Главные вкладки

    Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б.
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Ионова Оксана Анатольевна

    Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsp._b_.docx26.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Детский сад № 87»

    Тема: Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б.

    Учитель-логопед

    О.А. Ионова

    2018


    Задачи:

    Коррекционные: создать условия для:

    • развития фонематического слуха;
    • развития лексико-грамматического строя речи;
    • развития мелкой и общей моторики;
    • развития мышления, зрительного внимания и восприятия, памяти;

    Предметная познавательно-исследовательская: создать условия для:

    • формирования предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
    • развития желания пользоваться специальной терминологией, ведение беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

    Метапредметные:

    Коммуникативные УУД: создать условия для:

    • обучения строить высказывание в соответствии с нормами родного языка;
    • Развития умение отстаивать свою позицию;
    • Воспитания навыков сотрудничества;

    Регулятивные УУД: создать условия для:

    • Формирования целеполагания, прогнозирования;

    Познавательные УУД: организовать упражнения, направленные на:

    • закрепление навыка выделять звуки [Б ,Б’], из состава слова;
    • обучение звуковому анализу

    Личностные:

    • Воспитывать адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества;
    • формировать эмоциональную готовность к обучению в школе. 

    Образовательные:

    Приорететная: создать условия для:

    • закрепления знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слог, слово);
    • закрепления знаний о гласных звуках и буквах А, У, И, О, Ы, Э.
    • уточнения произношения звуков [Б, Б’];
    • закрепления навыка давать характеристику [Б, Б’];
    • закрепления навыка дифференцировать звуки [Б-Б’];
    • познакомить с их графическим изображением;

    В интеграции: создать условия для:

    • закрепления практических умений и навыков пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

    Оборудование:

    Для учителя:

    демонстрационные карточки с моделями звуков; карточки-схемы характеристики звуков, буква-образ Б, буквы, кукла Буратино, «коробочка-посылка» с игрушками (труба, барабан, бубен, балалайка), «волшебная книга загадок», демонстрационные картинки для игры Угадай слово по первым звукам названий картинок», «чудесный мешочек»

    Для ребёнка:

    Зеркало на каждого ребенка, сигнальные карточки, альбомы С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц «Я учусь говорить и читать» № 2


    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Орг. Момент.

    Логопед: С добрым утром! Начат день!

    Первым делом гоним лень!

    На занятии не зевать, красиво, чётко отвечать!

    Сегодня мы с вами отправимся в сказку. Там, за ширмой, нас ждёт главный персонаж этой сказки. Кто он, угадайте:

    Деревянный озорник

    Из сказки в нашу жизнь проник.

    Любимец взрослых и детей,

    Смельчак и выдумщик затей,

    Проказник, весельчак и плут.

    Скажите, как его зовут?

    Дети: Буратино.

    Буратино: 

    В школу я, друзья,

    Попасть не смог.

    И азбука есть у меня, но в том беда,

    Что делать с ней, не знаю я!

    Логопед: Давайте, ребята, поможем Буратино разобраться с азбукой. А ты, Буратино, внимательно слушай, другим не мешай, когда тебя спросят, тогда отвечай! Сейчас тебе ребята расскажут о гласных звуках и буквах. Ребята, давайте вспомним с вами, какие звуки мы называем гласными?

    Дети:

    Воздух свободно идёт через рот,

    Нет препятствий разных.

    Голос участвует, голос поёт.

    Звук получается гласный.

    (Дети выставляют модели гласных звуков и буквы, их обозначающие)

    Дети и логопед: Гласные тянутся в песенке звонкой,

    Могут заплакать (о) и закричать (а),

    Громкий гудок паровозу подать (у),

    Нежно лошадкой могут заржать (и),

    Даже медведем могут рычать (ы),

    Эхом далеким в лесу отвечать (э).

    Буратино: Про гласные звуки и буквы я всё понял.

    Сообщение темы занятия. Знакомство со звуками [Б, Б’]

    Логопед: Молодец, Буратино. Ребята, назовите первый звук в имени Буратино? Сегодня мы будем учиться различать звуки [Б, Б’] и познакомимся с буквой, которая их обозначает. Произнесите [Б], понаблюдайте за артикуляцией в зеркале. Расскажите, какой это звук.

    Расскажите о произношении звука [Б].

    Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

    Детьми уточняется артикуляция, акустические признаки, «записывается» характеристика звука с помощью карточек-схем, обозначается цветовой символ. [Б] – Согласный, твёрдый, звонкий. Обозначаем синим цветом квадрат и жёлтым треугольник.

    Логопед: Совсем забыла. Сегодня я получила посылку от героя сказки К.И. Чуковского.

    В сказке он тонул в болоте,

    У него большой животик.

    А еще - огромный рот.

    Угадали?

    Дети: бегемот.

    Логопед: Назовите первый звук в слове бегемот. Правильно [Б’]. Произнесите [Б’], понаблюдайте за артикуляцией в зеркале. Расскажите, какой это звук.

