существительных.

—Мыши  стали играть в игру «Доскажи словечко».

На берегу растет сосна,

А рядом с нею ... (сосны).

Горит прекрасная звезда,

А рядом с нею ... (звезды).

Стал красным-красным помидор,

А рядом ... (помидоры).

Вот гном один,

Вот гном второй.

А вместе это ... (гномы).

8. Упражнение в согласовании прилагательных и существительных.

Мышки нарисовали картинки, в названии которых есть их любимый звук [ы]. Назовите их. (Крыша, язык, ягоды, мыло.)

Мышки сказали: «Мы будем слово называть, а твы к слову картинку подбирать».

спелые... (ягоды)

длинный... (язык)

душистое... (мыло)

дырявая... (крыша)

9.Упражнение в согласовании числительных и существительных.

— Мышки предложили игру «Сосчитайка».

Один — два — три — четыре — пять —

         Будем тыквы мы считать.

        Дети считают предметы на картинке.

10.        Итог занятия.

—Что вы узнали о звуке [ы]?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Буквы Ф, ф"

 Цель: закрепить звуки [ф], [ф’]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Тема "Зима"Формирование семантического поля слова "Зима", развитие валентности слов и совершенствование функций словоизменения....

Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б.

Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б....

Использование сказок на разных этапах логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи..

Сообщение из опыта работы. Речевой материал,  разработанный на основе русских народных сказок (игры, упражнения)....

Конспекты фронтально-групповых занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте.

Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. (Цуканова СП., Бетц Л.Л. "УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ".)...

Занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте. Подготовительная группа

Занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте . Подготовительная группа...