Занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте. Подготовительная группа
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Алтынгареева Виктория Ринатовна

Занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте . Подготовительная группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.

(подготовительная группа.)

Тема: звуки (к), (кь) (закрепление).

Цель: закрепить звуки К, Кь; учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости; обучать анализу и синтезу односложных слов; упражнять в образовании существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения, в употреблении предлога к; развивать зрительное восприятие.

 Оборудование: цветные карандаши, схемы слов мак, кит, кот, колобок, картинки, игрушка гном, картинки животных и их детенышей.

Ход занятия

1.        Организационный момент.

—        Назовите слово с первым звуком [к] или [кь].

2.        Повторение характеристики звуков [к], [кь].

—        Расскажите о звуках [к], [кь]. Звук К согласный, твердый, глухой; Кь согласный, мягкий, глухой.

  1. Дифференциация звуков [к], [кь]. Игра «Камень вата».

Дети делятся на две команды: «Камень» и «Вата». Логопед называет слова со звуками [к], [кь]. На слово с мягким согласным встает команда «Вата», на слово с твердым согласным команда «Камень». Слова: мука, испеки, печка, румяненький, от дедушки, покатился, песенка, от бабушки.

—        Из какой русской народной сказки эти слова? («Колобок».) Какой первый и последний звук в этом слове?

4.        Звуковой анализ 

—        Однажды румяный, пригожий колобок собрался в гости к подружке. Покатился он по дорожке. Катится, катится — видит: растет красный мак. Какой красивый мак!Не подарить ли мне его подружке? А мак ему в ответ: «Сначала раскрась схему моего слова».

Дети называют по порядку звуки в слове мак, характеризуют каждый звук и раскрашивают схему.

—        Сорвал колобок мак и покатился дальше. Катится, катится, а на пути море, широкое, глубокое. Плывет по морю кит. Кит говорит: «Составишь схему моего слова  я тебя  перевезу на другой берег».

Дети аналогично выполняют звуковой анализ слова кит.

—        Кит перевез колобка на другой берег. Катится колобок, катится и перед ним три дорожки. По какой идти дальше? Видит: сидит кот. Говорит кот колобку: «Если составишь схему моего слова, покажу твою дорожку».

Дети составляют схему слова кот.

—        Покатился колобок дальше и наконец прикатился к домику своей подружки. Как ее зовут? Отгадайте по первым звукам слов-названий картинок. (Вика.)(волк, ирис, картофель, апельсин).

5.        Физкультминутка-логоритмика   «Мы с ребятами шагаем»

Мы с ребятами шагаем

Части слова мы считаем.

(ком, косы, колос, молоко, балкон, куча, курица, куница, мак, человек)

6.        Упражнение в образовании существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения.

—        В гостях у Вики колобок научился играть в игру «Большой — маленький».  Сейчас мы в нее сыграем. Я назову большой предмет, а вы — маленький (лист листик, мост-мостик, дом-домик, рука-ручка, нога-ножка, ключ-ключик и т.п.).

7.        Упражнение в употреблении предлога к.

а)        Знакомство с предлогом к.

Все любят ходить в гости. Этот гном тоже любит ходить в гости к друзьям, к родным, к соседям. Его зовут К. Почему его так зовут? Маленькое слово к говорят тогда, когда хотят сказать, к какому предмету направлено движение. А вы к кому любите ходить в гости?

Логопед предлагает детям в своих ответах выделять голосом предлог к.

б)        Составление схемы предложения «Гном идет к друзьям».

Логопед показывает, что маленькое слово к предлог, стоит отдельно от других слов.

в) Закрепление предлога к. Упражнение «К кому бегут детки?» — Детеныши потерялись. Прийти к маме им поможет предлог к.

Дети  проводят детеныша к маме и составляют предложение: « Козленок бежит к козе» и т.д.

  1.  Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте "Звук и буква Ч"

занятие по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Буквы Ф, ф"

 Цель: закрепить звуки [ф], [ф’]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие....

Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б.

Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б....

Перспективный тематический план занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте у детей подготовительной группы

Планирование на год. В планировании представлены  варианты работы по: развитию фонематического-восприятия, звуко-слоговому анализу, грамматическому строю, активной ...

Конспекты фронтально-групповых занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте.

Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. (Цуканова СП., Бетц Л.Л. "УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ".)...

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе по теме: «Звук П». Презентация к занятию.

Цель: Знакомство с глухим согласным звуком П. Задачи: Коррекционно-образовательные:1. Познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;2. Познакомить детей с понятием &laq...