    Детьми уточняется артикуляция, акустические признаки, «записывается» характеристика звука с помощью карточек-схем, обозначается цветовой символ. [Б’] – Согласный, мягкий, звонкий. Обозначаем зелёным цветом квадрат и жёлтым треугольник.

    Пальчиковая гимнастика.

    Бабочка-коробочка,

    Улетай под облачко.

    Там твои детки

    На берёзовой ветке.

    Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые – бабочка сидит. Мягкими и плавными движениями рук в запястьях имитировать полёт бабочки.

    Логопед: Звуки [Б, Б’] обозначает буква Б. Сколько элементов у большой буквы? Назовите элементы буквы? В какую сторону смотрит буква Б

    Звуко-буквенный анализ

    Логопед: Ребята, прочитайте слог, который получится, если буква Б встретит звук [а.]

    Дети: БА, аналогично выполняется задание со звуками [о, у, ы, э, и]

    Физминутка.

    Буратино потянулся,
    Раз — нагнулся,
    Два — нагнулся,
    Руки в сторону развел,
    Ключик, видно, не нашел.
    Чтобы ключик нам достать,
    Нужно на носочки встать.

    (Дети имитируют стихотворение, выполняя движения). (Руки вверх, вдох — потянулись; наклон — раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки.)

    Логопед: Вот и ключик, теперь откроем посылку. Что же в посылке? (Барабан, балалайка, бубен, труба). Как мы назовём одним словом эти предметы?

    Дети: Музыкальные инструменты.

    Логопед: Мы на них поиграем, но немного необычно. Я произношу слоговой ряд, а вы повторяйте и игру изображайте

    Развитие фонематических процессов.

    Дети повторяют слоговые ряды и имитируют игру на музыкальном инструменте.

    Логопед: ба-бо-ба, бу-бо-бу – играет труба.

    Бум-бам-бум, бым-бэм-бым – играет барабан.

    Бим–бям - бим – играет балалайка.

    Бюм – бим - бим – звенит бубен.

    Молодцы.

    Дифференциация звуков [Б - Б’]

    Логопед: Здесь ещё и стихотворение. Назовите слова со звуками [Б, Б’]

    Бегемот затеял бал.

    Всех зверей на бал созвал:

    Белочки во флейты дуют,

    Польку бабочки танцуют,

    Даже тихий барсучок

    Туфельками чок да чок!

    Покажите фонариками, кого позвал бегемот. Для гостей в названии которых слышим [Б] – зажжём синий фонарик. [Б’] – зелёный. (Зебра, бизон, обезьяна, белка, барсук, бобр, крот)

    Физкульт. минутка. Зрительная гимнастика.

    Белка дятла поджидала,

    Гостя вкусно угощала.

    Ну-ка, дятел, посмотри!

    Вот орехи – 1,2,3.

    Пообедал дятел с белкой

    И пошел играть в горелки.

    Резко перемещают взгляд влево-вправо.

    Смотрят вверх-вниз.

    Моргают глазками.

    Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.

    Формирование лексико - грамматического строя речи

    Образование относительных прилагательных.

    Логопед: откроем с вами страницу 19 и посмотрим, чем ещё угощала белка дятла. Назовите продукты, которые приготовила белка для супа, компота, икры? Как называется суп, который белка сварит из рыбы, грибов? Компот? Икра?

    Логопед: Белка готовилась к балу и нарядилась. Что она надела давайте угадаем по первым звукам названий картинок. Обозначим их модельками и отгадаем слово, обозначив звуки буквами.

    Дети выполняют задание.

    Логопед:

    Все гости собрались на бал.

    Никто на бал не опоздал.

    Они там пели и плясали,

    А мы здесь звуки изучали

    Назовите звуки, которые мы изучали? Расскажите о звуках [Б, Б’], чтобы Буратино всё чётко усвоил.

    Буратино: Спасибо, ребята. Теперь я понял всё о звуках и буквах. Побегу папе Карло расскажу о своём приключении.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте "Звук и буква Ч"

    занятие по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте...

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Буквы Ф, ф"

     Цель: закрепить звуки [ф], [ф’]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие....

    Обучение грамоте детей с речевыми нарушениями (1-я часть)

    В первой части презентации представлены игры и пособия, развивающие фонематический слух детей с речевыми нарушениями....

    Обучение грамоте детей с речевыми нарушениями (2-я часть)

    Во второй части презентации представлены игры, упражнения и пособия, используемые для развития фонематического восприятия детей с нарушениями речи....

    Индивидуальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по автоматизации звука [С’] в слогах, словах и предложениях

    Индивидуальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по автоматизации звука [С’] в слогах, словах и предложениях...

    Перспективный тематический план занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте у детей подготовительной группы

    Планирование на год. В планировании представлены  варианты работы по: развитию фонематического-восприятия, звуко-слоговому анализу, грамматическому строю, активной ...

    Конспекты фронтально-групповых занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте.

    Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. (Цуканова СП., Бетц Л.Л. "УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ".)...